Формы и методы обучения

Формы обучения

Формы обучения

В систему учебно-плановых форм обучения входят теоретические и практические занятия, тренировки, боевые стрельбы и пуски ракет, учения и военные игры.

Теоретические занятия обеспечивают прежде всего усвоение обучаемыми теоретических знаний, выступающих фундаментом формирования практических умений и навыков.

Практические занятия, как правило, проводятся в обстановке, приближенной к боевой: на стрельбищах и полигонах, в специализированных классах, на тренажерах и т.п. Здесь военнослужащие овладевают боевой техникой и оружием, отрабатывают приемы тактических действий в различных видах боя, в различных условиях и ситуациях.

Тренировочные занятия. К ним относятся все комплексные и специальные тренировки: физические, строевые, штабные и т.д. Они проводятся в соответствии со специальным графиком в поле, на боевых постах, на полигоне, в огневом городке, на огневых и стартовых позициях и направлены прежде всего на отработку нормативов боевой работы.

Боевые стрельбы и пуски ракет. Это специфические для ряда родов войск и видов Вооруженных Сил формы обучения. Ими, как правило, завершаются определенные этапы учебного процесса, они как бы подводят итог предшествующей подготовки военнослужащих. Вместе с тем эти формы обучения позволяют и дальше совершенствовать профессионально важные качества военнослужащих, боевую готовность подразделений и частей.

Учения. Данная форма обучения является высшей формой, она направлена на всемерное повышение полевой, воздушной и морской выучки личного состава. Учения проводятся на реальной местности, в любое время года и суток, со штатным оружием и боевой техникой. На них, как правило, имитируется активное противодействие противника, что позволяет решать учебные задачи в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Военные игры (командные и командно-штабные) предназначаются для подготовки и слаживания в первую очередь органов управления войсками, совершенствования знаний, умений и навыков офицеров и генералов. В ходе военных игр также могут апробироваться новые теоретические положения относительно организации и ведения боевых действий.

К служебно-плановым формам обучения относятся парковые дни и дни регламентных работ. Как правило, они проводятся в целях поддержания техники и вооружения в боеготовом состоянии. Вместе с тем при правильной организации данных мероприятий они могут быть использованы для технического обучения личного состава.

Внеплановые формы обучения - это школы передового опыта, технические кружки, различного рода состязания, конференции, конкурсы, викторины. Они в основном организуются в часы культурно-досуговой работы и направляются прежде всего на воспитание у военнослужащих интереса к своей специальности, стремления овладеть высотами воинского мастерства.

Главную роль в реализации названных форм обучения играют методы обучения.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений, морально-боевых и психологических качеств, необходимых для службы и боя.

В военной педагогике используется следующая система методов обучения:
- устное изложение учебного материала;
- обсуждение изучаемого материала;
- показ (демонстрация);
- упражнение;
- практическая работа (в парках, гаражах, на стартовых позициях, на аэродромах);
- самостоятельная работа.

Методы обучения

Методы обучения

Метод устного изложения учебного материала применяется на занятиях в виде рассказа, объяснения, инструктирования и лекции. Рассказ - образное, эмоциональное и последовательное изложение профессиональных знаний в описательной или повествовательной форме. Объяснение в отличие от рассказа предназначено для раскрытия смысла явлений, процессов, их причинно-следственных связей и отношений. Инструктирование - краткие и четкие указания (рекомендации) по выполнению того или иного действия. Лекция - последовательное и научно обоснованное изложение теоретических и практических проблем.

Метод обсуждения изучаемого материала применяется, как правило, в форме бесед, семинаров. Беседа - способ овладения профессиональными знаниями путем кратких ответов на заранее подготовленные вопросов. Семинар предполагает обучение военнослужащих анализу теоретических и практических проблем, это коллективный поиск путей решений таких проблем. Семинары обычно следуют за лекциями.

Метод показа (демонстрации) используется в рамках самых различных видов занятий. Основными приемами использования данного метода являются: личный показ руководителем занятий практических действий по выполнению задач; показ образцов военной техники и вооружения; демонстрация кино-, видеофильмов; звукозаписей.

В ходе формирования у военнослужащих профессиональных навыков и умений чаще всего на практических занятиях применяется метод упражнения - последовательно усложняющееся, сознательное и многократное повторение определенных приемов и действий. Упражнения бывают вводными, основными, тренировочными. Вводные упражнения предназначаются для медленного, но точного выполнения военнослужащими осваиваемых действий. Основные упражнения имеют целью формирование и развитие у обучаемых навыков и умений до высокого профессионального уровня. Тренировочные упражнения - это дополнительное повторение уже усвоенного действия (приема) в целях его закрепления.

Метод практических работ реализуется, как правило, в процессе повседневной служебной деятельности личного состава. Виды практических работ - эксплуатация, обслуживание и ремонт оружия и боевой техники, инженерное оборудование местности, тактические учения, боевые стрельбы и др.

Для закрепления знаний и умений, приобретенных военнослужащими на различных плановых учебных занятиях, весьма эффективен метод самостоятельной работы. Несмотря на индивидуальный характер, самостоятельная работа каждого специалиста требует четкой организации и контроля результатов. Основными видами самостоятельной работы являются изучение литературы и тренировки.

Существует ряд методов оптимизации процесса обучения: информативные, проблемные, активные.

Активные методы обучения включают в себя:
- деловые игры (искусственное воспроизведение на занятиях обстановки профессиональной деятельности обучаемого). Они дают возможность проигрывать свои роли при выполнении типичных должностных обязанностей;
- решение ситуационных задач (предполагает меры по моделированию обстоятельств для выполнения будущей военно-профессиональной деятельности);
- тематические дискуссии (проводятся по наиболее актуальным проблемам воинской деятельности, готовят обучаемых к творческому применению теоретических знаний на практике);
- практические упражнения (выполнение операций и действий с целью подготовки обучаемых к деятельности в определенной обстановке).

Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.

Принципы воспитания - исходные научно-педагогические положения, на основе которых осуществляется процесс воспитания.