История и традиции младшего командного состава Российской армии и флота

Во все времена, начиная с римских центурионов, младший командный состав считался основой основ, костяком вооруженных сил различных государств. Унтер-офицеры Русской армии по уровню своей подготовки не уступали знаменитым прусским фельдфебелям и даже нынешним американским сержантам.

Зарождение и развитие института младших командиров

«ЧЕСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ХОРОША ЛИШЬ ПРИ ХОРОШЕМ СОСТАВЕ УНТЕР-ОФИЦЕРОВ; ПРИ ОТСУТСТВИИ ЖЕ ЭТОГО УСЛОВИЯ ВСЕ СТАРАНИЯ ВЫСШИХ НАЧАЛЬНИКОВ МОГУТ ОСТАТЬСЯ ТЩЕТНЫМИ».

Военный министр России А.Ф. РЕДИГЕР

Военные реформы, проведенные Петром I в начале XVIII века, включавшие в себя комплекс государственных мероприятий по организации регулярной армии и флота, военного управления, внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих, явились началом системного формирования института младших командиров.

По воинскому уставу, утвержденному Петром I в 1698 г., все начальные люди Русской армии делились на высших и нижних, последние именовались младшими командирами, обязанностью которых было помогать офицерам в обучении солдат и заботиться о поддержании дисциплины.

В начале создания регулярной Русской армии младшие командиры выдвигались из общей массы солдат. Ими становились, как правило, отличившиеся в сражениях старослужащие солдаты или дворяне, поступившие на службу рядовыми. Но затем Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1721 г. были открыты гарнизонные школы, готовившие

унтер-офицеров. К концу его царствования таких школ в Русской армии насчитывалось около 50. Кроме того, государь установил порядок непрерывной службы дворян. Их дети, получившие домашнее образование, с 15 лет являлись на службу в войсковую часть. Прежде чем стать офицерами, они несколько лет были солдатами, затем унтер-офицерами для того, чтобы знать службу «с фундамента солдатского дела». Ярким примером подобного отношения является служба генералиссимуса А.В. Суворова. Он с 1 января 1748 г. начал действительную службу в качестве капрала в гвардейском Семеновском полку и лишь 25 апреля 1754 г. был произведен в первый офицерский чин - поручика. Производство в унтер-офицеры зависело от решения воинских начальников. Для присвоения этого звания требовались отличное поведение, определенная выслуга в звании рядового, знание основ службы и соответствующих предметов.

В начале XIX века в связи с увеличением численности армии и флота увеличилась потребность в унтер-офицерах. Ведь именно они должны были выполнять основные обязанности по оказанию помощи командиру роты в обучении новобранцев, в поддержании внутреннего порядка в частях и на кораблях.

В 1808 г. в России был сформирован 1-й учебный гренадерский батальон, «чтобы с лучшей удобностью снабжать армейские полки исправными унтер-офицерами», а в 1809 г. - 2-й учебный гренадерский батальон. Цель учреждения в 1811 г. 3-го батальона состояла в том, «чтобы подготовить унтер-офицеров в губернские батальоны с целью обучения и приготовления новобранцев».

Для подготовки унтер-офицеров в кавалерийские полки был учрежден учебный кавалерийский эскадрон, а в артиллерию - две учебные роты. Комплектование батальонов и учебных рот проводилось главным образом из числа так называемых кантонистов -солдатских детей и воспитанников военно-сиротских отделений.

В этот период развития Русской армии унтер-офицерские звания претерпевали изменения. С 1800 г. и до середины XIX века их называли подпрапорщиками, а с 1802 г. -кавалерийских, артиллерийских и егерских унтер-офицеров из дворян - юнкерами. К середине XIX века в Русской армии существовали такие звания унтер-офицеров: фельдфебель (помощник командира роты по внутреннему порядку и хозяйственным вопросам, в кавалерии - вахмистр), старший и младший унтер-офицеры (в артиллерии - фейерверкеры, на флоте - кондуктор, в казачьих частях -урядник) (см. схему).

Для различия званий младшие командиры носили на погонах поперечные нашивки (лычки). Старшему и младшему унтер-офицерам полагались нашивки из тесьмы: старшему - три; младшему - две. Фельдфебелю и вахмистру полагалась одна широкая нашивка из галуна.

Унтер-офицеры являлись промежуточным, связующим, звеном между офицерами, солдатами и матросами, способствующим успешному решению стоящих перед подразделениями задач.

