«Летающее крыло» с эффектом невидимки

4 февраля 2018
1
Несомненно, Ту-160М2 (именно эта машина сменит в ВКС России модель «типовой» 160-й серии) превзошла свое время и еще долго останется лидером в своем сегменте. Однако сегодня речь идет о концепции дальнейшего развития арсенала отечественной Дальней авиации. Новый комплекс, работы над которым стартовали еще несколько лет назад, должен дополнить существующие возможности «Белого лебедя» и стать еще одним надежным боевым средством стратегической военной авиации России.
2

И ракетоносец, и воздушный космодром

О том, что проект ПАК ДА не отставлен «до лучших времен», а реализуется в плановом порядке, сообщил некоторое время назад заместитель министра обороны России Юрий Борисов, курирующий в ведомстве вопросы взаимодействия с ОПК. Во время очередного посещения Казанского авиазавода он не только завел разговор на эту тему, но и даже сообщил сроки предполагаемого первого полета комплекса - 2025-2026 годы.

«Начало серийного производства ПАК ДА намечено на 2028-2029 годы», - отметил замминистра обороны РФ, подчеркнув, что характеристики у нового комплекса будут гораздо лучше, чем у всех существующих самолетов Дальней авиации.

На сегодня концепция ПАК ДА уже приобрела реальные очертания. По информации научного руководителя Государственного научно-исследовательского института авиационных систем, академика РАН Евгения Федосова, разработчиками ракетоносца уже защищен соответствующий аванпроект. Подтвердило существование проекта «самолета будущего» и ПАО «Туполев», причем, по некоторым сведениям, создан даже макет машины, выполненный в масштабе 1:10. Как говорят эксперты авиационного направления, речь идет о принципиально новом самолете - с современным прицельно-навигационным комплексом, способном применять все существующие и перспективные виды авиационного вооружения, оснащенным новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы. Примечательно, что машина может быть использована не только как ракетоносец, но и взять на себя функции дальнего перехватчика, и даже в какой-то степени использоваться в качестве летающей платформы для запуска космических аппаратов из стратосферы. В общем, как отмечают специалисты, это будет именно комплекс, способный выполнять самый широкий спектр задач боевого применения в различных условиях эксплуатации.
3

Сам проект летательного аппарата пока обозначен лишь схематично, контурно, подробно широкой публике он не представлен. Из имеющихся открытых источников можно сделать вывод, что машина будет выполнена по схеме «летающее крыло» - компоновке, при которой роль фюзеляжа играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку. Также известно, что самолет решено сделать дозвуковым: значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят ему преодолеть скорость звука. Вместе с тем, как отмечается в ряде источников, будет обеспечена пониженная заметность для радаров, то есть машину изготовят с применением технологий стелс. В целом, самолет должен превзойти по своим характеристикам многие нынешние модели летающих ракетоносцев, причем не только отечественных, но и западных. К примеру, за счет усовершенствованной схемы планера и новейших двигателей ПАК ДА получит возможность длительного пребывания в воздухе, сможет взлетать и садиться в любых условиях, принимать на борт максимально широкую номенклатуру средств поражения.

По принципу разумной достаточности

Ближайшие конкуренты ПАК ДА - американские Northrop B-2 Spirit и В-1В Lancer - проигрывают нашей модели по целому ряду параметров. Кстати, Россия и США являются единственными мировыми державами, имеющими в составе своих вооруженных сил стратегическую авиацию. Так в чем же уступают самолеты заокеанского производства нашим? Отличия относятся, к примеру, к возможностям приема полезной нагрузки, которая у американцев представлена, в основном, бомбами, а не ракетами. Кроме того, для бюджета Пентагона, даже с его колоссальными размерами, содержание такого вида техники становится все более обременительным. Известно, например, что стоимость B-2 Spirit превышает фантастические 2 млрд долларов, и не случайно программа выпуска этих самолетов была свернута после выпуска всего лишь двух десятков таких машин. Не исключено, что именно по этой причине проект будущего стратега Long Range Strike Bomber LRS-B сейчас отодвинут как минимум до середины 30-х годов нынешнего столетия.
4

