Формы и методы работы по выявлению военнослужащих, склонных к суицидальному поведению. Система работы должностных лиц по предупреждению самоубийств

Одной из серьезных проблем для Вооруженных Сил являются суицидальные происшествия. Они деморализующе влияют на личный состав, отрицательно сказываются на нравственном климате воинских коллективов и их боевой готовности, вызывают резко негативное отношение к армии со стороны родителей военнослужащих, гражданской общественности и призывной молодежи. Практика показывает, что подобные трагедии можно предотвратить.

Формы и методы работы по выявлению военнослужащих, склонных к суицидальному поведению

Суицид - (от англ. suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

Суицидент - человек, совершивший попытку суицида либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

Суицидальное поведение - это проявление различных форм суицидальной активности - мыслей, намерений, высказываний, угроз, попыток, покушений, которые направляются представлениями о лишении жизни и служат средством разрешения кризиса личности в условиях конфликтной ситуации.

Как правило, содержанием психологического кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в сложной ситуации столкновения личности военнослужащего с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Причем этот кризис достигает такой интенсивности, в рамках которой человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Такой психологический кризис может возникнуть внезапно, под влиянием сильного аффекта, как, например: глубокое публичное оскорбление; страх позора и унижения; измена любимого или утрата очень близкого человека; жестокая несправедливость со стороны должностных лиц или коллектива и т.п. Чаще внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, формируясь в сложный «букет» негативных эмоций. Они накладываются одна на другую, сплетаясь в тугой, сложно распутываемый узел жизненных проблем. Постоянная тревога переходит в гнетущую депрессию, депрессия в - безысходность, и итог - потеря смысла «такой» жизни. Человек утрачивает веру в себя, в способность окружающих помочь ему.

Специалисты выделяют следующую типологию суицидального поведения: демонстративно-шантажное суицидальное поведение, аффективный суицид и истинный суицид.

Демонстративно-шантажное поведение представляет собой способ психологического давления на окружающих в целях изменения социальной ситуации в благоприятном для себя направлении (разрешения социальной проблемы, наказания виновных, избавление от ожидаемых неприятностей, обращения на себя внимания со стороны значимых людей и др.), как правило, не предусматривающий самоубийства, а лишь имитирующий его. Такие действия напоминают спектакль. Они совершаются в присутствии большого числа свидетелей и с принятием мер предосторожности. Если имитируется порез вен, то это делается в тех местах, где они максимально защищены мышцами. Зато порезов, хотя и неглубоких, делается несколько. Если имитируется отравление, то ядовитая жидкость обильно проливается на одежду, на пол. Однако даже такие акты бывают трагическими.

Аффективный суицид представляет собой импульсивную реакцию человека на внезапно возникшее острое психотравмирующее событие. На фоне «суженного» сознания, наполненного острым переживанием оскорбленного личного достоинства, обиды, происходит притупление страха смерти и болевых ощущений, способности рационально воспринимать обращения и аргументы окружающих. От демонстративно-шантажного поведения такие действия отличаются отсутствием шантажа, а от истинного суицида - отсутствием сознательной проработки причин и условий самоубийства, мощной побудительной силой поведенческих актов, готовностью покончить с жизнью даже в присутствии посторонних, преодолевая их попытки воспрепятствовать суициду-

Истинный суицид - осознанные действия, целью которых является самоубийство. Для этого вида суицидального поведения характерно: совершение всех действий скрытно, при отсутствии свидетелей; использование «надежных» способов - самоповешения, огнестрельного оружия, падения с высоты, отравления и др. В отличие от других видов суицидального поведения в данном случае при неудачном акте самоубийства сохраняется высокий риск (особенно в ближайший год) повторения попытки сведения счетов с жизнью.

Для выявления военнослужащих, склонных к суицидальному поведению, важно вовремя обнаруживать соответствующие признаки. К ним можно отнести: открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (сослуживцам, командирам, в письмах родственникам и знакомым, любимым девушкам); косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу сослуживцев с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода и т.п., «игра» с оружием с имитацией самоубийств и т.д.); активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих веществ и жидкостей, оставление патронов после стрельб и т.п.); фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще); символическое прощание военнослужащего с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов, значков, обмундирования); изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых; чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, о госпитализации, предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам; сужение круга контактов, стремление к уединению и другие.