В строевых частях пехоты, кавалерии, артиллерии и инженерных войск унтер-офицеры несли основную ношу в обучении солдат. В 1764 г. за ними законодательно закреплялась обязанность не только обучать нижние чины, но и воспитывать их.

От унтер-офицеров до сержантов наших дней

«ОСНОВНЫМ ФУНДАМЕНТОМ, НА КОТОРОМ ДЕРЖАЛАСЬ СТАРАЯ АРМИЯ, БЫЛ УНТЕР-ОФИЦЕРСКИЙ СОСТАВ, КОТОРЫЙ ОБУЧАЛ, ВОСПИТЫВАЛ И ЦЕМЕНТИРОВАЛ СОЛДАТСКУЮ МАССУ. ОТ УНТЕР-ОФИЦЕРА ЦЕЛИКОМ ЗАВИСЕЛА СУДЬБА СОЛДАТА. УНТЕР-ОФИЦЕРЫ ИМЕЛИ ХОРОШУЮ БОЕВУЮ ПОДГОТОВКУ... В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ, В БОЛЬШИНСТВЕ СВОЕМ ЯВЛЯЛИСЬ ХОРОШИМИ КОМАНДИРАМИ».

Маршал Советского Союза Г.К. ЖУКОВ

Во второй половине XIX века с введением в России воинской повинности и сокращением сроков военной службы проблемы унтер-офицерской службы были пересмотрены.

В 1867 г. Военное министерство приняло решение о создании полковых учебных команд. Приказом по Военному ведомству в 1867 г. была введена Инструкция для специального обучения в войсках унтер-офицерских чинов. Срок обучения в учебных командах составлял 2 года. Учебные команды были учреждены при штабах всех пехотных и кавалерийских полков и в отдельных батальонах.

В эти учебные подразделения командиры рот направляли рядовых «хорошей нравственности, отличающихся способностями к службе и характером, необходимым для унтер-офицера», а также обладавших достаточной грамотностью. За время обучения солдаты должны были усвоить приемы строевой подготовки, свои права и обязанности. Кроме того, проводились занятия по Закону Божию, чтению, письму, арифметике, огневой подготовке, военной топографии, основам инженерного и санитарного дела. Преподавание носило практический характер, на классные занятия отводилось не более 16 часов в неделю. Руководство учебной командой возлагалось на назначенного для этой цели младшего офицера, который пользовался правами командира роты. В обучении принимали участие также полковой священник, врач и офицер, заведовавший оружием. По окончании учебы нижние чины возвращались в свои роты. Выдержавшие выпускной экзамен по представлению непосредственных начальников и приказом командира полка производились в унтер-офицеры и назначались на вакантные должности.

Роль унтер-офицеров в армии и на флоте с каждым годом возрастала. В Уставе внутренней службы их статус определялся следующим образом: «При нынешнем развитии армии унтер-офицеры должны быть действительными начальниками подчиненных им солдат». Там же был определен круг обязанностей в строю и вне строя, в быту и при обучении солдат.

Кроме должностных обязанностей унтер-офицеры привлекались к несению внутренней службы в качестве разного рода дежурных.

Серьезные обязанности они выполняли и при несении караульной службы. Так, в караул, начальником которого являлся унтер-офицер, назначалось до 28 солдат, то есть он мог нести службу по охране 7-8 постов. Причем на караульного унтер-офицера возлагалось значительно больше обязанностей, чем предусмотрено современными уставами в отношении помощника начальника караула.

Опытные унтер-офицеры являлись первыми помощниками офицеров в решении стоящих перед ротами и эскадронами задач. Состояние воинской дисциплины в частях Русской армии во второй половине XIX века оценивалось высоко благодаря усилиям не только офицеров, но и унтер-офицеров.

С введением в России в 1874 г. всесословной воинской повинности (обязательной военной службы) сроки службы в армии и на флоте стали короче. В этих условиях система подготовки унтер-офицеров в учебных командах была частично перестроена и усовершенствована. Это обстоятельство и явилось причиной выхода в 1875 г. приказа по Военному ведомству, которым объявлялось «Положение о приготовлении рядовых к унтер-офицерскому званию». По этому документу срок обучения в полковых учебных командах был установлен в один год.

Кроме обучения грамоте, общеобразовательным предметам кандидаты в унтер-офицеры изучали общевоинские уставы, организацию войск, службу и довольствие солдата, военно-уголовные законы.

