Государственное устройство Российской Федерации

Вопросы:

1. Понятие и основные формы государственного устройства.
2. Специфика государственного устройства Российской Федерации.

Государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определенной территории.
Неотъемлемыми признаками государства является наличие суверенитета, публичной власти, гражданства, строго ограниченной территории, аппарата управления и принуждения. Именно государство в демократическом обществе имеет законное право на принятие и контроль исполнения законов, применение силы, выпуск денежных средств, сбор налогов.
Одной из важнейших характеристик государства является форма его государственного устройства.

1

История свидетельствует, что государства всегда отличались друг от друга внутренним устройством, способом территориального деления, степенью централизации государственной власти. И это не случайно. Любое государство старается максимально эффективно организовать управление своей территорией с помощью определенного государственного устройства.

Государственное устройство - это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Государственное устройство зависит от множества факторов, среди которых можно отметить следующие: размер территории, численность и национальный состава населения, исторические традиции народа, особенности политического режима, форма правления государства.

Определение наиболее подходящей формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Особенно если на его территории проживают исторически сложившиеся национальные группы населения. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т.е. проживают на данной территории с давних времен.

Выбор формы государственного устройства влияет на установление правовых гарантий сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других - создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство - исключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая задача государственного устройства состоит в создании необходимых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в передовых странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому, и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.

К настоящему времени многовековая мировая практика выработала три основные формы государственного устройства - унитарное государство, федерация, конфедерация. Кратко рассмотрим их.

Унитарное государство (от латинского слова «unitas» - «единство») - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно- территориальных единиц признаков суверенитета.

Для унитарных государств характерны следующие черты:
- единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти;
- общегосударственная система законодательства (одна конституция);
- единое гражданство;
- единая судебная система;
- одноканальная система налогов (т.е. все налоги аккумулируются в центре);
- административно-территориальные единицы государства не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах;
- законодательный орган имеет, как правило, одну палату.

Необходимо отметить, что в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:
- централизованное унитарное государство. Оно характеризуется строгой субординацией органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна. Примерами таких государств являются Монголия, Таиланд, Индонезия;
- децентрализованное унитарное государство. Характеризуется тем, что органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчетны. Децентрализованное унитарное государство присутствует, например, в Великобритании, Швеции, Японии.

Положительной стороной унитарного государства является значительная концентрация ресурсов в руках центра, что может способствовать быстрому росту благосостояния граждан, однако это приводит и к высокой степени централизации государственной власти.

Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. В настоящее время помимо вышеуказанных унитарными государствами являются Беларусь, Украина, Казахстан, Франция, Дания, Польша, Чехия, Словакия, Италия, Португалия, Куба, Чили, Китай и т.д.

В свою очередь федерация (от латинского слова «foederatio» - «объединение», «союз») - сложное, союзное государство, части которого обладают значительной политической самостоятельностью.

Образования в составе федерации носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства различаются между собой. Например, в США 50 субъектов (штатов), а в Швейцарии 26 кантонов.

Для федерации характерные следующие черты:
- определенная законодательством политическая и юридическая самостоятельность (могут иметь свои конституции наряду с общефедеральной);
- двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру - верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того, субъекты также формируют свои местные парламенты);
- две системы законодательства (общегосударственная и субъектов);
- двухканальная система налогов (часть налогов аккумулируются в центре, другая в субъекте);
- разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают государственным суверенитетом (т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях). В настоящее время ни одна конституция федеративного государства не закрепляет права выхода субъектов из федерации.

Отсутствие у субъектов федерации полного верховенства на своей территории основано на том, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет над актами законодательства субъектов. Например, в России, США, Канаде, Мексике.

Также субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене. Это не признает за ними и международное право. Например, в Австралии, США, Канаде факт не суверенности подтвержден решениями верховных судов этих государств.

Существуют различные виды федераций. Так, по способу образования субъектов федерации выделяют:
- территориальную федерацию, в ней все составляющие ее субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим особенностям. Например, США, Бразилия, Мексика;
- национальную федерацию, в ней составные части разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. Примерами могут служить Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия;
- национально-территориальную федерацию (смешанную) - в основу ее формирования положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов, например Российская Федерация.

По способу образования самой федерации выделяют:
- конституционную федерацию - это федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция. Например, Пакистан, Индия;
- договорная федерация (союзная) - это федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора. Пример: США, ОАЭ, СССР;
- смешанная федерация (конституционно-договорная) - это государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации. Примером тому может служить Российская Федерация.

В целом мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Конечно, федерация не может исключить всех кризисов, разногласий и различий в способах решения общегосударственных проблем, но она, особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы политических, экономических и националистических сил.

В сравнении с унитарными государствами количество федераций значительно меньше. В настоящее время в мире насчитывается порядка двадцати федеративных государств. В Европе это Российская Федерация, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария; в Азии - Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан; в Америке - США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании - Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия.

Следующая форма государственного устройства - конфедерация.

Конфедерация (от латинского слова «confoederatio» - «сообщество») представляет собой временный союз суверенных государств, создаваемый для достижения политических, военных, экономических, культурных целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем преобразуется в федерацию или распадается на ряд унитарных государств.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения и одновременно являются членами единой государственной организации.

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776 - 1789 гг.), Германия (1815 - 1867 гг.), Швейцария (1815 - 1848 гг.). В настоящий момент в качестве конфедерации с определенной долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;
- создаются координационные органы для ведения общих дел;
- для вступления в юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств;
- правовой основой является договор между участниками;
- имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- общими источниками финансовых средств являются взносы членов конфедерации;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей;
- государства могут устанавливать единую денежную систему, единые таможенные правила, межгосударственную кредитную политику на время существования союза.
В целом формы государственного устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства.

