Основные направления экономического, политического и военно-технического развития страны

Перспективы политического развития России

Политическое развитие современной России направлено на совершенствование политической системы общества и удовлетворения потребностей граждан. В результате наша страна должна стать демократическим, правовым государством, уважающим права и достоинство человека.

Будущее политическое развитие России тесно связано с предстоящими выборами в Государственную Думу и Президента Российской Федерации.

Предстоящие выборы в Государственную Думу в декабре 2007 года имеют свои особенности. Они впервые пройдут по так называемой пропорциональной системе. То есть в них будут участвовать только политические партии. При этом списки кандидатов распределяются по региональным группам, и граждане будут точно знать, кто именно борется за право представлять их интересы в парламенте.

В условиях пропорциональной системы у оппозиции появляется возможность расширить свое представительство в законодательных органах власти. За 3 года применения этой системы на региональном уровне количество партийных фракций в местных парламентах увеличилось почти в 4 раза. Сегодня они объединяют две трети регионального депутатского корпуса.

Новый порядок выборов не только усилит влияние партий на формирование демократической власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними, а следовательно, будет укреплять и улучшать качество российской политической системы. По итогам выборов партии получат право на государственное финансирование. Российские налогоплательщики вправе рассчитывать, что их деньги не будут потрачены на раздувание пустых популистских обещаний или раскачивание основ государственного строя.

Один из главных критериев политической культуры и развития общества - это увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня. Только за последний год субъектам Федерации были переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также в вопросах занятости населения. Со следующего года региональные органы власти должны приступить к реализации полномочий в области охраны и управления памятниками истории и культуры федерального значения.

2006 год стал первым годом действия нового закона о местном самоуправлении. В связи с этим значительно расширены компетенция и возможности местных органов власти. Планируется и впредь продолжать процесс укрепления экономических основ местного самоуправления, в первую очередь за счет формирования достаточной доходной базы. Однако это не означает, что федеральный центр снимает с себя ответственность за качество жизни в регионах. Важно то, что система управления становится более гибкой и более близкой к людям и что все больше решений принимается именно на местах. При этом ответственность перед обществом, безусловно, несут все без исключения уровни власти.

В обеспечение делегируемых полномочий федеральный бюджет передаст региональным администрациям 153 миллиарда рублей. В 2008 году на эти цели планируется выделить 200 миллиардов рублей. В целом, за последние 7 лет, объем бюджетов субъектов Российской Федерации вырос в 6 раз.

Известно, что средства массовой информации не редко называют «четвертой властью». В последние годы значительно расширилось национальное информационное пространство, что оказывает благотворное воздействие на развитие демократических институтов и процедур. Так, за последних 4 года количество зарегистрированных в России печатных средств массовой информации выросло на 40 процентов, электронных - почти в 2,5 раза. Бесспорным лидером роста является Интернет. Его постоянная российская аудитория увеличилась за это время более чем в 4 раза и превысила 25 миллионов человек.

В условиях демократии невозможно представить себе политические процессы без участия неправительственных объединений, учета их мнений и позиций. Такой диалог сегодня последовательно развивается, в том числе при конструктивном содействии Общественной палаты. Профессиональный авторитет членов палаты, их открытая позиция усилили влияние гражданских институтов на деятельность Правительства и Федерального собрания, а также на министерства и ведомства.

Общественная палата не осталась в стороне и от борьбы с ксенофобией, неуставными отношениями в армии. Она вносит существенный вклад в укрепление законности и защиту прав человека.

Увеличивается государственная поддержка общественных организаций. В прошлом году она составила 500 миллионов рублей. На 2007 год запланировано в 2,5 раза больше. В стране растет и число действующих неправительственных организаций, а также их членов-добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России уже около 8 миллионов человек. Все это реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества.

