Основные направление экономического, политического и военно-технического развития страны. Задачи личного состава на 2012 год

За 20 лет, прошедшие со времени развала СССР, современное российское государство прошло непростой путь своего становления. Основными итогами данного процесса стали утверждение принципов демократии и достижение стабильности в обществе и государстве в сложных политических и экономических условиях.

Переход России на демократический путь развития высветил ряд серьезных проблем, которые мешают дальнейшему развитию страны.

В этих условиях руководством государства начаты масштабные реформы во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества и государства: политической, социальной, экономической, военной и др.

Основная идея реформирования заключается в том, чтобы, опираясь на ценности демократии, путем создания интеллектуальной, инновационной, эффективной экономики повысить уровень благосостояния граждан и на этой основе закрепить в политической системе страны и обществе в целом принципы и идеалы свободы, справедливости и гуманизма.

Стратегия экономического развития страны

Системное решение задач реформирования в сфере экономики заключается в ее переводе от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Политическим решением о таком переводе явилась Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года. Реализация этой стратегии основывается на Концепции социально-экономического развития страны, утвержденной распоряжением правительства № 1662-р от 17 ноября 2008 г.

Цель концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в концепции сформулированы:

- основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

- стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

- формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

- цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

- параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Стратегической целью в экономике является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия. Основными элементами такого образа будут являться:

- высокие стандарты благосостояния человека;

- социальное благополучие и согласие;

- экономика лидерства и инноваций;

- сбалансированное пространственное развитие;

- экономика, конкурентоспособная на мировом уровне;

- институты экономической свободы и справедливости;

- безопасность граждан и общества.

Для обеспечения инновационного развития должна быть сформирована соответствующая институциональная среда (т.е. созданы определенные материальные и духовные предпосылки) (см. рис. 1).

 статья1

Ведущими направлениями формирования среды инновационного развития являются поддержка инновационного бизнеса и расширение спроса на инновации в экономике.
При успешном решении задачи создания инновационной экономики доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17-20 процентов (2007 год -10-11 процентов).

В качестве стратегических векторов экономической модернизации страны на ближайшие годы определены следующие.

Во-первых, Россия должна стать одной из лидирующих стран в мире по эффективности производства, транспортировке и использованию энергии, в том числе получаемой за счет новых видов топлива.

Во-вторых, будут сохранены и подняты на новый качественный уровень ядерные технологии.

В-третьих, российские специалисты будут совершенствовать информационные технологии, добьются серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу.

В-четвертых, Россия должна располагать собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации; спутники должны будут «видеть» весь мир, помогать нашим гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством.

В-пятых, Россия должна занять передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечнососудистых, онкологических и неврологических заболеваний.

Масштабные перемены в экономике будут основой политического развития страны. В этой связи развитие политической системы и гражданского общества в России тесно связано с темпами реформирования экономической сферы.

Основные направления развития политической системы Российской Федерации

Из истории известно, что научно- технический прогресс неразрывно связан с прогрессом политических систем, поскольку каждое новое изобретение, улучшающее качество жизни, дает дополнительную степень свободы для человека. Одним из спутников инновационного развития экономики является распространение современных информационных технологий, что повышает открытость отношений в обществе, дает новые возможности гражданам для участия в жизни и влияния на политику государства. Граждане приобретают новые возможности по реализации таких фундаментальных политических свобод, как свобода слова и собраний; по выявлению и ликвидации коррупции; прямому доступу к месту событий, происходящих в любом уголке страны и мира; по непосредственному общению и обмену мнениями и знаниями с другими людьми.

В таких условиях неизбежна дальнейшая модернизация политической системы страны, начатая руководством страны в начале этого века. Политическая система России в перспективе должна стать предельно открытой, гибкой и внутренне сложной. Она должна быть адекватна структуре общества, в котором все больший удельный вес будут занимать свободные, материально обеспеченные, критически мыслящие, уверенные в себе люди.

Основой политической системы России будут открытые политические объединения, при этом лидерами в политической борьбе будут парламентские партии. Партии, коалиции политических партий, объединения политических партий и общественных организаций будут формировать федеральные и региональные органы исполнительной власти, выдвигать кандидатов на пост главы государства, руководителей регионов и местного самоуправления. Для устойчивой политической системы такие партии должны иметь опыт цивилизованной политической конкуренции, ответственного и содержательного взаимодействия с избирателями, межпартийного сотрудничества и поиска компромиссных вариантов решений социальных проблем, а также сохранять межпартийный консенсус по стратегическим вопросам внешней политики, социальной стабильности, национальной безопасности, основ конституционного строя, охраны суверенитета нации, прав и свобод граждан, защиты права собственности, неприятия экстремизма, поддержки структур гражданского общества, всех форм самоорганизации и самоуправления граждан. Все это вместе взятое называют высокой политической культурой.

