Национальные проекты: «Доступное жилье»

Национальным проектом «Доступное жилье» решается три задачи: увеличение объемов строительства и объемов кредитования жилья, модернизация коммунального хозяйства и обеспечение свободного доступа населения к ресурсу национального проекта, когда все процедуры понятны и удобны для рядовых граждан. Все обозначенные национальным проектом задачи планируется системно решать с 2006 по 2008 г. При этом особое место должно отводиться обеспечению жильем военнослужащих.

Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил РФ

Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». На основании этого законодательного акта государство гарантирует предоставление им и членам их семей жилых помещений. Порядок обеспечения жильем военнослужащих регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации № 80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 г., подразделяет государственный жилищный фонд, в зависимости от целей использования, на жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 ЖК РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются исходя из уровня обеспеченности их жильем. Суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых военнослужащими (или) членами их семей по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, учитывается как при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при определении размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае отсутствия служебного жилья воинские части арендуют жилые помещения или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 909 от31 декабря 2004 г. «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» установлено, что денежная компенсация выплачивается в размере, не превышающем:

- в городах Москве и Санкт-Петербурге - 1500 рублей;

- в других городах и районных центрах -1200 рублей;

- в прочих населенных пунктах -900 рублей. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50%, если вместе с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают три и более членов семьи.

В соответствии с п. 8 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером от 15 до 25 квадратных метров следующие военнослужащие:

- офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;

- командиры воинских частей;

- военнослужащие, имеющие почетные звания РФ, в том числе Герои России;

- военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

- военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания;

- больные в соответствии с перечнем болезней, утвержденным циркуляром НКВД РСФСР № 27 от 13 января 1928 г. и Постановлением Правительства РФ № 817 от 21 декабря 2004 г.;

- военные судьи в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»;

- военные прокуроры и следователи в соответствии с п. 4 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии со ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений. С учетом их желания они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства.

Военнослужащим, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в последний год военной службы Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.

При предоставлении жилого помещения инвалидам учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации человека, состояние его здоровья , а также другие обстоятельства (этажность, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.).

Обеспечение жильем военнослужащих с 2004 года решается в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы». Она входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (или по-иному -подпрограмма ГЖС). Подпрограмма утверждена Постановлением Правительства РФ № 700 от 20.11 2003 г. Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы утверждены Постановлением Правительства РФ № 522 от 7.10.2004 г. Эта программа рассматривается как один из самых эффективных механизмов решения жилищной проблемы.

Распорядитель счета (участник подпрограммы ГЖС) имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение.

28 апреля 2006 года выпущено Постановление Правительства РФ № 249 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
В рамках данной программы, которая получила название «15+15» в 2006 г. и 2007 г. будут выделены 30 млрд. рублей. Программа «15+15» выполняется в рамках поручения Президента РФ и Постановления Правительства РФ № 249 по обеспечению жильем военнослужащих. По программе «15+15» для военнослужащих планируется построить 18,4 тыс.
квартир. В соответствии с ней на строительство жилья для военнослужащих в пяти регионах -Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и Калининградской областях - в 2006 году выделено 15 млрд. рублей и еще столько же - в 2007 году.

В ближайшие годы в Министерстве обороны РФ предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям:

- обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г., обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы;

- создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.

При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:

е оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;

- создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма;

- повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.

До 2015 года планируется создать служебный жилищный фонд в объеме 334 тысячи квартир, что с учетом уже имеющихся составит 480 тысяч под планируемую штатную численность.

Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются:

- строительство и приобретение его по собственному плану Министерства обороны РФ, в первую очередь - в закрытых военных городках;

- оптимизация существующего служебного жилого фонда, а также получение жилья путем реализации инвестиционных проектов;

- формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах.

В первую очередь формирование служебного жилого фонда предусматривается в пунктах дислокации воинских частей и соединений постоянной боевой готовности. В дальнейшем этот фонд будет создаваться и в других воинских частях, подлежащих переводу на контрактный способ комплектования.

В Связи с тем, что существующая ранее система жилищного обеспечения военнослужащих вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства, Министерство обороны РФ выбрало иные пути решения этой проблемы. Наряду с дополнительными мерами по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, будет осуществляться переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих

С 1 января 2005 года начала действовать накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения, которая пока никак не повлияла на существующие программы обеспечения жильем военнослужащих.

