Обучение выполнению нормативов по огневой подготовке: «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки»

Особенности отработки нормативов по огневой подготовке

Нормативы в ходе занятий и тренировок отрабатываются с использованием исправных учебных (боевых) автоматов (пулеметов) и учебных патронов.

Оружие должно быть полностью укомплектовано принадлежностями, уложенными на своих местах.

Тренировка по выполнению нормативов, связанных с разборкой и сборкой оружия, снаряжением лент (магазинов) производится только на учебном оружие и учебными боеприпасами на отдельном учебном месте. В исключительных случаях, допускается выполнение нормативов по разборке и сборке оружия с использованием боевого, закрепленного за военнослужащими орудия, с соблюдением особых правил бережного обращения с ним.

Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований безопасности, а также уставов, наставлений, инструкций и руководств.

Если при отработке норматива обучаемым допущена, хотя бы одна ошибка, которая могла бы привести к травме (поражению) личного состава, поломке вооружения или аварии, выполнение норматива прекращается и обучаемый оценивается на «неудовлетворительно».

За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не привело к авариям, поломке (порче) вооружения, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, оценка снижается на один балл.

При выполнении нормативов в средствах защиты кожи (ОЗК, Л-1 и т.п.) время увеличивается на 25%, а при работе в средствах защиты органов дыхания (противогазе, респираторе) – на 10%.

При температуре воздуха минус 10ºС и ниже, плюс 30ºС и выше, при сильном дожде, снегопаде, время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, а при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, оно увеличивается до 30%.

Технические неисправности вооружения, обнаруженные в ходе выполнения норматива, не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива). Обучаемый после выполнения норматива докладывает о выявленных неисправностях.

Время выполнения норматива военнослужащим отсчитывается по секундомеру с момента подачи команды «К выполнению норматива - ПРИСТУПИТЬ» (или другой установленной команды) до момента выполнения норматива и доклада обучаемого о его выполнении.

Порядок определения оценки за выполнения нормативов

Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольной попытки.

Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов по огневой подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:

«отлично»

если не менее 90% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценено «отлично»

«хорошо»

если не менее 80% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценены не ниже «хорошо»

«удовлетворительно»

если не менее 70% нормативов оценены положительно, а при оценке по трем нормативам положительно оценены два, один из них – не ниже «хорошо»

«неудовлетворительно»

если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»

Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуальным оценкам обучаемых и определяется:

«отлично»

если не менее 90% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку «отлично»

«хорошо»

если не менее 80% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку не ниже «хорошо»

«удовлетворительно»

если не менее 70% обучаемых получили положительные оценки

«неудовлетворительно»

если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»

Норматив: «Неполная разборка оружия»

Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива

Наименование норматива

Неполная разборка оружия

Условия выполнения норматива

Автомат (пулемет ПКТ) лежит на столе (чистой подстилке) дульной частью вперед, а ручной пулемет установлен на сошку дульной частью влево. У автомата (ручного пулемета) магазин пристегнут. Обучаемый находится у оружия (на исходном положении) с опущенными руками.

Порядок выполнения норматива

Руководитель занятия указывает подает команду: «К неполной разборке оружия – ПРИСТУПИТЬ».

При выполнении неполной разборке автомата (ручного пулемета) обучаемый отделяет магазин и проверяет, нет ли патрона в патроннике. Вынимает пенал принадлежности из гнезда приклада. Последовательно отделяет шомпол, дульный тормоз-компенсатор (у пулемета – пламегаситель), крышку ствольной коробки, возвратный механизм, затворную раму с затвором, затвор от затворной рамы и газовую трубку со ствольной накладкой.

При выполнении неполной разборки пулемета ПКТ обучаемый проверяет, нет ли патрона в патроннике, вынимает принадлежность и шомпол из сумки. Последовательно отделяет направляющий стержень с возвратно-боевой пружиной, затворную раму с затвором, затвор от затворной рамы, ударник от затвора, электроспуск и ствол.

Время отсчитывается от команды «К неполной разборке оружия – ПРИСТУПИТЬ» до доклада обучаемого «ГОТОВО».

Методические указания по отработке норматива

Для отработки норматива используется учебное (боевое, закрепленное за военнослужащими) оружие. В случае использования боевого оружия разборка должна проводиться с соблюдением дополнительных мер по бережному обращению с оружием.

Разборку оружия необходимо производить на столе или чистой подстилке. части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую, не бросать их, не применять излишних усилий и резких ударов по ним.

При разборке оружии с учетом нормативного времени принадлежность рекомендуется вынимать, но пенал без надобности не разбирать.

После отделения ствола ПКТ не разрешается ставить ствол на кольцевой выступ.

Подготовительные действия, не входящие в условия норматива

Действия
руководителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Только для ручного пулемета подает команду, например: «Пулемет на сошку – УСТАНОВИТЬ». Контролирует порядок выполнения приема. Фиксирует ошибки.

