Формы и методы воспитательной работы с военнослужащими в период подготовки и несения боевого дежурства, караульной службы

Психологические особенности несения военнослужащими роевого дежурства и караульной службы

Боевое дежурство и караульная служба являются наиболее важными задачами, которые повседневно и повсеместно решают войска. Специфика этих видов деятельности обусловлена целями и соответствующим характером их содержания.

Боевое дежурство - высшая форма поддержания боевой готовности и основной вид деятельности войск (сил) в мирное время, обеспечивающая немедленный и организованный переход к боевым действиям, надежное выполнение боевых задач в любых условиях обстановки.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, военных и государственных объектов (хранилища вооружения и боеприпасов, имущества, боевая техника и т. п.), а также лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне.

Анализ жизнедеятельности воинских частей и подразделений показывает, что к факторам, определяющим особенности несения боевого дежурства и караульной службы, можно отнести следующие:

1. В настоящее время во многих частях состав боевых смен, караулов превратился в относительно устойчивые микрогруппы, в которых военнослужащие выполняют боевую задачу. Кроме этого, военнослужащий на длительное время включается в систему отношений, обусловленную не его личными интересами и симпатиями, а необходимостью выполнения строго регламентированных совместных действий с другими субъектами воинской деятельности.

Коллективный характер деятельности ведет к взаимному контролю, принципиальности оценок, взаимопомощи, коллективизму в целом, а также к сокращению социально-психологической дистанции между начальниками и подчиненными. Длительное несение боевого дежурства в составе боевых расчетов (2-3 человека) объективно вызывает необходимость сближения независимо от социальных ролей и иерархии. При этом каждый из партнеров становится источником повышенной информации, а любая, на первый взгляд, мелочь в партнере привлекает внимание. В этом случае у командиров и начальников появляется возможность глубоко изучить своих подчиненных. Но при этом надо помнить, что и подчиненные имеют такую же возможность. В этих условиях личностные характеристики проявляются полно и рельефно.

В боевых расчетах и сменах при сокращении социально-психологической дистанции, проявлении неформальных, неслужебных отношений возникает явление психологической несовместимости. Данная проблема связана прежде всего с повышенной контактностью и относительной изоляцией номеров боевых расчетов и смены. Среди психологических причин можно выделить: особенности привычек, характера, темперамента, манер поведения, вкусы. Если в обычных условиях человек может уйти от контактов с тем, кто ему не нравится, то на боевом дежурстве, при несении караульной службы этого не сделаешь без серьезных последствий. Отсюда могут быть конфликты, неуставные взаимоотношения, другие нарушения правил несения боевого дежурства, караульной службы. Глубокое знание личного состава позволяет командиру умело подобрать боевые расчеты, смены с учетом всех перечисленных факторов.

2. Другой особенностью деятельности личного состава дежурных сил и караула, предъявляющей специфические требования к их военно-профессиональным качествам, является ее цикличность. Как правило, функционируют такие структурные компоненты цикла, как подготовка к выполнению боевой задачи, выполнение боевой задачи и отдых. Затем цикл повторяется снова. Причем постоянство воздействий систем раздражителей является характерным не только для всего цикла, но и для каждой из его фаз. Со временем такое распределение активных и тормозных состояний, формирующихся в определенный период под влиянием внешних и внутренних раздражений при однообразной повторяющейся обстановке, все более фиксируется. В итоге складывается общий стереотип действий и состояний.

Необходимо отметить, что на эффективность деятельности личного состава дежурных сил данная особенность оказывает двоякое влияние. С одной стороны, она способствует относительно быстрому формированию необходимых навыков, привычек поведения, установок. С другой стороны, она может оказывать отрицательные воздействия на психологическое состояние личного состава и в целом на его деятельность. Это связано с возможностью появления такой характеристики деятельности, как монотонность, которая способна оказывать отрицательное влияние на различные сферы личности. Она может привести к снижению общих возбудимости, тонуса нервной системы, психологической активности человека. Например, такие явления могут оказывать серьезное отрицательное влияние на надежность работы оператора, особенно к моменту резкого перехода от режима слежения к режиму активной интеллектуальной деятельности.

