Национальные проекты: сущность, содержание и их значение в обеспечении безопасности России

Условия и предпосылки реализации национальных проектов

В начале XXI века в российском обществе и среди политической элиты развернулась широкая дискуссия о необходимости выработки стратегии развития государства. Обстоятельства, обусловившие начало этого процесса, нашли свое отражение в Послании Президента РФ Федеральному собранию в мае 2004 г.: «Отмечу лишь, что за четыре последних года мы перешагнули непростой, но очень важный рубеж. И впервые за долгий период Россия стала политически и экономически стабильной страной. Страной независимой - и в финансовом отношении, и в международных делах. Что само по себе неплохо.

...Напомню, что в последнее десятилетие прошлого века -в условиях разрушенной экономики и утерянных позиций на мировых рынках - Россия была вынуждена одновременно восстанавливать государственность и создавать новую для нас рыночную экономику. Защищать - в борьбе с международным терроризмом - целостность страны и отстаивать демократические завоевания народа».

С начала 90-х годов Россия в своем развитии прошла условно несколько этапов. Первый из них был связан с демонтажем прежней экономической системы. Он сопровождался ломкой привычного уклада жизни, острыми политическими, социальными конфликтами. Его тяжело переживало наше общество.

Второй этап был временем расчистки «завалов», образовавшихся от разрушения «старого здания». При этом удалось остановить наиболее опасные тенденции в экономике и политической сфере. Не все решения, которые принимались в те годы, имели долгосрочный характер. А действия федеральных властей являлись скорее ответами на серьезные угрозы для страны.

Фактически мы только недавно подошли к третьему этапу в развитии современного российского государства. К возможности развития высокими темпами, решения масштабных, общенациональных задач.

В Послании Федеральному собранию весной 2004 г. Президент РФ сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации. Осенью 2005 г. Президентом РФ было заявлено о национальных проектах в тех же сферах.

Первоначально было провозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого прежде всего следовало, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительную медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения необходимо оплачивать пациенту. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизации отечественного здравоохранения - повышение его эффективности и, как следствие, показателей здоровья нации в интересах общей безопасности государства и поступательного развития России.

Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда.

В жилищной сфере старые методы и подходы государственных органов Российской Федерации в 90-х гг. XX в. показали полную несостоятельность в решении «квартирного вопроса» для большинства граждан страны. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социального жилья. Поставлена задача - создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиры, отвечающие современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов (ипотеки).

Таким образом, сформулированные в 2004 г. Президентом РФ задачи в Послании Федеральному собранию в области здравоохранения, образования и жилья для государственной социальной политики носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика как в ближайшей, так и долгосрочной перспективе.

Президент Российской Федерации 5 сентября 2005 г. выступил с программным заявлением по осуществлению приоритетных национальных проектов (ПНП) в важнейших социальных областях: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК».

При определении социальных инициатив федеральных органов власти России была выбрана тактика конкретных шагов по решению наиболее острых проблем в сфере образования, здравоохранения, жилья, сельского хозяйства.

Приоритетные национальные проекты - ближайшие цели, которые не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья, а являются первым периодом в реализации общей государственной стратегии России.

Для их воплощения в жизнь Указом Президента РФ был создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Новые инициативы в сфере государственной социальной политики, провозглашенные в ПНП, составили основу механизма реализации государственной стратегии, отраженной в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», а впоследствии - в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Государственная стратегия в 1990 - 2005 гг. в основном была направлена на реформу политической системы, федеративных отношений, экономической и финансовой системы страны и практически не захватывала область социальных отношений, которая фактически осталась неизменной с советского периода.

А между тем - и это доказывает опыт передовых государств - именно социальная область стала локомотивом развития в последние десятилетия для передовых государств, превратилась из фактора стабильного общества в фактор экономического развития. Необходимо подчеркнуть три объективные социально-экономические составляющие основ индустриально развитых стран, которые сложились в последней четверти XX в.

Во-первых, качество человеческого потенциала, которое превратилось в ведущий фактор экономического развития, определяется прежде всего социальной политикой государства.

Во-вторых, социальная политика является основой для развития институтов гражданского общества и повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, стимулирует создание новых, более эффективных механизмов взаимоотношений государства и общества. Известно, что чем более развито государство, тем больше социальных функций переходит от государства к обществу. Прежде всего к институтам гражданского общества и местного самоуправления.

В-третьих, главной целью развития государства, общества выступает человек, его возможности и способности. Другими словами, если прежде в качестве цели действия власти называлось укрепление государства или нации (иногда религиозные или идеологические цели), то сегодня это может быть только человек, который является основой для суверенитета государства и нации.

