Формирование духовно-нравственных ценностей у офицерского состава на основе традиций Русской армии

Офицер - представитель особой профессии, связанной с выполнением обязанностей по обеспечению военной безопасности государства. Современный офицер без таких качеств, как духовность, морально-психологическая готовность к выполнению учебно-боевых задач в любых условиях просто не состоится. Поэтому проблема формирования и развития всего этого - одно из важных направлений деятельности органов государственного и военного управления.

Духовно-нравственные ценности: сущность и содержание

Давайте разберемся, что представляют собой духовно-нравственные ценности человека.

Нравственность - совокупность ценностей и норм, которые ориентируют людей поступать в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о добре и зле. Нравственность выступает одним из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса.

Ценности - это нравственные и эстетические нормы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид усваивает их в процессе своей социализации.

Система нравственных и эстетических ценностей представляет собой специфическую модель общества или определенной социальной группы. Причем индивидуальные ценности взаимосвязаны, каждая из них усиливает потенциал другой, тем самым образовывается согласованное целое.

Нравственным ценностям и их значению в жизни и деятельности офицерского корпуса посвящено огромное количество научно-исследовательских работ и художественных произведений.

Так, генерал-лейтенант Русской армии Александр Николаевич Апухтин считал, «чтобы быть на должной высоте современных требований, офицер должен постоянно заботиться о поддержании и укреплении своих физических сил, своих умственных и нравственных способностей. Корпус офицеров, воспитываемый в этом направлении, распространяет не только в военной среде, но и в окружающем его населении воинский дух, уважение к армии, доверие, чувство силы».

Перу великого русского писателя Льва Николаевича Толстого принадлежит следующее выражение: «Офицер должен быть примером не только физического здоровья, ловкости, выносливости и силы, не только умственного развития и знаний, но и духовных качеств, и офицерский мундир должен быть синонимом не человека грубого, бесшабашного, невежественного, невоспитанного, а синонимом порядочности во всех отношениях: воспитанности, просвещенности, чистоты, утонченности и вместе с тем всяческой силы и мужества».

По мнению ученых Военного университета, система духовно-нравственных ценностей офицерского состава имеет ряд особенностей, которые сформировались под влиянием изменившихся условий служебно-профессиональной деятельности и личностно-ценностных установок и ориентиров каждого военнослужащего.

Во-первых, формирование системы духовно-нравственных ценностей офицера предполагает глубокое осознание им социальной значимости своего долга и ответственности за выполнение возложенных на него конституционных обязанностей. Поэтому он должен обладать развитым политическим, правовым и нравственным сознанием, отчетливо понимать, каким целям служит, какие трудности ему придется преодолевать на сложном пути военной службы.

Во-вторых, важнейшей составляющей духовно-нравственных ценностей российского офицера выступает его высокий профессионализм. Это обусловлено характером современных войн и конфликтов, постоянным обновлением и появлением новейших средств, способов и форм ведения вооруженной борьбы, повышением роли человеческого фактора в функционировании военной организации государства.

В-третьих, специфика духовно-нравственных ценностей современного российского офицера проявляется в его ценностных ориентациях. В современных условиях эта проблема приобретает принципиально важное значение, поскольку российское общество находится на этапе радикальных преобразований, что не может не отражаться на духовном мире офицерского корпуса.

Сегодня без преувеличения можно говорить о плюрализме духовно-ценностных ориентации российских офицеров. Он проявляется в том, что часть офицеров в силу определенного консерватизма, трудностей идеологической переориентации не желает расставаться с идейно-нравственными ценностями советского периода развития общества. Другая часть, преимущественно молодых офицеров, оказалась наиболее восприимчивой к духовным ценностям, которые утверждаются в процессе социальной модернизации российского общества, строительства и реформирования Вооруженных Сил.

В-четвертых, специфической характеристикой системы духовно-нравственных ценностей современного российского офицера является культура принятия управленческих решений, выбора средств достижения целей служебно-профессиональной деятельности. Высокий уровень развитости этой культуры позволяет офицеру основывать свои поступки на нормах морали и целесообразности, предвидеть возможные их последствия в различных ситуациях служебно-боевой обстановки, в условиях военного и мирного времени.

