Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий, вооружённых конфликтов и миротворческих операций

Международное гуманитарное право и его место в Вооруженных Силах Российской Федерации

Международное гуманитарное право представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий. Это свод норм, направленных на то, чтобы в период вооруженного конфликта предоставить защиту лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях, а также на то, чтобы ограничить методы и средства ведения войны.

Правовое положение сторон в ходе ведения боевых действий, в войне или вооруженном конфликте во многом определяется международным гуманитарным правом (МГП), которое иногда называется правом вооруженных конфликтов или правом войны. При этом в задачи МГП не входят ни выяснение причин возникновения вооруженного конфликта, ни определение виновников в его возникновении.

Состояние войны влечет за собой определенные юридические последствия в соответствии с международными договорами. Оно выражается не только в открытой вооруженной борьбе государств, но и в разрыве мирных отношений между ними (дипломатических, торговых и др.).

Международное гуманитарное право - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

МГП - это основополагающие нормы, регулирующие вопросы обеспечения социальной защиты граждан, в том числе военнослужащих, заложенные в международных актах о правах человека и гражданина.

В ходе вооруженного конфликта МГП представляет международную правовую защиту некоторым категориям военнослужащих, а также обязывает государства, вовлеченные в конфликт, предоставлять защиту противнику, оказавшемуся в их власти по причине ранения, болезни, кораблекрушения или пленения, а также гражданскому населению, не принимающему непосредственного участия в конфликте.

Цель международного гуманитарного права - использование всего комплекса международно-правовых норм для защиты тех, кто не участвует или прекратил участие в вооруженной борьбе, а также тех объектов имущества, которые не используются в военных целях. Задачей МГП является регулирование военных действий с целью облегчения приносимых ими страданий и лишений. Право вооруженных конфликтов устанавливает ряд международно-правовых норм, призванных ограничить права воюющих сторон в ходе вооруженного конфликта как международного, так и немеждународного характера, в выборе способов и средств ведения военных действий.

Формирование законов и обычаев войны, а также закрепление за ними международно-правого статуса имеют довольно длительную историю своего развития. Россия стояла у истоков этого процесса и внесла в него заметный вклад. Традиции ведения военных действий по общепринятым правилам, а также гуманное отношение к жертвам войны всегда пользовались уважением в Русской армии и на флоте.

Еще в XII веке великий князь Киевской Руси Владимир Мономах наставлял детей в «Поучениях сыновьям»: «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас... Не давайте сильному губить человека -ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его».

Воинский Устав Петра I подробно регламентировал гуманное отношение Русской армии к раненым и больным. Так, например, военнопленным разрешалось получать посылки, письма, а военнопленных офицеров могли отпустить «под честное слово»; под страхом сурового наказания запрещалось грабить население оккупированных территорий, разрушать культовые сооружения.

Великий русский полководец фельдмаршал Александр Васильевич Суворов в приказе по войскам при штурме Варшавы указывал: «Неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать», а, будучи на Северном Кавказе, в приказе Кубанского корпуса приказывал: «...с пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства, не меньше оружия поражать неприятеля человеколюбием...».
Адмирал Федор Ушаков в капитуляции, принятой от французского гарнизона города Фано, указывал, что: «Со всеми французскими военнослужащими, находящимися ныне в госпитале, поступлено будет со всевозможным человеколюбием... Все отпущенные отправятся на честный пароль не применять оружия противу союзных держав до настоящего их размена».
Войсковой атаман Донского казачьего войска граф Матвей Платов в кампании 1812 года в приказе всем донским казакам требовал: «...Всякий из нас должен молить о том, что мы приобретаем службой, временем и трудами, то чернят неблагомыслящие грабежами казаки, подобные бродягам».
Герой русско-турецкой войны генерал-лейтенант от инфантерии Дмитрий Сергеевич Скобелев, которого современники назвали «Суворов XIX века», поучал своих офицеров: «...Начальник, допускающий грабеж, насилие над жителями и пленными, кладет самые пагубные основы нравственного разложения войск и залог их верного поражения неприятелем...».
После установления советской власти отношение государства к участию в соглашениях, относящихся к праву вооруженного конфликта, было неоднозначным. 4 июня 1918 года был опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о признании всех международных конвенций о Красном Кресте. Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм права вооруженного конфликта. Советский Союз в отличие от Германии и большинства других стран отказался подписать Женевскую конвенцию 1929 года об обращении с военнопленными. Впоследствии это было использовано противником в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений в отношении советских военнопленных. Однако видные полководцы Красной армии в своих приказах войскам требовали гуманного отношения к жертвам войны.

