Духовно-нравственное воспитание военнослужащих: преемственность, состояние и перспективы. Пути формирования уличного состава Вооруженных Сил Российской Федерации патриотизма и верности воинскому долгу в современных условиях.

Вопросы:

1. Духовно-нравственное воспитание военнослужащих: преемственность, состояние и перспективы.

2. Пути формирования уличного состава Вооруженных Сил Российской Федерации патриотизма и верности воинскому долгу в современных условиях.

 

Патриотизм, верность воинскому долгу, честь и достоинство, твердая воля к победе, готовность к самопожертвованию во имя Отечества являются признаками высокого морально-психологического состояния личного состава.

Однако военные психологи все чаще выявляют в структуре направленности военнослужащих преобладание рациональных мотивов над идеальными, что проявляется в стремлении защитников находить смысл военной службы в высоком денежном довольствии, возможности решения жилищного вопроса, высокой социальной защищенности.

В условиях повседневной деятельности материальное стимулирование личного состава оказывает значительное влияние на уровень личной дисциплинированности, качество выполнения функциональных обязанностей, но в экстремальных условиях может не гарантировать появления готовности жертвовать собой.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания военнослужащих подтверждается и тем, что качество решаемых войсками задач во многом зависит от уровня морально-психологического состояния личного состава, его готовности переносить тяготы и лишения воинской службы, жертвовать личными интересами во благо государственных.

 

1

Духовность как главное условие победы в войне наряду с военной и технической подготовкой рассматривалась видными отечественными военачальниками. Ее значимость в разное время подчеркивали П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, М.В. Фрунзе, Г.К. Жуков и другие великие русские полководцы и флотоводцы.

Патриотизм, верность служению Отечеству, ответственность, честь, достоинство и другие духовно-нравственные качества были и остаются центральным звеном системы воспитания военнослужащих армии и флота.

Духовность и нравственность личности органически связаны с ее моральными чувствами, с ее совестью, постоянной самооценкой ею своего поведения и стремлением к нравственному развитию и самосовершенствованию.

В широком плане духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс усвоения и принятия воспитуемыми базовых государственных, национальных, воинских ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, Вооруженные Силы, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения.

Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный, организованный, комплексный процесс воздействия на психику воспитуемых и создания определенных условий в целях образования у них устойчивых механизмов формирования морального сознания и развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на существующие идеалы и ценности, формирования морального духа, духовно-нравственных отношений, поведения и культуры.

Движущей силой этого процесса выступают возникновение и осознанное преодоление противоречия между достигнутым и необходимым для успешного выполнения военно-профессиональной деятельности на нравственном уровне.

Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека.

В структуре духовно-нравственной сферы выделяют следующие элементы: нравственный идеал, предполагающий в себе определенную систему ценностей, целей, смыслов, идей, потребностей и интересов (содержащие основополагающие идеи общества); систему моральных норм, установок, требований, закрепляющихся и сохраняющихся в психологии групп, коллективов и общества в целом через общественное мнение, установки, нормы, морально-психологический климат, коллективные настроения, традиции, систему взаимоотношений, авторитеты.

Духовно-нравственную сферу военнослужащих можно представить совокупностью ценностных ориентации, включающих в себя вечные (общечеловеческие) ценности, ценности государственной идеологии и ценности военной службы.

Необходимо отметить, что во все времена в России в основе системы воспитания воина и защитника оставались вечные общечеловеческие ценности.

К ним относятся те, которые выражают отношение к обществу, природе, ближнему, себе, армии. Именно они способствуют развитию всех сущностных сил человека, его дарований и индивидуальности; помогают обрести внутреннюю нравственную свободу, осознать долг и ответственность, сформировать духовный фундамент личности (совесть, любовь, надежду, честь и достоинство).

Кроме того, к ним добавляются устойчивые ментально-этнические (традиции, обычаи, обряды, образ жизни, ритуальные действия) и социально значимые или индивидуально-личностные ценности (неистребимая воля к жизни, смелость, независимость мышления, законопослушность, справедливость, мужество, преданность, милосердие).

