Основные направления и способы обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации

Укрепление законности и правопорядка в частях и на кораблях является важной обязанностью командиров и начальников всех степеней, на которых возложена ответственность за строгое соблюдение законов и воинских уставов. Поэтому прапорщикам и мичманам, занимающимся обучением и воспитанием личного состава, необходимо знать основные направления этой работы.

Законность и правопорядок в Вооруженных Силах РФ

Законность - это строгое и точное исполнение Конституции РФ, законов и иных правовых актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Это основа нормальной жизнедеятельности правового государства, всех звеньев его политической системы, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство всех граждан перед законом.

Понятие законности можно трактовать и в широком смысле - как режим общественно-политической жизни, требования, предъявляемые к обществу, к политической системе государства.

Важное значение для практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении ее принципов и требований. Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие ее содержание, а требования - положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна.

Если законность - это требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок есть реализация этого требования. Таким образом, режим данного понятия означает состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности.

Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате ее действия в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Его особенность как специфической системы общественных отношений выражается в том, что основывается он на правовых нормах и в силу этого охраняется государством.

Однако правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Например, определенная часть общественной жизни находится в сфере действия норм морали, различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов.

В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика государства, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

Составной частью общего правопорядка является воинский правопорядок, который формируется на основе общих принципов права и отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.

Поскольку Вооруженные Силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то обеспечение ее деятельности значительно отличается от других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.

Воинский правопорядок -это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм.

Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения.

На этой основе отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на принципах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия.

Необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ являются своевременное выявление имеющих место правонарушений и принятие решительных мер по их устранению, восстановлению правопорядка, нарушенных прав и законных интересов военнослужащих. Работа командиров и начальников по обеспечению законности и правопорядка в частях и на кораблях должна проводиться в тесном взаимодействии с военными прокураторами и судами.

В обеспечении законности и правопорядка участвуют:

- высшие органы управления государственной власти;

- специально уполномоченные органы и инспекции;

- органы военного управления, командиры и начальники;

- государственный арбитраж;

- органы прокуратуры и военной прокуратуры;

- военные суды;

- армейская общественность.

Важными направлениями работы вышеперечисленных органов является своевременное и законное реагирование на правонарушения, которое заключается в:

- выявлении всех проступков, происшествий, преступлений и других правонарушений;

- принятии законных мер воздействия на каждый случай правонарушения;

- выявлении и немедленном устранении причин и условий, способствующих их совершению.

Без опоры на армейскую и флотскую общественность нельзя рассчитывать на достижение каких-либо существенных результатов в работе по обеспечению правопорядка.

Командиры и начальники обязаны действовать строго в рамках прав, предоставленных им, и соблюдать все законные права и интересы военнослужащих и служащих РА, как общегражданские, так и по прохождению военной службы. Без этого невозможно укрепление законности и правопорядка в войсках.

Особенности военного правопорядка выражаются в следующем:

1. Воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил и содержатся в различных актах военного законодательства.

2. Воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач как в мирное, так и в военное время. Они характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни.

Составной частью воинского правопорядка является уставной порядок, который представляет собой систему взаимоотношений между военнослужащими и строится на строгом соответствии с воинскими уставами и наставлениями.

Законность и правопорядок в Вооруженных Силах РФ обеспечиваются деятельностью военных судов, которые, являясь органами судебной власти, пресекают посягательство на безопасность государства, боеспособность его армии и установленный в ней воинский правопорядок.

Контрольную функцию за соблюдением принципов законности в Вооруженных Силах РФ осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему военные прокуроры в пределах своей компетенции.

Формы и методы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении

Формы и методы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении требуют творческого подхода.

Эффективность достигается соблюдением определенных требований: законность предупредительных мероприятий; систематичность и непрерывность предупредительной работы; последовательность профилактической деятельности; сочетание принимаемых мер с решением текущих задач повседневной учебно-боевой деятельности; соответствие предупредительных мер причинам правонарушений; использование прогноза в работе по профилактике правонарушений; дифференцированный подход к военнослужащим; постоянный анализ результатов работы и ее корректировка.

Военно-правовые акты, формирующие требования воинской дисциплины и правопорядка, придают силу закона целому ряду нравственных принципов, входящих в содержание воинской дисциплины.