Устанавливает пулемет на сошку.

Обучаемый устанавливает пулемет на сошку дульной частью влево, для чего освобождает ноги сошки от пружинной застежки и отводит сошку от ствола так, чтобы ее ноги заняли фиксированное положение.

Порядок выполнения норматива

Действия
руководителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Подает команду: «К неполной разборке оружия – ПРИСТУПИТЬ». Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку.

1. При выполнении неполной разборке автомата (ручного пулемета):

отделяет магазин и проверяет, нет ли патрона в патроннике

Обучаемый удерживая автомат (ручной пулемет) левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватывает магазин, нажимает большим пальцем на защелку, подает нижнюю часть магазина вперед и отделяет его.

Проверяет, нет ли патрона в патроннике, для чего опускает переводчик вниз, ставит его в положение «АВ» или «ОД», отводит рукоятку затворной рамы назад, осматривает патронник, отпускает рукоятку затворной рамы и спускает курок с боевого взвода.

вынимает пенал принадлежности из гнезда приклада

Обучаемый утапливает пальцем правой руки крышку гнезда так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда и вынимает пенал с принадлежностью.

отделяет шомпол

Обучаемый оттягивает конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки и вынимает шомпол.

При затруднительном отделении шомпола использует выколотку, которую вставляет в отверстие головки шомпола, оттягивает от ствола конец шомпола и вынимает его.

отделяет дульный тормоз-компенсатор (у пулемета – пламегаситель)

Обучаемый пальцем (отверткой) утапливает фиксатор дульного тормоза-компенсатора (пламегасителя). Сворачивает дульный тормоз-компенсатор (пламегаситель) с резьбового выступа основания мушки (со ствола), вращая его против хода часовой стрелки.

В случае чрезмерно тугого вращения дульного тормоза-компенсатора (пламегасителя) производит отворачивание его с помощью выколотки (шомпола), вставленной в окна дульного тормоза-компенсатора (щели пламегасителя).

отделяет крышку ствольной коробки

Обучаемый левой рукой обхватывает шейку приклада, большим пальцем этой руки нажимает на выступ направляющего стержня возвратного механизма. Правой рукой он приподнимает вверх заднюю часть крышки ствольной коробки и отделяет крышку.

отделяет возвратный механизм

Обучаемый удерживая автомат (пулемет) левой рукой за шейку приклада, правой подает вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки. Приподнимает задний конец направляющего стержня и извлекает возвратный механизм из канала затворной рамы.

отделяет затворную раму с затвором

Обучаемый, продолжая удерживать автомат (пулемет) левой рукой, правой отводит затворную раму назад до отказа, приподнимает ее вместе с затвором и отделяет от ствольной коробки.

отделяет затвор от затворной рамы

Обучаемый берет затворную раму в левую руку затвором кверху. Правой рукой отводит затвор назад, поворачивает его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и выводит затвор вперед.

отделяет газовую трубку со ствольной накладкой

Обучаемый, удерживая автомат (пулемет) левой рукой, указательным пальцем правой руки поворачивает замыкатель от себя до вертикального положения и снимает газовую трубку с патрубка газовой каморы.

Если замыкатель перемещается очень туго, обучаемый надевает пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки и использует пенал для поворота замыкателя.

Докладывает руководителю занятия о выполнении норматива, например: «ГОТОВО».

2. При выполнении неполной разборке пулемета ПКТ:

проверяет, нет ли патрона в патроннике

Обучаемый, удерживая пулемет правой рукой снизу за электроспуск, большим пальцем утапливает защелку и открывает крышку ствольной коробки. Поднимает основание приемника и поворачивает предохранитель в положение «Огонь».

За рукоятку перезаряжания отводит затворную раму в заднее положение и проверяет, нет ли патрона в патроннике, а затем затворную раму, удерживая за рукоятку, плавно спускает с боевого взвода.

вынимает принадлежность и шомпол из сумки

 

отделяет направляющий стержень с возвратно-боевой пружиной

Обучаемый, удерживая пулемет левой рукой за электроспуск, правой рукой подает вперед направляющий стержень до выхода его выступа из отверстия колодки приклада. Приподнимает задний конец направляющего стержня и извлекает его с возвратно-боевой пружиной из ствольной коробки. Снимает возвратно-боевую пружину с направляющего стержня.

отделяет затворную раму с затвором

Обучаемый, удерживая пулемет левой рукой за электроспуск, правой рукой за извлекатель отводит затворную раму назад до отказа Приподнимает затворную раму, вынимает ее вместе с затвором из ствольной коробки.