2

Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции Российской Федерации:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Закрепление федеративной формы государственного устройства нашей страны отражено также в Главе 3 Конституции Российской Федерации, которая так и называется - «Федеративное устройство». Конституция Российской Федерации закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную природу современного российского государства.

Во-первых, законодательную систему России составляют Конституция Российской Федерации и законы федерации, а также конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, которые осуществляют правовое регулирование в пределах компетенции Федерации и ее субъектов. Разграничение полномочий осуществляется не только Конституцией Российской Федерации, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектов.

Во-вторых, в Российской Федерации одновременно действуют органы государственной власти России и органы власти ее субъектов.

В-третьих, Россия имеет двухпалатный парламент - Федеральное собрание, одна из палат которого - Совет Федерации - представляет интересы всех субъектов Российской Федерации и имеет в своем составе по два представителя от каждого их них. Один от законодательного, другой - исполнительного органов государственной власти субъекта.

В-четвертых, частями, субъектами Российского государства являются не административно-территориальные единицы, а национальные государства - республики; государственно-территориальные образования - края, области, города федерального значения; национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Перечень всех субъектов дан в статье 65 Конституции Российской Федерации.

Первоначально в состав Российской Федерации входили 89 субъектов Федерации, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

К настоящему времени количество субъектов Российской Федерации в результате объединения некоторых из них изменился: их стало 83, в их числе 21 республика, 9 краев, 47 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

Так, Пермский край образован путем объединения Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом, Красноярский край объединен с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Камчатский край образован путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа, Забайкальский край образован путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, Иркутская область объединена с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом.

В нашей стране, как и в любой другой федерации, существует разделение предметов полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации. Выделяют предметы ведения Российской Федерацией, совместного ведения Российской Федерацией и субъекта Российской Федерации, предмет ведения субъекта Российской Федерацией.

Статья 71 Конституции Российской Федерации закрепляет исключительную федеральную компетенцию. К ведению Российской Федерации отнесены вопросы, которые носят общий для всего государства характер, не требуют учета региональной специфики, обеспечивают единство российского государства.

Все эти полномочия могут быть по предметному признаку объединены в несколько групп. Прежде всего это полномочия в области государственного строительства, принятия и изменения Конституции Российской Федерации, приема новых субъектов в состав Федерации, утверждения изменений границ между субъектами, установления системы федеральных органов и их формирования, решения вопросов судоустройства, прокуратуры, разработки и принятие уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и других отраслей законодательства. Сюда же относится регулирование прав и свобод человека и гражданина, гражданина Российской Федерации, регулирование прав национальных меньшинств и другие полномочия.

Значительные исключительные полномочия Федерация имеет в социально-экономической сфере. Сюда относятся определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социально-культурного и национального развития России, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, утверждение федерального бюджета, установление федеральных налогов и сборов, управление федеральными энергетическими системами, транспортом, связью и другие полномочия.

Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних отношений и обороны страны. Предметом исключительного ведения Федерации являются внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной границы, экономической зоны и континентального шельфа.

Статья 72 Конституции Российской Федерации устанавливает совместную сферу предметов ведения и полномочий, где Федерация и субъекты тесно координируют свои усилия. Весь их перечень также может быть объединен в указанные выше сферы. В области государственного строительства, например, это обеспечение соответствия конституций, уставов, законов и иных актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам России. В социально-экономической сфере - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. В сфере внешних отношений и обороны страны - координация международных внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Закрепление в Конституции Российской Федерации предметов совместного ведения выступает правовой основой для детального определения полномочий Федерации и субъектов, установления того, какие конкретные вопросы решают те или иные органы. Это достигается путем принятия федеральных законов, а также через заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.

В Конституции Российской Федерации не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов Федерации. В ней лишь содержится норма о том, что вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Перечень полномочий каждого субъекта закрепляется конституциями республик и уставами иных субъектов Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках федеральной компетенции.

Субъекты Российской Федерации имеют свою официальную символику - герб, флаг, гимн. Правовой статус и порядок их использования устанавливаются в конституциях, уставах и законах субъектов Федерации.

Кроме того, субъекты Федерации управляют разнообразными объектами собственности, владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, находящимися на их территории (за исключением тех, которые находятся в федеральном ведении), устанавливают свои налоги и сборы, устанавливают на основе федерального законодательства правовой режим органов местного самоуправления на своей территории, самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства.

С учетом изложенного можно отметить, что государственное устройство Российской Федерации - это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.


Методические рекомендации

Во вступительном слове руководителю занятий по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса важно разъяснить слушателям, что уяснение понятия государственного устройства и его основных форм позволит им лучше понять специфику государственного устройства Российской Федерации.

В ходе изучения второго вопроса руководителям групп, используя карту федеративного устройства Российской Федерации, следует наглядно показать расположение субъектов Российской Федерации. Далее доходчиво с помощью примеров изложить положения статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

В заключение необходимо сделать выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.


Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
2. Отечество. Честь. Долг. Выпуск 7/Под ред. А.И. Колясникова. - М., 2005.
3. Павлов С. Государственное устройство Российской Федерации. // Ориентир. - 2012.-№ 12.

Подполковник запаса Сергей ПАВЛОВ, кандидат политических наук

"Ориентир" 02 2014

 

Теги: огп