Порядок подготовки руководителя, помощников и объектов учебно-материальной базы к занятиям. Что должно быть предусмотрено в ходе занятий. План проведения занятия

Требования к подготовке учебных занятий представляют совокупность правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения. Она предусматривает личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.

Личная подготовка включает решение следующих организационных вопросов:
- тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятия;
- подбор и изучение необходимых руководств и пособий;
- определение цели и задач учебного занятия (учебная цель (ожидаемый, планируемый результат деятельности) выбирается с учетом общих задач ПСП, содержания темы, состава обучаемых и степени их подготов­ленности;
- подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);
- выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения;
- определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;
- уточнение уровня физической и специальной подготовленности личного состава, соответствующего данному этапу обучения;
- определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценку ее целесообразности;
- определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;
- определение состава помощников руководителя занятия, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;
- определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;
- осуществлять другие организационные вопросы, вытекающие из задач и функций подразделений.

Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.

План-конспект проведения занятия, независимо от его формы и метода проведения, должен включать: наименование темы занятия; цели занятия; учебные вопросы; время проведения; место проведения; форму (метод) проведения; материальное обеспечение занятия, используемые вооружение и технику; порядок проведения занятия с указанием учебных вопросов и времени на их отработку, действий руководителя и действий обучаемых (при необходимости со схемой действий) с указанием отрабатываемых нормативов. При необходимости также указываются порядок (организация) подготовки к занятию, тактическая обстановка, выполнение норм и правил охраны окружающей среды в ходе занятия и по его окончании. Особенности оформления план-конспекта занятия и приложений к нему, карт для конкретных форм занятий и отрабатываемых тем указываются в специальных методических рекомендациях по их подготовке и проведению. При оформлении плана-конспекта определяется порядок проведения занятия по трем обязательным методическим частям занятия: вводной, основной и заключительной. Накануне занятия план-конспект утверждается у непосредственного начальника. План-конспекты на первую неделю занятий нового учебного года (периода обучения) утверждаются не позднее, чем за трое суток до начала года (периода обучения). При подготовке к проведению сборов план-конспекты занятий утверждаются за неделю до начала сбора.