Национальные проекты «Доступное жильё». Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих

Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил РФ

Впервые о национальном проекте «Жилье» (приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России») как о программе по улучшению жилищных условий граждан заговорил бывший президент Российской Федерации Владимир Путин 5 сентября 2005 года на встрече с правительством, парламентом и главами регионов.

Национальный проект «Доступное жилье» был рассчитан на срок 2006 - 2010 гг. и разрабатывался для решения трех задач: увеличения объемов строительства и объемов кредитования жилья, модернизации коммунального хозяйства и обеспечения свободного доступа населения к ресурсу национального проекта, когда все процедуры понятны и удобны для рядовых граждан.

Обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, государство рассчитывало в течение пяти лет переломить ситуацию с жильем.

Кроме того, национальный проект предусматривал меры, которые раньше не применялись в рамках федеральных целевых программ. Внедряя рыночные механизмы обеспечения граждан жильем, одновременно государство продолжало работу по совершенствованию жилищного законодательства. Правительство
Российской Федерации способствовало развитию массовой жилищной застройки, сокращению сроков согласования строительной документации и упрощению выделения земель под застройку; развитию малоэтажного домостроения и содействие формированию рынка строительных материалов.

При этом особое место в рамках национального проекта отводилось обеспечению жильем военнослужащих.

Обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей является одной из самых сложных социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В апреле 2008 года была утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с ней разработан Стратегический план по решению задачи «Улучшение жилищных условий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей на период до 2020 года», основными целями которого являются:

1) предоставление постоянного жилья военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 года;

2) создание в 2012 году служебного фонда под штатную численность воинских частей и соединений;

3) обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». На основании этого законодательного акта государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений. Детальный порядок обеспечения жильем военнослужащих регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации № 80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 г., подразделяет государственный жилищный фонд, в зависимости от целей использования, на жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 ЖК РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются с учетом уровня обеспеченности их жильем. Суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых военнослужащими и (или) членами их семей по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, учитывается как при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при определении размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае отсутствия служебного жилья воинские части арендуют жилые помещения или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

Согласно п. 8 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером от 15 до 25 квадратных метров следующие военнослужащие:

- офицеры в воинских званиях «полковник», ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;

- командиры воинских частей;

- военнослужащие, имеющие почетные звания РФ, в том числе Герои России;

- военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

- военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

В настоящее время жилищная проблема военнослужащих решается и в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы» (или по-иному - подпрограмма ГЖС). Она входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Подпрограмма утверждена Постановлением Правительства РФ № 700 от 20 ноября 2003 г. Она рассматривается как один из самых эффективных механизмов решения жилищной проблемы военнослужащих.

Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы утверждены Постановлением Правительства РФ № 522 от 7 октября 2004 г. Согласно им распорядитель счета (участник подпрограммы ГЖС) имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение.

Для справки.

Летом 2010 г. в Общественной палате Российской Федерации на слушаниях по проблемам обеспечения жильем военнослужащих (приравненных к ним граждан), лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей были приведены следующие данные:

только в Минобороны России за 11 лет начиная с конца 1998 года путем реализации государственных жилищных сертификатов было обеспечено жильем 90,9 тысячи семей, в том числе 80,2 тысячи увольняемых военнослужащих и 10,7 тысячи граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.

В ближайшие годы в Министерстве обороны РФ предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям:

- обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г., обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы;

- создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.

- При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:

- оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;

- создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма;
- повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.

Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются:

- строительство и приобретение его по собственному плану Министерства обороны РФ, в первую очередь в закрытых военных городках;

- оптимизация существующего служебного жилого фонда, а также получение жилья путем реализации инвестиционных проектов;

- формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах.

Руководством Министерства обороны Российской Федерации предпринимаются меры по усилению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей. При этом первостепенная роль отводится решению жилищной проблемы. Одним из приоритетных направлений этой деятельности является развитие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих

В связи с тем что существующая ранее система жилищного обеспечения военнослужащих вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства, Министерство обороны РФ выбрало иные пути решения этой проблемы. В будущем наряду с дополнительными мерами по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, будет осуществляться переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих, которая в будущем полностью заменит подпрограмму ГЖС.

Накопительно-ипотечная система (далее - НИС) жилищного обеспечения военнослужащих начала действовать с 1 января 2005 года. Правовые основы новой системы определены Федеральным законом № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

НИС представляет собой совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.

Приказом министра обороны РФ от 30 января 2009 года № 30 была утверждена Инструкция о формировании и ведении реестра участников НИС Минобороны России.

Основными задачами новой системы обеспечения военнослужащих жильем являются:

1. Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную, что позволит расширить возможности военнослужащих самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья;

2. Возможность приобретения жилья в собственность уже через три года участия в ипотечно- накопительной системе за счет ипотеки;

3. Переход от обеспечения военнослужащих за счет государства отдельными квартирами к накоплению денежных средств для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства;

4. Стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицеров, на основе стимулирования военнослужащих в продолжении военной службы.

