Порядок проведения инженерной разведки маршрута движения, брода, моста, съезда, места установки агрегат»

Инженерная разведка путей движения войск

ЦЕЛЯМИ ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКИ ПУТЕЙ ДВИЖЕНИЯ ВОЙСК ЯВЛЯЮТСЯ:
- получение данных о состоянии существующих дорог, изыскание трасс новых дорог и возможностей движения войск вне дорог.

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, НАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ РАЗВЕДКИ, ДОЛЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ:
- состояние пути и возможность пропуска по нему боевой и специальной техники;
- состояние дорожных сооружений и наличие обходов препятствий, заграждений, трудно проходимых участков;
- возможности движения войск вне дорог по колонным путям в выбранном направлении;
- наличие местных дорожно-строительных материалов и возможность их использования.

РАЗВЕДКУ ДОРОГ И КОЛОННЫХ ПУТЕЙ ПРОВОДИТ ИРД. ЕГО ОСНАЩЕНИЕ:

-     миноискатели - 2-4 шт.;

-     комплект средств разведки и разминирования;

-     комплект средств разведки с вертолета;

-     пенетрометр – 1-2 шт.;

-     20-м рулетка;

-     метр складной;

-     бинокль;

-     компас;

-     дальномер;

-     надувная лодка;

-     спасательные жилеты;

-     шанцевый инструмент;

-     карточки инженерной разведки;

-     чертежно-письменные принадлежности;

-     топографическая карта;

-     справочные материалы;

-     средства связи;

-     автомобиль (вертолет).

При разведке минных заграждений, а также разрушений на дороге необходимо установить границы МП (протяженность разрушенного участка); характеристику МП, способы установки и тип мин в МП (характеристику разрушенного участка); потребные силы и средства для устройства прохода (восстановления разрушенного участка) или устройства обхода, наличие ремонтных материалов.

Разведка МП вручную может быть организована СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
- 1-й номер – командир отделения, руководит действиями номеров расчета;
- 2-й и 3-й номера – отыскивают обходы МП вправо и обозначают его границы;
- 4-й и 5-й номера – отыскивают обходы МП влево и обозначают его границы, ведут радиационную и химическую разведку;
- 6-й и 7-й номера – определяют тип мин, способы их установки и глубину МП;
- водитель транспортного средства находится в готовности к открытию огня, ведет наблюдение за местностью и сигналами.

Распределение обязанностей в отделении (группе, расчете) при разведке разрушений и объездов разрушенных участков дороги может быть СЛЕДУЮЩИМ:
- 1-й номер – командир отделения, руководит действиями отделения;
- 2-й и 3-й номера – определяют характер и протяжность разрушений;
- 4-й и 5-й номера – проверяют местность на наличие МВЗ;
- 6-й и 7-й номера – отыскивают объезды, определяют проходимость местности и ремонтные материалы, ведут радиационную и химическую разведку;
- водитель транспортного средства находится в готовности к открытию огня, ведет наблюдение за местностью и сигналами.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРИ ВЕДЕНИИ РАЗВЕДКИ С ВЕРТОЛЕТА ЯВЛЯЮТСЯ:
- определение пропускной способности маршрута, состояния дорожных сооружений и необходимого объема работ по восстановлению;
- установление характера заграждений и разрушений и возможность подготовки обходов;
- определение наличия дорожно-строительных материалов.

Состав ИРД зависит от объема выполняемой задачи, типа вертолета и условий ее выполнения.

НА ВЕРТОЛЕТЕ ИРД СОСТОИТ ИЗ ДЕВЯТИ ЧЕЛОВЕК:
- 1-й номер – командир ИРД (офицер) ведет оценку маршрута, руководит действиями номеров дозора, заносит данные на карту с записью их на диктофон (магнитофон);
- 2-й номер – заместитель командира ИРД (старший группы наземной разведки объектов);
- 3-й номер – разведчик-наблюдатель [он же ведет фотографирование и киносъемку (видеосъемку)];
- 4-й номер – радист;
- 5-й номер – химик-дозиметрист;
- 6-й и 7-й номера – саперы-разведчики;
- 8-й и 9-й номера – водолазы-разведчики.

Кроме средств аэрофотографирования ИРД оснащается фотокамерой («Зенит», «Зоркий»), дальномерами, средствами для разведки дорог, МВЗ, водных преград, мостов, средствами связи, звуковой записи, рабочей картой и формами отчетной документации.

При разведке маршрута с наземной доразведкой объектов вертолет совершает полет курсом параллельно маршруту движения на высоте 50-80 м и удалении 50-100 м от дороги. Полет проводится по утвержденной программе.