В свою очередь воинские ценности исторически изменялись незначительно. Беспредельная любовь к Отечеству, верность Военной присяге и Боевому знамени, мужество, доблесть, высокая дисциплина, уважение к подчиненным, понимание воинского долга, честь своего полка и товарищей по оружию, глубокое чувство товарищества - это лишь небольшая часть того, что передавалось из поколения в поколение в офицерской среде, что всегда защищало и спасало Россию от многочисленных бед и потрясений.

К боевым традициям российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др.

Ценности, лежащие в основе государственной идеологии, с течением времени изменяются в зависимости от социальной, экономической и политической обстановки.

В дореволюционный период в России пропагандировались ценности государственной идеологии (самодержавие, православие, народность); религиозной идеологии (любовь, всепрощение, покаяние, непротивление); этнической (абсолютизация обычаев, традиций, обрядов); искусства (истины, добра и красоты). Патриотизм проявлялся в девизе «За Веру, Царя и Отечество».

Революция 1917 года изменила государственную идеологию, и в молодой Советской стране основу духовно-нравственного воспитания военнослужащих составили идеи революционного энтузиазма и марксистско-ленинской идеологии.

В советский период приоритетными социальными ценностями провозглашались единство партии и народа, советский патриотизм, морально-политическое единство общества. Воспитание военнослужащих основывалось на таких ценностях, как патриотизм, гражданственность, государственность, воинский долг, ответственность, дисциплинированность, совесть, честь, вежливость, тактичность, скромность, профессионализм. Высокий патриотизм воплощался в девизе «За нашу Советскую Родину».

Теоретическим и идеологическим основанием духовно-нравственного воспитания в советский период выступали:

- необходимость формировать человека нового социалистического общества, члена единой общности - советского народа;

- руководящая роль коммунистической партии и соответствующая ей коммунистическая идеология;

- господствующие экономические отношения, построенные на отсутствии или сведении к незначительным размерам частной собственности, коллективной ответственностью за результаты труда;

- приоритет моральных ценностей над материальными и групповых и коллективных интересов над индивидуальными;

- поддержание дисциплинарной модели «революционного энтузиазма», которая лежала в основе способов мобилизации в революционный период, во время Великой Отечественной войны, «холодной войны».

После развала СССР молодое Российское государство стало правопреемником советских ценностей, которые трансформировались в новых реалиях рыночных отношений, демократического общества, главенстве идеологии частных инициатив, возрождающегося православия.

В условиях рыночных отношений появилось новое явление, когда военнослужащие по контракту, особенное рядовой состав, рассматривают службу в Вооруженных Силах с точки зрения возможности выгодного или невыгодного приложения своих усилий, словно при найме на работу на то или иное предприятие.

Данное обстоятельство требует поиска новых подходов к воспитанию военнослужащих в новых социально-экономических условиях.

На современном этапе в соответствии с Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации воспитание военнослужащих осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального российского государства, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. Указывается на необходимость обязательного учета исторического опыта, современного состояния, проблем и тенденций развития российского общества.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

 

2

 Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс формирования духовных и нравственных качеств защитника Отечества, в основе которого лежат убежденность (вера) в святости народных (национальных) идеалов, любовь к родной земле, убежденность в торжестве добра над злом.

Духовно-нравственная сфера личности формируется в процессе социализации - усвоения человеком социальных норм и ценностей, выстраивания системы моральных отношений, осознания своей социальной роли.

