Духовное и нравственное воспитание российских воинов

Важнейшая задача воспитания российских воинов состоит в том, чтобы определить (вернуть) истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности. Состояние духа на рода, его армии, нравственное (духовное, душевное) здоровье и образованность, патриотизм и сплоченность (соборность) были и остаются важнейшими факторами жизнеспособности нации, страны, показателями развития военной организации государства.

Духовные ценности военнослужащих Российской армии: содержание и пути формирования

В чем состоит сущность духовности, как она проявляется, как ее развивать и управлять ею - на эти вопросы современная наука не дает прямых ответов. Впрочем, в постижении высокой духовности главное - не обретение разнообразных и исчерпывающих знаний о предмете, а постижение смысла и цели. Видимо, как неисчерпаем в познании человек, так до конца непознаваема в миру и его духовность. Духовность, впрочем, имеет материальные проявления и может выражаться через определенную систему ценностей, целей, смыслов, идеалов, идей, потребностей и интересов. В таком качестве она концентрирует проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.

Понятие духовности связано прежде всего со смыслообразующими и смысложизненными компонентами человеческого существования, что предоставляет возможность личности выйти за рамки обыденного бытия, преодолеть себя в процессе совершенствования, стремления к истинным светлым идеалам и реализовать их в процессе физической жизни.

Духовность армии естественным путем вытекает из духовности общества, при этом имея особенности, определенные, в частности, русским философом Иваном Ильиным. По его мнению, армия - «сосредоточенное воплощение государственной силы», «элемент государственного бытия», организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее -к смерти и убиению во имя государственной цели», «...армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели». «Каждый воин... должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Он есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти» и «должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела».

Специфика воинской деятельности в сочетании с высочайшим напряжением всех духовных и физических сил, с возможностью и необходимостью самопожертвования во имя Родины (как поется в песне, исполняемой русской певицей Викой Цыгановой: «За Россию-Мать сладко умирать»), готовностью «положить душу свою за друга своя» определяют значимость духовного фактора для армии, делают его важнейшим компонентом военных побед. Иллюстрацией этому могут служить слова великого русского полководца фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова о том, что «сколь ни важна роль военного порядка или дисциплины, они останутся бессильными тогда, когда... не осенятся тем воинским духом, который преображает все обстоятельства».

Духовное, нравственное воспитание неразрывно связано с духовной культурой общества, народа. В первую очередь она выражается в идеях. Одной из главных является идея Родины, проявляемая как патриотизм. Одно из определений патриотизма - это любовь к своему Отечеству, принадлежность к своему народу (по словам Александра Сергеевича Пушкина, «...любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»), готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Патриотизм, государственность, верность служению Отчизне и народу, честь, ответственность, достоинство и другие духовные качества были и остаются центральным звеном системы воспитания военнослужащих армии и флота. Как предмет особой заботы духовность воинов рассматривалась видными отечественными военачальниками наряду с военной и технической подготовкой как главное условие победы в войне. Ее значимость в свое время подчеркивали П.А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков,

П.С. Нахимов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, М.В. Фрунзе, Г. К. Жуков и другие великие русские полководцы и флотоводцы.

В системе духовности военнослужащих наряду с другими особо выделяется этический компонент, который включает в себя такие духовные ценности, как патриотизм, гражданственность, государственность, воинский долг, ответственность, дисциплинированность, совесть, честь воина, вежливость, тактичность, скромность, обязательность, профессиональная компетентность. Эти ценности наиболее зримо характеризуют высшую степень готовности военнослужащего армии и флота верно служить своему народу, профессионально и эффективно выполнять воинский долг, а также выступают в качестве его морально-деловых характеристик и социальных черт как личности и гражданина России.

Взаимосвязь духовных ценностей общества и армии представляет собой механизм проявления существенных признаков и элементов их содержания, а также способов и средств, укрепляющих, стабилизирующих и развивающих систему духовной безопасности личности, общества и государства на личностном, общесоциальном и военно-социальном уровнях.

