Формы и методы работы офицера по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделении, части

Вопросы:

1. Социально-психологический анализ нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.
2. Методика работы должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений.

Профилактика и предупреждение нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими - одно из наиболее сложных и ответственных направлений деятельности командиров.
Как только офицер становится во главе воинского подразделения, возникает чрезвычайно сложный вопрос: как разных, прошедших свою жизненную школу людей, имеющих неодинаковую подготовку, отличающихся характером, темпераментом, физическим развитием, объединить в боеспособный коллектив? Это задача со многими неизвестными. Один из путей ее решения заключается в профилактике, предупреждении неуставных взаимоотношений.

1

Нарушение правил взаимоотношений между военнослужащими - это моральное и физическое воздействие отдельных военнослужащих, групп (на земляческой, национальной или иной основе) с целью достижения определенных привилегий, выгод за счет других военнослужащих.

Командир подразделения, осуществляя мероприятия по исключению из жизни воинских коллективов фактов глумления и издевательств военнослужащих над сослуживцами, должен руководствоваться следующими основными положениями:
- - важно организовать систематический анализ и выработать объективную оценку соблюдения военнослужащими установленного порядка и правил поведения в подразделении (воинской части);
- организаторская и воспитательная работа по обеспечению дисциплинированности военнослужащих должна вестись исключительно на основе законов, требований Военной присяги, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов командиров и начальников;
- процесс работы с личным составом должен организовываться на основе знания реальной морально- психологической обстановки в воинских коллективах и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих;
- для эффективной профилактики нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими необходимо знать формы их проявления в конкретном подразделении, знать о наличии соответствующих негативных традиций, уметь оказывать влияние на микрогруппы, находить формы и способы противодействия этим негативным явлениям;
- следует сформировать эффективную систему воздействия общественных организаций и актива на морально-психологический климат в воинских коллективах;
- необходимо учитывать факторы, обуславливающие появление этого негативного социально-психологического явления, механизмы его функционирования, обеспечить психологическую готовность командиров всех степеней целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению нарушений правил взаимоотношения между военнослужащими.

Как показывает анализ, наиболее часто проявляющимися формами нарушений правил взаимоотношений в войсках являются:
- перекладывание военнослужащими своих обязанностей на солдат более позднего призыва;
- нанесение побоев;
- словесные оскорбления;
- вымогательство денег, продуктов питания;
- издевательства ради развлечения;
- побуждение к совершению дисциплинарных проступков.

Чаще всего это происходит в вечернее время, на хозяйственных работах, в нарядах, когда ослаблен контроль за личным составом, после отбоя, в командировках и караулах.

Внешними проявлениями наличия нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими в любом подразделении могут служить:
- сокрытие случаев травматизма, а также искажение причин и обстоятельств получения травм;
- подавленное морально-психологическое состояние отдельных военнослужащих или групп, их неряшливый внешний вид, отсутствие у них отдельных видов обмундирования;
- пренебрежение военнослужащих, занимающих главенствующее положение в воинском коллективе, к уставному порядку, нарушение ими формы одежды, дисциплины строя;
- направление писем, звонки родителям с просьбой выслать денег, вещей.

В результате многочисленных исследований, проводимых в войсках, обобщения опыта работы на местах удалось определить содержательную сторону неуставных взаимоотношений, основных их причин и перечень существенных факторов, влияющих на их развитие.

К сожалению, солдаты и сержанты срочной службы продолжают оставаться удаленной от офицеров категорией личного состава.

Следует иметь в виду, что почти всегда в коллективе есть военнослужащие, на которых возложена роль непосредственного исполнителя по поддержанию негативных традиций и проводника идеи безропотного повиновения негласным законам. У таких военнослужащих ярко выражены эгоистические, потребительские, корыстные интересы, они привыкли жить за счет других, не любят работать, всячески уклоняются от выполнения заданий, связанных с физическим трудом, свою работу перекладывают на сослуживцев, склонны к наживе, поклоняются власти денег, почти все считают службу в армии ненужной обузой. Все это подкрепляется халатным отношением к выполнению своих служебных обязанностей. Они высокомерны в отношениях с сослуживцами, пренебрегают общественным мнением, склонны к употреблению спиртных напитков, проявляют элементы национального чванства, участия в общественной жизни подразделения не принимают.

Качество исполнения этих ролей военнослужащими постоянно оценивается лидером неформальной микрогруппы отрицательной направленности. На основе этих оценочных мнений складывается внутригрупповой механизм функционирования неуставных взаимоотношений в подразделении.

