Порядок проведения инженерной разведки маршрута движения, брода, моста, съезда, места установки агрегат»
Инженерная разведка путей движения войск
ЦЕЛЯМИ ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКИ ПУТЕЙ ДВИЖЕНИЯ ВОЙСК ЯВЛЯЮТСЯ:
- получение данных о состоянии существующих дорог, изыскание трасс новых дорог и возможностей движения войск вне дорог.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, НАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ РАЗВЕДКИ, ДОЛЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ:
- состояние пути и возможность пропуска по нему боевой и специальной техники;
- состояние дорожных сооружений и наличие обходов препятствий, заграждений, трудно проходимых участков;
- возможности движения войск вне дорог по колонным путям в выбранном направлении;
- наличие местных дорожно-строительных материалов и возможность их использования.
РАЗВЕДКУ ДОРОГ И КОЛОННЫХ ПУТЕЙ ПРОВОДИТ ИРД. ЕГО ОСНАЩЕНИЕ:
- миноискатели - 2-4 шт.; - комплект средств разведки и разминирования; - комплект средств разведки с вертолета; - пенетрометр – 1-2 шт.; - 20-м рулетка; - метр складной; - бинокль; - компас; - дальномер; |
- надувная лодка; - спасательные жилеты; - шанцевый инструмент; - карточки инженерной разведки; - чертежно-письменные принадлежности; - топографическая карта; - справочные материалы; - средства связи; - автомобиль (вертолет). |
При разведке минных заграждений, а также разрушений на дороге необходимо установить границы МП (протяженность разрушенного участка); характеристику МП, способы установки и тип мин в МП (характеристику разрушенного участка); потребные силы и средства для устройства прохода (восстановления разрушенного участка) или устройства обхода, наличие ремонтных материалов.
Разведка МП вручную может быть организована СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
- 1-й номер – командир отделения, руководит действиями номеров расчета;
- 2-й и 3-й номера – отыскивают обходы МП вправо и обозначают его границы;
- 4-й и 5-й номера – отыскивают обходы МП влево и обозначают его границы, ведут радиационную и химическую разведку;
- 6-й и 7-й номера – определяют тип мин, способы их установки и глубину МП;
- водитель транспортного средства находится в готовности к открытию огня, ведет наблюдение за местностью и сигналами.
Распределение обязанностей в отделении (группе, расчете) при разведке разрушений и объездов разрушенных участков дороги может быть СЛЕДУЮЩИМ:
- 1-й номер – командир отделения, руководит действиями отделения;
- 2-й и 3-й номера – определяют характер и протяжность разрушений;
- 4-й и 5-й номера – проверяют местность на наличие МВЗ;
- 6-й и 7-й номера – отыскивают объезды, определяют проходимость местности и ремонтные материалы, ведут радиационную и химическую разведку;
- водитель транспортного средства находится в готовности к открытию огня, ведет наблюдение за местностью и сигналами.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРИ ВЕДЕНИИ РАЗВЕДКИ С ВЕРТОЛЕТА ЯВЛЯЮТСЯ:
- определение пропускной способности маршрута, состояния дорожных сооружений и необходимого объема работ по восстановлению;
- установление характера заграждений и разрушений и возможность подготовки обходов;
- определение наличия дорожно-строительных материалов.
Состав ИРД зависит от объема выполняемой задачи, типа вертолета и условий ее выполнения.
НА ВЕРТОЛЕТЕ ИРД СОСТОИТ ИЗ ДЕВЯТИ ЧЕЛОВЕК:
- 1-й номер – командир ИРД (офицер) ведет оценку маршрута, руководит действиями номеров дозора, заносит данные на карту с записью их на диктофон (магнитофон);
- 2-й номер – заместитель командира ИРД (старший группы наземной разведки объектов);
- 3-й номер – разведчик-наблюдатель [он же ведет фотографирование и киносъемку (видеосъемку)];
- 4-й номер – радист;
- 5-й номер – химик-дозиметрист;
- 6-й и 7-й номера – саперы-разведчики;
- 8-й и 9-й номера – водолазы-разведчики.
Кроме средств аэрофотографирования ИРД оснащается фотокамерой («Зенит», «Зоркий»), дальномерами, средствами для разведки дорог, МВЗ, водных преград, мостов, средствами связи, звуковой записи, рабочей картой и формами отчетной документации.
При разведке маршрута с наземной доразведкой объектов вертолет совершает полет курсом параллельно маршруту движения на высоте 50-80 м и удалении 50-100 м от дороги. Полет проводится по утвержденной программе.