По мнению первого вице-премьера Сергея Иванова в 2020 году Россия будет демократическим, правовым государством, уважающим права и достоинство человека: «Россия - это неотъемлемая часть европейской цивилизации, ее культурные и духовные ценности - это и наши ценности. Народ России сделал свой исторический выбор, выбор в пользу демократии, открытости, свободы общественной и деловой инициативы. Это та основа, которая не может быть подвергнута ревизии. Это - главные ориентиры нашей стратегии».

Эволюционное поступательное политическое развитие не состоится без опоры на экономические возможности страны. В этой связи политическое развитие тесно связано с экономикой.

Ориентиры экономического роста страны

На очередном XI Петербургском международном экономическом форуме, проходившим в июне 2007 года, первый вице-премьер Российской Федерации Сергей Иванов обозначил экономические ориентиры, к которым должна приблизиться Россия к 2020 году.

Так, по размерам внутреннего валового продукта Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира, а внутренний валовой продукт на душу населения по паритету покупательной способности составить около 30 тыс. долл. в ценах 2005 года.

Не менее 50 процентов граждан России к 2020 году должны составить средний класс, а качество их жизни приблизится к показателям среднего класса развитых стран. Половина экономически активного населения будет иметь высшее профессиональное образование, по качеству близкое к средним показателям стран Европейского Союза.

Кроме того, Россия может занять лидирующие позиции на рынках высокотехнологичной продукции как минимум по 4 - 6 позициям. Среди них: ядерная энергетика (создание новых атомных реакторов и технологий); авиастроение (производство новых типов гражданских и военных самолетов); судостроение (постройка новых ледоколов, научных судов, газовозов, судов для освоения шельфа и судов класса «река-море»); производство ракетоносителей, космических аппаратов и услуги космических запусков; создание нового программного обеспечения; развитие нанотехнологий.

Кроме того, объемы услуг связи по сравнению с 2006 годом должны увеличится более чем в 14 раз, а рынок информационных технологий возрастет более чем в 2 раза.

Столь бурный рост экономики России обоснован ее естественным конкурентным преимуществом, каким является география страны. Россия находится в центре наиболее динамично развивающегося региона мира, открывает огромные возможности для экспорта и инвестиций. Тем более что по территории страны проходят кратчайшие пути из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу.

В России идет реализация приоритетных национальных проектов. Их главная цель - инвестиции в человека, в повышение качества жизни. Финансирование этих проектов будет осуществляться в размере не более 5 -10 процентов от бюджетных затрат на соответствующую отрасль.

Первый год реализации национальных проектов показал, что удалось ориентировать бюджетные расходы на конечный результат. Целый ряд программ, особенно в жилищном строительстве и образовании, стали, по сути, совместными программами федерального правительства, региональных и местных властей, а нередко и отечественного бизнеса. Другой принципиальной особенностью нацпроектов явилась их инновационная направленность. Государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологий. Это компьютеризация всех школ и обеспечение доступа к Интернету; снабжение медицинских учреждений самым передовым оборудованием; финансовая поддержка вузов, использующих современные методы и формы обучения.

В 2002 году было принято решение о создании Стабилизационного фонда. Он был необходим для гарантии исполнения бюджетных обязательств и снижения инфляционного давления, вызванного высокими ценами на энергоносители на мировых рынках. В результате этого удалось добиться последовательного снижения инфляции, и это позитивно сказалось на росте реальных денежных доходов граждан и способствовало устойчивому развитию экономики.

Кроме того, в будущем предполагается все нефтегазовые доходы разделить на 3 составляющие.

Первая часть - это резервный фонд для минимизации рисков экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках, а также для поддержания экономической стабильности и борьбы с инфляцией, что напрямую направлено на рост денежных доходов населения.

Вторая часть - это часть нефтегазовых доходов, которые должны идти в федеральный бюджет для выполнения масштабных социальных программ.

Третья часть - это фонд будущих поколений, куда направляются все остальные нефтегазовые доходы.

Один из безусловных приоритетов ближайших лет - это электроэнергетика. Россия уже столкнулась с нехваткой мощностей для дальнейшего роста. Поэтому предстоит крупнейшая за последние десятилетия структурная реформа отрасли. Речь идет о второй масштабной электрификации страны. К 2020 году планируется увеличить на две трети производство электроэнергии в России.