Российская разработка подобных гигантских трат не предполагает. По имеющимся сведениям, основу конструкции ПАК ДА составят относительно недорогие композитные материалы. Не таким затратным выйдет проект и с учетом поставок титана - материала, который активно применяется в авиастроении подобного назначения. Ведь нельзя забывать, что Россия является второй в мире (после Китая) обладательницей запасов этого металла. Более того - российская металлургическая компания «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» считается крупнейшей на планете производительницей титана и изделий из него, а также единственной в мире титановой компанией, осуществляющей полный цикл производства - от переработки сырья до выпуска конечной продукции. Естественно, что, обладая подобным сырьевым, а также техническим заделом, основанном, в том числе, на успешном производстве непревзойденных по своим характеристикам самолетов Ту-160, наша страна сможет уверенно и не так болезненно для бюджета выпускать современную технику для стратегической авиации. Как отмечает замминистра обороны РФ Юрий Борисов, ПАК ДА идет следом за восстановлением Ту-160, а потому перед промышленностью поставлено требование повторного использования оборудования и технологических подходов. Это относится, скажем, к бортовому радиоэлектронному оборудованию, которое планируется применять на Ту-160М2: оно должно в максимально полном виде перекочевать и на ПАК ДА.

«Там, где можно унифицировать и сэкономить на подготовке, мы будем делать это с целью удешевления проектов», - подчеркнул Юрий Борисов.

Что касается вооружения, то уже прозвучала информация о том, что ракеты, которыми будет оснащен ПАК ДА, получат функции искусственного интеллекта, а также дальность боевого применения до 7 тысяч километров. Герой России, генерал-полковник Виктор Бондарев, до недавнего времени занимавший пост главкома ВКС, отмечает, что ракеты для нового самолета получат возможность анализировать воздушную и радиолокационную обстановку и на основании этого анализа принимать решение о высоте и скорости своего полета.

«Такие ракеты уже есть, мы работаем над ними», - подчеркнул генерал Бондарев.

Кстати, именно с наличием современных средств поражения связано отсутствие у ПАК ДА возможностей для работы на сверхзвуке. Как отмечает заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, требования к скорости полета на сегодня не столь актуальны при наличии авиационных средств поражения новых характеристик.

«Ракеты начинают стрелять дальше, быстрее, на подходе гиперзвук, поэтому мы не выдвигаем уже к самолетам перспективного облика Дальней авиации таких серьезных требований к его летно-техническим характеристикам», - подчеркивает замглавы российского военного ведомства.

Концепция совершенства

«Стратегические авиационные комплексы Дальней авиации в настоящее время и в перспективе будут одной из наиболее важных систем вооружения военно-воздушных сил, - полагает военный эксперт, генерал-майор запаса, кандидат военных наук, профессор Александр Цымбалов. - В этой связи основное предназначение ПАК ДА представляется в качестве, во-первых, стратегического (ядерного) сдерживания и ведения боевых действий в составе стратегических ядерных сил РФ, а во-вторых, сдерживания (не стратегического, не ядерного) и ведения боевых действий в конфликтах, локальных и региональных войнах с применением обычного оружия в составе группировок войск (сил) на континентальных и морских (океанских) театрах военных действий».
5

Что касается задачи стратегического сдерживания, которая связана с угрозой уничтожения в случае начала военных действий важных административных, экономических и военных объектов, то основными требованиями к ПАК ДА, по мнению экспертов, являются межконтинентальная досягаемость, гарантия применения оружия по стратегическим целям, которая обеспечивается высокой выживаемостью при преодолении системы ПВО противника и применением высокоточного оружия большой дальности.

«И американская программа Long Range Strike Bomber LRS-B, и наша идут примерно в одном направлении, - отмечает эксперт портала Avia.pro Валерий Смирнов. - И там, и у нас отказались от гиперзвуковой режима, а также от сверхзвукового крейсерского режима в силу дороговизны разработок. Комплекс ПАК-ДА будет дозвуковым, что будет компенсироваться внедрением комплекса мер по малозаметности и применением гиперзвуковых ракет большого радиуса действия, которые уже разрабатываются концерном «Тактическое ракетное вооружение». Возможные лучшие качества американского аналога по малозаметности решено компенсировать большим радиусом действия крылатых ракет и их гиперзвуковой скоростью. Такие ракеты позволят с более дальнего расстояния производить пуск, что позволит минимизировать взаимодействие с ПВО противника».

К очевидным достоинствам будущей российской машины для Дальней авиации эксперт также относит более совершенную астронавигационную систему позиционирования, которая не будет иметь жесткой привязки к навигационным спутникам, а значит, станет более эффективной в условиях жесткой радиоэлектронной борьбы. Также самолет предполагается оснастить бесплатформенной интегральной навигационной системой на основе волоконно-оптических гироскопов.

«Объединенной приборостроительной корпорацией разрабатывается уникальная система связи для перспективных самолетов. Структуры корпорации Ростех подключены к созданию бомбардировщика будущего, а значит, это действительно будет перспективный авиационный комплекс будущего», - заключает Валерий Смирнов. 
Источник: официальный сайт телеканала "Звезда"

Автор: Администратор
комментариев нет | оставить комментарий