Главной причиной превращения отдельных фактов неуставных взаимоотношений в явление, в негативную традицию является неадекватность принимаемых мер по их предупреждению. Работа по профилактике, исследованию этих процессов всегда значительно отставала от масштабов и остроты распространения этих позорных явлений в войсках. Основные причины живучести этого негативного явления - безнаказанность обидчиков, низкий авторитет и неэффективность работы сержантского состава, умышленное сокрытие командованием нарушений, нежелание прослыть «жалобщиком», «стукачем», незнание офицерами реальной обстановки в подразделении, неверие в способность командиров искоренить негативные явления.

2

Профилактика и предупреждение неуставных взаимоотношений - это комплексная проблема, содержащая разнообразные аспекты деятельности, которые применяются командирами подразделений, всеми органами по работе с личным составом. Прежде всего необходимо использовать ранее накопленный опыт в войсках по предупреждению этих отрицательных явлений, выработанные на протяжении десятилетий формы и методы борьбы с ними не утратили своей актуальности и сегодня. Их надо умело использовать с учетом изменившейся обстановки в Вооруженных Силах.

Профилактика нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими включает:
- диагностику (выявление) фактов нарушений правил взаимоотношения между военнослужащими;
- проведение организационно- воспитательных и психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, создающих условия для налаживания уставной организации учебно-воспитательного процесса и быта в подразделениях.

В интересах диагностики поведения применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, социологические опросы и др.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие поведенческих характеристик военнослужащего с целью выявления предрасположенности к межличностным конфликтам. В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить на первый взгляд скрытые процессы в ходе прямых контактов с военнослужащими.

Анализ документов позволяет на основе зафиксированной информации сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к изменению поведения в общении с товарищами. В совокупности с методом наблюдения и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он дает положительный результат. К документам, содержащим наибольшую информацию, относятся: автобиографии, характеристики на призывников, заключение медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники и другие.

При анализе биографических данных необходимо обращать внимание прежде всего на условия, в которых воспитывался призывник. В диагностике важной является информация, которая создает представление о наиболее отличительных чертах поведения военнослужащего, допускающего конфликтные действия по отношению к своим сослуживцам.

Получить необходимую информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики поведения военнослужащих. В интересах выявления военнослужащих, склонных к неуставным взаимоотношениям, необходимо опрашивать все категории военнослужащих. Опрос проводится в форме собеседования. Надо спрашивать, как бы советуясь с собеседником.

Необходимо узнать каждого воина подразделения буквально с первого дня его службы, используя для этого знакомство с документами, личные беседы. Нужно постараться выяснить, в каких условиях рос и воспитывался военнослужащий до прихода в армейскую среду, какие привычки у него сложились, нет ли среди них резко отрицательных. Словом, командиру предстоит увидеть подчиненных такими, каковы они на самом деле, со всеми их сильными и слабыми сторонами характера, будничными заботами и нуждами. Важно знать, что пишут воину из дома, какое у него настроение.

В повседневном общении с подчиненными необходимо тщательно учитывать сложившееся особенности характера, привычки каждого. Особую сложность представляют взаимоотношения с военнослужащими, имеющими неопределенные или непостоянные взгляды на жизнь, воинскую службу, дружбу и товарищество. У них, как правило, нет своего мнения. Они ориентируются на более сильную личность, поэтому командир должен стать для них примером. Строгая требовательность, развенчание отрицательных привычек как у них самих, так и у тех, кого они считают лидером, постоянный личный контроль, общественное осуждение неуставных действий позволяют сформировать у военнослужащих необходимые коллективистские качества.

Следует регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов в целях выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.

Основные элементы работы по профилактике нарушений правил взаимоотношения между военнослужащими:
- наведение и поддержание уставного порядка и организация службы в подразделении;
- последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимодействия между военнослужащими различных периодов службы. Знание реального положения дел в воинском коллективе;
- повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.

Условия, при которых можно решить проблему нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими:
- всесторонний учет специфики решаемых подразделениями задач;
- правильное, равномерное распределение военнослужащих разных призывов по подразделениям;
- знание офицерами, прапорщиками своих должностных обязанностей, а также должностных обязанностей своих подчиненных;
- тщательная подготовка воспитательных мероприятий и обеспечение стопроцентного участия в них личного состава;
- повседневная целенаправленная работа с каждым военнослужащим.

Предупреждение нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими возможно при создании такого уклада воинской службы, который бы исключал возможность их проявления.

Для профилактики нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими необходимо:
- объективно и принципиально оценивать отрицательные явления в коллективе, принимать оперативные меры по их пресечению;
- не оставлять без соответствующего воздействия ни одного факта глумлений и издевательств над военнослужащими;
- вести бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия негативных явлений, искривлениями дисциплинарной практики, грубости, оскорбления и унижения достоинства военнослужащих. Исключить применение антипедагогических методов воспитания;
- настойчиво возрождать сложившиеся за многие десятилетия в воинских частях и подразделениях ритуалы воинской службы.

Целесообразно раз в квартал с офицерами и ежемесячно с сержантами проводить занятия по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений.