В связи с этим планируется построить новые станции и модернизировать действующие. Значительные изменения в структуре электрогенерации произойдут за счет увеличения доли атомной, угольной и гидрогенерации. В нашей стране за весь советский период было построено 30 атомных энергоблоков. За ближайшие 12 лет планируется построить 26 блоков на основе самых современных технологий.

Еще один элемент инфраструктуры будущего экономического роста - это эффективная транспортная система. Плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие является серьезным тормозом для развития. Ежегодная сумма экономических потерь оценивается более чем в 3 процента внутреннего валового продукта.

Расходы федерального бюджета на автомобильные дороги с 2005 года практически удвоились. Безусловный приоритет -это строительство высококачественных федеральных трасс и реконструкция дорог, формирующих международные транспортные коридоры в европейской части России по направлениям Север-Юг и Центр-Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири. Не менее значимым является и развитие железнодорожных, воздушных, водных путей сообщения.

Существенным фактором сокращения издержек в экономике является развитие речных перевозок. Планируется реализация проектов по увеличению пропускной способности внутренних водных путей. Уже началась модернизация Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов. Прорабатывается вопрос о создании международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского канала. Эта новая транспортная артерия позволит кардинальным образом улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями. По сути, это не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное море, то есть в Мировой океан, а качественно изменит их геополитическое положение, позволит им стать морскими державами. Для России это может стать еще одним крупнейшим экономически выгодным инфраструктурным проектом.

Перед страной стоит и другая задача. Это формирование научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.

В этой связи необходимо создавать эффективную систему исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании. Нанотехнологий уже становятся ключевым направлением развития современной промышленности и науки. На их основе в долгосрочной перспективе можно обеспечить повышение качества жизни россиян, национальную безопасность и поддержание высоких темпов экономического роста. Ученые утверждают, что изделия с применением нанотехнологий войдут в жизнь каждого, без преувеличения, человека, позволят сэкономить невозобновляемые природные ресурсы.

В конечном итоге, чем более развито общество экономически, тем более средств оно может уделять для удовлетворения различных потребностей.

Одной из таких потребностей являются военные нужды. Для удовлетворения потребностей армии в вооружении и военной технике существует военно-техническая политика государства.

Военно-техническая политика государства

Как отметил Президент Российской Федерации Владимир Путин: «Мы обязаны последовательно укреплять наши Вооруженные Силы, при этом соизмеряя наши задачи с возможностями национальной экономики, а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки».

В настоящее время плановым порядком происходит переоснащение частей и соединений новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники - техники, которая призвана стать основой систем вооружения вплоть до 2020 года.

Реализуется Государственная программа вооружений на 2007-2015 годы (ГПВ-2015), которая была утверждена в октябре 2006 года Указом Президента России.

Ее замысел предусматривает сосредоточение основных усилий на наиболее проблемной и ресурсоемкой задаче обеспечения перевооружения Вооруженных Сил РФ и других силовых ведомств на новые образцы вооружений и военной техники.

Большая часть расходов ГПВ-2015 идет на серийные закупки нового вооружения и военной техники. Чтобы эффективно использовать эти средства, контракты будет заключать новое специализированное федеральное агентство. Именно ему все силовые структуры государства делегируют часть своих функций, связанных с размещением заказов и оплатой контрактов.

Доля расходов Вооруженных Сил составляет около 83 процентов от общих объемов ГПВ-2015, при этом пятая часть идет на развитие стратегических вооружений.

В отношении стратегических вооружений программой предусматривается повышение уровня оснащенности всех компонентов ядерных сил до уровня 60 - 80 процентов. При этом основу ядерной триады будут составлять новые ракетные комплексы наземного («Тополь-М») и морского базирования («Булава»).