Объектом обновленной государственной стратегии России стала социальная политика развития человеческого потенциала. Отечественные и зарубежные научные исследования показывают, что диапазон развития потенциала личности - интеллектуальный, духовный, физический - в зависимости от многих обстоятельств и условий может быть реализован на 1% или 70%. Однако этот потенциал должен физически существовать изначально. Если нет самого человека, то не имеет смысла говорить об эффективности реализации его потенциала. Вот почему демографические тенденции в развитии любого народа, общества и государства имеют базовую основу по отношению к любым другим тенденциям. Иными словами, прежде чем говорить о качестве человеческого потенциала, темпах его развития и т.д., необходимо помнить его количественные составляющие, т.е. демографические показатели.

Проанализировать место и значение ПНП невозможно вне общего контекста развития страны, прежде всего социально-экономического.

На формирование общего подхода к ПНП оказали влияние следующие факторы:

- появление значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных в разных формах государством (Стабфонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.д.);

- сокращение государственной внешней задолженности;

- превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию.

Поскольку многие количественные и качественные задачи восстановления основ экономики оказались невыполнимы без кардинальных изменений системы управления, то относительно стабильная политическая ситуация в стране с опорой на высокий авторитет Президента России позволила принять принципиально новые задачи социально-экономического развития.

Президент России Дмитрий Медведев, выступая 24 декабря 2008 года на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, подвел некоторые итоги осуществления нацпроектов и акцентировал внимание на важности их дальнейшего финансирования.

В частности, он отметил, что «...национальные проекты должны быть реализованы в полном объеме независимо от всяких кризисов, проблем и сложностей текущего периода. Правительство должно профинансировать все обязательства 2009 года в полном объеме именно потому, что национальные проекты играют весьма значимую роль в социальном развитии страны, и надо признаться откровенно, они в целом доказали свою эффективность за те годы, пока мы с вами совместно ими занимались. Часть национальных проектов получила свое развитие в государственных программах, в частности, такой проект, как развитие АПК.

...В условиях финансового кризиса необходимо искать и новые подходы, новые ниши для развития. Это самым прямым, самым непосредственным образом относится и к национальным проектам, сама идеология которых была в известный период предложена как самая современная, в известной мере, новаторская идеология.

В этом смысле показателен опыт проекта «Образование». Он уже помог улучшить условия обучения более чем в 15 тысячах школ, что непосредственно затрагивает качество образования для шести миллионов наших детей, не говоря уже о том, что мы с вами добились подключения всех школ России к Интернету, укрепления в целом IT-составля-ющей в школах, что, конечно, тоже способствует современному образованию.

Создаются федеральные и национальные исследовательские университеты, которые призваны вернуть научные исследования в вузы и задать новые требования к высшему образованию. Полезной оказалась и система поощрения классных руководителей, лучших учителей и талантливой молодежи. Все эти направления тоже должны, конечно, сохраняться и в будущем.

...Благодаря национальному проекту «Здоровье» тысячи врачей и медсестер перешли от прежнего, по сути, довольно плачевного существования в нормальные условия работы в поликлиниках, а эти поликлиники до того, по сути, находились в очень сложном состоянии. Многие из них умирали просто от кадрового голода, не было врачей соответствующей специализации. Первичная помощь стала и более доступной, и более качественной. Высокотехнологичными направлениями, которыми мы тоже занимались довольно активно и продолжаем заниматься, смогли воспользоваться в четыре раза больше больных. Уменьшилось и время ожидания «скорой» с 35 минут до 25 минут - это в результате поставок, естественно, санитарного транспорта, который не менялся в нашей стране до этого на протяжении, по сути, 40 лет.

Массовая иммунизация, программа родового сертификата, другие меры, тоже, вне всякого сомнения, попали в цель.

...Есть очевидные результаты и в жилищном проекте. С помощью государственной поддержки квартирный вопрос решили более 80 тысяч молодых семей. Ежегодное увеличение ипотечных кредитов увеличилось в десять раз, строительство жилья возросло на 40 процентов. Конечно, на этих показателях сказывается и кризис. Тем не менее мы должны сделать все для того, чтобы постараться сохранить то, что начиналиОтдельно хотел бы обратить внимание на такую программу, как программа обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Мы договаривались, что закроем этот вопрос к очередному юбилею Победы, и это нужно сделать, несмотря ни на какие сложности».

Сущность и содержание приоритетных национальных проектов

Приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя два направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».

По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи» основными показателями реализации являются: повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в частности:

- повышение уровня квалификации врачей участковой службы;

- сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели; обновление парка санитарного автотранспорта службы «скорой медицинской помощи»;

- раннее выявление наследственных болезней не менее чем у 250 детей; снижение материнской смертности до 29 на 100 тысяч родившихся живыми, младенческой смертности до 10,6 на 1000 родившихся живыми.

Основные мероприятия по данному направлению:

1. Строительство 15 новых центров высоких медицинских технологий в субъектах Российской Федерации. С учетом потребности населения планируется создание центров по следующим направлениям: сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии и эндопротезированию, эндокринологии, нейрохирургии, трансплантологии и репродуктивным технологиям.