Основополагающая идея, как представляется, должна быть национальной, так как влияние идей на воинов осуществляется через их духовный уклад, отражающий принадлежность к своему народу. Он включает в себя ментальность - общие ценности, традиции, идеи, чувства, верования, способы мышления. Сегодня и в нашем обществе поселилась так называемая политкорректность, которая, по сути, не позволяет назвать врага врагом плюс определяет стыдиться наших духовных ценностей. А между тем великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения, генералиссимус Александр Васильевич Су воров, говоря о духовных истоках военных побед, восклицал: «Мы - Русские! С нами Бог!». В самые трагические моменты и периоды истории России нацию спасали «мощные запасы духовной силы русского народа». Важнейшая роль здесь принадлежала и принадлежит соборности - единению людей ради возрождения православной веры и процветания Отечества... Император Петр I, который возвел патриотизм в ранг государственной политики, в приказе перед Полтавской бит
вой однозначно определил: «...не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь». Важно отметить, что высшей доблестью и важнейшим условием получения чинов и наград, закрепленным Петром Великим в табели о рангах, считались услуги Отечеству, усердие в государственных делах.

Истинный патриотизм выражается в чувстве долга перед своим Отечеством. Высшим проявлением долга, по выражению русского мыслителя А.Ф. Федорова, является «пробуждение любви к отцам и предкам. Сознание нравственного долга сынов перед отцами... Рождаясь, сыны заступают на место отцов. Поэтому их долг - вернуть отцов к жизни». B.C. Соловьев писал: «Издревле всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благо родному, почетному, которому всегда служили первейшие люди... Это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освящалось и возвеличивалось в церквах».

Важнейшей составляющей духовного и нравственного воспитания российских воинов является воспитание гражданственности. Суть ее выразил русский философ И.А. Ильин: «Государство в его духовной сущности есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным правом». Быть гражданином - значит соизмерять свои интересы с интересами государства, которое есть некая духовная община, «управляющаяся единой верховной властью и связанная единством жизни, творчества и исторической судьбой». Его прочность заключается прежде всего в «государственном настроении души и государственном правосознании» его членов. То есть без воспитания истинных граждан государство само разрушается.

Неотъемлемой частью гражданственности является национальное, историческое самосознание - сопричастность гражданина-патриота к жизни и достижениям Родины-России. Правильно сформированное сознание является связующим звеном между поколениями, прошлым, настоящим и будущим страны и народа.

Духовное наследие старших поколений передается через традиции. «Да не посрамим Земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава - рефрен боевой истории Русской - Советской - Российской армии. Героизм, стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге, воинскому долгу, беззаветная любовь к Отечеству - все это должно лежать в основе духовного и нравственного воспитания современных российских воинов. «Плохо, если у человека нет ни чего такого, за что он готов умереть» - эти слова принадлежат Л.Н. Толстому и могут быть адресованы современным представителям «профессии Родину защищать», которая предполагает сочетание высокой духовности с военно-профессиональной компетентностью.

Воинская деятельность, выражаясь в форме военной службы, по своему содержанию сложна и многогранна. При этом она обладает ярко выраженным нравственным характером, который не только пронизывает всю ее структуру, но и существенно влияет на процесс ее протекания и последствия. Духовные ценности выступают как стержень морально-нравственного сознания воинов и ориентируют их в системе сложных общественных отношений. Своеобразной цементирующей основой духовного мира военнослужащего являются, прежде всего, такие ценности, как воинский долг, честь, достоинство, ответственность. Существует и, так скажем, формула - кратко выраженный нравственный закон жизни воина, - озвученный в песне, которую душевно исполнил Иосиф Кобзон: «Душу - Богу, сердце - даме, жизнь - государю, честь - никому».