Важнейшими и определяющими компонентами в структуре морально-нравственных качеств личности военнослужащего являются его патриотическое сознание и ответственность за судьбу Отечества. Именно они составляет основу, стержень дисциплинированности и исполнительности воина, как и иных его качеств и свойств. В структуре качеств личности военнослужащего большое значение имеют его нравственные убеждения, внутренняя порядочность, добросовестность, честность и другие качества, которые также тесно связаны с дисциплинированностью.

Наиболее заметных результатов добиваются те командиры и начальники, которые овладели комплексным системным подходом к этому сложному делу.

Четкое определение индивидуальных должностных обязанностей, сфер ответственности должностных лиц и контроль за их выполнением побуждают каждого командира и начальника ответственно заниматься вопросами улучшения дисциплины и укрепления правопорядка.

Законность в подразделении обеспечивается путем:

- убеждения;

- надзора и контроля;

- обжалования незаконных действий;

- принуждения.

Деятельность по обеспечению законности, правопорядка и укреплению воинской дисциплины включает в себя меры воспитательного и организационного, а также организационно-правового характера. Она реализуется в пределах тех полномочий, которые предоставлены командирам в определенных формах, установленных законами и воинскими уставами.

Эта работа осуществляется по следующим основным направлениям:

- воспитание высоких моральных, боевых качеств и сознательного повиновения командирам и начальникам;

- осуществление организационно-правовых мероприятий по поддержанию уставного порядка;

- повседневная требовательность к подчиненным в сочетании с уважением и заботой о них;

- умелое сочетание и правильное применение мер убеждения и принуждения:

- личный пример командиров и начальников в соблюдении законности и других норм;

- широкое использование армейской общественности в укреплении законности и правопорядка;

- работа по рассмотрению и разрешению предложений, писем и жалоб военнослужащих;

- контроль за использованием подчиненными законов.

В ходе работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении важно убедить подчиненных в необходимости добросовестного выполнения своих функциональных обязанностей для их же служебного и личного благополучия, шире применять меры морального и материального поощрения, определенные уставами и приказами министра обороны РФ.

Таковы общие требования к разработке и внедрению единой системы профилактики правонарушений. Но каждый вид, род войск и даже каждое соединение и воинская часть (корабль) имеют свою специфику. Поэтому к созданию системы профилактики правонарушений необходимо подходить творчески и учитывать:

- реальное состояние правопорядка и воинской дисциплины в подразделении;

- характер и специфику решаемых в ходе реформирования задач;

- организационно-штатную структуру, укомплектованность и район дислокации (базирования) подразделения;
- национальный состав и взаимоотношения с местным населением;

- наиболее вероятные предпосылки происшествий и преступлений, краткосрочный и долговременный прогноз состояния правопорядка и дисциплины.

Систематизация работы должностных лиц подразделения по профилактике правонарушений - насущная потребность практики укрепления правопорядка и дисциплины. Настойчивое ее проведение - задача первостепенной важности органов военного управления, должностных лиц воспитательных структур, всего офицерского состава.

Факторами, которыми обеспечивается укрепление дисциплины и правопорядка, являются:

во-первых, понимание первостепенной важности дисциплины в целом и личной дисциплинированности в частности, убежденность в жизненной необходимости строгого и точного соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил. Если отсутствуют понимание важности воинской дисциплины, убежденность в ее необходимости, то дисциплина не может быть прочной;

во-вторых, знание тех правил, которые надлежит строго и точно соблюдать;

в-третьих, важно сосредоточить внимание на межличностных отношениях военнослужащих, отношении коллектива к воинской дисциплине, а также отношениях начальников и подчиненных;

в-четвертых, важнейшим фактором, обеспечивающим воинскую дисциплину и правопорядок, является уставной порядок;

в-пятых, к важным объективным факторам обеспечения воинской дисциплины и правопорядка относятся благоприятные условия в семье военнослужащего, подразделении, гарнизоне, обществе.

Требовательность эффективно формирует исполнительность и ответственность у подчиненных, при условии, если она постоянная, не носит грубого и оскорбительного характера, сочетается с уважением чести и достоинства. Ее проявление вырабатывает у подчиненных уважение к приказам и распоряжениям командиров, убеждает в необходимости их выполнения точно в установленные сроки. Требовательность офицера побуждает подчиненных к активным и сознательным практическим действиям.

