Организация и система работы с личным составом воинской части (подразделения). Основные направления, методы и формы работы с личным составом

Вопросы:

1. Организация и система работы с личным составом воинской части (подразделения).
2. Основные направления, методы и формы работы с личным составом.

В обеспечении национальной безопасности Российской Федерации особая роль принадлежит человеческому фактору, духовным возможностям человека, населения страны, а также способности вооруженных сил мобилизовать все силы для достижения победы в современной войне. Мировой и отечественный опыт военного строительства свидетельствует о том, что моральный дух войск был и остается одним из приоритетных факторов, определяющих возможности успешного решения стоящих перед войсками задач. В условиях боевых действий рассчитывать на победу может та сторона, которая обладает более высоким потенциалом духовных и морально-психологических сил.
Новая политическая, экономическая обстановка в мире и внутри страны, новые требования к строительству, подготовке и воспитанию войск обусловили необходимость новых подходов к формированию у российских воинов высоких морально-психологических и боевых качеств, упрочению духовных основ боевой мощи Вооруженных Сил.
Эти подходы затрагивают как теоретико-методологические, так и организационно-практические аспекты всей системы влияния на сознание, чувства, волю военнослужащих в интересах мобилизации их духовных и физических сил, на добросовестное выполнение конституционного долга по защите Отечества. Они также определяют место и роль этой системы в общей организации жизни и деятельности войск.

1

Морально-психологическому обеспечению принадлежит исключительно важная роль в обеспечении боеготовности и боеспособности войск, в которых воедино слиты материальный и духовный факторы. Повышение боеготовности и боеспособности означает усиление действенности этих факторов, упрочение их диалектической взаимосвязи. Но при всей значимости материальной стороны боеготовности и боеспособности приоритет отдается человеку с его профессиональными, морально-психологическими и физическими качествами. Именно поэтому совершенствование боевой готовности и боеспособности предполагает всемерную активизацию духовных и физических сил воинов. А это предусматривает достижение более высокой степени мобилизации творческой энергии, инициативы, воли, организованности личного состава в интересах успешного решения стоящих перед войсками задач.

Руководство индивидуальной воспитательной работой осуществляют командующие войсками округов, начальники учреждений, командиры соединений, воинских частей и подразделений. Организация планирования, контроля и анализа мероприятий индивидуальной воспитательной работы возложена на заместителей командующих войсками округов, командиров (начальников) по работе с личным составом.

Индивидуальную воспитательную работу необходимо вести непрерывно, конкретно, целенаправленно, результаты ее учитывать при уточнении содержания морально- психологического обеспечения, расстановке личного состава на боевую, караульную и внутреннюю службы, организации боевой подготовки, распределении служебной нагрузки на военнослужащих. Центром индивидуальной воспитательной работы должностных лиц необходимо считать роту (ей равные подразделения).

Планирование индивидуальной воспитательной работы осуществляется:

1. В управлениях округов, соединениях, воинских частях и учреждениях в разделе «Индивидуальная воспитательная работа» планов морально-психологического обеспечения, где указываются: конкретные мероприятия индивидуальной воспитательной работы с офицерами (прапорщиками, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, гражданским персоналом) управленческих аппаратов; контроль за организацией и подведением итогов индивидуальной воспитательной работы в подчиненных соединениях (воинских частях, подразделениях); мероприятия по методическому, информационному обеспечению, обучению должностных лиц практике индивидуального воспитания подчиненных, обобщению передового опыта.
2. Планирование индивидуальной воспитательной работы в роте (батальоне) осуществляется на месяц заместителем командира роты (батальона) по работе с личным составом отдельным разделом в плане морально-психологического обеспечения.
3. Должностные лица на основе планов индивидуальной воспитательной работы в роте (батальоне), воинской части, составляют личные планы индивидуальной воспитательной работы с подчиненными на месяц.

При планировании индивидуальной воспитательной работы командирам подразделений и их заместителям основное внимание необходимо уделять некоторым группам личного состава.