В настоящее время исследователями и практиками накоплен богатый опыт применения общенаучных и специальных методов (методик) выявления признаков суицидального поведения. К таким методам относят: наблюдение; беседу; биографический метод изучения личности; анализ документов; анализ результатов и продуктов деятельности; анализ поведения личности в естественных и экспериментально-созданных ситуациях свободного выбора; экспертный опрос; психолого-педагогический консилиум; социометрический опрос и др.

Основу работы по выявлению военнослужащих, склонных к суицидальному поведению, Составляет индивидуальная беседа, во время которой одновременно ведется наблюдение за обследуемым. Она проводится по специальному плану, в котором определены темы для обсуждения и сформулированы примерные вопросы, задаваемые в ходе беседы. План дополняется перечнем неблагоприятных признаков, которые могут быть выявлены в процессе беседы и наблюдения за поведением военнослужащего. В результате беседы и наблюдения фиксируются и оцениваются те признаки в поведении военнослужащих, которые можно охарактеризовать как неблагоприятные: выраженная неуверенность в себе, тревожность, дурашливость, несуразные действия, слезливость, замкнутость, мнительность, злобность, дефекты речи, моторики, слабое физическое развитие. Особое внимание уделяется тем, кто имел друзей с попытками суицида и сам предпринимал таковые, убегал из дома, часто менял места учебы и работы, отличается слабым здоровьем, имел отсрочки от армии, был судим.

С этой же целью проводится изучение и анализ документов личного дела военнослужащего. Следует внимательно изучить характеристику, справку о семейном положении и данные о состоянии здоровья, заключение о суицидальном риске, выдаваемое при переводе военнослужащего из другой части. Особое внимание уделяется лицам, перенесшим заболевания или травмы головного мозга, имевшим плохую успеваемость в школе, склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, находившимся на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере, детской комнате милиции, инспекции по делам несовершеннолетних, а также воспитывавшимся в неблагоприятных семьях, еде преобладали скандалы, пьянство, плохие взаимоотношения между членами семьи.

При выявлении лиц с повышенным риском суицидальности необходимо иметь в виду, что суицидальное поведение военнослужащих, как правило, сопровождается их глубокой депрессией.

Для депрессии обычно характерны следующие симптомы: снижение внимания, концентрации или способности к ясному мышлению, т.е. нерешительность; потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции; вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь; снижение эффективности или продуктивности в учебе, службе, быту; чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения; изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость; пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого; неспособность к адекватному реагированию на похвалы или награды; изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса; повторяющиеся мысли о смерти или о самообмане, связанные с самоубийством.

В случае обнаружения болезненных и предболезненных проявлений (различные пограничные состояния, легкие степени умственного недоразвития, начальные стадии психических заболеваний, алкоголизация и наркотизация личности) военнослужащего необходимо направить к психиатру (психоневрологу), который примет решение о необходимости лечения или представления на военно-врачебную комиссию для определения годности к военной службе по состоянию здоровья.

Результаты обследования целесообразно учитывать при назначении военнослужащих на воинские специальности, предъявляющие к психике человека повышенные требования. Но прежде всего обследование необходимо для того, чтобы командир подразделения всегда знал, кто из его подчиненных в первую очередь нуждается в профилактической помощи. Предупредительная работа в этом случае приобретает конкретную направленность, появляется реальная возможность прогнозирования и предотвращения случаев суицида.

Система работы должностных лиц по предупреждению самоубийств

В деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинских работников следует выделить три основных направления по предотвращению суицидов и суицидальных попыток в подчиненных воинских частях:

1) общая профилактическая работа;

2) профилактическая работа с военнослужащими, склонными к суициду;

3) работа по выявлению и устранению причин совершенного суицида или суицидальных попыток.

Профилактика суицидального поведения представляет собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К ним относятся: правильное и четкое планирование и организация повседневной жизнедеятельности, быта и досуга в воинских коллективах; организация мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья военнослужащих; обеспечение социальной защищенности, соблюдение конституционных прав людей; предупреждение нездоровых взаимоотношений между членами воинского коллектива; выявление групп высокого суицидального риска; умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц; адекватную и своевременную психологическую помощь военнослужащим, находящимся в состоянии острого личностного кризиса.