Инженерная разведка моста
ПЕРЕД ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКОЙ СТАВЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- проверить мост на минирование и радиоактивное заражение;
- выявить техническое состояние основных элементов моста, их размеры, величины пролетов; обнаружить есть ли повреждения и разрушения пролетного строения, опор, отдельных элементов моста;
- определить грузоподъемность моста.
В разведку выделяют (в зависимости от длины, системы и конструкции моста) от отделения до взвода саперов, как правило, во главе с офицером.
ОСНАЩЕНИЕ ИРД:
- карта района;
- измерительные приборы и инструмент;
- средства разведки заграждений;
- средства разведки водной преграды;
- средства радиационной и химической разведки;
- фотоаппарат.
Величину пролетов, поперечные размеры моста, размеры опор определяются с точностью до 5 см, поперечные сечения элементов деревянных мостов – с точностью до 1 см, металлических элементов мостов – с точностью до 1 мм. Измерения производят рулетками, складными метрами, штангенциркулями и кронциркулями, за расчетный размер принимают среднее арифметическое значение величин, полученных в результате не менее двух измерений.
В результате обследования моста, измерения сечений элементов и основных размеров их получают данные для составления карточки инженерной разведки.
В КАРТОЧКЕ ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКИ УКАЗЫВАЮТ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:
- сведения о пролетных строениях и опорах;
- сведения о повреждениях и разрушениях моста;
- выводы о грузоподъемности и рекомендации по возможным способам усиления и восстановления элементов.
К КАРТОЧКЕ ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКИ ПРИКЛАДЫВАЮТ:
- схему моста (вид сбоку и поперечное сечение) в масштабе 1:500 – 1:2000;
- схемы пролетных строений и опор моста, отличных друг от друга, в масштабе 1:100 – 1:200;
- чертежи отдельных деталей и узлов в масштабе 1:10 – 1:20;
- чертежи (эскизы) разрушенных и поврежденных частей моста;
- фотографии моста в целом, отдельных пролетных строений и опор, а также поврежденных и разрушенных частей моста (Приложение 2. - См. в конце страницы).
Разведка района постройки моста
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКИ РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТА ЯВЛЯЮТСЯ:
- выбор места строительства моста;
- выбор места сосредоточения инженерно-мостостроительного подразделения перед выходом к преграде;
- выбор места расположения склада мостовых конструкций у преграды и путей их подвоза к месту строительства моста;
- выбор путей подходов к мосту; определение сил и средств для строительства моста.
ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТА ДОЛЖНА УСТАНОВИТЬ:
- створы строительства моста;
- профили поперечного (живого) сечения преграды в выбранных створах;
- режим водной преграды;
- грунт дна, берегов и подходов к мосту; наличие заграждений на реке и подходах к ней;
- места складирования мостовых конструкций у преграды;
- район сосредоточения инженерно-мостостроительного подразделения;
- наличие и состояние путей подвоза мостовых конструкций от склада мостовых конструкций к мосту;
- объем задач по оборудованию района строительства моста.
ПРИ РАЗВЕДКЕ ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ:
- профиль поперечного сечения с помощью эхолота ЭИР (ИРЭЛ) или непосредственными промерами;
- ширину преграды с помощью саперного дальномера, буссоли, нивелира, квантового дальномера или непосредственным промером;
- глубину воды непосредственным промером или с помощью эхолота ЭИР (ИРЭЛ);
- профиль суходола, берегов и подходов к водной преграде нивелировкой, ватерпасовкой или уклономером и рулеткой;
- скорость течения с помощью гидрометрической вертушки, гидроспидометра или поплавка;
- характер грунта дна с помощью донного щупа, а проходимость местности с помощью пенетрометра.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ГРУНТА
Вид грунта |
Характерные признаки грунта |
Песок мелкий |
Размер зерен до 0,5 мм |
Песок средний |
Размер зерен от 0,5 до 10 мм |
Песок крупный |
Размер зерен от 1 до 2 мм |
Гравий, галька |
Размер зерен больше 2 мм |
Супесь |
Во влажном состоянии малопластичен; при растирании ощущается преобладание песчаных частиц; скатывание в шнур затруднительно; шарик из влажного грунта при легком надавливании рассыпается. |
Суглинок |
При растирании ощущается наличие песчаных частиц; из влажного грунта можно раскатать короткий шнур диаметром 2-3 мм |
Суглинок тяжелый |
Из влажного грунта можно раскатать шнур диаметром 1-2 мм; шарик из влажного грунта при сдавливании в лепешку трескается по краям. |
Глина плотная |
Песчаные частицы при растирании грунта не ощущаются; из влажного грунта можно раскатать шнур диаметром менее 1 мм; шарик из влажного грунта при сдавливании в лепешку не трескается по краям. |
Данные инженерной разведки района строительства моста (РСМ) заносят в карточку инженерной разведки и на карту, где должны быть показаны места разведанных створов, район сосредоточения инженерно-мостостроительного подразделения, место склада конструкций, пути подвоза материалов, расположение заграждений и гидротехнических сооружений.