При работе с офицерами:
- выпускникам военных учебных заведений;
- привлеченным к дисциплинарной ответственности;
- допускающим превышение должностных полномочий;
- заявляющим о нежелании продолжать военную службу;
- злоупотребляющим алкоголем;
- переведенным из других воинских частей, прибывшим из отпусков, командировок, лечебных учреждений.

2. С прапорщиками, мичманами, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях сержантов, старшин и солдат (матросов):
- вновь назначенным на воинскую должность;
- испытывающим трудности в бытоустройстве;
- со сложными семейными обстоятельствами;
- недобросовестно исполняющими должностные обязанности (допустившим нарушения воинской дисциплины);
- сомневающимся в необходимости продолжать военную службу;
- переведенными из других воинских частей, прибывшими из отпусков, командировок, лечебных учреждений.

3. С военнослужащими, проходящими военную службу по призыву:
- лицам, склонным к нарушениям воинской дисциплины;
- состоящим на психодинамическом наблюдении психолога;
- подлежащим увольнению в запас;
- воспитывавшимся в неполных семьях (без родителей);
- с ослабленным здоровьем;
- испытывающим трудности в адаптации к условиям военной службы и во взаимоотношениях с сослуживцами;
- прибывшим на пополнение с дефицитом массы тела;
- переведенным из других воинских частей, прибывшим из отпусков, командировок, лечебных учреждений;
- со сложным семейным положением;
- имевшим до призыва правонарушения, приводы в полицию, допускавшим немедицинское употребление наркотических веществ, злоупотреблявшие алкоголем.

В период прибытия молодого пополнения в воинскую часть командир части лично организует работу должностных лиц воинской части по подготовке материальной базы для приема молодого пополнения, а также инструктирует администрацию пункта приема и распределения пополнения о порядке работы с новобранцами, форме и сроках доклада о результатах их изучения.

Перед прибытием в воинскую часть молодого пополнения заместитель командира по работе с личным составом совместно с психологом воинской части проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами, назначенными для работы с прибывающими военнослужащими.

Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе профессионально-психологического отбора воинской части, в которую в обязательном порядке входят заместитель командира по воспитательной работе и психолог. На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав группы профессионально- психологического отбора освобождается от выполнения обязанностей по штатным должностям.

По итогам изучения прибывшего пополнения начальник группы профессионально-психологического отбора представляет командиру:
- заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределении пополнения;
- список военнослужащих, требующих повышенного психолого- педагогического внимания, рекомендации по проведению с ними индивидуально-воспитательной работы.

По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир части издает приказы о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразделениям, о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства и караульной службы.

В период адаптации личного состава к военной службе командирами, должностными лицами органов по работе с личным составом, психологами продолжают наращиваться усилия по изучению военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. Психологом части с ними проводятся психологическое тестирование, психопрофилактические и коррекционные мероприятия, выдаются рекомендации командирам подразделений о проведении индивидуальных воспитательных мер.

Наблюдения показывают, что лица из числа новобранцев, требующие повышенного психолого- педагогического внимания, даже к концу пятого месяца службы не могут занять достойное место в коллективе, находятся в изоляции или являются отрицательными неформальными лидерами, испытывают серьезные трудности при выполнении служебных обязанностей.

Среди причин, затрудняющих привыкание человека к условиям военной службы, различают объективные и субъективные.

К объективным причинам относятся:
- трудности военной службы;
- разлука с домом, семьей, привычным окружением;
- неудачи по службе, конфликты с сослуживцами.

Субъективные причины включают в себя:
- недостаточное образование;
- национальные особенности;
- наличие малообеспеченных, старых или больных родителей;
- призыв на военную службу в более позднем возрасте;
- воспитание в неблагополучных семьях;
- моральная распущенность;
- недостаточно крепкое здоровье.

В период последующего прохождения военной службы изучение военнослужащих осуществляется их непосредственными начальниками, офицерами подразделений, психологом в процессе повседневной деятельности и направлено на углубленное изучение отдельных качеств данной категории личного состава.