Вместе с тем для части военнослужащих сегодня характерны утрата традиционных нравственных ценностей, рез кое снижение интереса к службе, обесценивание понятий воинской чести, долга, ответственности. Многие из нынешних призывников, по оценкам специалистов в области организационно-мобилизационной работы, на момент призыва нигде не работают и не учатся, что плачевно сказывается на их ценностных установках. Среди другой части призывников, взятых в армию из сферы предпринимательской деятельности, а также теневой экономики, проявляются такие мотивы и качества, как устойчивое стремление к наживе, легкой жизни, неразборчивость в средствах достижения личных целей. Духовные ценности, так скажем, с отрицательным вектором, исповедуемые этими новобранцами, входят в противоречие с такими традиционными нашими духовными ценностями, как любовь к Родине, к военной службе, взаимное уважение, преданность традициям воинской доблести и славы предков.

Кризисные процессы, происходящие в обществе и Вооруженных Силах России, в первую очередь затрагивают обыденно-психологический уровень духовного сознания военнослужащих, вызывая в нем деструктивные изменения и отрицательные проявления. Существуя на основе отражения повседневной жизни военнослужащих, их непосредственных ближайших потребностей и интересов, традиций, нравов, этнических особенностей, он содержит такие консервативные элементы, как обывательские моральные суждения, невежественные мнения, предрассудки. На уровне обыденного духовного сознания невозможно сделать широких и достаточно глубоких теоретических обобщений. К тому же этот уровень сознания в значительной мере подвержен воздействию, например - слухов, легко поддается манипуляциям со стороны средств массовой информации (проводников информационно-психологического воздействия). Уровень обыденного морального сознания обычно не позволяет выйти за рамки личных забот и устремлений и в полной мере оценить интересы воинского коллектива, Вооруженных Сил,
общества в целом. Вопросы теоретического осмысления воинами таких сложных и важных нравственных проблем, как сущность воинского долга, смысл военной службы, честь и достоинство военнослужащего, его ответственность за безопасность Отечества, отодвигаются на задний план. В этой связи возникает уязвимость духовного сознания военнослужащих, которые теоретически незащищены от воздействия на них неблагоприятных материальных и духовных факторов.

В жизнедеятельности общества часто можно обнаружить много численные случаи аморального, безнравственного поведения. Это, к примеру, бандитизм, хулиганство, воровство, наркомания, алкоголизм, педерастия... К сожалению, сегодня в Вооруженные Силы России призываются лица, имевшие судимость. Они привносят в воинские коллективы свои отрицательные нравы, традиции и специфические нормы жизни. Все это способствует таким отклонениям в поведении военнослужащих, как воинские преступления, грубые нарушения воинской дисциплины, акты немотивированного, девиантного поведения. У военнослужащих, в поведении которых присутствуют эгоизм, подверженность страстям, расторможенность влечений, чрезмерное стремление к лидерству и агрессивность, это, как правило, проявляется во вспышках жестокости, непредсказуемых действиях, страхе, панике, предательстве...

Необходимо отметить, что трудности в осуществлении строительства Вооруженных Сил России создают пред посылки прагматизации поступков и поведения военнослужащих. Довольно часто они оказываются перед выбором нравственной позиции, средств реализации своих помыслов и намерений, что идет вразрез с требованиями внутреннего нравственного закона, воинского долга, совести и чести. Резкое снижение жизненного уровня военнослужащих и их семей приводит к тому, что частные цели воинской деятельности оттесняют на второй план общие цели, связанные с выполнением воинского долга. Неоднократное повторение данной ситуации сформировало у определенной части военных приспособленческий тип поведения, следствием которого являются нравственные отклонения.

И все-таки духовное и нравственное воспитание российских воинов, в виду морально-нравственной консервативности Вооруженных Сил, по большому счету, должно поддерживать попытку обеспечения возможности воспроизводства нравственного потенциала общества, гарантирующего нравственную выживаемость России, ее духовно-нравственную неуязвимость в случае непредвиденного или прогнозируемого изменения внутренних и внешних экономических, политических и военно-социальных условий.