Прогнозирование результатов и последствий принятия управленческих решений на применение различных средств осуществляется с учетом того:

1) каким образом использование тех или иных средств скажется на выполнении поставленной служебно-боевой задачи, какой ценой будет достигнута цель;

2) каковы возможные последствия (позитивные, негативные) использования тех или иных средств для самого офицера, его подчиненных, интересов государства, органов военного управления.

В-пятых, специфической особенностью духовно-нравственных ценностей офицера выступает целостность его нравственно-профессиональной позиции, единство слова и дела, мотивов и поступков. Умение офицера найти общий язык с подчиненными, воздействовать на их сознание и психику играет большую роль в формировании духовного настроя подразделения.

В обозримом будущем формирование и развитие духовно-нравственных ценностей офицерского корпуса современной России предполагает выстраивание такой системы, которая, с одной стороны, охватывала бы все сферы жизнедеятельности армии и флота, а с другой - служила основой для обучения и воспитания военнослужащих, давала четкие ориентиры для служебно-профессиональной деятельности командиров и начальников всех уровней и степеней.

Эти ценности должны формироваться по следующим основаниям:

а) по отношению к обществу и государству;

б) по отношению к военной службе;

в) по отношению к воинскому коллективу, подчиненным;

г) по отношению офицера к самому себе.

Безусловно, представленная система ценностей лишь емкая модель. Индивидуальный мир отдельной личности нельзя вместить в стандарты, шаблоны и схемы. Однако в работе с подчиненными подобные модели необходимы прежде всего для того, чтобы задавать определенные ценностно-профессиональные ориентиры для воспитания офицерского корпуса, наполнять конкретным содержанием процесс их жизнедеятельности.

Можно определить основные требования к системе духовно-нравственных ценностей офицера, обусловленных российской действительностью.

Во-первых, система ценностей офицера должна носить общественно-гражданский, надклассовый и надпартийный характер. При этом ее содержание может объединять в себе как конституционно-правовые нормы страны и общечеловеческие ценности гражданского общества, так и специфику воинской деятельности.

Во-вторых, она должна быть общенациональной, включать в себя все богатство духовной культуры национально-этнических регионов, то есть представлять Россию как государственно-историческое целое с многонациональным, духовно сплоченным народом.

В-третьих, это должна быть система консолидирующих духовно-нравственных ценностей, объединяющая в своем содержании интересы представителей различных социальных слоев, а также национально-исторические ценности досоветского, советского и постсоветского периодов жизни страны. Давая характеристику этим этапам истории, важно не впадать в крайности, не заниматься очернительством, огульным охаиванием всего того, что имело место ранее. Развитие системы духовно-нравственных ценностей российского офицера должно характеризоваться высокой степенью преемственности, способствовать возрождению утраченных или преданных забвению традиций народа и Русской армии. Важно, чтобы отечественная история при всех ее катаклизмах, падениях и взлетах вошла в кровь и плоть не одного поколения россиян.

В-четвертых, система духовных ценностей офицера должна отличаться гуманностью. В центр ее необходимо поставить человека как высшую ценность и цель развития общества: его многочисленные заботы, тревоги, беды, интересы, свободы, идеалы и т.д. Ее сущность составляют потребности и интересы российских граждан, военнослужащих, их права и свободы.В-пятых, эта система должна быть максимально доступной для усвоения, обладать возможностью массового распространения, утверждения в общественном сознании военнослужащих, быть понятной и близкой по духу любому представителю различных социальных слоев общества. Последнее требование касается не столько содержания, сколько формы выражения основных ценностей и идеалов.

Таким образом, в современных условиях налицо острая необходимость всемерно укреплять позитивные основы духовного потенциала армии и флота. Эту задачу способен решить только духовно и нравственно обогащенный офицер, профессионально подготовленный в военном отношении и способный к самопожертвованию во имя Родины. Духовные ценности офицеров, определяющие характер и направленность их военно-профессиональной деятельности, формируются, закрепляются и реализуются в ратном труде по защите Отечества.