2

Исходя из реально складывающейся обстановки, характера выполняемых задач личным составом, основные усилия в индивидуальной воспитательной работе необходимо сосредотачивать на глубоком и всестороннем изучении личностных качеств, психологических особенностей военнослужащих, взаимоотношений и морально-психологического климата в воинских коллективах с целью обеспечения выполнения военнослужащими своих должностных обязанностей, предупреждения происшествий и преступлений, дисциплинарных проступков и нарушений правил боевой службы.

Главными критериями эффективности индивидуальной воспитательной работы надо считать степень адаптированности военнослужащих к условиям военной службы, состояние воинской дисциплины в воинском коллективе и готовность личного состава к выполнению служебно-боевых задач. Одной из важнейших задач управленческой деятельности командиров (начальников) всех степеней, офицеров органов военного управления является изучение индивидуальных социально-психологических особенностей военнослужащих, характера межличностных отношений, формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, обеспечение личной примерности каждым военнослужащим.

Основными формами индивидуальной воспитательной работы можно считать: психолого-педагогическое наблюдение; изучение документов, характеризующих военнослужащего; обобщение независимых характеристик; анализ итогов боевой, караульной и внутренней служб, боевой подготовки, показателей воинской дисциплины; беседы с сослуживцами и командирами (начальниками); индивидуальную беседу; доведение и разъяснение норм федерального законодательства, регламентирующего вопросы воинской обязанности и военной службы; индивидуальные задания и поручения; индивидуальную помощь; индивидуальные требования и контроль; социально-психологические исследования. Форму индивидуальной воспитательной работы выбирает должностное лицо в зависимости от служебно-боевых задач, выполняемых личным составом, сложившейся обстановки в подразделении (воинской части) и личного опыта работы.

Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения заместителя командира роты по воспитательной работе изучить и учитывать индивидуальные особенности воинов.

Действенность работы воспитателя с каждым конкретным военнослужащим во многом зависит от того, насколько хорошо он знает достоинства и недостатки своего подчиненного, может найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и приемы воздействия на сознание, чувства, поведение воина.

Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) - это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных методов, форм и средств воспитания.

Сущность индивидуально-воспитательной работы состоит в том, что она своим содержанием и методами обращена прямо к личности военнослужащего.

В основе индивидуально-воспитательной работы с подчиненными лежат принципы воспитания военнослужащих. В первую очередь это принцип сочетания дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности. Он основывается на глубоком и всестороннем знании индивидуальных качеств личности военнослужащих и специфики их проявления в конкретных ситуациях и позволяет применять такие методы воспитания, средства и приемы личного и коллективного воздействия, которые дают наибольший воспитательный эффект.

В основе ИВР с военнослужащими лежат и другие принципы, например:

- сочетания требовательности к воспитаннику с уважением его личного достоинства и заботой о нем;
- опоры на положительные качества личности воспитанника;
- единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий и т.д.

Все это позволяет заместителю командира роты по работе с личным составом прогнозировать действия подчиненных, их поведение в различных условиях, выбирать наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитательного воздействия.

Заместителю командира по работе с личным составом необходимо определить, какие качества личности воина совпадают (не совпадают) с требованиями воинской службы, той ролью, которую предстоит ему играть в воинском коллективе. Очень важно знать, что хочет подчиненный в жизни, чего ждет от военной службы, насколько его установка на ратный труд соотносится с требованиями боевой готовности, интересами коллектива, задачами развития каждого воина; какие же данные о подчиненных необходимо знать.

В процессе реформирования Российской армии в ее численном составе будет возрастать количество военнослужащих-контрактников, поэтому индивидуально-воспитательная работа с ними приобретает первостепенное значение.

Основное содержание воспитательной работы с воинами- контрактниками заключается в формировании и развитии у них высокого чувства воинского долга гражданина-патриота, воина-профессионала, постоянно стремящегося к самосовершенствованию. Особенности этой работы обусловлены разнородностью военнослужащих по служебному и семейному положению, возрасту, жизненному опыту, уровню образования, ценностным ориентациям, мотивам военной службы. Кроме того, воинские коллективы, где служат воины-контрактники, могут быть смешанными.