В настоящее время начато движение к созданию такой политической системы. Политические партии получили дополнительные возможности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах Федерации и муниципалитетах. Облегчены условия выдвижения кандидатов на выборах в Государственную Думу. Законодательно установлены гарантии равного доступа к государственным средствам массовой информации парламентских партий.

Основными принципами такого движения являются: постепенность, продуманность, неуклонность и последовательность, учет (но без слепого копирования) зарубежного опыта.

Первоочередной мерой по созданию современной политической системы в стране является развертывание системы противодействия коррупции. В рамках борьбы с коррупцией проводится реформа судебной и правоохранительной систем, прежде всего системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Этому служат вступившие в этом году в силу федеральные законы «О полиции» и «О Следственном комитете». Центральное место в системе мер по борьбе с коррупцией отводится созданию современного эффективного суда, действующего в соответствии с новым законодательством о судоустройстве и опирающегося на современное правопонимание. В этих целях государством важное значение придается созданию нормальных условий работы для действующего правоохранительного корпуса, решительному избавлению от людей нечестных и некомпетентных (в ходе переаттестации и т.п.), обучению правоохранителей охранять и защищать права и свободы, устранению неправового влияния на судебные акты, какими бы соображениями оно ни диктовалось.

В рамках ужесточения ответственности за коррупцию стали уголовно наказуемыми посредничество во взяточничестве, коммерческий подкуп, дача и получение взятки, свершившие эти преступления, могут наказываться штрафами в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки.

Государство планирует ввести новые стандарты в деятельности органов государственного управления и оказание публичных услуг, современные формы участия граждан в развитии своего города и села, обеспечить их большее влияние на деятельность муниципальных органов.

В 2010 году завершилась реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия». В ходе оптимизации системы оказания государственных и муниципальных услуг уже сегодня во многих регионах можно, не выходя из дома, подать электронное заявление на получение паспорта, в том числе заграничного, узнать размер своих пенсионных накоплений, подать уведомление о начале предпринимательской деятельности и т.д. Поставить же на учет или снять с учета личный транспорт, пройти техосмотр, получить водительские права сегодня можно в своем регионе вне зависимости от места постоянной регистрации гражданина.

В дальнейшем планируется продолжить формирование в Российской Федерации электронного правительства в ходе выполнения долгосрочной целевой государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», составляющими которой будут подпрограммы региональной информатизации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, подпрограммы ведомственной информатизации на 2011-2020 годы. Реализация данной программы обеспечит получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, значительного повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Будет завершено создание электронного правительства, а также:

- сформировано единое пространство юридически значимого электронного взаимодействия;

- созданы государственные межведомственные информационные системы, предназначенные для принятия решений в реальном времени;

- создана инфраструктура пространственных данных Российской Федерации;

- создана система учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;

- обеспечен перевод в электронный вид государственной учетной деятельности;

- созданы специальные информационные и информационно-технологические системы обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенный сегмент сети Интернет и система межведомственного электронного документооборота.

В рамках модернизации системы государственных услуг будет уделено особое внимание оказанию населению социальных услуг. Предполагается на конкурсной основе активнее подключать к этому зарекомендовавшие себя некоммерческие организации, которые пользуются настоящим доверием у населения, работают не первый год или созданы на базе организаций, которые до того имели соответствующий опыт.

В интересах снижения оттока капитала и повышения инвестиционного рейтинга России в мире до середины октября 2011 года правительством и Администрацией Президента Российской Федерации должен быть реализован комплекс законодательных и организационных мер по повышению инвестиционной привлекательности.

Этому же будет служить избавление органов власти и управления всех уровней от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям. Управление избыточной собственностью требует много сил, времени, а зачастую немало средств, но, что хуже всего, оно нередко становится источником коррупции. В этом году Президентом Российской Федерации подписан указ о сокращении в пять раз перечня стратегических предприятий. Правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний.

Планируется дальнейшее повышение роли регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач. С этой целью будут изменены сложившиеся пропорции в полномочиях и распределении доходов между различными уровнями власти и их бюджетами.

В интересах повышения качества политической системы предусматриваются меры по повышению роли политических партий на уровне местного самоуправления. Политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями. Предлагается сделать обязательным использование пропорциональной, или смешанной, избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек. Реализация данного положения приведет к тому, что выборы в Государственную Думу в декабре 2011 года пройдут в условиях политической системы, обновленной на всех уровнях.

Планируется расширить практику общественных слушаний (подобно обсуждению законов «О полиции», «Об образовании») законопроектов, затрагивающих интересы широких социальных слоев населения.