Основными задачами деятельности должностных лиц по предупреждению самоубийств являются: изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах, психологических характеристик различных неформальных групп, проведение психологических обследований личного состава в целях выявления людей с повышенным суицидальным риском; выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременная выработка предложений о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению; активное участие в создании в воинских коллективах благоприятной, уважительной атмосферы; своевременная разработка мероприятий для работы с воинами, имеющими признаки затруднений в адаптации; проведение психологического анализа каждого случая суицида и привлечение специалистов-экспертов для расследования дел, связанных с самоубийствами; организация реабилитационных мероприятий с людьми, совершившими суицидальную попытку; проведение занятий со всеми категориями военнослужащих, членами их семей по профилактике самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами оказания первой психологической помощи суицидентам, в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавания лиц с высокой вероятностью суицидального поступка.

Особое внимание при профилактике самоубийств необходимо обратить на самое трудное для военнослужащих время - период адаптации к службе, новым условиям жизни, новым отношениям. Именно на первом году службы происходит максимальное количество самоубийств и попыток покончить с жизнью. Следует внимательно относиться к жалобам и заявлениям молодых воинов, своевременно реагировать на них, знать психологические особенности своих подчиненных, хорошо разбираться в мотивах их поступков, не допускать фактов унижения их чести и достоинства, решительно пресекать случаи глумлений и издевательств, искривления дисциплинарной практики. Для раннего выявления военнослужащих с признаками суицидального поведения особое значение имеет тщательное их обследование войсковыми врачами и психологами.

По данным Главной военной прокуратуры, в прошлом году в Российской армии из-за дорожно-транспортных происшествий, драк, болезней, неправильного обращения с оружием погибли более 470 солдат и офицеров. За минувший год так называемые небоевые потери в Вооруженных Силах увеличились на 29 человек. Львиную долю в данном списке заняли самоубийства.

Из 231 суицида каждый третий выпал на долю новобранца. В одиннадцати случаях призывники покончили с жизнью, не выдержав казарменных издевательств.

По словам председателя комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александра Каньшина, в связи с полученными данными палата вынуждена «более детально изучать вопросы морально-психологической готовности призывников к военной службе, реформирования армии и флота, прежде всего - ее социальных аспектов». Согласно же предварительным выводам, высокую смертность в армии, в частности, связывают с командирскими промахами при управлении коллективами, а также с рукоприкладством со стороны офицеров по отношению к подчиненным.

Контроль за уставной организацией жизнедеятельности воинского коллектива, изучение и анализ взаимоотношений между военнослужащими, их поведения в коллективе играют особую роль в профилактике суицидальных происшествий. Например, неряшливый вид молодых военнослужащих, их пассивность в общественной жизни, выполнение наиболее трудоемких работ, размещение на неудобных местах в столовой, спальном помещении, частые обращения за медпомощью по поводу ушибов и травм, полученных якобы при случайных обстоятельствах, могут косвенно свидетельствовать о наличии неуставных взаимоотношений в коллективе. На это же могут указать данные медицинских осмотров и сведения, содержащиеся в медицинских книжках военнослужащих.

Каждое четвертое самоубийство совершается с применением оружия и каждое третье - при нахождении в суточном наряде или карауле. Поэтому подбор людей для несения службы в суточном наряде, в карауле, кропотливая работа с каждым из них, чуткое реагирование на душевное состояние дневальных и караульных - непременные условия профилактики суицида. Необходимо установить регулярный контроль за несением службы каждым военнослужащим, не пускать на самотек вопросы распределения нарядов, проявлять заботу об обеспечении лиц суточного наряда всеми необходимыми видами довольствия, обращать внимание на то, не подменяются ли лица суточного наряда другими военнослужащими, предоставляется ли им время для сна и отдыха.

Предпосылкой самоубийств часто является халатность должностных лиц в осуществлении контроля за сохранностью и порядком выдачи оружия и боеприпасов. Надежная сохранность и контроль за использованием оружия должны быть заботой всех должностных лиц. Лишь при этом условии возможно исключить его применение в суицидальных состояниях.

Немаловажное значение для профилактики самоубийств имеет правовое воспитание и обучение военнослужащих, разъяснение им прав и возможностей по защите от преступных посягательств, права на необходимую оборону. Эффективными формами такой работы являются встречи военнослужащих с военными юристами, правовые информации, занятия на правовые темы, открытые судебные процессы военных судов в присутствии личного состава.