Традиции и духовные качества русского офицерского корпуса

Сила Русской армии прежде всего определялась традициями и духовными качествами офицеров.

В философском энциклопедическом словаре дано следующее определение: традиция - исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени. Таким образом, традиции охватывают объекты социального наследия (духовные ценности).

А. Кривицкий в своей работе «Традиции русского офицерства», изданной в 1946 г., определяет традиции как «духовный комплекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем».

Известный педагог и писатель А. Макаренко, рассматривая традиции с точки зрения социальной роли, характеризует их как «социальный клей», соединяющий воедино разрозненные части. Соединение осуществляется посредством следующих элементов и механизмов:

- идеалов, культивируемых в данной среде;

- взглядов по принципиально важным вопросам;

- привития соответствующих вкусов;

- соблюдения общепринятых норм поведения и действий;

- приверженности к соответствующим обычаям;

- соблюдения наиболее важных профессиональных ритуалов.

Творцами традиций Русской армии в самом широком смысле были солдаты Отечества, те, кому доверялось защищать честь, свободу и независимость Русской земли. Одним из лучших достижений боевого прошлого являются выработанные столетиями боевые традиции Русской армии, главным носителем которых являлся русский офицерский корпус.

Традиции русского офицерского корпуса - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, ставшие нормой поведения офицерского состава в боевой обстановке и в мирное время, активно побуждающие военнослужащих образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить Родине.

Обладая относительной самостоятельностью, традиции русского офицерского корпуса тесно связаны с другими традициями, существующими в обществе.

Одним из существенных признаков традиций офицерского корпуса является их массовость. Эта черта обусловлена тем, что в традициях отражаются интересы и потребности широких социальных слоев в обеспечении безопасности Родины. Единичный факт не может быть традиционным, один человек не является субъектом традиций. Они принадлежат социальной группе, обществу в целом, так как важнейшим механизмом их функционирования является общественное мнение.

Важным признаком офицерских традиций выступает их преемственность (повторяемость), т.е. передача того, что сложилось и утвердилось ранее, последующим поколениям. Традиции выступают как связь прошлого, настоящего и будущего. Этот их признак в большей степени отражает чувство патриотизма российского офицерского корпуса, вмешает в себя действия, мысли, чувства, поступки предыдущих поколений в борьбе с врагами Отечества.

Отличительным признаком офицерских традиций от других общественно-психологических явлений выступает их особая эмоциональность. Проявляясь в предметно-ритуальном выражении, многие из них овеяны духом приподнятости, красотой и величием.

Комплекс традиций и качеств офицерского корпуса Русской армии весьма разнообразен: от сложных нравственных качеств до элементов строевой выучки офицера. Эти основополагающие качества образно и красиво представлены в письме Александра Васильевича Суворова своему крестнику Александру: «Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в поведении. Являй искреннюю ревность к службе своему Государю, люби истинную славу, отличай любочестие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе.

Обучай тщательно своих подчиненных и во всем подавай им пример. ...Умей пользоваться положением места. Будь терпелив в трудах военных, не унывай от неудач. Умей предупреждать случайные обстоятельства быстротой. Различай предметы истинные, сомнительные и ложные. Остерегайся безвременной запальчивости. Храни в памяти имена великих мужей и подражай им с благоразумием в своих военных действиях. Неприятеля не презирай, каков бы он ни был. Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чем он силен и в чем слаб. Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем: один миг иногда доставляет победу. Счастье покоряй себе быстротою Цезаря, коий и средь бела дня умел своих неприятелей уловлять и окружать и нападал на них когда и где хотел. Не упускай пресекать неприятелям жизненные припасы, а своему войску учись всегда доставлять пропитания вдоволь».

В современной историко-военной литературе предложено несколько оснований для классификации традиций.

Традиции в сфере боевой деятельности: верность боевому знамени и зашита его в бою, при любых обстоятельствах воспрепятствование захвату его противником; верность военной присяге и воинскому долгу; достижение победы малой кровью; запрет обижать мирного жителя; пленному - пощада; драться до последней капли крови, предпочитая гибель сдаче в плен; внимательное отношение к подвигам и отличиям подчиненных в бою и забота о своевременном награждении героев; защита командира в бою, коллективная выработка решения в экстремальных ситуациях и другие. Эти традиции выражают беспредельную любовь и преданность офицеров Родине, братскую взаимопомощь и выручку.