Решение этих задач базируется на следующих принципах:

- основанием для включения военнослужащего в реестр участников является его письменное обращение с просьбой сделать это;

- ежегодное перечисление денежных средств на именные накопительные счета военнослужащих для последующего приобретения жилья. При этом предполагается, что накопленные средства будут индексироваться с учетом инфляции и их будет достаточно для приобретения через 20 лет службы квартиры общей площадью 54 кв. метра;

- накопленные средства по желанию военнослужащего могут быть использованы по истечении трех лет после его включения в накопительно-ипотечную систему для приобретения жилья в собственность с использованием целевого жилищного займа (ипотечного кредита). Кредит предоставляется банком под залог приобретаемого жилья. При этом процесс накопления средств продолжается, постепенно погашая полученный ипотечный кредит. Если и после погашения кредита военнослужащий продолжает службу, то за счет вновь накопленных средств он может повысить комфортность и размеры приобретенного жилья;

- - если военнослужащий увольняется до достижения 10 лет выслуги, то он теряет право на получение накопленных средств. В период между 10 и 20 годами службы в случае увольнения по уважительной причине (организационно-штатные мероприятия, состояние здоровья и др.) военнослужащий имеет право получить накопленные средства для решения жилищного вопроса самостоятельно.

Накопление денежных средств осуществляется по следующей схеме. На основании Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» ежегодно в федеральном бюджете предусматриваются ассигнования, предназначенные для начисления на именные накопительные счета участников системы.

Распорядителями этих средств являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. По заявке этих органов бюджетные средства передаются на отдельный счет специально создаваемого уполномоченного федерального органа управления системой.

Далее эти денежные средства передаются в доверительное управление управляющим компаниям для получения инвестиционного дохода с целью наращивания накоплений.

По поручению военнослужащего они могут быть направлены на оплату покупаемого им жилья или первоначального взноса по ипотечному кредиту.

Накопительно-ипотечная система предоставляет военнослужащему возможность выбора между накоплением за все время службы и приобретением жилья во время службы с помощью ипотечного кредита.

Участниками накопительно-ипотечной системы становятся:

- лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера после 1 января 2005 года;

- офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года;

- прапорщики и мичманы по достижении ими трех лет общей продолжительности военной службы по контракту при условии заключения первого контракта о прохождении военной службы не ранее 1 января 2002 года;

- сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

Главным преимуществом использования ипотеки является возможность покупки квартиры в собственность в любое время вне зависимости от окончания срока службы, а также выбор месторасположения и размера жилья в соответствии с желанием и возможностями военнослужащего.

Кроме того, ипотека позволяет снять риск обесценивания накапливаемых средств за весь период службы. Использование ипотеки позволяет зафиксировать цену и площадь жилья и избежать отставания роста накоплений от роста цен на жилье.

Это особенно актуально сегодня для крупных административных центров, в которых отсутствует фонд служебных жилых помещений. В последующем приобретенное за счет ипотечного кредита жилье останется у военнослужащего в собственности, и в случае его перевода к новому месту службы за ним остается право на получение служебного жилья.

Военнослужащий может в любой момент взять в банке ипотечный кредит для покупки квартиры при наличии личных сбережений в размере 30% от стоимости квартиры на первоначальный взнос. Участнику накопительно-ипотечной системы государство оказывает помощь в накоплении необходимой суммы для первоначального взноса.

В случае вовлечения личных сбережений по желанию военнослужащего можно либо приблизить срок покупки, либо увеличить площадь приобретаемого жилья.

Таким образом, преимущество накопительно-ипотечной системы по сравнению с действующим порядком заключается в адресном целевом использовании денежных средств, направляемых на решение жилищной проблемы, и установлении зависимости качества приобретаемого жилья от продолжительности военной службы.

Методические рекомендации

Учитывая, что рассматриваемая тема занятия интересует многих слушателей, руководителю группы общественно-государственной подготовки необходимо подойти к изучению материала творчески. Желательно построить занятие таким образом, чтобы в ходе его проведения рассказать слушателям о сложившейся ситуации с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями в гарнизоне, в котором слушатели проходят службу.

Раскрывая первый вопрос лекции, необходимо заострить внимание слушателей на том, что военнослужащие, подлежащие обеспечению жилыми помещениями, делятся на тех, кто заключил контракт до 1 января 1998 года, и на тех, кто заключил его после этой даты.

Важно разъяснить слушателям, в чем отличие этих категорий. Рекомендуется в ходе занятий досконально раскрыть сущность программ ГЖС и НИС.
При освещении второго вопроса важно подробно рассказать слушателям о механизме действия ипотеки.

В ходе проведения семинарских занятий следует ответить на интересующие вопросы слушателей группы общественно-государственной подготовки и, если есть возможность, пригласить на занятие представителей жилищной комиссии войсковой части и специалистов, которые занимаются вопросами организации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в части.

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих».

2. Федеральный закон № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

3. Приказ министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ».

4. Приказ министра обороны РФ № 30 от 30 января 2009 г. «Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

5. Приказ министра обороны РФ № 215 от 10 июня 2006 г. «Об утверждении Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов».

Подполковник запаса,обозреватель журнала «Ориентир»Арам ХАЧАТРЯН

«Ориентир» 11.2010

Теги: огп