Индивидуальная профилактика суицидальных происшествий требует от всех должностных лиц подразделения и части следующего:

а) оценки психологического состояния конкретного воина в момент его попадания в сложную ситуацию;

б) определения глубины его душевного потрясения и имеющегося запаса психологической прочности;

в) включения механизмов, способных снять психологическое напряжение, повысить жизнестойкость личности, веру в собственные силы и возможности.

Для профилактики суицидального поведения важным является постоянное общение с военнослужащими не столько в официальной, сколько в бытовой, дружеской обстановке. Необходимо расширять рамки такого общения, вселять в военнослужащих веру в собственные силы и возможности. Сделать это можно, если отказаться от подчеркнуто официального, делового тона в беседах на темы личного характера. Душевная беседа с военнослужащим, находящимся в кризисном состоянии, поможет предотвратить суицидальные проявления и выиграть время, необходимое для направления его к специалисту- медику.

Индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом имеет свою специфику, которая проявляется в следующем:

- ни в коем случае нельзя вызывать военнослужащего на беседу через третьих лиц, приглашение необходимо сделать обязательно лично (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи);

- при выборе места беседы главное - отсутствие посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался);

- желательно спланировать беседу не в служебное время, когда каждый занят своими делами. Ее можно начать даже перед самым отбоем, не боясь продолжить разговор с суицидентом и после того, как личный состав отойдет ко сну. Как правило, в ночное время беседа становится более доверительной, т.к. в этот период обычно негативные переживания усиливаются, обостряется чувство одиночества, несущее в себе повышенную суицидальность;

- в процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо попутные дела. Надо всем своим видом показать подчиненному, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Профилактическая беседа, как правило, должна включать в себя четыре этапа:

Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». На этом этапе беседы рекомендуется использовать такие психологические приемы, как: «сопереживание», «эмпатическое выслушивание» (эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его внутренний мир). Здесь важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. необходимо дать военнослужащему возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

На втором этапе главное: а) установить последовательность событий, которые привели к кризису: б) снять ощущение безысходности ситуаций. С этой целью целесообразно применение следующих приемов: «преодоление исключительности ситуации», «поддержка успехами» и др.

Третий этап - совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Здесь желательно использовать такие приемы, как: «планирование» - т.е. пробуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящей деятельности; «удержание паузы» - целенаправленное молчание, чтобы дать военнослужащему возможность проявить инициативу в планировании своей деятельности.

Завершающий этап - его главная задача: окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. В этих условиях целесообразно использовать следующие психологические приемы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности».

Работа по предупреждению самоубийств характеризуется особой тонкостью и требует от всех должностных лиц высокого профессионализма, искренности, сопереживания и вместе с тем настойчивости, твердости, неотступности и постоянства. В основе успеха лежит продуманная преемственность квалифицированных и разноплановых форм и методов работы с нуждающимися в ней военнослужащими.

Методические рекомендации

В первом вопросе основное внимание необходимо уделить раскрытию содержания психологического кризиса личности военнослужащего, склонного к суицидальному поведению. Надо прийти к принципиальному пониманию и принятию положения, суть которого заключается в том, что психологическая природа самоубийства носит исключительно сложный, не типичный для каждого случая, как правило, скрытый от внешнего наблюдения, противоречивый характер. Самоубийство может быть совершено людьми различных возрастных, профессиональных, этнических, имущественных и др. категорий. Важно добиться уяснения слушателями форм и методов выявления признаков суицидального поведения.

При раскрытии второго вопроса занятия важно не только раскрыть прапорщикам (мичманам) систему работы должностных лиц по предупреждению самоубийств, но и обозначить роль каждого прапорщика (мичмана) в этой системе.

В заключительной части руководителю необходимо сделать выводы, отметить наиболее активных слушателей на занятии, дать задание на самоподготовку.

Рекомендуемая литература:

1. Директива МО РФ от 31 июля 1996 года «О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации».

2. Приказ № 440 министра обороны РФ от 25 сентября 1998 года «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Буранов С. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих. // Ориентир. - 2005. - № 6.

4. Дмитриков С. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика. // Ориентир. - 2006. - № 9.

5. Профилактика самоубийств: Методическое пособие. М.: ГУВР МО РФ, 1995.

преподаватель кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Общевойсковой академии,Подполковник
Андрей КОЛОСОВ

«Ориентир» 05.2009

Теги: огп