В Русской армии существовали и специальные унтер-офицерские школы. Например, техническая и пиротехническая в Санкт-Петербурге. Они находились в ведении Главного артиллерийского управления и предназначались для подготовки: техническая - технических мастеров и мастеров-чертежников, пиротехническая - обер-фейерверкеров для артиллерийских управлений и заведений. Курс обучения в школах составлял три года. В Тульской и Ижевской оружейных школах готовили оружейных мастеров для войск, управлений и заведений. Из военно-фельдшерских школ армии выпускались медицинские и аптечные фельдшеры и т.д.

В условиях сокращения сроков службы унтер-офицеры приобретали служебный опыт, авторитет, методические навыки работы с подчиненными лишь к концу обязательной военной службы. Следовательно, задача подготовки младших командиров в конце ХТХ века осложнилась. Военное министерство стало всемерно поощрять оставление на службе унтер-офицеров, отслуживших положенный им срок. Количество сверхсрочных унтер-офицеров определялось с таким расчетом, чтобы на каждую роту, эскадрон, батарею приходилось по одному фельдфебелю (вахмистру) и не более двух взводных унтер-офицеров.

В соответствии с приказом военного министра от 1874 г. утверждалось «Положение о приеме на службу сверхсрочнослужащих унтер-офицеров». Унтер-офицеры, желавшие остаться на сверхсрочную службу, за месяц до истечения срока обязательной службы подавали рапорт по команде. В зависимости от наличия вакантных должностей и их «отличного поведения, служебной опытности и знания своего дела» командир полка имел право оставлять желающего служить еще на один год. Продление срока службы осуществлялось таким же образом через год.

Сверхсрочнослужащие унтер-офицеры пользовались определенными преимуществами, им назначались денежное вознаграждение, добавочное жалование к штатному содержанию в размере: фельдфебелю и вахмистру - 84 рубля, а старшему унтер-офицеру - 60 рублей год. В последующие годы суммы выплат увеличивались до 120 рублей. По окончании десятого года службы им вручался знак отличия ордена Св. Анны, за дальнейшую службу - серебряные и золотые медали для ношения на шее. А после пятнадцати лет непрерывной службы сверхсрочнослужащие унтер-офицеры имели право выходить на пенсию.

Для увеличения числа сверхсрочнослужащих в Риге (1887 г) был учрежден учебный унтер-офицерский батальон. Курс обучения в нем был двухлетним. Поступать туда могли как военнослужащие, так и гражданские лица,

которые по окончании производились в унтер-офицеры и распределялись по воинским частям. При этом все обучавшиеся в батальоне были обязаны прослужить в войсках четыре года, пользуясь правами сверхсрочнослужащих. Сверхсрочнослужащие унтер-офицеры выполняли большой круг обязанностей в обучении и воспитании нижних чинов роты. Они отвечали за порядок в своих подразделениях, нравственный облик и поведение рядовых, успешное обучение подчиненных. Назначали нижних чинов в наряды на службу и на работы, увольняли солдат из подразделения, производили вечернюю проверку и докладывали командиру роты, взвода обо всем случившемся в роте, во взводе за день.

Уставами, положениями, инструкциями в Русской армии определялась и закреплялась ведущая роль унтер-офицеров. На эту категорию командиров возлагались наиболее трудоемкие обязанности по поддержанию боевой готовности роты, сохранению имущества и выполнению специальных обязанностей.

Центральной фигурой младшего командного состава Русской армии являлся фельдфебель (вахмистр), который подчинялся командиру роты, был его первым помощником по внутреннему порядку и хозяйственным вопросам.

Вторым по значимости являлся старший унтер-офицер - начальник всех солдат своего взвода. Старшие унтер-офицеры занимали должности помощников командиров взводов. Они отвечали за порядок во взводе, нравственный уровень и поведение рядовых, за успехи подчиненных в боевой учебе.

Младшими унтер-офицерами, непосредственными начальниками рядовых, были командиры отделений. Они являлись помощниками старших унтер-офицеров.

В вопросах обучения и воспитания солдат офицерский состав полностью доверял младшим командирам, что способствовало появлению у унтер-офицеров самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и волевых качеств.

Таким образом, к концу XIX столетия подготовка младшего командного состава Русской армии получила четкую организацию. Основой ее стали полковые учебные команды, а также отдельные учебные батальоны и эскадроны при штабах некоторых военных округов.