Инженерная разведка моста

ПЕРЕД ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКОЙ СТАВЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- проверить мост на минирование и радиоактивное заражение;
- выявить техническое состояние основных элементов моста, их размеры, величины пролетов; обнаружить есть ли повреждения и разрушения пролетного строения, опор, отдельных элементов моста;
- определить грузоподъемность моста.

В разведку выделяют (в зависимости от длины, системы и конструкции моста) от отделения до взвода саперов, как правило, во главе с офицером.

ОСНАЩЕНИЕ ИРД:
- карта района;
- измерительные приборы и инструмент;
- средства разведки заграждений;
- средства разведки водной преграды;
- средства радиационной и химической разведки;
- фотоаппарат.

Величину пролетов, поперечные размеры моста, размеры опор определяются с точностью до 5 см, поперечные сечения элементов деревянных мостов – с точностью до 1 см, металлических элементов мостов – с точностью до 1 мм. Измерения производят рулетками, складными метрами, штангенциркулями и кронциркулями, за расчетный размер принимают среднее арифметическое значение величин, полученных в результате не менее двух измерений.

В результате обследования моста, измерения сечений элементов и основных размеров их получают данные для составления карточки инженерной разведки.

В КАРТОЧКЕ ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКИ УКАЗЫВАЮТ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:
- сведения о пролетных строениях и опорах;
- сведения о повреждениях и разрушениях моста;
- выводы о грузоподъемности и рекомендации по возможным способам усиления и восстановления элементов.

К КАРТОЧКЕ ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКИ ПРИКЛАДЫВАЮТ:
- схему моста (вид сбоку и поперечное сечение) в масштабе 1:500 – 1:2000;
- схемы пролетных строений и опор моста, отличных друг от друга, в масштабе 1:100 – 1:200;
- чертежи отдельных деталей и узлов в масштабе 1:10 – 1:20;
- чертежи (эскизы) разрушенных и поврежденных частей моста;
- фотографии моста в целом, отдельных пролетных строений и опор, а также поврежденных и разрушенных частей моста (Приложение 2. - См. в конце страницы).

Разведка района постройки моста

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКИ РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТА ЯВЛЯЮТСЯ:
- выбор места строительства моста;
- выбор места сосредоточения инженерно-мостостроительного подразделения перед выходом к преграде;
- выбор места расположения склада мостовых конструкций у преграды и путей их подвоза к месту строительства моста;
- выбор путей подходов к мосту; определение сил и средств для строительства моста.

ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТА ДОЛЖНА УСТАНОВИТЬ:
- створы строительства моста;
- профили поперечного (живого) сечения преграды в выбранных створах;
- режим водной преграды;
- грунт дна, берегов и подходов к мосту; наличие заграждений на реке и подходах к ней;
- места складирования мостовых конструкций у преграды;
- район сосредоточения инженерно-мостостроительного подразделения;
- наличие и состояние путей подвоза мостовых конструкций от склада мостовых конструкций к мосту;
- объем задач по оборудованию района строительства моста.

ПРИ РАЗВЕДКЕ ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ:
- профиль поперечного сечения с помощью эхолота ЭИР (ИРЭЛ) или непосредственными промерами;
- ширину преграды с помощью саперного дальномера, буссоли, нивелира, квантового дальномера или непосредственным промером;
- глубину воды непосредственным промером или с помощью эхолота ЭИР (ИРЭЛ);
- профиль суходола, берегов и подходов к водной преграде нивелировкой, ватерпасовкой или уклономером и рулеткой;
- скорость течения с помощью гидрометрической вертушки, гидроспидометра или поплавка;
- характер грунта дна с помощью донного щупа, а проходимость местности с помощью пенетрометра.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ГРУНТА

Вид грунта

Характерные признаки грунта

Песок мелкий

Размер зерен до 0,5 мм

Песок средний

Размер зерен от 0,5 до 10 мм

Песок крупный

Размер зерен от 1 до 2 мм

Гравий, галька

Размер зерен больше 2 мм

Супесь

Во влажном состоянии малопластичен; при растирании ощущается преобладание песчаных частиц; скатывание в шнур затруднительно; шарик из влажного грунта при легком надавливании рассыпается.

Суглинок

При растирании ощущается наличие песчаных частиц; из влажного грунта можно раскатать короткий шнур диаметром 2-3 мм

Суглинок тяжелый

Из влажного грунта можно раскатать шнур диаметром 1-2 мм; шарик из влажного грунта при сдавливании в лепешку трескается по краям.