отделяет затвор от затворной рамы

Обучаемый берет затворную раму в левую руку затвором кверху. Правой рукой отводит затвор назад и поворачивает его вправо так, чтобы его ведущий выступ вышел из фигурного выреза затворной рамы. Продвигает затвор вперед и, поворачивая его вправо, отделяет от затворной рамы.

отделяет ударник от затвора

Обучаемый берет затвор в левую руку каналом книзу, сдвигает ударник назад до отказа и, пальцами правой руки перемещая его за выступ вперед, извлекает ударник из канала затвора.

отделяет электроспуск

Обучаемый утапливает фиксатор выколоткой и сдвигает электроспуск вверх до выхода направляющих выступов из вертикальных пазов ствольной коробки.

отделяет ствол

Обучаемый сдвигает замыкатель ствола влево до отказа. Левой рукой, поворачивает рукоятку пулемета вперед и отделяет ствол.

Если замыкатель ствола усилием руки не сдвигается или пулемет сильно нагрет, то обучаемый вставляет в ствольную коробку затворную раму. Палец подачи прижимает большим пальцем левой руки к торцу замыкателя. Отводит затворную раму в заднее положение, при этом палец подачи сдвигает замыкатель ствола. Вынимает затворную раму.

Докладывает руководителю занятия о выполнении норматива, например: «ГОТОВО».

2. Получив от обучаемого доклад «ГОТОВО», останавливает секундомер.

 

 

Примечание: Дальнейшие действия обучаемых осуществляются в соответствие с условиями выполнения норматива «Сборка оружия после неполной разборки».

Временные показатели и оценка за выполнение норматива

Вид оружия

Оценка по времени (секунд)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

Автомат

15

17

19

Ручной пулемет

17

19

21

Пулемет ПКТ

40

45

55

Норматив: «Сборка оружия после неполной разборки»

Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива

Наименование норматива

Сборка оружия после неполной разборки

Условия выполнения норматива

Оружие разобрано. Части и механизмы автомата (пулеметов) аккуратно разложены на столе (чистой подстилке) в порядке разборки и не касаются друг друга. Обучаемый находится у оружия (на исходном положении) с опущенными руками.

Порядок выполнения норматива

Руководитель занятия подает команду: «К сборке оружия - ПРИСТУПИТЬ».

При выполнении сборки после неполной разборке автомата (ручного пулемета) обучаемый последовательно присоединяет газовую трубку со ствольной накладкой, затвор к затворной раме, затворную раму с затвором к ствольной коробке, возвратный механизм и крышку ствольной коробки. Спускает курок с боевого взвода и ставит оружие на предохранитель. Присоединяет у автомата дульный тормоз-компенсатор, а у ручного пулемета - пламегаситель. Присоединяет к оружию шомпол. Вкладывает пенал в гнездо приклада и присоединяет магазин.

При выполнении сборки после неполной разборки пулемета ПКТ обучаемый последовательно присоединяет ствол, ударник к затвору, затвор к затворной раме, затворную раму с затвором к ствольной коробке и направляющий стержень с возвратно-боевой пружиной. Опускает основание приемника и закрывает крышку ствольной коробки. Звенья шомпола и принадлежность укладывает в сумку.

Время отсчитывается от команды «К сборке оружия - ПРИСТУПИТЬ» до доклада обучаемого «ГОТОВО».

Методические указания по отработке норматива

Для отработки норматива используется учебное (боевое, закрепленное за военнослужащими) оружие. В случае использования боевого оружия сборка должна проводиться с соблюдением дополнительных мер по бережному обращению с оружием.

Сборку оружия необходимо производить на столе или чистой подстилке; обращаться с частями и механизмами оружия осторожно, не применять излишних усилий и резких ударов по ним.

Порядок выполнения норматива

Действия
руководителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Подает команду: «К сборке оружия – ПРИСТУПИТЬ». Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку.

1. При выполнении сборки автомата (ручного пулемета):

присоединяет газовую трубку со ствольной накладкой

Обучаемый, удерживая автомат (пулемет) левой рукой, правой надвигает газовую трубку передним концом на патрубок газовой каморы и плотно прижимает задний конец ствольной накладки к стволу. Указательным пальцем правой руки поворачивает замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела.

Если замыкатель перемещается очень туго, обучаемый надевает пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки и использует пенал для поворота замыкателя.

присоединяет затвор к затворной раме

Обучаемый берет затворную раму в левую руку, а затвор в правую и вставляет его цилиндрической частью в канал рамы. Затем поворачивает затвор так, чтобы его ведущий выступ вошел в фигурный вырез затворной рамы, и продвигает затвор вперед.

присоединяет затворную раму с затвором к ствольной коробке

Обучаемый берет затворную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой обхватывает шейку приклада, правой вводит газовый поршень в полость колодки прицела и продвигает затворяю раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижимает ее к ствольной коробке и продвигает вперед.