3. В силу особых социально-значимых целей, специфических условий и способов их осуществления боевое дежурство - это всегда балансирование между возможностью и необходимостью применения оружия и техники в мирное время. Такое балансирование связано с особой напряженностью функционирования психики и, естественно, вызывает наиболее интенсивное расходование психической энергии людей.

Например, экипажи в частях ВВС стратегического назначения, осуществляя барражирование в воздухе близ воздушного пространства потенциального противника по 15 - 20 часов в сутки, испытывают кратковременные, но запредельные психофизиологические и психические нагрузки.

Боевая служба экипажей кораблей ВМФ достигает нескольких месяцев и связана с рядом существенных факторов:

влиянием грозных, необычных явлений морской стихии, качкой («морская болезнь»); длительностью больших нагрузок; однообразием (монотонностью) воздействий на психику моряков одних и тех же факторов; ограниченностью подвижности; ограниченностью круга лиц для осуществления контакта, длительным отрывом от семьи, близких; сменой климатических зон и времени года; ограниченными условиями отдыха и обитаемостью корабля.

Для деятельности военнослужащих Войск ПВО, несущих боевое дежурство, основными факторами, влияющими на психику воинов, являются государственная значимость решаемых задач, внезапность, дефицит времени, неопределенность и т. д.

Постоянное ожидание приказов и распоряжений требует от военнослужащих мобилизации всех своих физических сил, моральных и психических качеств. Состояние ожидания влияет на степень напряженности воинов, их готовность к выполнению боевых задач.

Напряженность является одной из важных разновидностей психических состояний человека, оказывающих серьезное влияние на надежность и продуктивность его деятельности. Усиленное ее состояние оказывает положительное влияние на эффективность деятельности, так как оно активизирует функционирование всех психологических процессов. Однако это положительное влияние распространяется только до определенного предела, после чего напряженность оказывает на деятельность резко отрицательное влияние.

4. Условия относительной изоляции, монотонности, ограничения в комфортности рабочего места (места несения службы на посту), регламентированный режим труда и отдыха обусловливают относительно длительную депривацию (психический «застой») обычных потребностей и привычек военнослужащего. Сочетаясь с такими факторами, как высокая ответственность, потенциальная опасность, внезапность, новизна, интеллектуальная сложность, эти условия могут вызывать различного рода негативные психические реакции и состояния, например:

состояние «фрустрации», когда нормативные требования превышают профессионально-боевые возможности военнослужащего;

состояние «монотонии», когда в результате однообразной деятельности, «ненасыщенного» интереса сужается объем внимания и психическое напряжение резко уменьшается;

состояние «привычности», когда снижается эмоциональность ожидаемого события (возникновение боевых действий), а само оно кажется человеку маловероятным;

состояние «усталости, утомления» как результат истощения физических и психических ресурсов человека под влиянием длительной перегрузки, психического напряжения.

Психические состояния военнослужащих в процессе несения службы тесно связаны с его работоспособностью. Именно работоспособность раскрывает физиологическое состояние организма - мышц, органов, нервной системы, обеспеченность энергией, которая может реализовываться в конкретных продуктах деятельности. Процесс расходования энергии в ходе деятельности ведет к утомлению - физиологическому состоянию, препятствующему эффективной деятельности. Различают физическое, сенсорное, умственное и эмоциональное утомление. Остаточные явления утомления нередко проявляются на следующий день или в течение более продолжительного времени. Состояние переутомления, связанное с неэффективностью восстановительного периода, имеет различные степени выраженности, каждой из которых должны соответствовать свои коррекционно-профилактические мероприятия: отдых на природе, отпуск, занятия физкультурой, упорядочение сна, лечение у специалистов и т. д.

Таким образом, несение военнослужащими службы на боевом дежурстве и в карауле связано с определенными психологическими трудностями, которые необходимо учитывать офицерам в своей работе с подчиненными.