Развитие нашего государства и общества невозможно без эффективного обеспечения национальной безопасности и обороны. Руководство Российской Федерации в рамках государственной политики в данных областях взяло курс на глубокую модернизацию Вооруженных Сил, проведение в них системных преобразований. Значительно обновлены структура, боевой состав Вооруженных Сил, система управления и материально-технического обеспечения войск (сил). Одной из важных составляющих политики государства в сфере обороны и безопасности, а именно в области удовлетворения потребностей армии в вооружении и военной технике, является военно-техническая политика.

Основные направления военно-технической политики России на современном этапе. Задачи личного состава на 2012 год

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Дмитрий Медведев отмечал: «...Современной России, безусловно, нужны и современные армия и флот, компактные и мобильные войска, которые укомплектованы новейшим оружием и высококлассными специалистами...»

В настоящее время происходит переоснащение частей и соединений новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники в соответствии с государственной программой вооружений до 2020 года - на 2011 - 2020 годы (ГПВ-2020). До 2020 года на ее реализацию планируется направить более 20 трлн рублей. По сравнению с предыдущей программой увеличение почти в 3 раза. При этом будут расти не только финансовые ассигнования, главное - повышаются требования к качеству, возможностям и характеристикам вооружений. Российской армии и флоту нужна техника действительно нового поколения, поэтому значительная доля средств в рамках государственной программы вооружения направляется на перспективные оборонные разработки, формирование технологических заделов. Главная задача ГПВ- 2020 - обеспечить комплексное переоснащение Вооруженных Сил. Приоритетными направлениями ГПВ-2020 являются:

- сбалансированное развитие системы стратегических вооружений;

- комплектные поставки современных и перспективных образцов вооружения, в первую очередь в соединения и воинские части постоянной готовности;

- создание базовых информационно-управляющих систем, обеспечивающих применение высокоточного оружия;

- создание научно-технического задела и обеспечение разработки новейших систем и образцов вооружения;

- обеспечение поддержания существующего парка вооружения в бое- готовом состоянии.

Реализация ГПВ-2020 обеспечит:

- поддержание в боеготовом состоянии группировки Стратегических ядерных сил (СЯС);

- создание перспективной системы управления на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий;

- гарантированный доступ в космическое пространство, всестороннее развитие космических средств и средств воздушно-космической обороны;

- стратегическую мобильность войск (сил);

- развитие вооружения и военной техники сил общего назначения.

Основные этапы программы - доведение доли новых вооружений в войсках до 30% к 2015-му и до 70% к 2020 году. Это значит, что в Вооруженных Силах к 2020 году будут оснащены современной техникой не отдельные подразделения, а целые группировки в Сухопутных войсках, ВМФ, авиации. Так, например, в ВВС планируется полностью переоснастить новой техникой войска ПВО. Бригады воздушно-космической обороны получат новые зенитноракетные системы С-400, С-500. В войска ПВО поступят на вооружение новые зенитно-ракетные комплексы «Панцирь-С». Впервые в истории новой России масштабные ассигнования выделяются на модернизацию Военно-Морского Флота и на подготовку производства. В войска поступит и новое ракетное вооружение стратегическое и оперативнотактическое, такие системы, как «Яре», «Булава», «Искандер-М».

Уже с 2013 года производство ракетных комплексов в России должно практически удвоиться.

Всего по государственной программе вооружения до 2020 года будет закуплено более 1,3 тыс. образцов техники и вооружения. Причем для создания 220 из них потребуются открытие новых или расширение имеющихся производств, налаживание кооперации между оборонными и гражданскими предприятиями. В этих целях параллельно с государственной программой вооружения реализуется Федеральная программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса России на период до 2020 года».

Первый приоритет ГПВ-2020 - стратегические ядерные силы (занимают порядка 10% объема финансирования). Он подразумевает под собой строительство восьми атомных подводных лодок стратегического назначения, оснащенных ракетами «Булава», модернизацию всей наземной группировки СЯС, развитие стратегической авиации (самолетов Ту-95).

Второй блок ГПВ-2020 - это стратегические оборонительные силы. До 2018 года должна быть завершена модернизация наземного эшелона системы предупреждения о ракетном нападении и создано сплошное радиолокационное поле вокруг нашей страны. Будут модернизированы и развернуты новые системы космического базирования обнаружения стартов баллистических ракет, получит дальнейшее развитие орбитальная группировка космических аппаратов разведки связи, боевого управления.

Среди других приоритетов - средства разведки, связи и целеуказания.

По заключенным контрактам для ВВС будут закуплены: истребители пятого поколения Т-50, истребители Су-35С, Су-30М2, Су-27СМЗ, фронтовые бомбардировщики Су-34, военно-транспортные самолеты Ан-124, Ил-476, Ан-70, ударные вертолеты Ми-35, Ка-52 и Ми-28.

Серийные поставки современной зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф» запланированы в программе вооружения с учетом оснащения 28 зенитных ракетных полков.