присоединяет возвратный механизм

Обучаемый правой рукой вводит возвратный механизм в канал затворной рамы. Затем, сжимая возвратную пружину, подает направляющий стержень вперед и, опустив несколько книзу, вводит его пятку в продольный паз ствольной коробки.

присоединяет крышку стволь­ной коробки

Обучаемый вставляет крышку ствольной коробки передним концом в полукруглый вырез на колодке прицела Нажимает на задний конец крышки ладонью правой руки вперед и книзу так, чтобы выступ направляющего стержня возвратного механизма вошел в отверстие крышки ствольной коробки.

спускает курок с боевого взвода и ставит оружие на предохранитель

Обучаемый нажимает на спусковой крючок и поднимает переводчик вверх до отказа.

присоединяет у автомата дульный тормоз-компенсатор, а у ручного пулемета - пламегаситель.

Обучаемый навертывает дульный тормоз-компенсатор (у ручного пулемета - пламегаситель) на резьбовой выступ основания мушки (на ствол) до упора.

Если паз дульного тормоза-компенсатора (пламегасителя) не совпал с фиксатором, он отворачивает дульный тормоз-компенсатор или пламегаситель (не более одного оборота) до совмещения паза с фиксатором.

присоединяет шомпол

 

вкладывает пенал в гнездо приклада

Обучаемый укладывает протирку, ершик, отвертку и выколотку в пенал и закрывает его крышкой (если принадлежность вынималась из пенала), вкладывает пенал дном в гнездо приклада, утопив его так, чтобы гнездо закрылось крышкой.

присоединяет магазин к автомату (пулемету)

Обучаемый, удерживая автомат (пулемет) левой рукой за шейку приклада или цевье, правой вводит в окно ствольной коробки зацеп магазина и поворачивает магазин на себя так, чтобы защелка заскочила за опорный выступ магазина.

Докладывает руководителю занятия о выполнении норматива, например: «ГОТОВО».

2. При выполнении сборки пулемета ПКТ:

присоединяет ствол

Обучаемый открывает крышку ствольной коробки, поднимает основание приемника и сдвигает замыкатель ствола влево до отказа. Затем он вставляет ствол казенной частью в ствольную коробку и, совмещая патрубок газовой камеры с трубкой газового поршня, досылает ствол назад до отказа. Закрепляет ствол, сдвинув замыкатель вправо. Рукоятку пулемета поворачивает влево.

присоединяет электроспуск

Обучаемый совмещает направляющие выступы на корпусе электроспуска с вертикальными пазами ствольной коробки и, утопив фиксатор, продвигает электроспуск вниз до отказа. Фиксатор при этом должен войти в отверстие ствольной коробки.

присоединяет ударник к затвору

Обучаемый берет затвор в левую руку, вводит передний конец ударника в канал затвора и, продвигая его вперед, присоединяет к затвору.

присоединяет затвор к затворной раме

Обучаемый берет затворную раму в левую руку, а затвор в правую. Вставляет затвор цилиндрической частью в канал затворной рамы, направляя выступ ударника в паз для отражательного выступа. Продвигает затвор назад, поворачивает его влево до отказа (ведущий выступ затвора при этом войдет в фигурный вырез затворной рамы) и продвигает вперед.

присоединяет затворную раму с затвором к ствольной коробке

Обучаемый берет затворную раму за извлекатель правой рукой так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой берет пулемет за электроспуск, указательным пальцем нажимает на спусковой крючок, правой рукой вводит в ствольную коробку затворную раму с газовым поршнем. Продвигает затворную раму вперед до отказа.

присоединяет направляющий стержень с возвратно-боевой пружиной

Обучаемый берет направляющий стержень в правую руку и надевает на него возвратно-боевую пружину так, чтобы первый виток пружины вошел в кольцевую проточку стержня. Удерживая пулемет левой руке за электроспуск, обучаемый правой рукой вводит направляющий стержень с возвратно-боевой пружиной в капал затворной рамы.

Сжимает возвратно-боевую пружину, подает направляющий стержень вперед и опускает его вниз до отказа. Вводит выступ направляющего стержня в отверстие колодки приклада.

закрывает крышку ствольной коробки и проверяет правильность сборки пулемета

Обучаемый опускает основание приемника и закрывает крышку ствольной коробки. Отводит затворную раму назад до отказа и, нажимая на спусковой рычаг, проверяет правильность сборки пулемета.

укладывает принадлежность в сумку

Обучаемый укладывает в сумку звенья шомпола и принадлежность.

Докладывает руководителю занятия о выполнении норматива, например: «ГОТОВО».

2. Получив от обучаемого доклад «ГОТОВО», останавливает секундомер.

 

 

Временные показатели и оценка за выполнение норматива

Вид оружия

Оценка по времени (секунд)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

Автомат

25

27

32

Ручной пулемет

27

29

34

Пулемет ПКТ

55

60

70