Моральная готовность и психологическая способность военнослужащего к боевым действиям

Формирование моральной готовности и психологической способности военнослужащего к боевой деятельности - одна из главных задач при подготовке личного состава Вооруженных Сил РФ к современному бою.

Моральная готовность военнослужащего к бою

Даже после прохождения военнослужащим полноценной учебно-боевой подготовки в реальном бою его поведение может быть не совсем адекватным. Поэтому особое внимание уделяется изучению факторов боевой деятельности, которые могут оказать влияние в реальной боевой обстановке.

Боевая деятельность характеризуется:

- своеобразием целей и результатов (уничтожение живой силы противника, разрушение его укреплений, техники, захват территории и т.д.);

- особым характером объекта - активно противодействующий противник, его вооружение и боевая техника;

- экстремальным характером условий, в которых протекает боевая деятельность (опасность, внезапность);

- осуществлением целей с помощью практического применения таких средств, как оружие и боевая техника;

- крайней интенсивностью функционирования психики, военнослужащих, необычайно высоким напряжением их сил;

- возникновением перегрузок при выполнении поставленных задач, предвосхищающих индивидуальные и групповые возможности военнослужащих;

- необходимостью сочетания высокого уровня сознательного самоуправления воинов и своевременного управляющего воздействия командира.

Особенности боевой деятельности приводят к увеличению требований к моральной готовности военнослужащих. В словаре русского языка под моралью понимается «совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу». Следовательно, моральная готовность военнослужащего заключается в стремлении применять принципы и нормы поведения в зависимости от сложившейся ситуации военно-профессиональной деятельности. Причем моральная готовность должна содержать в себе устойчивые психологические структуры, которые бы позволили военнослужащему стабильно выполнять свои функциональные обязанности.

На моральную готовность могут влиять различные неблагоприятные факторы:

- физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

- биологический страх;

- дефицит времени для решения боевой задачи;

- повышенная трудность выполнения задачи;

- повышенная значимость ошибочных действий;

- наличие сильных помех;

- неуспех при ведении боевых действий вследствие объективных обстоятельств;

- дефицит информации для принятия решений;

- недостаточный объем информации;

- перегрузка информацией;

- конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

«В борьбе, - отмечал Г.К.Жуков, - побеждает тот, кто лучше подготовил вверенные ему войска в политико-моральном отношении, кто сумел более четко довести до сознания войск цель войны, предстоящей операции и поднять боевой дух войск, кто стремится к боевой доблести, кто не боится драться в неблагоприятных условиях...»

Особую роль в духовно-нравственном воспитании, формировании моральной готовности к защите Отечества играет пропаганда и изучение многовековой истории нашего государства, героических традиций Вооруженных Сил. Уже давно доказано, что только тот может любить свою Родину, свой народ, защищать их до последней капли крови, кто знает их прошлое, кто сроднился с этим прошлым, кому известно, какой ценой досталась нам победа над врагами Отечества.

Моральная готовность военнослужащего зависит от психики воина, поэтому необходимо подробнее остановиться на его базовом компоненте - психологической готовности.

Психологическая готовность бывает заблаговременной, временной, ситуативной.

Заблаговременная готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности.

Временное состояние готовности - это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Ситуативная готовность - это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.

Сама по себе психологическая готовность военнослужащего имеет сложную структуру, потому что человек представляет собой сложную систему. Такая система, находясь в условиях неустойчивости, неравновесия, в переломный момент жизни общества (тоже системы) становится непредсказуемой с точки зрения психологического анализа. Даже в обычных условиях незначительное событие или действие может заставить всю систему измениться. Тем более при динамичных социальных, ситуативных, личностных изменениях установившийся уровень согласия системы «человек - профессиональная деятельность» теряет свою определенность. Состояниями, влияющими на моральную готовность военнослужащего, являются монотония, стресс, утомление и т.д.

Наиболее сильным по последствиям воздействия на психику военнослужащего в бою может быть стресс. Вызывают это состояние стрессоры - чрезвычайные или патологические раздражители, значительные по силе и продолжительности неблагоприятных воздействий. По времени воздействия стрессора и особенностей проявлений стрессовых реакций у военнослужащего различают острый, хронический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство.

Стресс характеризует состояние человека, в котором тот находится вследствие обрушившихся на него физических перегрузок и опасности для жизни. По последствиям влияния на деятельность и психику человека выделяют стресс конструктивный (эустресс), деструктивный (дистресс), психотравмирующий. Если военнослужащий испытывает эустресс, то это помогает ему мобилизовать свой организм к ведению боя. Состояние дистресса наоборот дезорганизует поведение военнослужащего в боевой обстановке. Предпосылкой развития стресса у военнослужащего может выступать степень его душевного и физического переутомления.

