Восстановление разрушенных дорог, мостов и других сооружений

Массированное применение противником ядерного оружия вызовет резкое изменение обстановки на местности и военных объектах. В этих условиях успех выполнения боевых задач, стоящих перед частями во многом будет зависеть от состояния сооружений и дорог, наличия и характера лесных завалов, пожаров, затоплений, навалов грунта и других составляющих инженерной обстановки.

В целях ликвидации последствий ядерного нападения противника и восстановления боеспособности частей и подразделений возникает необходимость проведении инженерных мероприятий, выполняемых в ходе ведения боевых действий.

В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ОСНОВНЫМИ ИНЖЕНЕРНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- организация и ведение инженерной разведки;
- локализация и тушение пожаров;
- прокладка путей движения в зонах массовых разрушений и к объектам восстановления;
- выполнение аварийно-восстановительных и спасательных работ в очагах ядерного поражения.

К выполнению инженерных мероприятий привлекается личный состав воинской части, а к выполнению наиболее сложных из них - нештатное формирование - аварийно-спасательный отряд (АСО), в состав которого входят группы инженерной и химической разведки, обеспечения движения, аварийно-спасательная, пожаротушения, медицинская, химической защиты, энерго-, водо- и газоснабжения.

Особенности прокладки путей движения в зонах массовых разрушений

При ликвидации последствий ядерного нападения противника и восстановлении боеспособности части необходимо в первую очередь ПОДГОТОВИТЬ ПУТИ:
- подъезда к объектам проведения спасательных работ;
- маневра;
- подвоза резерва боезапаса со станций выжидания, полевых районов и технических позиций;
- вывода для сохранившихся подразделений и эвакуации пострадавшего личного состава из районов разрушений и зон сильного радиоактивного заражения.

Восстановление разрушенных путей и подготовка объездов производится, как правило, силами и средствами группы (отряда) обеспечения движения.

Проходы в лесных завалах целесообразно проделывать в следующем порядке. В лесной завал (по направлению прохода) уложить удлиненный заряд массой 5-8 кг длиной 9-10 м или сосредоточенный заряд массой 20-25 кг и подорвать. Обломки деревьев растаскать путепрокладчиками или тягачами с тросами. Данные о возможных объемах лесных завалов на дорогах и нормы времени на их расчистку приведены в таблице.

ДАННЫЕ О ВОЗМОЖНЫХ ОБЪЕМАХ ЛЕСНЫХ ЗАВАЛОВ НА ДОРОГАХ И НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ИХ РАСЧИСТКУ

Плотность леса (расстояние между деревьями), м

Количество деревьев, упавших на 100 п. м дороги, шт.

Продолжительность расчистки завалов в зависимости от высоты
и диаметра деревьев на 100 п. м дороги, ч

h=6 м
d=5-6 см

h=8 м
d=6-7 см

h=10 м
d=8-14 см

h=15 м
d=15-18 см

h=20 м
d=20-24 см

h=25 м
d=25-33 см

1

До 300

3,0

5,0

-

-

-

-

2

90-300

-

2,5

3,0

8,5

-

-

3

40-200

-

-

2,0

6,0

-

-

4

30-200

-

-

-

3,5

6,5

7,5

5

20-120

-

-

-

2,5

4,0

6,0

6

18-70

-

-

-

1,5

3,0

4,0

7

15-50

-

-

-

1,0

2,5

3,0

8

12-35

-

-

-

0,8

1,8

2,0

9

12-25

-

-

-

0,3

1,5

1,8

10

10-20

-

-

-

-

1,0

1,5


Завалы из камня предварительно подрывают удлиненными или сосредоточенными зарядами ВВ. При большой высоте и протяженности завалов через них могут устраиваться переезды по верху. Крутизна уклонов переездов не должна превышать 10%. Данные о возможных объемах завалов на улицах населенных пунктов и нормы времени на их расчистку приведены в таблице.

ДАННЫЕ О ВОЗМОЖНЫХ ОБЪЕМАХ ЗАВАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ 100 П. М И НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ИХ РАСЧИСТКУ

Этажность
зданий

Возможные объемы завалов, м3

Продолжительность расчистки завалов (ч) при ширине улицы (м)

Продолжительность устройства
проходов по верху завалов, ч

до 6

8-10

12-15

1

20

0,75

-

-

-

2

45

1,75

-

-

-

3

75

2,6

-

-

0,3

4

115

4,0

1,2

-

0,5

5

165

-

3,2

2,0

0,8

6

210

-

5,0

4,0

1,0

Примечание. Работы по расчистке дорог ведутся инженерно-саперным отделением, оснащенным одним БАТ.

При больших объемах работ по устройству проходов и ограниченном времени обычно подготавливаются объезды. Их подготовка заключается в укреплении труднопроходимых мест, устройстве простейших дорожных сооружений - переездов, съездов с основной дороги и въездов на нее. Труднопроходимые места укрепляются путем укладки фашин, жердевого настила или дощатого колейного покрытия. Переезды через глубокие кюветы делаются в виде фильтрующей отсыпки, состоящей из фашин, бревен, камня, жердей и грунта, или в виде временного мостика. Съезды и въезды устраиваются в виде земляной отсыпки с укреплением ее хворостом или подручным каменным материалом.

При подготовке путей большое значение имеет правильный выбор способа организации работ. В настоящее время применяются СЛЕДУЮЩИЕ СПОСОБЫ:
- рассредоточенный;
- последовательно-объектный;
- участковый;
- перекатный.

Эти способы применяются как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

ПРИ РАССРЕДОТОЧЕННОМ СПОСОБЕ подразделения выполняют работы одновременно на всем протяжении пути или последовательно по его участкам. Такая организация обеспечивает сокращение сроков подготовки пути, но требует значительного количества сил и средств.

ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-ОБЪЕКТНОМ СПОСОБЕ все подразделения последовательно сосредоточиваются на каждом объекте, переходя на последующий, ближайший по направлению движения объект в полном составе после того, как будут выполнены работы на предыдущем объекте. Способ применяется в тех случаях, когда основные работы сосредоточены на отдельных объектах или на небольших участках пути, а также при недостатке сил и средств для организации работ другим способом.

Заблаговременная подготовка путей ограниченными силами может вестись УЧАСТКОВЫМ СПОСОБОМ. Сущность его состоит в том, что работы по подготовке пути выполняются последовательно по участкам маршрута.

ПЕРЕКАТНЫЙ СПОСОБ организации работ (способ переката) целесообразно применять в тех случаях, когда для подготовки пути имеется возможность выделить несколько подразделений, способных самостоятельно выполнять весь комплекс работ на объекте. Их действия организуются таким образом, чтобы подразделения, закончившие работы на своем объекте, могли перемещаться на следующий объект, расположенный впереди места работы головного подразделения. Для обхода подразделений, работающих впереди, используются обходные или заранее подготовленные пути, на которых для преодоления препятствий устраиваются временные переходы. После окончания подготовки путей организуется их содержание.