Таким образом, духовные ценности военнослужащего Российской армии, по определению, данному доктором философских наук, профессором П. В. Петрием, - это линностно и социально значимые для его духовного развития процессы и явления, а также их свойства и стороны, функционирующие в исторически определенных гражданских и военно-профессиональных отношениях, позитивно влияющие на совершенствование его мировоззренческих качеств, выполнение им воинского долга, укрепление духовного потенциала Вооруженных Сил. Они формируются на основе военного и переосмысленного через него социального опыта, военно-учебных и боевых традиций, мнений военнослужащего под воздействием воинскою воспитания и других процессов и факторов, не имеющих места в других сферах жизнедеятельности людей.

Духовное обеспечение деятельности Вооруженных Сил России в современных условиях

Без духовной составляющей не может функционировать ни одна человеческая организация, в том числе военная. Именно высокая духовность, как правило, выступала и выступает основной предпосылкой готовности и способности людей к вооруженной защите Родины. Системный кризис российского общества проявился в том числе и в упадке его духовной жизни, проникновении в общественное сознание духовных элементов и целых систем отрицательного плана, губительных для нашей цивилизации. Это самым непосредственным образом повлияло на духовную ситуацию в Вооруженных Силах России, что позволило ряду отечественных и зарубежных ученых справедливо рассуждать не только об угрозах духовной безопасности функционирования ВС РФ, но и в определенной мере констатировать признаки их духовного разложения.

Сегодня в российском обществе и в его военной организации зримо проявляется чувствование и пони мание необходимости обеспечения духовной безопасности, а также создания целостной системы духовного обеспечения деятельности вооруженных защитников Отечества. Это обусловлено необходимостью укрепления духовно-нравственных основ, соответствующих современным реалиям строительства Вооруженных Сил России (на основе традиций Русской и передовых традиций духовного обеспечения Советской армий).

Необходимость духовного обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил России в современных условиях определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, реальная и прогнозируемая военно-политическая ситуация в мире, социально-экономическая, общественно-политическая, национально-демографическая, информационная, идеологическая, культурологическая, религиозная ситуация в Российской Федерации и потребности наличия боеспособных, готовых к разноплановой современной (в том числе глобальной) войне Вооруженных Сил диктуют необходимость гармонизации от ношений между личностью, государством, обществом, его вооруженной организацией. То есть эти факторы и обстоятельства определяют необходимость сплочения российского общества на основе общей духовности -национальной идеи, суть коей, воз можно, вновь будет определяться сакраментальной триадой «Вера. Родина. Вождь». Отсюда вытекает объективная потребность системного духовного обеспечения функционирования военной организации российского общества. Это предполагает и новое осмы
сление собственно определения «Духовное обеспечение деятельности Вооруженных Сил России», подразумевающего как непрерывный системный процесс, так и определенный комплекс мероприятий.

Во-вторых, в российском обществе реально существует мировоззренческий плюрализм, а в государстве отсутствует единый подход к духовному обеспечению функционирования Вооруженных Сил. Военнослужащим, имеющим разноплановые, противоречивые жизненные установки, ценностные ориентации, в этой связи сложно сплачиваться в единые коллективы, выполняющие единые служебно-боевые задачи, определяемые государством.

В-третьих, в жизнедеятельности русского воина духовное, как правило, выступало в качестве сакраментального понятия. И сегодня категория воинского долга, видимо, вновь реально может возродиться в качестве священной категории. Но для этого необходимо эффективное противодействие подрывному информационно-психологическому, идеологическому, культурологическому, религиозному (в конечном счете - антиправославному) массированному воздействию на наш духовный мир. В условиях продолжающегося усиления влияния негативных факторов воз действия на духовный мир военнослужащих особую актуальность приобрела проблема всестороннего духовного обеспечения жизнедеятельности воинских коллективов и разработки, возможно, новых принципов духовного обеспечения функционирования Вооруженных Сил России.