Формы и методы работы командиров (начальников) с военнослужащими в период подготовки и несения боевого дежурства и караульной службы


Работа по обеспечению качественного несения военнослужащими боевого дежурства и караульной службы направляется на формирование у личного состава дежурных подразделений и смен качеств, позволяющих ему успешно выполнять возложенные на него задачи. При этом первостепенное внимание обращается на выработку и развитие у воинов осознанной мотивации действий на боевом дежурстве, понимания значимости выполнения возложенных на них обязанностей в карауле.

Практика свидетельствует, что в войсках наиболее часто используются следующие группы методов воспитательной работы с личным составом караула, дежурных смен:

традиционные, закрепленные нормативно (определяются организационно-методическими указаниями, приказами, директивами и другими нормативными требованиями) - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

инновационно-деятельностные (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий) - моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых, авторитетных военнослужащих, друзей, близких и др.;

социально-психологические (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) - тренинг, деловые игры и др.;

рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в процессе несения боевого дежурства).

Основными формами и методами работы с военнослужащими перед выполнением ими задач боевого дежурства, несения караульной службы являются: инструктажи, индивидуальные беседы; информирование с разъяснением задач перед заступлением на боевое дежурство, в караул; доведение особенностей и требований руководящих документов по охране и обороне объектов, важности бдительного несения службы; строгое соблюдение порядка подготовки и заступления личного состава в караул.

Имеет значение особая торжественность и строгость ритуала развода личного состава караула и дежурных смен; доведение требований безопасности при несении службы и обращении с оружием; разъяснение положений УК РФ об уголовной ответственности за нарушение уставных правил несения караульной службы и боевого дежурства.

Важна работа офицеров органов воспитательной работы, особенно военных психологов, в период подготовки и несения службы; оформление соответствующей наглядной агитации в служебных помещениях и местах несения службы; обеспечение личного состава периодической печатью, техническими средствами воспитания; постоянная забота об отдыхе, питании, медицинском обеспечении личного состава караула; подведение итогов несения службы; персональная оценка выполнения обязанностей, поощрение отличившихся; отражение в стенной печати передового опыта подготовки и несения караульной службы, боевого дежурства.

Большое значение в работе с личным составом, заступающим на боевое дежурство или в караул, имеет психологическая работа, которая проводится в четыре основных этапа.

1. Организационный этап. На этом этапе (перед началом летнего и зимнего периодов обучения) проводится психологическое изучение военнослужащих и состояния межличностных отношений в воинских коллективах, инструкторско-методические занятия с командирами и личным составом. По итогам изучения личного состава (в том числе и пополнения) представляются списки военнослужащих, которые не рекомендуются для несения боевого дежурства и караульной службы. Основанием для такого заключения является наличие у военнослужащих нервно-психической неустойчивости. С учетом рекомендаций психолога издается приказ по воинской части «О составе дежурных боевых смен». Кроме того, психологом части проводятся практические занятия с военнослужащими по ознакомлению и обучению их приемам и методам психической саморегуляции. Ежеквартально проводится промежуточное психологическое обследование личного состава.

2. Этап подготовки к несению службы. Он начинается за 2 - 3 дня до заступления на боевое дежурство, в караул. В этот период деятельность должностных лиц должна быть направлена на подбор личного состава и расстановку его по сменам и постам. Офицеры подразделений осуществляют наблюдение в целях выявления военнослужащих с признаками повышенной нервно-психической напряженности и дополнительного углубленного психологического их изучения. Особое внимание обращается на такие проявления, как повышенная рассеянность, несобранность, заторможенность, нескоординированность действий, повышенная раздражительность, конфликтность, уныние, апатия, тревожность, быстрые колебания настроения, быстрая утомляемость. Повышенное внимание уделяется вновь сформированным сменам и военнослужащим, впервые заступающим на боевое дежурство.

3. Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле. При несении службы основные усилия направляются на создание обстановки оптимальной готовности к немедленным действиям по боевому расчету и другим внезапным изменениям. На данном этапе достигается соотношение необходимого и достаточного количества проверок несения службы, осуществляется контроль над материально-техническим обеспечением и своевременным и рациональным питанием личного состава.