В 1945 году величайший полководец Второй мировой войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков отдал приказ войскам своего фронта, обязывающий более гуманно относиться как к военнопленным противника, так и к гражданскому населению Германии.

В послевоенный период четыре Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны с оговорками были подписаны Советским Союзом. Две из них были трансформированы в инструкции по применению в Вооруженных Силах СССР Женевских конвенций от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море, введенные в действие приказом министра обороны СССР № 20 от 1958 г. Дополнительные протоколы I и II к этим конвенциям были подписаны СССР 12 декабря 1977 года.

В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области МГП. В России много делается для того, чтобы нормы национального законодательства соответствовали международным документам, регулирующим порядок ведения военных действий и меры по защите жертв войны. Признанием роли России в становлении и развитии международного гуманитарного права явился международный симпозиум по праву войны, проведенный в Санкт-Петербурге в 1993 году в честь 125-й годовщины принятия Санкт-Петербургской Декларации - первого юридического акта по праву войны. Эта декларация, по словам одного из ее участников, стала памятником победы права над произволом и человеколюбия над варварством.

Основным документом по МГП в Вооруженных Силах России было «Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации», введенное в действие приказом министра обороны Российской Федерации «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации» № 360 от 8 августа 2001 года.

С 2010 года в Вооруженных Силах России вводится в действие новое наставление по гуманитарному праву. Оно определяет правовое положение пленных, беженцев, гражданских лиц на поле боя, подробно расписывает отношение к ним рядовых и командиров. В документе также говорится о соразмерности применения военной силы - принцип разумного выбора оружия также связан с задачей не нанести урон мирному населению.

В Конституции Российской Федерации (ст. 15 ч. 4) закреплено: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Это конституционное положение является основополагающей нормой по вопросу безусловного выполнения государством и его Вооруженными Силами обязательств в области МГП. В Федеральном законе «Об обороне» содержатся положения о том, что законодательную основу обеспечения указанных сфер деятельности Российской Федерации наряду с национальным правом составляют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (ст. 26) определяется обязанность военнослужащих соблюдать принципы и нормы МГП и международные договоры РФ.

В Уголовном кодексе РФ глава 34 «Преступления против мира и безопасности человека» устанавливает уголовную ответственность за различные виды преступлений в области МГП. К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные статьями 356, 357 и 358 Уголовного кодекса Российской Федерации сроки давности не применяются. В соответствии с п. 2 ст. 1 «Декларации о территориальном убежище», принятой единогласно Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 22 сессии 14 декабря 1967 г., на военных преступников, совершивших военные преступления или преступления против человечности, не распространяются нормы, регулирующие право убежища.

За нарушения норм международного гуманитарного права, не влекущих уголовную ответственность, военнослужащие привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами, предусматривающими их материальную ответственность.

Соблюдение норм международного гуманитарного права - обязанность сторон при ведении боевых действий, вооруженных конфликтов и миротворческих операций

Инициатива в проведении миротворческих операций принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН), которая за свою почти 65-летнюю историю постоянно участвовала в разрешении многочисленных споров и конфликтов в различных регионах мира. За последние годы операции по поддержанию мира ООН значительно расширились. Теперь они нередко выходят далеко за рамки традиционной миротворческой деятельности и включают различные виды гуманитарной помощи (доставка продовольствия и грузов, оказание поддержки жертвам военных действий), введение и осуществление различных видов эмбарго, выкуп оружия у местного населения и т.п. В дополнение к военной деятельности многие миротворческие операции в последние годы включают решение гражданских задач: наблюдение за выборами, гуманитарную помощь, контроль за соблюдением прав человека, восстановление инфраструктуры и системы управления и т.п.

В ряде миссий принимают участие достаточно крупные воинские контингенты сил ООН, получившие название «миротворческих сил» (МС), которые с разной степенью эффективности осуществляют операции по поддержанию мира, а в последнее время - и по принуждению к миру. С 1992 г. Россия также активно включилась в миротворческий процесс на территории СНГ и за его пределами. Российские военнослужащие выполняют миротворческие функции в составе: сил ООН; Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ); самостоятельно. Вопрос использования Вооруженных Сил наиболее подробно регламентирован в Законе РФ «Об обороне», Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в Военной доктрине и других документах.

