Особенности подготовки руководителя занятия, личного состава, средств инженерного вооружения, УМБ к занятию по инженерной подготовке

Подготовка к занятиям

Подготовка к проведению занятий по инженерной подготовке включает: подготовку руководителя занятия и руководителей занятий на учебных местах, разработку плана проведения занятия, подготовку учебных мест, УМБ и подготовку обучаемых к занятию.

Подготовка руководителя осуществляется на показных и инструкторско-методических занятиях, инструктажах и в ходе самостоятельной работы. Самостоятельная работа начинается с изучения соответствующего раздела программы боевой подготовки, руководящих документов (указаний) по организации боевой подготовки, условий выполнения нормативов. При необходимости руководитель занятия получает консультации и рекомендации начальника инженерной службы, учитывая опыт прошедшего периода обучения, останавливаясь на вопросах, которые вызывают особые трудности.

Исходные данные для проведения занятий – тему, содержание учебных вопросов, место проведения, время, а также количество и наименование СИВ, необходимых на занятие, руководитель берет из программы боевой подготовки, указаний непосредственного начальника и начальника инженерной службы.

При изучении исходных данных руководитель уясняет тему, содержание учебных вопросов, учитывая пройденные темы и темы, которые еще предстоит отработать; определяет (согласовывает) место проведения занятия.

В результате изучения и определения исходных данных составляется схема проведения занятия и определяются учебные вопросы.

Непосредственно на месте (на полигоне, инженерном городке, учебной площадке) проведения занятия руководитель занятия уточняет: количество учебных мест, наличие и состояние учебного оборудования и сооружений; определяет емкость и оснащение учебных мест, порядок их смены; определяет (если они не оборудованы ранее) места (пункты) обогрева личного состава, отдыха, и курения.

Личная подготовка завершается составлением план-конспекта.

Подготовка обучаемых к занятию осуществляется под руководством сержантов, а по наиболее сложным темам – офицеров, во время, отведенное для самоподготовки. Подготовка включает изучение или повторение учебного материала, необходимого для успешного усвоения темы предстоящего занятия. Например, изучаются ТТХ, устройство и принцип действия мин инженерных боеприпасов, порядок установки и обезвреживания (снятия), условия выполнения нормативов и т.д.

Обязательным является изучение всеми военнослужащими, привлекаемыми на занятие, требований безопасности при производстве земляных работ, строительстве (возведении, сборке) фортификационных сооружений, производстве взрывных работ, при обращении с ВВ, СВ инженерными и другими боеприпасами. Кроме того, обучаемые ознакомляются (под роспись) с содержанием статей УК РБ об ответственности за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение перевозку или ношение, а также хищение, либо вымогательство оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Проведение занятий

Структура каждого занятия по инженерной подготовке включает вводную, основную и заключительную части.

Во вводной части занятия проверяется наличие личного состава, внешний вид, экипировка и оснащение. Затем проводится контрольный опрос с целью проверки выполнения задания на самоподготовку, а на занятиях по темам: «Взрывчатые вещества и огневой способ взрывания», «Инженерные заграждения» – обязательный опрос с целью проверки знания требований безопасности. Продолжительность опроса не должна превышать 10 – 12 минут.

После опроса руководитель объявляет тему занятия, учебные цели и порядок проведения занятия. При проведении практических занятий в поле указывает на местности ориентиры, исходный и огневой рубежи, командный пункт, место расположения полевого склада ВВ и СВ (мин), основные и опасные направления, маршруты (пути) отхода, укрытия и определяет безопасное расстояние от места производства взрыва (взрывов).

Основная часть включает в себя сообщение новых знаний и умений, закрепление этих знаний в памяти и проверку степени усвоения. Учебные вопросы должны излагаться последовательно методом рассказа, показа и приема.

В ходе занятий и тренировок руководитель занятия контролирует работу руководителей на учебных местах, руководит сменой учебных мест, определяет характерные недостатки; при необходимости применяет индивидуальный способ обучения лично или закрепляет за отстающими командира отделения (ЗКВ) для дополнительной тренировки по устранению вскрытых недостатков.

В случае нарушения требований безопасности, особенно при обращении с ВВ, СВ, средствами имитации, нарушения порядка и правил установки, снятия (обезвреживания) мин, уничтожения ВОП, руководитель занятия немедленно прекращает занятие (выполнение норматива), выстраивает обучаемых (при необходимости организует немедленный отход в укрытие или на безопасное расстояние), после чего поясняет суть нарушения (неправильного действия), его возможные или неминуемые вредные (опасные) последствия.

В конце основной части занятия руководитель проводит анализ качества усвоения учебных вопросов обучаемыми, заслушивает доклада руководителей на учебных местах и на этой основе устанавливает типичные ошибки в действиях обучаемых. Это позволит определить конкретные недостатки для их устранения в период самоподготовки и дополнительного занятия с целью подготовки к очередному занятию.

В заключительной части руководитель указывает, как выполнены учебные цели, кто из обучаемых добился лучших результатов (показал твердые знания и умения), доводит типичные или существенные индивидуальные ошибки и ставит задачи по устранению выявленных недостатков. Для закрепления полученных знаний и навыков руководитель дает задание на самоподготовку.

Целесообразно проводить отдельно разбор занятия с руководителями на учебных местах.

Занятие завершается проверкой наличия и состояния оружия, боеприпасов, СИВ и учебного оборудования, а в случае применения боевых ВВ, СВ, взрывателей к противотанковым минам, имитационных или учебно-имитационных средств, – и отчетной документации.