Запланирована разработка перспективных комплексов стратегического высокоточного оружия и боевого оснащения ракетных комплексов, которое обеспечит преодоление любых систем противоракетной обороны.

В части вооружений общего назначения в качестве очередной задачи определено значительное повышение боевого потенциала сил общего назначения и прежде всего частей постоянной готовности.

Созданный научно-технический задел позволит перераспределить бюджетные средства в пользу серийных закупок вооружения и военной техники общего назначения и обеспечить за счет этого поставки в войска уже не отдельных образцов, а сразу целых комплектов.

Как известно из открытых источников, в рамках ГПВ-2015 предусматривается комплектное оснащение около 200 соединений и воинских частей.

В Сухопутных войсках и ВДВ планируется переоснастить до 5 соединений на ракетные комплексы «Искандер-М», 2 соединения на новые боевые машины реактивной системы залпового огня «Ураган-1М», 45 танковых батальонов (из них 22 - новыми танками), более 170 мотострелковых батальонов на новые и модернизированные боевые машины пехоты (десанта) и бронетранспортеры.

В Военно-воздушных силах для переоснащения планируются поставки около 120 новых и более 400 модернизированных авиационных комплексов фронтовой авиации, более 30 новых и 150 модернизированных самолетов военно-транспортной авиации.

В войсках противовоздушной обороны планируется переоснастить 9 зенитных ракетных полков новыми зенитными ракетными системами типа С-400 и одного зенитного ракетного полка - новым зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-С».

В военно-морских силах общего назначения намечается ввести в боевой состав флота 2 перспективные многоцелевые атомные подводные лодки типа «Северодвинск», 4 дизельные подводные лодки типа «Лада», 15 боевых надводных кораблей новых проектов и 3 боевых катера различных проектов. Всего в боевом составе флота к 2016 году будет находиться более 170 кораблей.

Согласно ГПВ-2015 орбитальная группировка военного назначения будет функционировать в составе 80 космических аппаратов разведки, связи, топогеодезического, метеорологического обеспечения и навигации новых типов.

Кроме того, планируется завершение работ по созданию ракеты-носителя среднего класса «Союз-2» и семейства тяжелых ракет-носителей, запуски которых будут осуществляться с территории Российской Федерации.

С учетом имеющегося в наличии вооружения и военной техники и запланированных мероприятий по войсковому ремонту ГПВ-2015 в целом позволит обеспечить выполнение задачи доведения числа соединений и частей постоянной готовности до 600.

Экономические трудности в оборонной промышленности 90-х годов прошлого столетия привели к общему спаду производства. На сегодняшний день около 80 процентов технологического оборудования имеет возраст 15 лет и больше. Поэтому ГПВ-2015 должна быть согласована с программой развития промышленности.

По оценке Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти новая Программа будет реализована оборонно-промышленным комплексом в полном объеме.

Для этого Правительством утверждена Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 -2010 годы и на период до 2015 года».

Эта программа предусматривает:

- техническое переоснащение предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также развитие ресурсно-сырьевой базы для производства стратегических и дефицитных авиационно-космических материалов;

- сохранение и развитие промышленных технологий для обеспечения возможности разработки и производства существующих, модернизируемых и перспективных образцов вооружения;

- развитие и техническое переоснащение испытательной базы;

- совершенствование экономических и бюджетных механизмов стимулирования исполнителей оборонного заказа в качественном и своевременном выполнении государственных контрактов.

Реализация Программы вооружения и федеральной целевой программы развития ОПК позволит обеспечить сохранение наукоемких, высокотехнологичных и конкурентоспособных отраслей и предприятий различных секторов экономики, их загрузку и новые ориентиры для проведения структурной перестройки оборонно-промышленного комплекса и его производственно-технологической базы.

Рекомендуемая литература:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. -М., 2007.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации 2006. - М.: Агентство «Военинформ» МО РФ, 2007.

доктор философских наук, доцент, Полковник
Евгений Макаренков

кандидат политических наук,Подполковник
Сергей Павлов

«Ориентир» 2007.10

Теги: огп