2. Увеличение объема высокотехнологичной медицинской помощи, закупаемой за счет средств федерального бюджета у существующих федеральных специализированных медицинских организаций и вновь создаваемых центров высоких медицинских технологий.

Наряду с совершенствованием механизма оплаты такой помощи путем формирования государственного задания конкретному федеральному центру на эти виды медицинской помощи модернизируется порядок ее предоставления, в том числе введение листов ожидания.

Приоритетный национальный проект «Образование» включает в себя следующие направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах и развитие системы профессиональной подготовки в армии».

По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети «Интернет» информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети «Интернет», приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

По направлению «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня» основными мероприятиями являются: создание в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый - в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ (по 500 мест каждая) в московском регионе и г. Санкт-Петербурге.

По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов.

По направлению «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» основными блоками мероприятий являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.

Основные мероприятия по данному направлению:

1. Создание в воинских частях 100 учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы.

2. Организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации (включая выплату им специальных стипендий).

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» включает четыре направления: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования»; «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»; «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.

Механизмами реализации проекта являются федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы и предоставление финансовых субсидий субъектам Российской Федерации.

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

Основным механизмом реализации является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо согласно имеющимся межправительственным договоренностям, отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным целевым показателем является увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6%.

Это должно повысить объем реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, а также расширить доступность дешевых кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» основными целевыми показателями являются: ввод 1392,9 тыс.кв.м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов (или их семей) на селе.

Анализируя содержание приоритетных национальных проектов, их место и роль в обеспечении безопасности России, можно сделать следующие выводы:

1. Приоритетные проекты (лат. projectus - выступающий вперед) - прототип, прообраз формирования широкомасштабной объединяющей идеи возрождения величия страны - являются элементом зарождающейся новой государственной стратегии развития и непосредственно оказывают влияние на обеспечение безопасности России.

2. Определение «национальный» (применительно к национальным проектам можно использовать и определение «общенациональный») также не случайно. В определенном смысле, национальные проекты - это по-, иск новой философии развития; государства и общества, ее апробирование и формирование новой идеологии концепции стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.

3. Национальные проекты по своему стратегическому, глубинному содержанию - это концентрация финансовых, административных и общественных ресурсов страны на наиболее приоритетных направлениях развития потенциала человека. Это дальнейший шаг, логическое продолжение курса на модернизацию страны.

Необходимо подчеркнуть, что эта цель сформулирована перед государством, которое по общепризнанным показателям не является развитой страной ни по душевому доходу, ни по структуре экономики, ни по социальным стандартам. Вместе с тем это государство обладает всеми возможностями, как интеллектуальным потенциалом, так и сырьевыми ресурсами, чтобы в короткие сроки стать такой развитой страной.

4. Роль приоритетных национальных проектов в реализации государственной стратегии развития России состоит в том, что они являются основой формирования нового гражданского общества и будущей модели экономики знаний и новых технологий.

Приоритетные национальные проекты предназначены для формирования обновленного механизма деятельности государственных органов власти и должны быть реализованы всем обществом, так как «по вертикали» они 'относятся ко всем уровням власти - федеральной, региональной, местной, а «по горизонтали» - ко всем институтам гражданского общества и бизнесу.

5. Важная роль при реализации приоритетных нацпроектов принадлежит усилиям по консолидации российского общества и российских политических и бизнес элит, переводу взаимоотношений между ними из области конфронтации в область сотрудничества.

Методические рекомендации

Во вступительном слове руководителю занятия по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса важно разъяснить слушателям причины и объективные условия, которые подвигли Президента РФ выступить с инициативой введения приоритетных национальных проектов. Обратить внимание на социально-экономическую ситуацию на момент введения в действие ПНП.

В ходе изучения второго вопроса руководителям групп ОГП необходимо показать, в чем заключается сущность ПНП, продемонстрировать заинтересованность в них всех граждан России, дать понять, что только в комплексе эти проекты способны улучшить жизнь всех людей.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

Рекомендуемая литература:

1. Грызлов Б. По пути развития // Ведомости. 18 июля 2006 г. С. 4.

2. Казанцев В. Государственная стратегия развития России и роль приоритетных национальных проектов в ее реализации. // Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. полит, наук. - М.: ВУ, 2008.

3. Карпенко М., Казанцев В., Иванов Л. Приоритетные национальные проекты и новая идеология. - М., 2007.

4. Путин В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации. 26 мая 2004 г. // Российская газета 27 мая 2004 г.

5. Путин В. Выступление на встрече с членами Правительства, Федерального собрания и членами президиума Государственного совета. Москва. Кремль. 5 сентября 2005 г.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года // Российская газета от 13 мая 2009 г.

кандидат политических наук,
преподаватель кафедры политологии Военного университета, Майор
Юрий Михалев

«Ориентир» 11.2009

Теги: огп