То есть накопительно-ипотечная система явилась не заменой, а дополнением ныне действующих, особенно в части обеспечения служебным жильем.

Правовые основы новой системы определены Федеральным законом № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Как сказал в интервью журналу «Ориентир» полковник Иван Сафоник - начальник управления по реализации жилищных программ МО РФ, в настоящее время в реестр участников накопительно-ипотечной системы включены более 13,6 тыс. военнослужащих. На них открыто более 12,7 тыс. именных накопительных счетов.

Основными задачами новой системы обеспечения военнослужащих жильем являются:

1. Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную, что позволит расширить возможности военнослужащих самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья;

2. Возможность приобретения жилья в собственность уже через три года участия в ипотечно-накопительной системе за счет ипотеки;

3. Переход от обеспечения военнослужащих за счет государства отдельными квартирами к накоплению денежных средств для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства;

4. Стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицеров, на основе стимулирования военнослужащих в продолжении военной службы.

Решение этих задач базируется на следующих принципах:

- основанием для включения военнослужащего в реестр участников является выполненное им в письменной форме обращение с просьбой сделать это;

- ежегодное перечисление денежных средств на именные накопительные счета военнослужащих для приобретения жилья; объем ежегодных начислений будет эквивалентен примерно 3 кв. метрам жилого помещения. При этом он будет ориентирован (индексирован с учетом инфляции) на накопление средств, достаточных для приобретения через 20 лет службы квартиры общей площадью 54 кв. метра (в 2005 году накопления составили порядка 37 тыс. рублей на одного военнослужащего);

- накопленные средства по желанию военнослужащего могут быть использованы по истечении трех лет после его включения в накопительно-ипотечную систему для приобретения жилья в собственность с использованием целевого жилищного займа (ипотечного кредита). Кредит предоставляется банком под залог приобретаемого жилья. При этом ж процесс накопления средств продолжается, постепенно погашая полученный ипотечный кредит. Если и после погашения кредита военнослужащий продолжает службу, то за счет вновь накопленных средств он может повысить комфортность и размеры приобретенного жилья;

- если военнослужащий увольняется до достижения 10 лет выслуги, то он теряет право на получение накопленных средств. В период между 10 и 20 годами службы в случае увольнения по уважительной причине (организационно-штатные мероприятия, состояние здоровья и др.) военнослужащий имеет право получить накопленные средства для решения жилищного вопроса самостоятельно.

Предполагается осуществлять накопление денежных средств по следующей схеме. На основании Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» ежегодно в федеральном бюджете предусматриваются ассигнования, предназначенные для начисления на именные накопительные счета участников системы.

Распорядителями этих средств являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. По заявке этих органов бюджетные средства передаются на отдельный счет специально создаваемого уполномоченного федерального органа управления системой.

Далее эти денежные средства передаются в доверительное управление управляющим компаниям для получения инвестиционного дохода с целью наращивания накоплений.

По поручению военнослужащего они могут быть направлены на оплату покупаемого им жилья или первоначального взноса по ипотечному кредиту.

Накопительно-ипотечная система предоставляет военнослужащему возможность выбора между накоплением за все время службы и приобретением жилья во время службы с помощью ипотечного кредита.

При этом накопление средств осуществляется в обязательном порядке, а участие военнослужащих в ипотеке на добровольной основе.

Участниками накопительно-ипотечной системы становятся:

- лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера после 1 января 2005 года;

- офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года;

- прапорщики и мичманы по достижении ими трех лет общей продолжительности |Р'военной службы по контракту при условии заключения первого контракта о прохождении военной службы не ранее 1 января 2002 года;

- сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

Бюджетные средства накапливаются на персональном счете военнослужащего весь период прохождения им военной службы. После трех лет участия в накопительной системе военнослужащий получает право на получение ипотечного кредита для приобретения жилья с использованием уже накопленных средств. В дальнейшем основную часть долга по ипотечному кредиту будет погашать государство.

Военнослужащим - участникам накопительно-ипотечной системы будет гарантироваться накопление средств для приобретения постоянного жилья в собственность на персональных счетах. Сумма за 17 лет накоплений позволит каждому участнику после увольнения приобрести в собственность жилье.