Мораль общества охватывает большое многообразие отношений человека в мире. Содержание духовно-нравственного воспитания военнослужащих включает формирование следующих моральных отношений:

- отношение к идеологии и политике нашего государства (правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии);

- отношение к Родине, другим народам и странам (любовь и преданность Родине; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений);

- отношение к воинской службе, труду (добросовестное отношение к служебным обязанностям, труду; соблюдение воинской дисциплины);

- отношение к общественному достоянию (забота о сохранении и умножении общественной и личной собственности; бережливость; охрана природы);

- отношение к людям (коллективизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей);

- отношение к себе (высокое сознание воинского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни;

- нетерпимость к нарушению порядка и дисциплины; принципиальность).

Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которые должны составлять основу жизни личности и ее поведения.

Механизмом формирования духовно-нравственного воспитания выступает социальная среда. Носителями ценностей являются люди, их харизматичность (стили поведения и управления), референтность (желание им подражать, следовать их примеру, ориентироваться на лучших из группы). Именно механизм референтности является операциональной основой духовно- нравственной сферы.

Духовно-нравственное воспитание военнослужащих осуществляется не только посредством специально организованных мероприятий, воспитание осуществляется в процессе повседневного труда и воинской деятельности.

На формирование патриотических чувств военнослужащих большое влияние оказывают сама служба в Вооруженных Силах, внутренний войсковой порядок и боевая подготовка, организуемые командирами подразделений.

Основу работы по воспитанию воинов-патриотов составляют формирование у них патриотического сознания, разъяснение положений Военной присяги, воинских уставов, а также требований приказов министра обороны по вопросам боевой подготовки, выполнения служебных обязанностей. Важно, чтобы каждый военнослужащий глубоко осознал, что реальным выражением его патриотических устремлений являются отличная боевая выучка и сознательная дисциплинированность. В этих целях используются плановые занятия в системе боевой и общественно- государственной подготовки, культурно-досуговые мероприятия.

Широкие возможности для воспитания патриотизма у военнослужащих представляют лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории. Эти мероприятия позволяют личному составу широко ознакомиться с военно-историческими событиями нашего Отечества, глубоко и основательно изучить боевые традиции российских Вооруженных Сил. Яркие примеры героизма наших предков не оставляют равнодушными военнослужащих, вызывают у них потребность подражать подвигам в боевых условиях, совершать мужественные поступки. Влияние подобных занятий увеличивается, если они проводятся в музеях и комнатах боевой славы, в местных краеведческих музеях.

Большое эмоциональное и воспитательное воздействие на военнослужащих оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие Военной присяги, вынос Боевого знамени, принятие в воинский строй молодого пополнения и проводы военнослужащих в запас. Вручение боевого оружия и передача военной техники новичкам оставляют заметный след в душах воинов, формируют у них чувство гордости за принадлежность к прославленным воинским частям, Вооруженным Силам России.

Большое значение в патриотическом воспитании военнослужащих имеют изучение лучших произведений литературы и искусства народов России, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест.

К основным направлениям формирования патриотизма и верности воинскому долгу уличного состава относятся:

- воспитание историей;

- воспитание на воинских традициях и ритуалах;

- воспитание на ценностях морали и нравственности.

Воспитание историей - это сохранение в памяти героического прошлого и настоящего нашего народа и его Вооруженных Сил, формирование гордости за свое Отечество.

Воспитание на воинских традициях и ритуалах. Организовываются мероприятия по пропаганде боевых традиций, проводятся уроки Мужества. Они посвящаются героическим подвигам однополчан, знаменательным событиям части, рода войск. В местах боевых сражений целесообразно организовывать участие личного состава в

Вахтах памяти, в проведении поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений.

Воспитание на ценностях морали и нравственности. К этой группе форм патриотического воспитания относятся формы, связанные с участием военнослужащих в создании музеев и комнат боевой славы, уходе и сбережении мемориальных памятников, монументов на местах знаменательных событий и битв, приведением в порядок воинских захоронений и др.

Значительным влиянием на воспитуемых, как уже отмечалось, обладают референтные для военнослужащих группы. Среди них необходимо отдельно указать на такие, как семья и религиозные организации (для верующих военнослужащих).