В последние годы особенно остро для Российских Вооруженных Сил стояла, задача осуществления миротворческих операций на постсоветском пространстве. В начале 90-х годов прошлого столетия почти одновременно вспыхнули вооруженные конфликты в Южной Осетии, Приднестровье, Абхазии, Таджикистане и в некоторых других регионах, охватив огромное пространство с населением в 30 млн. человек.

Участие России в миротворческих операциях в странах СНГ диктовалось необходимостью скорейшего предотвращения гибели мирного населения, разрушения экономики и стабилизации обстановки. Оно также предотвращало распространение вооруженных конфликтов, контрабанды оружия и наркотиков на территорию РФ, открывало для нее дополнительные возможности позитивного влияния на обстановку в «зонах нестабильности». Важную роль российские миротворцы сыграли при локализации конфликта в Южной Осетии.

Августовская война 2008 года в Южной Осетии фактически началась с ночного нападения на подразделения российских миротворцев. 8 августа 2008 г. солдаты и офицеры грузинского батальона миротворческого контингента присоединились к наступающим частям вооруженных сил Грузии и открыли огонь по российским миротворцам. Этот поступок грузинских военных стал вопиющим фактом и беспрецедентным случаем в истории миротворческих операций.

Международным гуманитарным правом устанавливается ряд ограничений и запретов на применение воюющими сторонами способов и средств при ведении боевых действий вооруженных конфликтов и миротворческих операций.

Как в ходе боевых действий, так и после выполнения поставленной задачи командир обязан принять меры по розыску и сбору раненых и больных, независимо от их принадлежности, оградить их от мародерства и обеспечить им необходимый уход и защиту. Всем раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, предоставляются в максимально возможной форме и в кратчайшие сроки медицинская помощь и уход. Между этими людьми не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. Статус военнопленного и право на соответствующее обращение вступают в силу с момента взятия в плен и действуют до его окончательного освобождения и репатриации.

С военнопленными необходимо обращаться гуманно, защищать их от актов насилия, запугивания, оскорбления и любопытства окружающих. Они полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой пользовались до захвата в плен. К офицерам и приравненным к ним военнопленным следует относиться с уважением, полагающимся их званию и возрасту.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах государства, держащего их в плену. Их допрос должен проводиться на языке, понятном для них, без применения пыток и других мер принуждения. Каждый из военнопленных при допросе обязан сообщить свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер или другую равноценную информацию. Военнопленному, с момента взятия в плен и не позднее 7 дней после прибытия в сборный пункт для военнопленных, в том числе и временный, а также в случае заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт для военнопленных, предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Трудоспособные военнопленные из числа рядового состава могут привлекаться к выполнению работ невоенного характера, не связанных с риском для их жизни или здоровья, с учетом их возраста, пола, а также физических способностей. Привлечение к опасным видам работ (в том числе разминированию) может осуществляться только с их письменного согласия. Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих лиц или контролирующих работу других военнопленных из числа рядового состава.

Гражданское население и отдельные гражданские лица находятся под защитой, которая в дополнение к другим нормам МГП запрещает превращать их в объекты нападений, использовать гражданское население и отдельных гражданских лиц для защиты определенных пунктов, районов или военных объектов от нападения.
Женщинам и детям обеспечивается защита от различных непристойных посягательств.

Запрещается нападение, уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для выживания гражданского населения, если они не используются для поддержания существования исключительно личного состава воинских частей (подразделений) противника или прямой поддержки их боевых действий.

Медицинский и духовный персонал противника пользуется уважением и покровительством и не может быть объектом нападения, если этот персонал при проверке не совершал действий, выходящих за рамки его профессиональных (медицинских или духовных) обязанностей и воздерживается от участия в боевых действиях; если указанные лица соблюдают установленные правила опознавания. Представление защиты может быть прекращено только после предупреждения с установлением в соответственных случаях разумного срока и после того, как такое предупреждение не было принято во внимание.

Захваченный временный медицинский персонал противника (личный состав вооруженных сил, специально обученный для использования его в качестве санитаров, санитарок или носильщиков для розыска, подбирания, перевозки или для лечения раненых и больных) получает статус военнопленных и при необходимости может использоваться для выполнения своих медицинских функций в соответствии с уровнем собственной специальной подготовки. Захваченный духовный персонал противника должен иметь возможность свободно выполнять свои обязанности до тех пор, пока удерживающая сторона сама не будет в состоянии обеспечивать духовную помощь. Положения, относящиеся к захваченному медицинскому персоналу противника, распространяются по аналогии на захваченный духовный персонал. Запрещается привлечение задержанного медицинского и духовного персонала к выполнению работ, не связанных с его медицинскими или духовными обязанностями.