Утомление - временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Оно возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. По видам утомление подразделяют на физическое, умственное, эмоциональное и смешанное; общее и локальное; мышечное, зрительное, слуховое, интеллектуальное (творческое).

К показателям утомления относятся: чувство слабосилия; расстройство внимания; потеря чувствительности к воздействию окружающей среды; нарушения в двигательной сфере; дефекты памяти и мышления; ослабление воли; сонливость.

На психологическую готовность военнослужащего к бою также влияет степень утомления во время боевых действий. При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление.

Динамика нарастания утомления и его конечная величина зависят от: индивидуальных особенностей военнослужащего; обстоятельств протекания боевых действий; качества выполняемых боевых задач; особенностей режима профессиональной деятельности и т.д.

На первом месте по значимости влияния на утомляемость стоят именно индивидуальные особенности военнослужащего. Однако у военнослужащих, активно действующих без сна в течение трех суток, вследствие нарастания усталости на 4-е сутки боеспособность будет утрачена полностью. Вдвое снижается боеспособность у военнослужащих, сон которых составляет 1,5 часа в сутки в течение 6 дней. На седьмой день из строя выходит 50% личного состава. Высокая боеспособность (91%) сохраняется у военнослужащих в течение девяти и более суток при ежесуточной продолжительности их сна равной 3 часам. Стремясь снизить отрицательное влияние усталости на боеспособность личного состава, военные специалисты различных стран исследуют возможности использования стимуляторов центральной нервной системы. Получены результаты, свидетельствующие о том, что имеющимися фармакологическими средствами можно продлевать состояние высокой боеспособности военнослужащего на 15-20 часов больше описанных выше пределов.

В связи с этим военнослужащие должны помнить несколько правил, проверенных на практике и обеспечивающих снятие психической напряженности и усталости:

- по возможности необходимо своевременно и калорийно питаться; соблюдать норму потребления жидкости. Избыточное количество жидкости усиливает усталость;

- использовать время, отведенное на отдых, только по назначению. Отдых снимет усталость и психическую нагрузку;

- не злоупотреблять применением лекарств, но если вы больны, необходимо обратиться к медицинским работникам;

- умственную усталость можно снять беседой с товарищами. Углубление в свои проблемы и одиночество только усилят усталость. Необходимо всячески поддерживать своих сослуживцев.

В боевых условиях отдельные черты, характерные для лиц морально не готовых к бою, их поведения и характерологические особенности могут отрицательно сказываться на психологическом климате воинского коллектива, оказывать деморализующее влияние на окружающих, сдерживая процесс их объединения и создавая так называемые центры социальной инфекции.

Эффективным средством подготовки к бою является мысленное проговаривание военнослужащим последовательности своих действий, сначала в замедленном, безошибочном, а затем возрастающем темпе. Когда военнослужащий мысленно вживается в обстановку настолько, что невольно начинает совершать правильные движения. Это свидетельствует об установлении прочной связи между сознанием и действием.

Управление вниманием повышает бдительность военнослужащего. Находясь вне сознательного контроля, внимание способно отвлечь человека, переключившись на другой объект, не связанный с выполнением боевой задачи. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении сильного раздражителя (помеха на экране, опасный звук, незнакомый человек) не фиксировать все внимание на этом объекте, а одновременно осуществлять наблюдение и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. Для этого нужно заблаговременно составить план поочередного переключения внимания на каждое из потенциально опасных направлений. Только таким образом можно сохранить контроль за окружающей обстановкой. В бою рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители.

Управление дыханием и мышечным тонусом не является чисто психологическим приемом, это позволяет преодолевать излишнюю эмоциональную напряженность. Глубина и частота дыхания, степень напряжения мышц тела в значительной мере определяют психическое состояние военнослужащего в боевой обстановке. Для снятия нервного напряжения рекомендуется, используя успокаивающий тип дыхания, последовательно выполнить: короткий вдох, активный выдох, задержка дыхания.

Для повышения активности и психологической готовности можно использовать тип мобилизующего дыхания, также выполнить последовательно: глубокий длинный вдох, резкий полный выдох, небольшая задержка.

Для достижения того или другого психологического состояния военнослужащему рекомендуется провести 3-4 таких цикла. После этого появятся приятная освежающая сила в мышцах, ясность ума, мобилизуется воля, необходимая для длительного наблюдения за противником.

Командиры (начальники) могут сформировать моральную готовность подчиненных к профессиональной деятельности при помощи следующих способов: справедливое моральное поощрение, порицание и наказание; достойное материальное поощрение (вознаграждение); соревнование как стимулирующий фактор; влияние присутствия других людей; использование успеха или неудачи в боевой операции; социально-психологический климат в коллективе; влияние общественного внимания (моральных стимулов); наличие перспективы, конкретной цели.