С упразднением воинских чинов после революции 1917 г. не стало и унтер-офицерских званий. Опыт подготовки унтер-офицеров Русской армии широко был использован в конце 30-х годов XX века и после Великой Отечественной войны в Вооруженных Силах СССР. В армии были введены воинские звания младший сержант, сержант и старшина. В соответствии с приказом наркома обороны СССР от 2 ноября 1940 г. был установлен порядок их присвоения, а также введено ношение петлиц и знаков различия младшего начальствующего состава. Младший командный состав стал именоваться сержантским (старшинским). Такое название не изменилось и до настоящего времени.

Длительное время младшие командиры Советской армии готовились в полковых и дивизионных школах. Курс обучения в них в различное время составлял от трех месяцев до одного года. Качество подготовки было в них достаточно высоким. В конце 50-х годов XX века вместо полковых и дивизионных школ были созданы учебные части (полки, отряды, а в последующем учебные дивизии), в которых готовились младшие командиры для всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Будущим младшим командирам в ходе учебы прививались знания и навыки, необходимые для умелого командования отделениями, экипажами, расчетами в различных условиях деятельности, грамотного обслуживания боевой техники и вооружения и применения их в боевой обстановке. Особое внимание уделялось овладению ими методикой обучения и воспитания своих подчиненных. В современных условиях строительства Вооруженных Сил опыт, накопленный нашими предшественниками, просто необходим. Не растерять, не забыть его, найти ему достойное место в процессе подготовки младших командиров - одна и
з главных задач командиров всех степеней, отвечающих за воспитание и обучение подчиненных.

Методические рекомендации

При рассмотрении данной темы с сержантами и старшинами очень важно отметить, что в армии институт младших командиров существовал во все времена. Военачальники всегда опирались на них. Иначе невозможно было бы вести бой или просто руководить войсками в повседневной их деятельности. Поэтому историю зарождения и становления этой категории военнослужащих необходимо знать младшим командирам Вооруженных Сил Российской Федерации.

Руководителю группы ОГП необходимо на занятии рассказать об основных этапах и особенностях становления корпуса младших командиров Русской армии за трехвековой период, их влиянии на поддержание боевой готовности войск, сформулировать рекомендации по использованию материалов темы занятия в практике работы сержантов и старшин с подчиненными.

При этом надо отметить, что проблема формирования корпуса сержантов в современной Российской армии является одной из центральных. Без ее разрешения невозможно качественно осуществить военную реформу армии. Вот почему военные реформы Петра 1 (1701 - 1716), Д. Милютина (I860 - 1874) и Л. Редигера (1905 - 1912) в области подготовки унтер-офицеров явились важнейшем звеном в решении сложнейших задач, связанных с перестройкой Русской армии.

Накануне занятий по данной теме в подразделениях целесообразно проведение следующих мероприятий:

- в часы самостоятельной работы организовать разъяснение сержантам и старшинам обязанностей и прав военнослужащих, Законов «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», текста Военной присяги;

- подготовить наглядные пособия, схемы и диаграммы по данной теме, выпуски стенной печати, с помощью которых рассказать о лучших сержантах, отличниках учебы;

- организовать просмотр художественных фильмов (или подобранных кадров из них) по военно-патриотической тематике;

- подобрать из художественной и военно-мемуарной литературы, кинофильмов, периодической печати наиболее яркие примеры героизма и мужества младших командиров в истории Российской армии.

В ходе занятия было бы правильно организовать выступления ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане и Чечне.

В завершение руководителю занятия необходимо привести примеры исполнительности и отличной службы сержантов своего коллектива и сделать вывод по теме занятия.

Рекомендуемая литература:

1. Бородин Н., Хасанов Р. История и традиции младшего командного состава Российской армии и флота// Ориентир. - 2001. - № 9.

2. Левчук В. Где же вы, товарищ сержант? // Ориентир. - 2002. - № 9.

3. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М., 1999.

4. Кутищев В. Унтер-офицерский фундамент армии // Независимое военное обозрение. №4 от 10.02. 2005.

5. Чиненный С. Унтер-офицеры Русской армии // Независимое военное обозрение. № 12 от 7.04. 2000.

кандидат исторических наук, Подполковник
Роберт Хасанов

«Ориентир» 2005.09

Теги: огп