Все военнослужащие обязаны соблюдать правила действий войск на оккупированной территории.

Запрещается принуждать население оккупированной территории служить в вооруженных или вспомогательных силах оккупационных войск, захватывать в качестве заложников другого воюющего, а также заставлять его давать сведения об армии или о средствах ведения боевых действий. Жизнь, семья, собственность, обычаи гражданского населения должны уважаться. Вместе с тем население оккупированной территории может привлекаться к принудительному труду в пределах оккупированной территории в интересах жизнеобеспечения оккупационных войск или самого гражданского населения, поддержания общественного порядка, кроме привлечения к работе на военных объектах и оборонительных сооружениях.

С целью избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженного с боевыми действиями, устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.

К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся: убийство или ранение гражданских лиц; убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен; убийство парламентера и сопровождающих его лиц; нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю и по приземлении на территории, контролируемой противником, до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях, использующих десантирование с парашютом для выполнения боевой задачи); принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны; отдача приказа никого не оставлять в живых, угроза этим или ведение боевых действий на этой основе; взятие заложников; вероломство; использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы ООН, кроме как с разрешения этой организации; нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерных преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий; террор в отношении гражданского населения; использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для выживания; нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющее надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы; огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях; уничтожение культурных ценностей, исторических памятников и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях; уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью; отдача на разграбление города или местности.

К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся: пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека, как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии; снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными или снаряженные взрывчатым или зажигательным составом; любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; яды или отравленные боевые средства; химическое оружие, в том числе химические средства, а также снаряды для их применения; бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие; средства воздействия на природную среду, которые имеют обширные, долговременные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда.

Также к запрещенным средствам ведения боевых действий относят: мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя или иного неконтактного влияния в ходе разведки (поиска) мин; любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости, который может функционировать после приведения самой мины в неработоспособное состояние; противопехотные мины, которые не обнаруживаются при помощи общедоступных миноискателей; мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким-либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами (знаками или сигналами); больными, ранеными или трупами; местами захоронения (кремации), могилами; медицинскими объектами, оборудованием, имуществом или транспортом; детскими игрушками или предметами, специально предназначенными для детей; продуктами питания или напитками; кухонной утварью и принадлежностями (за исключением находящихся в воинских частях); предметами явно религиозного характера; историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа; животными или их трупами; самодельные мины-ловушки, выполненные в форме безвредных предметов; дистанционно установленные мины, не соответствующие техническим требованиям, закрепленным в соответствующем международном договоре; лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы; зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях.

Методические рекомендации

При изучении настоящей темы занятия следует учесть, что международное гуманитарное право возникло в значительной мере как право воины. Поэтому необходимо иметь четкое представление о значении законов и обычаев войны и источниках, регулирующих правоотношения в ходе вооруженных конфликтов и миротворческих операций.

Необходимо напомнить, что международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Следует уяснить, что во время вооруженного конфликта население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В силу этого, опираясь на знание международных документов, необходимо знать правовое положение каждой из указанных групп. В ходе изучения предложенного материала важно уяснить запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действий, которые всем командирам и начальникам надо учитывать при организации и ведении боевых действий.

Учитывая, что тема данного занятия предполагает знакомство со значительным объемом нормативно-правовых актов, которые имеют весьма существенный объем и представляют трудность восприятия, у военнослужащих могут возникнуть вопросы, связанные с изучением данного материала. Поэтому рекомендуется тщательно разъяснять положения законов и подкреплять их жизненными фактами.

В заключительной части целесообразно сделать основные выводы, подвести итоги занятия, дать обобщенные рекомендации военнослужащим по целенаправленному и последовательному изучению и освоению настоящего материала.

Рекомендуемая литература:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Красная звезда. - 2008. - № 88.

2. Бондаренко О. Международное законодательство о правовом положении участников боевых действий и миротворческих операций // Ориентир. - 2007. - №1.

3. Сучков в. Нормы международного гуманитарного права о ведении вооруженных конфликтов и миротворческих операций // Ориентир. - 2007. - № 12.

4. Наставление по милосердию // Российская газета. - 2009. - № 172 (4996).

Виктор ОСИПОВИЧ.
Арам ХАЧАТРЯН,
подполковник запаса,
обозреватель журнала «Ориентир»

«Ориентир» 06.2010

Теги: огп