Традиции в сфере учебно-боевой деятельности: передача передового опыта, обучение на повышенном уровне трудностей; сохранение полковых реликвий и исторических предметов; верность отечественному оружию; отдание почестей местам сражений и захоронений воинов и другие. На этих традициях воспитываются высокие морально-боевые качества, необходимые для победы в современном бою.

Традиции, отражающие повседневный воинский быт: уважение к старшему по чину; неукоснительное соблюдение уставных правил, требований воинского этикета; рыцарское отношение к женщине и другие. Все это служит развитию высоких нравственных качеств у офицеров. Значение традиций огромно:

- во-первых, они способствуют формированию единства и сплоченности офицеров;

- во-вторых, они предписывают вливающимся в офицерский корпус подчиняться установленным в нем правилам и нормам поведения;

- в-третьих, они требуют очищения рядов Вооруженных Сил от тех лиц, которые не соблюдают или нарушают традиции, и этим самым способствуют сохранению чистоты рядов данной корпорации;

- в-четвертых, высокий дух традиций рождает в душе членов офицерского корпуса чувство гордости за принадлежность к данной группе людей, ибо традиции, как правило, являются синтезом всего лучшего, что имеется в данной корпорации.

Таким образом, процесс формирования духовно-нравственных ценностей современного офицерского корпуса России объективно базируется на исторически сложившихся основаниях Русской армии. Следовательно, в интересах развития традиций необходимо с уважением и бережно относиться к бесценному социальному опыту, воспитывать на этих примерах новые поколения российских офицеров.

Закончить занятие, посвященное рассмотрению данной проблемы, можно цитатой из работы А. Каменева «Офицер - профессия идейная»: «Офицер - это надежда нации. Без него нет армии. Без армии нет государства. Без государства нет свободы граждан, нет достойной жизни, нет будущего ни у живущих, ни у потомков...».

Методические рекомендации

1. Во вступительном слове следует остановиться на актуальности данной темы и акцентировать внимание слушателей на том, что мощь Вооруженных Сил определяется не только и не столько их технической оснащенностью, сколько образованностью и духовно-нравственными качествами офицерского состава.

2. При рассмотрении первого вопроса лекции необходимо уделить внимание раскрытию сущности и структуры духовно-нравственных ценностей современного российского офицера, дать характеристику специфическим особенностям системы духовно-нравственных ценностей и основным требованиям к ней, обусловленных российской действительностью.

3. В ходе рассмотрения второго вопроса следует подробно остановиться на раскрытии понятия традиций, дать характеристику отличительным признакам традиций русского офицерского корпуса и особо подчеркнуть их значение для жизнедеятельности современных Вооруженных Сил.

4. В заключение необходимо сделать выводы, кратко остановиться на задачах офицерского состава части, дать рекомендации по дальнейшему изучению темы.

5. На лекционном занятии рекомендуется активно использовать примеры из истории Русской армии, Вооруженных Сил СССР и современной России, а также реальные факты из жизни части и подразделений.

Рекомендуемая литература:

1. Грунтовский И. Традиции офицерского корпуса Российской армии // Ориентир. - 2002. - № 4.

2. Корин С. Совесть, честь и ответственность военнослужащих // Ориентир. - 2003. - № 2.

3. Русанов В., Стрельников В. Ратная слава русских дружин и ополчения // Ориентир. - 2002. - № П.

4. Стрельников В. Патриотизм - источник морального духа российского воина // Ориентир. - 2002. - № 7.

5. Стрельников В. Офицерский корпус России: история становления и боевые традиции // Ориентир. - 2003. - № 4.

кандидат социологических наук Юрий Юрченко
начальник факультета переподготовки
и повышения квалификации Военного университета, Полковник
Виктор Бурьян

«Ориентир» 2005.03

Теги: огп