Работа с семьями военнослужащих, вовлечение членов семей в спортивно-массовые, культурно- досуговые и торжественные мероприятия, посвященные Дням воинской славы, общегосударственным праздникам, формируют единый взгляд на значимость воинских и государственных ценностей у членов семей военнослужащих, способствуют оказанию моральной поддержки воину со стороны семьи в преодолении тягот и лишений военной службы.

Работа религиозных организаций (традиционных для России) с верующими военнослужащими. Традиционные религии сами по себе являются носителями общечеловеческих ценностей. Нормой поведения верующего человека является регулярное самостоятельное изучение Священного Писания и молитва. Влияние священных писаний на верующих военнослужащих велико, поскольку они оказывают систематическое воздействие, когда сами военнослужащие добровольно, осознанно и самостоятельно регулярно изучают нравственные законы и выполняют их.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание военнослужащих представляет собой процесс формирования у них системы ценностных ориентаций, включающей в себя вечные общечеловеческие ценности, государственные ценности и ценности военной службы.

Отсутствие духовно-нравствен- ной основы в военной службе может проявляться: в межличностной сфере - в отсутствии по- настоящему сплоченных коллективов, в появлении неуставных взаимоотношений, глумлений и издевательств; на личностном уровне - в появлении цинизма, в стиле поведения руководителей - в подмене жесткости хамством и бездушием, когда сквернословие и оскорбление подчиненного являются нормой управленческой деятельности, нормой повседневной жизни воинского коллектива.

Основными направлениями работы по формированию у военнослужащих патриотизма и верности воинскому долгу являются:

- четкая организация внутреннего порядка и боевой подготовки;

- проведение лекций и бесед, тематических вечеров и викторин по отечественной военной истории;

- воспитание на воинских традициях и ритуалах;

- изучение лучших произведений литературы и искусства народов России, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест;

- вовлечение членов семей военнослужащих в спортивно-массовые, культурно-досуговые и торжественные мероприятия, посвященные Дням воинской славы, общегосударственным праздникам;

- работа с верующими военнослужащими - представителями традиционных для России религиозных организаций.

Из вышеизложенного следует, что на современном этапе имеется немало средств по воспитанию военнослужащих в духе патриотизма, верности воинскому долгу и личной ответственности за защиту Отечества.

 

Методические рекомендации

Во вступительном слове к занятию необходимо отметить, что в настоящее время высшее военное руководство уделяет значительное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Эта тема неоднократно обсуждалась на заседании Коллегии Министерства обороны РФ.

В первом учебном вопросе целесообразно проследить, как изменялись подходы к духовно- нравственному воспитанию военнослужащих в нашей стране на протяжении долгого периода ее существования. Здесь же уместно подчеркнуть, что некоторые составляющие структуры духовно- нравственного воспитания, например воинские ценности, с веками менялись незначительно.

При изучении второго учебного вопроса следует раскрыть содержание духовно-нравственного воспитания воинов на современном этапе, заострить внимание на рисках, связанных с отсутствием духовно-нравственной основы в военной службе, рассказать об основных направлениях духовно- нравственного воспитания защитников Отечества.

 

Рекомендуемая литература:

1. Алямкин А. Деятельность должностных лиц подразделения по организации патриотического воспитания военнослужащих (http://rae.ru/ forum2012/290/2046).

2. Самосват Д., Куршев А. Духовное и нравственное воспитание российских воинов.//Ориентир. - 2012 г. - №3.

3. Севастьянов М. Духовное и нравственное воспитание российских воинов. // Ориентир. - 2005 г. - № 7.

4. Теория и практика воспитания военнослужащих. Учебное пособие. - М., 2005.

5. Черкасов А. Духовно-нравственная составляющая военного строительства России: история, современность, перспективы. Интернет-журнал «Вестник военного и морского духовенства». 26 марта 2012 г.

 

Капитан 2 ранга Василий МАРЮТИН, доцент ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»

 

Ориентир 08 2014

 

Теги: огп