Военнослужащие, проходящие службу по контракту, - это, как правило, подготовленные в военно-профессиональном отношении специалисты. В то же время воспитательное воздействие по отношению к ним как к объектам воспитания отличается специфическими особенностями. Прежде всего следует учитывать, что военнослужащие-контрактники - это молодые люди различных профессий, со своим жизненным опытом, уровнем общего и специального образования, с разными потребностями, идеалами, установками, ценностными ориентациями, принципами поведения.

Это уже в основном сформировавшиеся личности, большинство из них имеют семьи и сами оказывают воспитательное воздействие на членов семьи, в том числе и детей.

По своему возрасту они могут быть старше некоторых офицеров- воспитателей, поэтому от офицеров требуется более высокая педагогическая подготовка и умение высокопрофессионально вести воспитательную работу с ними.

У значительной части из них доминирующей мотивацией к службе в Вооруженных Силах является материальная заинтересованность, поэтому необходимо постоянно стимулировать совершенствование уровня профессионального мастерства воинов-контрактников.

Некоторые из них стремятся продолжить учебу в различных учебных заведениях, что требует предоставления им дополнительного времени.

Особое внимание в воспитательной работе с контрактниками необходимо обратить на реализацию предоставляемых им по закону различных льгот по жилищному, медицинскому, пенсионному и др. видам обеспечения, что способствует их социальной защищенности.

Среди военнослужащих-контрактников немалое количество женщин, что вызывает проявление ряда особенностей в воспитательном процессе с данной категорией военнослужащих.

Важным направлением в деятельности воспитательных структур является обучение командиров подразделений (в ходе плановых занятий по командирской подготовке и в индивидуальном плане) формам и методам работы с воинами-контрактниками с учетом специфики этой категории военнослужащих, необходимости дифференцированного подхода к их обучению и воспитанию. Командирам и офицерам воспитательных структур важно помнить, что это добровольцы, которые отличаются от призывников не только тем, что служат по своей воле, а не в силу закона, но и тем, что в соответствии со своими потребностями и мотивами они выбирают для себя военную профессию на длительный период своей жизни.

Что касается методов работы с воинами-контрактниками, то в основном используются общепринятые: убеждение, внушение, положительный пример, моральное и материальное стимулирование деятельности, дифференцированный подход и при необходимости - принуждение и наказание. Эти формы и методы работы варьируются в зависимости от качества набора.

Организация воспитательной работы с контрактниками - сложный, противоречивый и творческий процесс формирования и развития у них военно-профессиональных и морально-боевых качеств и норм поведения. В этой работе нет и не может быть устоявшихся, пригодных для всех случаев жизни рекомендаций. Поэтому офицеры- воспитатели призваны проявлять творчество и осуществлять поиск нетрадиционных решений.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса необходимо дать определение морально-психологическому обеспечению и воспитательной работе в целом, раскрыть методику организации и планирования воспитательной работы в подразделении, воинской части. Необходимо подчеркнуть, что на основании всестороннего и глубокого изучения состояния организации воспитательной работы должностные лица определяют цель и задачи организации воспитания военнослужащих. Они отражаются в планировании воспитательной работы.
При изучении второго выпуска необходимо перечислить основные формы и методы воспитательной работы, детально остановиться на формах и методах ИВР с отдельными категориями военнослужащих.


Рекомендуемая литература:

1. ГУВР ВС РФ. Воспитательная работа: организация, содержание, методика / Методическое пособие. - М., 2002.
2. Основы военной педагогики и психологии. - М.: Воениздат, 1998.
3. Военная психология и педагогика. Уч. пособие под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
4. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. - М., 2005.
5. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: Учебное пособие. - М., 2005.

Майор Борис ИВАНОВ

Ориентир 04 2014

 

Теги: огп