При этом военнослужащий будет заинтересован в том, чтобы служить как можно дольше, так как сумма перечисляемых государством средств прямо пропорциональна продолжительности срока службы. При досрочном расторжении контракта по инициативе военнослужащего он будет обязан погасить сумму ипотечного кредита за счет личных средств. Одновременно с этим он должен будет вернуть государству перечисленные из бюджета на его персональный счет средства.

С учетом начала функционирования накопительно-ипотечной системы с 2005 года первые военнослужащие смогут приобретать квартиры с помощью ипотечных кредитов уже в 2008 году.

Главным преимуществом использования ипотеки является возможность покупки квартиры в собственность в любое время, вне зависимости от окончания срока службы, а также выбор месторасположения и размера жилья в соответствии с желанием и возможностями военнослужащего.

Кроме того, ипотека позволяет снять риск обесценивания накапливаемых средств за весь период службы.

Использование ипотеки позволяет зафиксировать цену и площадь жилья и избежать отставания роста накоплений от роста цен на жилье.

Это особенно актуально сегодня для крупных административных центров, в которых отсутствует фонд служебных жилых помещений. В последующем приобретенное за счет ипотечного кредита жилье останется у военнослужащего в собственности, и в случае его перевода к новому месту службы за ним остается право на получение служебного жилья.

Первоначальный взнос на покупку жилья будет финансироваться за счет накоплений в первые годы (не менее 3-х лет) на персональном счете военнослужащего. Дальнейшие ежегодные взносы государства он использует на платежи по ипотечному кредиту.

Военнослужащий может в любой момент взять в банке ипотечный кредит для покупки квартиры при наличии личных сбережений в размере 30% от стоимости квартиры на первоначальный взнос. Участнику накопительно-ипотечной системы государство оказывает помощь в накоплении необходимой суммы для первоначального взноса.

В случае вовлечения личных сбережений, по желанию военнослужащего, можно либо приблизить срок покупки, либо увеличить площадь приобретаемого жилья.

Таким образом, преимущество накопительно-ипотечной системы по сравнению с действующим порядком заключается в адресном целевом использовании денежных средств, направляемых на решение жилищной проблемы, и установлении зависимости качества приобретаемого жилья от продолжительности 'Ж военной службы.

Только комплексный подход к решению жилищного вопроса по реализации имеющихся обязательств государства по обеспечению постоянным жильем увольняемых военнослужащих, формированию фонда служебных жилых помещений для военнослужащих, продолжающих службу, и переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения будет способствовать созданию Вооруженных Сил, отвечающих требованиям XXI века.

Методические рекомендации

Учитывая, что рассматриваемая тема занятия интересует почти всех слушателей, руководителю группы общественно-государственной подготовки необходимо подойти к изучению материала творчески. Желательно построить занятие таким образом, чтобы в ходе его проведения рассказать слушателям о сложившейся ситуации с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями в гарнизоне, в котором слушатели проходят службу.

Раскрывая первый вопрос лекции, необходимо заострить внимание слушателей на том, что военнослужащие, подлежащие обеспечению жилыми помещениями, делятся на тех, кто заключил контракт до 1 января 1998 года, и на тех, кто заключил его после этой даты. Важно разъяснить слушателям, в чем отличие этих категорий.
Рекомендуется в ходе занятий досконально раскрыть сущность всех программ: ГЖС, НИС, «15+15».

При освещении второго вопроса важно подробно рассказать слушателям о механизме действия ипотеки.

В ходе проведения семинарских занятий следует ответить на интересующие вопросы слушателей группы общественно-государственной подготовки и, если есть возможность, пригласить на занятие представителей жилищной комиссии войсковой части и специалистов, которые занимаются вопросами организации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в части.

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих».

2. Федеральный закон № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

3. Постановление Правительства РФ № 249 от 28 апреля 2006 г. «О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (программа «15 +15»).

4. Приказ министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 г. «о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ».

5. Приказ министра обороны РФ № 215 от 10 июня 2006 г. «Об утверждении порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях ВС РФ граждан - получателей Государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи Государственных жилищных сертификатов».

6. Сафоник И. Жилищная проблема сложная, но решаемая // «Ориентир». 2006. - № 11.

научный редактор журнала «Ориентир», Арам Хачатрян

«Ориентир» 2007.06

Теги: огп