Основные пути и методы воспитания у подчиненных высокой ответственности за несение боевого дежурства, караульной и внутренней служб

Выполнение задач боевого дежурства, караульной и внутренней служб требует от военнослужащих проявления высокой ответственности, организованности и дисциплины. Воспитание этих качеств - одно из важнейших направлений деятельности командиров и начальников всех степеней, в том числе и прапорщиков (мичманов).

Воспитание ответственности у военнослужащих за несение боевого дежурства, караульной и внутренней служб

Ответственность военнослужащих за несение боевого дежурства, караульной и внутренней служб должна воспитываться с первых дней их службы в воинском коллективе. Так как ответственность - это сложное морально-психологическое качество, выражающее глубокое осознание военнослужащим необходимости выполнения своего воинского долга, обязанностей, стремление осуществить свои обязанности в соответствии с требованиями законов, уставов, приказов командиров и начальников, воспитание ее надо вести постоянно.

В армейской и флотской воспитательной практике существует несколько основных направлений формирования ответственности у военнослужащих, выполняющих задачи боевого дежурства, караульной и внутренней служб:

- индивидуальное воздействие на личность подчиненного;

- формирование и поддержание здорового морально-психологического климата в коллективе;

- развитие у подчиненных способностей к самоконтролю и самоуправлению;

- технология воспитания ответственности у подчиненных.Каждое из этих направлений реализуется посредством определенного сочетания форм и методов воспитания подчиненных.

При этом боевое дежурство, внутренняя и караульная службы имеют свои, присущие только им специфические особенности, которые необходимо учитывать в процессе работы с подчиненными.

Для успешного решения поставленных задач каждый командир должен хорошо изучить методы воспитания, их сущность, структуру и особенности применения в различных условиях армейской службы.

К основным методам воспитания военнослужащих относятся: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример, метод соревнования, критика и самокритика.

Ни один из этих методов не является универсальным и не решает всех воспитательных задач. Они используются во взаимодействии друг с другом как единая система средств, приемов, способов педагогического воздействия на подчиненных.

Так, метод убеждения обеспечивает в первую очередь формирование у военнослужащих сознательности, убежденности. Метод примера влияет на поведение воинов, на формирование их морального облика. Метод упражнения способствует выработке разнообразных полезных поведенческих норм, развитию и совершенствованию волевых качеств воина и т.д. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования, развивает у военнослужащих усердие в службе. Метод принуждения направлен на преодоление недисциплинированности, вредных привычек в поведении подчиненных.

Командир должен творчески подходить к применению того или иного метода, так как воспитание - это сложный и разносторонний процесс.

Поведение военнослужащего формируется его отношением к окружающей действительности: службе, оружию, боевой технике, начальникам, товарищам, самому себе. Глубокое понимание и добросовестное отношение к выполнению воинского долга, требовательность к себе и другим, чувство уважения и взаимопомощи способствуют качественному выполнению военнослужащими своих обязанностей в карауле, на боевом дежурстве.

Как воспитать чувство ответственности? Необходимо начать с воздействия на сознание подчиненного, то есть передать значимые для формирования ответственности знания нравственного, правового, воинского порядка. Сами по себе знания не гарантируют адекватного поведения военнослужащих. Командир должен пройти вместе с подчиненным путь от знаний к реальным действиям. На этом этапе ведущим воспитательным методом является убеждение.

Убеждения - это знания, слившиеся с эмоциями и насыщенные волевыми усилиями.

Именно они начинают определять все поведение человека.

Следующим шагом в формировании и поддержании здорового морально-психологического климата в коллективе является включение подчиненного в подготовленную ситуацию, которая будет способствовать формированию у него ответственного поведения, действия, оценки и т.д. Данный этап самый важный прежде всего потому, что первый опыт требует от человека большего напряжения сил, психологической мобилизации. Если такой опыт даст положительный результат, то станет значимым условием для закрепления знаний. При этом ведущими методами воспитания являются пример и упражнение. Целеустремленное и систематическое воздействие командира на личность и воинский коллектив силой личного поведения является образцом для подражания, стимулом к самосовершенствованию и основой для формирования высокого уровня овладения боевой техникой, вооружением, качественного выполнения обязанностей в карауле, во внутреннем наряде и на боевом дежурстве.