В ходе несения боевого дежурства, караульной службы визуально или с помощью общения оценивается психологическое состояние отдельных военнослужащих, выявляются преобладающие психологические реакции. Офицеры осуществляют включенное, скрытое наблюдение за внешними проявлениями эмоциональных состояний личного состава. Цель наблюдения - выявить воинов с повышенной психической нагрузкой. В конце проверки оформляется специальный план-схема наблюдения с фиксацией признаков состояния напряжения:

1. Рот, брови, общее выражение лица: губы сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты у переносицы; страдальческое выражение лица.

2. Глаза: унылый, недовольный взгляд; «горящие» беспокойные глаза.

3. Цвет кожи лица: значительное покраснение, появление пятен; бледность, желтизна.

4. Движения: закрепощенность, нарушение точности движений; суетливость, сильное дрожание пальцев рук.

5. Особенности поведения: замкнутость, апатия; плохой самоконтроль, бравада.

По результатам наблюдения в зависимости от количества регистрируемых признаков в отношении военнослужащего принимается определенное решение - усилить контроль, произвести замену в составе смены, расчета ит. д.

4. Этап после смены с боевого дежурства, караула. Для личного состава после смены с боевого дежурства, караула организуются мероприятия, направленные на снятие нервно-психической нагрузки и подготовку военнослужащих к очередному заступлению на боевое дежурство (в караул).

Для предупреждения негативных состояний и срывов в деятельности военнослужащих должны планироваться профилактические мероприятия:

1. Планирование и организация эргономических условий, способствующих сохранению оптимального уровня работоспособности личного состава (освещенность, цвет, температурный режим, оборудование рабочего места оператора, устранение лишнего шума и т. п.). Установлено, в частности, что красный, оранжевый цвета возбуждающе действуют на эмоциональную сферу человека, повышают артериальное давление, усиливают мускульное напряжение, увеличивают частоту дыхания и пульс. Зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета, напротив, действуют успокаивающе.

2. Организация оптимального режима труда и отдыха в процессе несения службы. Например, в ходе боевого дежурства зачастую наблюдается очень слабая нагрузка на определенные группы мышц. Регулярная и длительная недогрузка мышц вызывает своеобразное заболевание, называемое гиподинамией. Это явление характерно прежде всего для представителей операторских специальностей и проявляется в вялости человека, апатии, нежелании двигаться, быстрой утомляемости, снижении физической силы и выносливости.

Кроме того, длительное пребывание человека в закрытых помещениях, подземных сооружениях вызывает так называемую сенсорную депривацию (невозможность удовлетворения потребности в разнообразии красок, свете солнца, смене дня и ночи, запахе земли, деревьев и т. п.). В изоляции человек, лишаясь привычных раздражителей, ощущает сенсорный голод, действие которого проявляется в снижении работоспособности, ухудшении внимания, памяти, мышления, возникновении иллюзий. Нейтрализация этих негативных явлений требует особого внимания со стороны командного звена и психолога.

3. Психологическое просвещение, направленное на разъяснение условий и особенностей несения боевого дежурства и караульной службы, влияния данных условий на психику человека, показ психологической природы трудностей деятельности и возможных ошибок. Важно разъяснять военнослужащим возможные способы профилактики усталости, не допускать ее хронических форм, закрепляющих «привычку усталости» на службе. Данное явление возникает даже при отсутствии реального утомления, становится своего рода профессиональным отягощением. Испытываемые каждый раз при заступлении на службу неприятные ощущения могут значительно опережать реальное утомление и становиться причиной не только ошибок, сбоев в осуществлении деятельности, но и профессиональных кризисов и заболеваний.