Глина плотная

Песчаные частицы при растирании грунта не ощущаются; из влажного грунта можно раскатать шнур диаметром менее 1 мм; шарик из влажного грунта при сдавливании в лепешку не трескается по краям.

Данные инженерной разведки района строительства моста (РСМ) заносят в карточку инженерной разведки и на карту, где должны быть показаны места разведанных створов, район сосредоточения инженерно-мостостроительного подразделения, место склада конструкций, пути подвоза материалов, расположение заграждений и гидротехнических сооружений.

Для каждого створа отдельно прилагается профиль поперечного сечения преграды. Где показываются скорость течения, возможные измерения горизонта воды в период эксплуатации моста, характер грунта дна и берегов, уклоны берегов.

Разведка водной преграды в целях отыскания брода

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ БРОДА:
- дороги, тропинки или колеи, подходящие к реке с обеих сторон;
- мелковолнистая поверхность воды вместо гладкой на остальном протяжении реки;
- уширение участка реки с верховой стороны;
- прямолинейные участки русла, имеющие сравнительно меньшие поперечные уклоны;
- участки между крутыми изгибами реки – перекаты.

О местах бродов можно узнать по картам крупного масштаба, военно-топографическим описаниям, из опроса местных жителей, а также по аэрофотоснимкам.

Инженерную разведку брода проводит ИРД, который, действуя самостоятельно или в составе войсковой разведки, ДОЛЖЕН УСТАНОВИТЬ:
- ширину реки;
- направление, ширину и глубину брода;
- скорость течения и состояние грунта дна берегов реки;
- наличие заграждений на берегах и на дне реки;
- наличие в воде препятствий (ям, камней);
- превышение берегов и их крутизну;
- состояние путей, идущих к броду с обоих берегов;
наличие шлюзов, плотин и других гидротехнических сооружений, расположенных выше по течению.

Дозор, выделенный для разведки брода, действует в составе командира ИРД – офицера, отделения саперов-разведчиков и водителя транспортного средства.

ОСНАЩЕНИЕ ИРД

-     надувная лодка;

-     два компаса;

-     бинокль;

-     три миноискателя;

-     комплект средств разведки и разминирования;

-     гидрометрическая вертушка (или другой прибор и оснащение для определения скорости течения);

-     уровень;

-     рейки;

-     пенетрометр;

-     три-четыре гидрокостюма

-     радиостанция;

-     карта топографическая;

-     карточка инженерной разведки;

-     два мерных шеста;

-     знаки и таблички для обозначения брода;

-     дальномер саперный (буссоль, нивелир).

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ГЛУБИНЫ БРОДОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕХНИКИ, М.

Техника

Скорость течения, м/с

До 1

До 2

Более 2

Автомобили (бронетранспортеры колесные):

  • легковые типа УАЗ-469

0,6

0,5

0,4

  • грузовые типа КРАЗ-255, МАЗ-538, КАМАЗ

1

0,9

0,8

  • грузовые типа ЗИЛ-130

0,8

0,7

0,6

  • грузовые типа МАЗ-537, МАЗ-543, КРАЗ-260

1,5

1,4

1,3

  • грузовые типа ГАЗ-66, ЗИЛ-131, УРАЛ-375

1,2

1,1

1

Легкие тягачи и тракторы

0,8

0,7

0,6

Разведка места установки агрегата

ОНА ВКЛЮЧАЕТ:
- разведку и уточнение пригодности позиций по несущей способности грунтовых оснований;
- выполнение работ по обеспечению заезда агрегатов на площадке развертывания;
- при необходимости, выполнение работ по усилению грунтовых оснований в местах развертывания агрегатов путем выкладки плит из комплекта машины инженерного обеспечения боевых действий (МИОБД).

Приложение 2

Карточка инженерной разведки моста

1. Общие сведения
2.

Схема моста через р.______________ у н.п. ________________ М. 1:1000

Карточка инженерной разведки моста

Пролетное строение

Проезжая часть

Тип

Поперечный с защитным продольным настилом

Повреждения

Защитный настил изношен на 30%

Несущая часть

Тип

Деревянные простые прогоны

Материал

Сосна

Повреждения

Отсутствуют

Опоры

Тип

Плоские свайные

Материал

Сосна

Повреждения

Отсутствуют

Сведения о минировании

На правом берегу имеются мины на подходах к мосту. Мост не разминирован

Состояние подходов к мосту

Удовлетворительное

Обходы и броды

На расстоянии 200 м выше моста имеется брод глубиной до 0,5 м. Подходы к нему проходимы без техники

Производственные мероприятия в районе моста

В 2-х км от моста на левом берегу имеется лесозавод с тремя пилорамами