Упражнение в воспитании ответственности осуществляется через постановку и решение определенных задач, что позволяет подчиненным накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение - с ответственным поведением.

Следующий этап воспитания ответственности заключается в том, чтобы создать условия для овладения системой действий на основе ответственного отношения к задаче, заданию, ситуации, организовать накопление личного опыта ответственного отношения к служебным поручениям, вопросам проявления данного качества в конкретной служебно-боевой ситуации, формирование и закрепление привычки, индивидуального стиля поведения, действий в наилучших его формах. Здесь основными методами воспитания являются: поощрение, принуждение, критика, соревнование.

Поощрение необходимо для того, чтобы вызвать у военнослужащих состояние удовлетворенности своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувство гордости. Поощрить воина - значит вызвать у него желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. С помощью различных мер поощрения командир, как правило, добивается закрепления у подчиненных ответственного отношения к выполнению своих служебных обязанностей.

Принуждение как система дисциплинарно-педагогических воздействий на военнослужащих, халатно относящихся к выполнению своих служебных обязанностей, может выражаться в форме приказа, категорического требования, предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на собрании личного состава. Назначение взыскания необходимо для того, чтобы побудить военнослужащего, нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину и вызвать у него стремление исправиться. Наложение взыскания на одного воина предупреждает проступки со стороны других военнослужащих.

Неодобрительное, критическое отношение (в виде высказываний, замечаний и т.п.) к безответственному поведению военнослужащего оказывает сильное эмоциональное воздействие на его сослуживцев, заставляет их корректировать свое поведение в соответствии с мнением окружающих.

Важным методом воспитания является соревнование. Если оно правильно организовано, то способствует формированию у военнослужащих сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей в наряде, карауле или на боевом дежурстве. Кроме того, соревнование выступает в качестве мощного стимулятора сплочения воинского коллектива, развивает социальную активность военнослужащих и чувство коллективной ответственности за поддержание боевой готовности.

Морально-психологическое обеспечение несения караульной службы военнослужащими

Войсковая и флотская практика показывает, что успешное выполнение подразделением задач внутренней и караульной служб, а также несения боевого дежурства в решающей степени зависит от морально-психологического состояния личного состава, в формировании которого важная роль принадлежит морально-психологическому обеспечению. Связано это с тем, что в ходе несения службы военнослужащие испытывают большие физические и психологические нагрузки. В таких условиях важное значение имеет формирование у военнослужащих высоких морально-психологических качеств. Оно осуществляется через воздействие на основные сферы индивидуальности: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, саморегуляции, предметно-практическую, экзистенциальную.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (представления о долге, чести, справедливости) и др.

В мотивационной сфере формируется характер морально-психологических переживаний, связанных с общественными нормами или отклонениями от них: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, стыд и др.

В волевой сфере требуется формировать волевые устремления в реализации поступков: мужество, принципиальность в отстаивании идеалов и интересов и др.

В предметно-практической сфере целесообразно развивать способность совершать героические поступки, проявление честного и добросовестного отношения к действительности; умение оценить правильность своих поступков, поведение товарищей с точки зрения моральных и психологических норм и др.

В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к самосовершенствованию, понимание морали и др.

Таким образом, индивидуальность является фундаментом формирования требуемого уровня морально-психологического состояния личного состава, необходимого для несения боевого дежурства, внутренней и караульной служб.

Рассмотрим более подробно морально-психологическое обеспечение подготовки к несению караульной службы.