Для каждого створа отдельно прилагается профиль поперечного сечения преграды. Где показываются скорость течения, возможные измерения горизонта воды в период эксплуатации моста, характер грунта дна и берегов, уклоны берегов.
Разведка водной преграды в целях отыскания брода
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ БРОДА:
- дороги, тропинки или колеи, подходящие к реке с обеих сторон;
- мелковолнистая поверхность воды вместо гладкой на остальном протяжении реки;
- уширение участка реки с верховой стороны;
- прямолинейные участки русла, имеющие сравнительно меньшие поперечные уклоны;
- участки между крутыми изгибами реки – перекаты.
О местах бродов можно узнать по картам крупного масштаба, военно-топографическим описаниям, из опроса местных жителей, а также по аэрофотоснимкам.
Инженерную разведку брода проводит ИРД, который, действуя самостоятельно или в составе войсковой разведки, ДОЛЖЕН УСТАНОВИТЬ:
- ширину реки;
- направление, ширину и глубину брода;
- скорость течения и состояние грунта дна берегов реки;
- наличие заграждений на берегах и на дне реки;
- наличие в воде препятствий (ям, камней);
- превышение берегов и их крутизну;
- состояние путей, идущих к броду с обоих берегов;
наличие шлюзов, плотин и других гидротехнических сооружений, расположенных выше по течению.
Дозор, выделенный для разведки брода, действует в составе командира ИРД – офицера, отделения саперов-разведчиков и водителя транспортного средства.
ОСНАЩЕНИЕ ИРД
- надувная лодка; - два компаса; - бинокль; - три миноискателя; - комплект средств разведки и разминирования; - гидрометрическая вертушка (или другой прибор и оснащение для определения скорости течения); - уровень; - рейки; - пенетрометр; |
- три-четыре гидрокостюма - радиостанция; - карта топографическая; - карточка инженерной разведки; - два мерных шеста; - знаки и таблички для обозначения брода; - дальномер саперный (буссоль, нивелир). |
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ГЛУБИНЫ БРОДОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕХНИКИ, М.
Техника |
Скорость течения, м/с |
||
До 1 |
До 2 |
Более 2 |
|
Автомобили (бронетранспортеры колесные): |
|||
|
0,6 |
0,5 |
0,4 |
|
1 |
0,9 |
0,8 |
|
0,8 |
0,7 |
0,6 |
|
1,5 |
1,4 |
1,3 |
|
1,2 |
1,1 |
1 |
Легкие тягачи и тракторы |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
Разведка места установки агрегата
ОНА ВКЛЮЧАЕТ:
- разведку и уточнение пригодности позиций по несущей способности грунтовых оснований;
- выполнение работ по обеспечению заезда агрегатов на площадке развертывания;
- при необходимости, выполнение работ по усилению грунтовых оснований в местах развертывания агрегатов путем выкладки плит из комплекта машины инженерного обеспечения боевых действий (МИОБД).
Приложение 2
Карточка инженерной разведки моста
1. Общие сведения
2.
Схема моста через р.______________ у н.п. ________________ М. 1:1000
Пролетное строение |
Проезжая часть |
Тип |
Поперечный с защитным продольным настилом |
Повреждения |
Защитный настил изношен на 30% |
||
Несущая часть |
Тип |
Деревянные простые прогоны |
|
Материал |
Сосна |
||
Повреждения |
Отсутствуют |
||
Опоры |
Тип |
Плоские свайные |
|
Материал |
Сосна |
||
Повреждения |
Отсутствуют |
||
Сведения о минировании |
На правом берегу имеются мины на подходах к мосту. Мост не разминирован |
||
Состояние подходов к мосту |
Удовлетворительное |
||
Обходы и броды |
На расстоянии 200 м выше моста имеется брод глубиной до 0,5 м. Подходы к нему проходимы без техники |
||
Производственные мероприятия в районе моста |
В 2-х км от моста на левом берегу имеется лесозавод с тремя пилорамами |