Основой изучения взаимоотношений в воинском коллективе является индивидуальная работа, которая должна проводиться систематически. Индивидуально-воспитательная работа - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.

Систематическая индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:
- выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;
- полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава;
- учитывать индивидуально-психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, веропринадлежность и т.д.;
- постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;
- прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях между военнослужащими;
- правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего с целью формирования у него навыков уставных взаимоотношений с сослуживцами.

Индивидуальная работа должна проводиться не от случая к случаю, а систематически. Системный подход имеет четыре этапа:
- изучение личностных качеств и особенностей воина, его сильных и слабых сторон;
- выбор оптимальных форм и методов, приемов психолого-педагогического воздействия;
- практическое осуществление спланированного воздействия;
- анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Главная ее задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, выявить лиц, положительно относящихся к воинской службе, и конкретных носителей негативных отношений.

Главная цель индивидуальной работы - изучить сложившуюся систему формальных и неформальных отношений для учета в работе по предупреждению неуставных взаимоотношений. Индивидуальность каждого воина, его социальная природа проявляются в повседневной жизни. Интересы, убеждения, мотивы, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации представляют собой основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель.

В ходе изучения взаимоотношений военнослужащих необходимо:
- анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за настроением воинов, их отношением к службе, проявлениями отчужденности и недовольства;
- изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов;
- изучать способы разрешения конфликтных ситуаций, тип направленности агрессии военнослужащих, овладевать приемами и навыкали поведения в сложных социально-психологических ситуациях;
- анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;
- постоянно оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнение которых является определяющим для личности;
- анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ, особенно в выходные и праздничные дни;
- наблюдать за поведением военнослужащих в столовой, при просмотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования.

Каждому командиру и его заместителю по работе с личным составом при изучении молодого пополнения особое внимание еле- дует обратить на его социальные потребности. При этом предпочтение следует отдавать потребности в самоутверждении личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится все человеческое поведение. Важно также глубоко разобраться, какова вероятность реализации потребности каждого военнослужащего в коллективе. Для каждого руководителя здесь открывается возможность целенаправленного воздействия на сферу потребностей в интересах сплочения воинского коллектива.

Важнейшим направлением работы по предупреждению негативных явлений в подразделениях, связанных с глумлением и издевательством над сослуживцами, является повседневная забота, прежде всего командиров, о создании нормальных условий для жизни и службы, о полном обеспечении положенным обмундировании и имуществе, об отдыхе и здоровье военнослужащих. В ряде частей и подразделений не созданы элементарные бытовые условия, не в полном объеме решаются вопросы тылового и медицинского обеспечения, что серьезным образом сказывается на морально-психологическом климате в воинских коллективах.

В поле зрения командиров подразделений должны находиться вопросы социальной защищенности военнослужащих.

Проблема социальной защищенности военнослужащих возникает в подразделениях, где со стороны командиров формально предъявляются требования к личному составу, без учета многих индивидуальных и национальных особенностей воинов.

Эти просчеты ведут к тому, что некоторые военнослужащие, которые являются объектом оскорблений, унижений, насмешек, оказываются в относительной социально-психологической изоляции.

В социальной защищенности нуждаются прежде всего военнослужащие, имеющие недостатки в общем развитии, в физическом отношении, а также с нервно-психической неустойчивостью.

Эти категории лиц требуют повседневного индивидуального воздействия. Одним нужна психологическая поддержка, другим - постоянный контроль, третьих надо переубеждать, перевоспитывать.


Методические рекомендации

При изучении первого вопроса следует обратить внимание, что истоки многих форм нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими следует искать не в обстоятельствах, лежащих за пределами воинской службы, а в неудовлетворительной организации воинской службы, труда и отдыха личного состава.
Во втором вопросе стоит отметить, что многое в предупреждении нарушений уставных правил взаимоотношений зависит от стиля работы офицерских кадров. К сожалению, многим из них недостает профессионализма в этом сложном деле. Не теряя времени, нужно критически пересмотреть прежний опыт, искать новые методы и формы работы по диагностике и профилактике нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими, отвечающие реалиям сегодняшнего дня и ориентированные на перспективу.


Рекомендуемая литература:
1. Маклаков А. Психология и педагогика. Военная психология. // СПб: Учебник для вузов, 2004..
2. Психология и педагогика военного управления: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд. ВВИА им. В.В. Жуковского, 1992.
3. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). - М.: Воениздат, 1991.
4. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие. - М., 2003.
5. Селезнев В., Макаров В. Профилактика неуставных взаимоотношений: Подходы и решения, программа для практиков. Учебно-методическое пособие. - М.: ВПА, 1991.

Майор Борис ИВАНОВ

Ориентир 07 2014

 

Теги: огп