Как показывает войсковая практика, задача формирования у личного состава Вооруженных Сил высоких моральных качеств, готовности к ведению боевых действий решается успешно тогда, когда процесс нравственной закалки военнослужащих осуществляется комплексно, с привлечением всех субъектов этой работы, начиная с рядового и заканчивая руководителями самого высокого уровня.

Психологическая способность личного состава подразделения выполнить свой воинский долг

Способности военнослужащих выполнить боевую задачу могут быть общими, специальными и профессиональными.

Профессиональные способности не сводятся к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приемам. Они формируются у человека на основе его анатомо-физиологических особенностей, задатков, но в большинстве профессий жестко не определяются ими. В данном случае способности рассматриваются как процессуальное качество военнослужащего, но когда мы употребляем понятие «способность», то рассматриваем его как сиюминутную характеристику подготовленности военнослужащего накануне вступления в бой.

Способности как совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность .обучения какой-либо деятельности и дальнейшего совершенствования, могут классифицироваться как элементарные общие и частные.

Элементарные общие способности присущи всем людям, хотя выражены по-разному. Это способности к ощущению, восприятию, мышлению, переживанию, представлению, запоминанию и т.д.

Элементарные частные способности присущи не всем людям. Это такие, как музыкальный слух, глазомер, критичность мышления и т.д.

Помимо разграничения по содержанию способности делятся также по уровню их развития, где в качестве крайних вариантов выделяют неспособность и гениальность. В качестве одной из уровневых характеристик способностей выделяют одаренность. Одаренностью обычно называют преимущественную пригодность к какой-либо деятельности. У военнослужащего может быть благоприятное сочетание способностей к службе в подразделении связи, водительской профессии или какой-либо деятельности. По достигнутым успехам непосредственные командиры о нем могут говорить как об одаренном специалисте.

Неспособность определяется структурой качеств личности, включающей отрицательные для боевой деятельности черты. Так, неспособность различать звуковые сигналы низких частот, рассматривается как качество, определяющее неспособность военнослужащего к деятельности гидроакустика. Как отрицательные качества для специалистов воздушно-десантных войск и войск специального назначения могут рассматриваться низкая выносливость, слабые волевые качества.

Нередко качества человека, являющиеся отрицательными для одной деятельности, выступают как положительные для другой. Так, умение длительно поддерживать заданный высокий уровень работоспособности без необходимости мгновенной мобилизации сил может обеспечить успешное выполнение деятельности, например, оператора станции разведки и целеуказания. Его задачей является непрерывное, в течение смены, наблюдение за приборами. С другой стороны, это же качество будет нежелательным для оператора наведения, потому что его деятельность предполагает наличие способности к быстрой мобилизации и мгновенной реакции на возникшую ситуацию.

Тренировка органов чувств и развитие профессиональных качеств восприятия может осуществляться ускоренно и эффективно посредством специальных психотехнических упражнений и тренировок.

Военно-профессиональные способности имеют структуру, в которую входят совокупность качеств личности, соответствующих объективным условиям и требованиям данного вида деятельности и обеспечивающих успех в нем. Можно выделить три группы качеств, характеризующих потенциальные способности к военной деятельности.

Во-первых, качества, связанные с направленностью и характером человека: активная социальная позиция, правильность представлений об особенностях военной службы, патриотизм, ответственность, трудолюбие, организованность и другие.

Во-вторых, уровень общего интеллектуального развития призывника, функционирование основных психических процессов.

В-третьих, качества, обусловливающие боевую «психологическую надежность», в частности, уровень нервно-психической устойчивости, характеризующий устойчивость к эмоциональным, физическим и интеллектуальным нагрузкам; отсутствие склонности к тревожным состояниям, растерянности и чрезвычайным отрицательным реакциям при первых неудачах, чрезмерной чувствительности и т.д. В соответствии с преобладанием процессов возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в нескольких формах:

1) возбудимый тип характеризуется повышенными двигательными реакциями, суетливостью, излишней говорливостью и т.д.;

2) для тормозного типа характерны угнетение деятельности, замедленные реакции, «замирание» вплоть до полной неспособности реагировать на различного рода воздействия. Тормозной тип эмоционального поведения человека характеризуется полной заторможенностью его действий, возникающей при воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций;

3) напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, замедленности, скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Представители этой группы судорожно сжимают рукоятки управления, кусают губы, лицо перекошено, внимание их приковано к индикатору, на воздействие эмоциогенных факторов реагируют чрезвычайно импульсивно и сильно;

4) эмоциональное поведение может также проявляться в сознательном уклонении человека от выполнения своих функций. В отдельных случаях наблюдается некоторая пассивность и стремление оградить себя от вмешательства в ход событий. Здесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доминирует инстинкт самосохранения. Этот тип поведения в экстремальных условиях можно назвать трусливым. Под влиянием страха «трусливые» операторы начинают действовать по привычному, однако не адекватному сложившейся ситуации шаблону;

5) наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это агрессивно-бесконтрольный тип поведения;

6) существует также категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным. Он характеризуется боевым задором, повышенной работоспособностью, минимальной затратой сил. Именно представителями прогрессивного типа поведения следует в первую очередь комплектовать те учебные заведения, которые готовят операторов для особо ответственных профессий.