4. Обеспечение оптимальной системы взаимодействия военнослужащих при несении службы, подбор и расстановка по сменам и постам с учетом их психологической совместимости.
5. Проведение в период подготовки к несению службы групповых психологических тренингов. В состав их участников могут входить члены одного расчета, смены. Учебным материалом для тренинга являются возможные боевые ситуации. Задается, как правило, лишь основное направление событий (условия и цель), а участники должны определить алгоритм решения задачи каждым специалистом в составе расчета. Моделирование боевых ситуаций призвано не только актуализировать профессиональные качества военнослужащих для действий в этих ситуациях, но и вызвать у них (за счет варьирования условий выполнения задачи) сходные с «боевыми» психические состояния. Создаваемые тем самым эмоционально насыщенные элементы будущей деятельности становятся критериальным средством преодоления возможных негативных психических состояний.
6. Эффективным средством предупреждения негативных состояний, мобилизации сил на успешное выполнение боевой задачи является овладение методиками психической саморегуляции, т.е. регуляцией различных состояний, процессов и действий, осуществляемых самим организмом с помощью психической активности.

У каждого человека есть свой набор приемов выхода из трудных ситуаций. Эти приемы предполагают нерефлексивное применение методов психической саморегуляции, поддержания требуемого в данный момент психического состояния. Так, некоторые военнослужащие для поддержания бдительности в карауле на посту применяют своеобразную тактику передвижения по маршруту - через каждые четыре шага оглядываться поочередно через правое и левое плечо. Многие знают, что ходьба в темпе 140 - 150 шагов в минуту создает бодрое самочувствие и хорошее настроение, а чередование темпа шага от замедленного до ускоренного в разном ритме по 10 -12 шагов усиливает собранность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются пощипывание кожи рук, элементы самомассажа головы, другие психофизиологические приемы активирующего самовоздействия.

Необходимость освоения приемов психической саморегуляции обусловлена возможностью для военнослужащих с их помощью предупреждать различные психосоматические расстройства (нарушение сна, снижение аппетита, падение работоспособности, нарастание слабости, повышение артериального давления), невротические расстройства и даже органические заболевания (гастрит, язвенная болезнь, вегето-сосудистая дистония и пр.). Такие расстройства являются результатом истощения внутренних энергетических ресурсов человека вследствие нервного напряжения и физического переутомления, вызываемых особыми условиями боевого дежурства и несения службы в карауле.

Правильное применение форм и методов работы офицеров в период подготовки и несения военнослужащими боевого дежурства, внутренней и караульной службы, а также систематический и комплексный подход к их решению дают положительные результаты.

Таким образом, морально-психологическое обеспечение задач боевого дежурства, несения караульной службы - важная составная часть работы командиров, офицеров органов воспитательной работы, штабов и служб по поддержанию постоянной боевой готовности частей и подразделений, формированию у воинов активной жизненной позиции и высоких морально-боевых и психологических качеств.

Методические рекомендации

1. Во вступительной части необходимо отметить актуальность темы занятия, подчеркнуть ее практическое значение и выделить роль офицеров в воспитательной работе с военнослужащими в период подготовки и несения ими боевого дежурства и караульной службы, сделать краткий анализ несения службы подразделением за последний месяц и личного вклада в эту работу каждого офицера.

2. При раскрытии первого учебного вопроса необходимо основное внимание уделить раскрытию факторов обстановки, в которой военнослужащие несут боевое дежурство и караульную службу.

3. В ходе рассмотрения второго учебного вопроса необходимо акцентировать внимание на наиболее перспективных формах и методах работы офицеров в период подготовки и несения военнослужащими боевого дежурства, караульной службы, подкрепить их конкретными примерами из жизни подразделения, воинской части. Необходимо отметить то, что эффективность работы командования зависит от умения правильно выбрать и применить необходимый метод работы на практике, исходя из конкретных условий несения службы.

4. В заключительной части руководителю необходимо напомнить тему и цели занятия, сделать выводы, отметить наиболее активных, дать рекомендации по подготовке к следующему занятию.

Рекомендуемая литература:

1. Караяни Д., Сыромятников И. Прикладная военная психология. - СПб.: Питер, 2006.

2. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации/ Под ред. Резника Н.И.- М. ГУ BP ВС РФ, 2005.

3. Справочник офицера-воспитателя. Серия «Право в Вооруженных Силах». - М.: «За права военнослужащих», 2003.

4. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждена приказом министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 года.

Подполковник,преподаватель военного учебно-научного центра Сухопутных войск
«Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»Андрей КОЛОСОВ

«Ориентир» 03.2010

Теги: огп