В настоящее время разрабатывается мобильная многоканальная универсальная зенитная ракетная система дальнего действия с возможностями по высотному перехвату баллистических целей - С-500. Разработку планируется завершить в 2013 году и с 2015 года начать серийные поставки в войска. Всего планируется поставить 10 дивизионов.
В июне 2011 года заключен контракт с Францией о закупке для ВМФ десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль». При этом применяемые технологии строительства подобных кораблей позволяют интегрировать в существующий проект российские системы вооружения, включая отечественные десантно-высадочные средства и палубную авиацию.
Основным направлением развития Космических войск до 2020 года станет создание перспективных космических систем и комплексов разведки и связи, отвечающих тактико-техническим требованиям Вооруженных Сил. Кроме того, в ближайшее время планируется принятие на вооружение нового ракетно-космического комплекса «Ангара», завершение работ по созданию стартового комплекса для пусков ракеты-носителя «Союз», а также замена комплектов устаревших и разнородных средств наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами новыми унифицированными средствами.

Что касается Тыла Вооруженных Сил, то мероприятия ГПВ-2020 направлены на комплектное оснащение подразделений техникой общевойскового назначения. При этом запланирована закупка более 7 тысяч единиц техники Тыла - топливозаправщиков, автономных полевых лагерей закрытого цикла жизнеобеспечения, мобильных медицинских операционно-реанимационных комплексов, перевязочных и других средств. В результате ожидается повышение оснащенности служб Тыла современными средствами до уровня 50-60%.

В части средств разведки и связи основные мероприятия ГПВ-2020 связаны с реализацией двух крупных проектов - оснащения бригад Сухопутных и Воздушно-десантных войск единой системой управления в тактическом звене, а также создания информационно- управляющих систем для обеспечения применения высокоточного оружия.

По средствам боевой экипировки военнослужащих сформирована соответствующая межведомственная комплексная целевая программа. Приоритетами здесь являются разработка многоцелевой индивидуальной модульной экипировки и средств ближнего боя.

В рамках ГПВ-2020 предусмотрены существенные расходы на модернизацию. Модернизации подлежат танки, вертолеты, самолеты военно-транспортной авиации, корабли и атомные подводные лодки. Основным содержанием этих работ является замена устаревшего радиоэлектронного оборудования и довооружение современными средствами поражения.

Реализация ГПВ-2020 и Федеральной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса России на период до 2020 года» обеспечит не только масштабное количественное и качественное перевооружение Вооруженных Сил, но и подъем значительного сегмента гражданского сектора промышленности и экономики страны в целом.

Учитывая вышесказанное, основными задачами личного состава Вооруженных Сил РФ на 2012 год должны стать:

- формирование правильной гражданской позиции по отношению к проводимым руководством страны масштабным экономическим и политическим реформам;

- активное участие в политической жизни страны путем участия в выборах Президента Российской Федерации, региональных и муниципальных выборах;

- подготовка к освоению современных образцов боевой техники, вооружения, средств связи, автоматизации и управления.

Методические рекомендации

Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия необходимо подчеркнуть необходимость масштабных реформ в политической, экономической и военно-технической сферах в условиях существования социальных проблем, которые мешают дальнейшему развитию России.

При изложении материала по первому учебному вопросу необходимо особое внимание уделить разъяснению сущности и основных направлений формирования в России инновационной экономики.

При изложении материала по второму учебному вопросу руководителю занятия необходимо раскрыть особенности и принципы формирования в России политической системы современного демократического государства.

При изложении материала по третьему учебному вопросу руководителю занятия необходимо раскрыть приоритетные направления государственной программы вооружения и довести основные задачи личного состава Вооруженных Сил на 2012 год.

В заключительной части занятия руководителю целесообразно подчеркнуть сложность решения масштабных задач реформирования государства и дать рекомендации по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.

Рекомендуемая литература:

1. Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации// «Российская газета» - федеральные выпуски 12.11.2009 г. и 01.12.2010 г., интернет-портал Президента Российской Федерации www.kremlin.ru.

2. Медведев Д. «Россия, вперед!». Статья Президента Российской Федерации 10 сентября 2009 года // интернет-портал Президента Российской Федерации www.kremlin.ru.

3. Выступление Президента Российской Федерации на заседании Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 года // интернет-портал Президента Российской Федерации www.kremlin.ru.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // интернет- портал Правительства Российской Федерации.
5. Государственная программа вооружения // Красная звезда, 30 декабря 2010 года.

6. Материалы совещания Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по вопросам выполнения государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы 21 марта 2011 года, Воткинск // интернет-портал Правительства Российской Федерации.

7. «В новой Государственной программе вооружения приоритет отдан высокотехнологичным образцам» // Интервью первого заместителя министра обороны Российской Федерации В.А. Поповкина журналу «Национальная оборона». - 2011, № 4, http://www.oborona.ru.

кандидат военных наук Александр Лебедев

«Ориентир» 10.2011

Теги: огп