Однако наряду с общими военно-профессиональными способностями задачей специалиста по профессиональному психологическому отбору являются оценка и учет при распределении по специальностям специальных военно-профессиональных способностей, которыми может обладать кандидат на военную службу.

В структуре специальных способностей можно выделить ведущие, Дополняющие и второстепенные. Например, при отборе юношей на водительские профессии в качестве ведущих качеств рассматриваются: устойчивость к распределению внимания, координация движений руками и ногами и другие характеристики специалиста, выделяемые как профессионально важные.

Дополняющими являются: ответственность, аккуратность, сообразительность, глазомер, пространственные представления.

Второстепенными являются: хороший слух, чувство ритма и т.п. Аналогично можно рассматривать структуру специальных способностей и для других военных специалистов.

В настоящее время утвердилась точка зрения о необходимости проведения оценки военно-профессиональных способностей по комплексу свойств и качеств человека. При этом следует подчеркнуть, что каждый человек обладает такой системой качеств, которая позволяет ему достигнуть высоких результатов в ряде деятельностей. Нужно только найти для него этот вид деятельности. Недаром говорят: «Бесталанных людей нет, есть люди, занимающие не свое место или занимающиеся не своим делом».

Можно выделить следующие направления повышения психологической способности военнослужащего к боевым действиям:

- научно обоснованный профессиональный психологический отбор, полученные данные которого дополняются сведениями о состоянии здоровья и физического развития, материалами, характеризующими морально-нравственные качества, уровень знаний, умений и навыков кандидата на военную службу по контракту;

- воспитание эмоционально-волевых и моральных свойств личности, которые позволили бы ей не только подавлять эмоции, но и управлять ими, преобразуя их в источник силы и энергии;

- создание наиболее благоприятного психологического климата в воинском коллективе и оптимизация условий выполнения своих обязанностей.

Таким образом, психологическая способность к ведению боевых действий зависит от степени сформированности индивидуально-психологических качеств военнослужащего, которые определяют успех только в определенной сфере военной деятельности и выступают предпосылками его дальнейшего профессионального роста. Однако эти предпосылки могут реализоваться при устойчивой направленности военнослужащего на освоение данной деятельности, его убежденности в своем предназначении.

Методические рекомендации

Во вступительной части занятия необходимо акцентировать внимание обучаемых на прикладном аспекте психологических знаний. Необходимо показать военнослужащим, что во все времена на поле боя одерживали победу только подготовленные, обладающие высоким моральным духом солдаты и их полководцы. Хорошо обученный профессионал может проиграть сражение, если он не готов идти в бой и сражаться до последней капли крови. А с другой стороны, мы знаем множество примеров, когда люди готовы были сражаться с врагом, но не обладали профессиональными качествами для того, чтобы поразить его.

При изучении первого вопроса целесообразно раскрыть неблагоприятные факторы и функциональные состояния, воздействующие на степень готовности военнослужащих к боевым действиям, познакомить обучаемых с видами готовности и дать определение психологической готовности. Необходимо также познакомить обучаемых с методами повышения уровня собственной психологической готовности, а затем на собственном примере или при помощи заранее подготовленных военнослужащих показать приемы управления вниманием и регуляции эмоционального состояния. Руководителю нужно информировать обучаемых, что данные приемы можно использовать в случае необходимости не только в бою, но и во время несения службы в наряде, карауле или на боевом дежурстве.

Во втором вопросе особое внимание необходимо уделить изучению профессиональных способностей. Руководителю необходимо показать обучаемым, что в случае неспособности воина выполнять свои служебные обязанности можно развивать профессиональные качества личности при помощи подбора соответствующих тренировочных упражнений.

В заключительной части целесообразно сделать основные выводы, подвести итоги занятия, дать обобщенные рекомендации отдельным военнослужащим по целенаправленному и последовательному развитию у себя профессионально важных качеств, указать литературу по подготовке к предстоящей беседе.

Рекомендуемая литература:

1. Барабаш А. Влияние боя на психику воина // Ориентир. - 2004. - № 6.

2. Жданов С. Моральная готовность и психологическая способность военнослужащих к боевым действиям // Ориентир. - 2006. - № 4.

3. Зеленков М. Морально-психологическая подготовка войск в армиях зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение. 2000 №11.

4. Черкасов А. Формировать готовность к бою // Ориентир. -1995. - № 6.

кандидат психологических наук,Полковник
Владимир Батищев

«Ориентир» 2007.09

Теги: огп