Под морально-психологическим обеспечением несения караульной службы понимают комплекс мероприятий, согласованных по цели, месту и времени, осуществляемых всеми должностными лицами подразделения для достижения такого уровня морально-психологического состояния военнослужащих, который необходим для выполнения задач караульной службы в любых условиях. Морально-психологическое обеспечение задач караульной службы призвано решать широкий круг вопросов, охватывающих все стороны жизнедеятельности личного состава. Основные направления морально-психологического обеспечения:

- доведение до сознания каждого военнослужащего значимости несения караульной службы, четкого и точного соблюдения уставных требований, высокой бдительности;

- формирование на положительных примерах несения личным составом караульной службы моральной и психологической готовности к решительным и инициативным действиям в нестандартной обстановке, уверенности в обращении с оружием;

- обеспечение сохранности жизни и здоровья военнослужащих, предотвращение травматизма;

- проведение индивидуальных собеседований с военнослужащими, изучение их морально-психологических качеств, настроений, нужд, запросов;

- воспитание ответственности и добросовестности за выполнение поставленной задачи;

- искоренение настроений беспечности, элементов боязни;

- забота об улучшении материально-бытового обеспечения личного состава караула, полном доведении до него положенных норм довольствия.

Основная цель морально-психологического обеспечения - формирование и развитие морально-боевых и психологических качеств у военнослужащих, обеспечивающих их готовность к решительным действиям по пресечению любых попыток нападения на охраняемые объекты и часовых.

Главные задачи морально-психологического обеспечения в период подготовки и несения караульной службы - довести до глубокого сознания личного состава подразделения государственную важность боевых задач, разъяснить сущность обязанностей, возлагаемых на караул, воспитать у военнослужащих чувство высокой ответственности за порученное дело, вести решительную борьбу с настроениями беспечности. Эта работа проводится не только в дни непосредственной подготовки личного состава к заступлению в караул, а постоянно, систематически.

Большие возможности для планомерного и целеустремленного воспитания личного состава в духе безупречного выполнения задач караульной службы, изучения уставов предоставляют занятия по боевой и общественно-государственной подготовке. Они проводятся в специальных классах и караульных городках, где имеются соответствующие планшеты с образцами документации, плакаты о подвигах часовых, фотографии и описание действий воинов, отличившихся на своих постах, фрагменты из кинофильмов, посвященных этой тематике.

В ходе организации морально-психологического обеспечения командиры и начальники должны учитывать целый ряд особенностей, присущих процессу выполнения задач караульной службы:

- высокая ответственность личного состава за несение караульной службы (за нарушения требований УГ и КС ВС РФ предусмотрена уголовная ответственность ст. 342 УК РФ);

- необходимость высокого уровня обученности личного состава, заступающего в караул;

- предоставление права часовому применять оружие в случаях, указанных в УГ и КС ВС РФ;

- высокая интенсивность караульной службы;

- выполнение задач в условиях, сопряженных с тяготами и лишениями воинской службы, требующих крепкого состояния здоровья, высоких морально-психологических качеств личного состава, осознанного понимания им важности караульной службы;

- сопряженность караульной службы с риском для жизни и здоровья военнослужащих;

- необходимость психологической устойчивости, бескомпромиссности и твердости в выполнении требований УГ и КС ВС РФ.

При организации морально-психологического обеспечения несения караульной службы необходимо помнить, что этот комплекс мер не ограничивается
теми мероприятиями, которые проводятся с личным составом перед заступлением в караул и
в самом карауле. Эту работу следует проводить повседневно, увязывая ее с жизнью своего подразделения и части, привлекая для этого командиров и актив подразделения. Следует помнить, что данная работа, как и всякая работа с людьми, не должна быть формальной и носить абстрактный, т.е. оторванный от жизни характер.

Рекомендуемая литература:

1. Бабенко С, Тыртышный А. Ответственность военнослужащих за преступления против порядка прохождения военной службы // Ориентир. - 2003. -№5.

2. Богуславский В. Основные пути и методы воспитания у подчиненных высокой ответственности за несение боевого дежурства, караульной и внутренней служб //Ориентир. -1996. - № 8.

3. Петрошенко А. Основные пути и методы воспитания у подчиненных высокой ответственности за несение караульной и внутренней служб, боевого дежурства // Ориентир. - 2005. - № 2.

4. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации //Учебное пособие под редакцией генерал-полковника Н.И. Резника. - 2005.

Подполковник
Виталий Бурковский

«Ориентир» 2007.06

Теги: огп