Организация боевой подготовки. Обязанности непосредственного начальника - руководителя занятий. Обязанности руководителя при подготовке и проведении занятий

Организация боевой подготовки – целенаправленная деятельность командующих (командиров, начальников) и органов управления (штабов), направленная на построение процесса обучения подчиненных войск (сил) и их органов управления, а также на подготовку мероприятий боевой подготовки.

Организация боевой подготовки включает:
- принятие решения на организацию боевой подготовки;
- планирование боевой подготовки;
- согласование разработанных документов и представление их на утверждение;
- постановку задач и доведение необходимых планирующих документов (или выписки из них) до подчиненных;
- контроль организации и хода боевой подготовки, оценка ее итогов, пропаганда передового опыта обучения войск;
- организация руководства.

Организация учебного занятия по предметам боевой подготовки

Организационно учебное занятие состоит из трех методических частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть занятия предназначена для постановки перед обучаемыми учебной задачи, психологической подготовки их к работе на занятии по овладению изучаемым материалом, проверки готовности обучаемых и материального обеспечения к занятию.

Каждое занятие должно начинаться строго в установленное время, в месте, определенном расписанием занятий.

Прежде чем приступить к отработке учебных вопросов, руководитель занятия:
- доводит до личного состава установленные им требования безопасности на данном занятии, а также ограничения, если таковые необходимы;
- убеждается, что созданы и обеспечены безопасные условия, обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.

Основная часть занятия посвящается отработке (раскрытию содержания) учебных вопросов. В ходе отработки учебных вопросов руководитель занятия обучает личный состав, осуществляя доведение до него учебного материала спланированными приемами и способами.

В ходе занятия руководитель обязан:
- обеспечить активную работу всех обучаемых по усвоению содержания отрабатываемых учебных вопросов, выработке необходимых умений и навыков;
- строго следить за выполнением всеми присутствующими на занятии требований безопасности, определенных уставами, курсами, соответствующими наставлениями и руководствами, а также установленные руководителем занятия;
- организовать контроль усвоения обучаемыми учебного материала и, в соответствии с результатами контроля, корректировать ход занятия.

В заключительной части проводится подведение итогов занятия с выставлением оценок, обучаемым по его результатам. При проведении занятий в полевых условиях и при действиях личного состава на технике и с оружием, перед подведением итогов занятия, проверяется наличие личного состава, снаряжения, оружия и боеприпасов. При этом вооружение и штатное оружие в обязательном порядке проверяется на разряженность.

В заключение подведения итогов указываются недостатки, выявленные в ходе занятия, даются указания по их устранению, а также по подготовке к очередному занятию, задание для дальнейшего самостоятельного изучения материала.

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

Успех каждого занятия зависит, прежде всего, от военных профессиональных знаний командира и его методического мастерства. Однако какими бы знаниями и опытом ни обладал командир, он должен всегда тщательно готовиться к каждому занятию. Необходимо помнить, что военное обучение и воспитание - это творческий процесс, нуждающийся в постоянном совершенствовании. Полноценность занятия достигается всесторонней подготовкой командира к нему. Занятие должно быть ясным по цели, конкретным по содержанию, наглядным и четко организованным.

При подготовке к занятию необходимо соблюдать следующую последовательность:
- ознакомиться с расписанием занятий и программой боевой подготовки;
- уяснить тему и содержание занятия, выделив в нем главное;
- определить и четко сформулировать цель занятия, т.е. то, чему необходимо научить солдат и сержантов;
- определить метод проведения занятия, наметить приемы и действия по изучению отдельных вопросов, а также продумать вопрос о том, как увязать данную тему с предыдущей;
- произвести расчет времени;
- изучить соответствующие статьи уставов, наставлений, приказы Министра обороны, а также другие руководящие указания и документы, учебные пособия, освещающие методику обучения солдат и сержантов по вопросам темы;
- подобрать поучительные примеры из жизни своего подразделения или других подразделений части;
- отработать приемы и действия, необходимые для показа солдатам и сержантам;
- определить место проведения занятия и подготовить его;
- подготовить необходимое материальное обеспечение: учебные пособия, схемы, плакаты, чертежи, таблицы, учебные приборы, макеты, учебное оружие, диафильмы, кинофильмы и т.д.;
- продумать организацию и порядок проведения занятия и составить план-конспект;
- подготовить себе помощников, провести (если требуется) инструктаж сержантов и помощников к предстоящим занятиям;
- проверить, как солдаты и сержанты готовятся к занятию.

Готовясь к занятию, руководитель кроме того должен учесть степень подготовки обучаемых, опыт проведения предыдущих занятий, степень подготовки сержантов, состояние и наличие материальной базы. Методические советы и рекомендации по проведению инструктажа сержантов. Инструктаж сержантов следует проводить перед каждым занятием. Как правило, он проводится во время самоподготовки, продолжительность его не должна превышать 25 - 30 мин. Инструктаж необходимо проводить практически и желательно на том месте, где будет проводиться занятие с солдатами. Последовательность проведения инструктажа:
- проверить теоретические знания и практические навыки сержантов по вопросам предстоящих занятий с солдатами;
- в роли командира взвода наглядно показать, как надо организовать, материально обеспечить занятие и методически правильно обучать солдат;
- по каждому учебному вопросу приказать отдельным сержантам повторить в роли руководителя все, что было сказано;
- заставить других сделать разбор, чтобы они указали на недостатки и показали, как бы сами обучали в данном случае.

В конце инструктажа руководитель делает разбор, указывает, какие статьи уставов и наставлений изучить к предстоящим занятиям, как эти занятия материально обеспечить, кому и что подготовить, порядок составления плана-конспекта и время его утверждения.