Важно умело использовать дисциплинарную практику. При этом главное - не скупиться на доброе слово, на поощрение. Дисциплинарный устав требует не оставлять без воздействия ни одного случая нарушения воинской дисциплины и при необходимости строго взыскивать с нарушителей. Однако при объявлении взыскания необходимо не допускать поспешности, необъективности. Наказание должно прежде всего воспитывать.

Социально-психологическое значение взысканий состоит в том, чтобы, не унижая достоинства личности, побудить военнослужащего к точному выполнению требований российских законов и воинских уставов, помочь ему осознать проступок.

Особую роль играет умелая индивидуально-воспитательная работа. Это один из наиболее действенных методов воспитания личного состава. Она требует настойчивости, терпения, педагогических навыков, знания психологии. Именно на ней необходимо сделать акцент.

Важно широко и правильно использовать разнообразные формы и методы индивидуальной работы: поощрения, персональные поручения, помощь, личный пример, совет, критику, консультацию, выслушивание, задание и т.д.

Большое значение имеют, например, взаимный обмен информацией с соответствующими органами прокуратуры и милиции по вопросам борьбы с преступностью, согласование мер для раскрытия преступлений и розыска преступников.

Наиболее распространенные формы этого взаимодействия:

- совместное участие в профилактической работе в связи с конкретным делом (организация открытого судебного процесса в расположении войсковой части в присутствии личного состава, устранение причин и условий, способствовавших преступлению, разъяснение приговора, правовая пропаганда и др.);

- совместное изучение прокурорской и судебной практики, разрешение дел и назначение наказаний;

- совместная или согласованная подготовка материалов по правовой пропаганде, участие в ее проведении.

Совершенствование взаимодействия командования подразделения с органами военной прокуратуры в первую очередь должно идти по следующим направлениям:

- более тесного согласования действий (мероприятий) в подразделении, направленных на борьбу с преступлениями и иными правонарушениями;

- совершенствования взаимного обмена информацией о преступлениях и других нарушениях закона, проводимых мерах по укреплению законности, и задачах, стоящих в этой области;

- проведения совместных проверок исполнения законов, других совместных мероприятий (совещаний, конференций, инструктажей, совместных разборов правонарушений и т.д.);

- совместного обсуждения протестов, представлений, других актов прокурорского реагирования с лицами, которым они адресованы;

- усиления правовой помощи контролирующим органам и органам общественности, инструктирования их;

- проведения совместных занятий по изучению законодательства, методов выявления нарушений законов и обстоятельств, способствующих им.

Успех приносят не случайные мероприятия, не авральный метод, когда за наведение порядка иные командиры активно берутся лишь после серии нарушений, а постоянная, целенаправленная, тщательно спланированная работа, скоординированные усилия всего командного, инженерного и технического состава, воспитательных структур. Именно такая системная работа, согласованная по целям, времени, имеющая конкретных исполнителей, позволяет в комплексе решать задачи воспитания военнослужащих, активно влиять на все слагаемые, обеспечивающие достижение крепкой воинской дисциплины.

Методические рекомендации

Во вступительном слове необходимо указать актуальность изучаемой темы, отметить важность повышения юридической грамотности военнослужащих. Приступая к изложению материала, руководителю занятия целесообразно задать слушателям ряд вопросов. Что такое воинская дисциплина? Чем она достигается? Что такое правонарушение?

При рассмотрении первого вопроса необходимо сделать акцент на понятиях законности и правопорядка как важных принципах построения правового государства, при этом особо необходимо подчеркнуть значение правопорядка. Следует рассказать, что серьезным недостатком в ряде мест является отсутствие четкой системы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

В ходе изложения второго вопроса важно раскрыть сущность форм и методов по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в конкретном подразделении, которая является составной частью общего воинского правопорядка, раскрыть особенности, наиболее характерные для данного региона, рода войск и категории военнослужащих. Как показывает войсковая практика, деятельность по укреплению воинской дисциплины и правопорядка наиболее результативна там, где она носит комплексный, системный характер гармонично сочетаются современные теоретические данные и практический опыт, нравственный и правовой аспекты.

В заключительном слове необходимо подвести итоги занятия и сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей и дать рекомендации на проведение семинарского занятия.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция РФ - М. 1993.

2. Федеральный закон № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

4. Мугинов Р. Законность п правопорядок: основные направления и способы их обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации // Ориентир. - 2002. - № 1.

научный редактор журнала «Ориентир»,Арам Хачатрян

«Ориентир» 2007.11

Теги: огп