Духовными основами воинского воспитания являются те идеи, верования, устойчивые взгляды и наст роения, традиции, нормы, отношения, цельные теоретические системы, которые неразрывно связаны с традиционной духовной культурой нашего общества и способствуют оптимальному функционированию Вооруженных Сил, проявлению творчества и активности в решении задач, стоящих перед воинскими коллективами.

Основу всей военно-профессиональной культуры, боевой подготовки и воспитания составляют духовные ценности личного состава армии и флота. Духовная готовность к служению Родине, своему народу, выполнение патриотического долга по защите интересов общества, государства и личности - есть в конечном итоге самое значимое, основное для военной службы.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указано, что одной из составляющих национальных интересов нашего государства являются «интересы личности», которые состоят «в реализации конституционных прав и свобод, обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина». Национальные интересы в духовной сфере проявляются «в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны». Одним из факторов, увеличивающих напряженность и представляющих угрозу «федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации», концепция называет проявления девальвации духовных ценностей. Формирование духовности, духовное и нравственное воспитание российских воинов является одной из приоритетных задач государственной политики и военного строительства. Это предполагает необходимость полно ценного духовного обеспечения деятельности ВС
РФ.

Таким образом, духовное обеспечение деятельности Вооруженных Сил России - это непрерывный системный процесс и определенный комплекс мероприятий, проводимых органами военного управления и должностными лицами во взаимодействии с государственными структурами и традиционными для России религиозными конфессиями по поддержанию высокого духовного - морально-нравственного, душевного, психологического состояния военнослужащих, позволяющего им успешно решать служебные, боевые задачи в современных условиях в интересах военной безопасности государства и национальной безопасности в целом.

Методические рекомендации

Во вступительном слове необходимо остановиться на непреходящем значении высокой духовности в жизни нашей страны и ее народа, подчеркнуть роль традиционных для России духовных ценностей в достижении военных побед. В процессе занятия желательно привести примеры воз зрений великих русских полководцев и флотоводцев на феномен духовности. Следует также рассказать о проявлениях самопожертвования русских и советских воинов, осененных силой высокого духа. Начать можно с под вига бывшего брянского воеводы схимонаха Пересвета на Куликовом поле. Необходимо акцентировать внимание обучаемых на опасности подмены традиционных духовных ценностей на чуждые менталитету нашего народа. В этом плане стоит привести высказывания А. Гитлера, А. Даллеса, 3. Бжезинского, Г. Киссинджера и других о путях разложения и уничтожения русской цивилизации, ее духовности и разрушения Советского, Российского государства.

По возможности используя методы социально-философского, историко-философского анализа, систематизации, исторического сопоставления, следует на конкретных примерах убедить обучаемых в том, что никогда врагам нашей Родины не удавалось и не удастся до конца до биться реализации своих планов в отношении порабощения России -ни в духовной, ни в материальной сферах; и победа в ведущейся против нашего народа и в настоящее время информационной войне будет за нашим великим народом с его возрожденной духовностью.

Рекомендуемая литература:

1. Петрий П. Духовные ценности российского общества и армия. - М., В У., 2001.

2. Севастьянов М. Победа духа // Ориентир. - 2005. - № 5.

3. Севастьянов М., Фоменко П. Не проиграть информационную войну // Ориентир. - 2004. - № 2.

4. Сушапский А. Духовные основы воинского воспитания // Ориентир. - 2000. - № 4.

5. Чижик П. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. - М., В У., 2000.

6. Шаповалов О. Виртуальное противостояние с реальным результатом // Ориентир. - 2004. - № 4.

редактор отдела службы и воинского воспитания журнала «Ориентир»,Капитан 2 ранга
Михаил Севастьянов

«Ориентир» 2005.07

 

Теги: огп