Основные пути и методы воспитания у подчиненных высокой ответственности за несение караульной и внутренней служб

Выполнение задач боевого дежурства, караульной и внутренней служб требует от военнослужащих проявления высокой ответственности. Ее воспитание является одним из важнейших направлений деятельности младших командиров.

Направления, формы и методы воспитания ответственности

Ответственность - это сложное морально-психологическое качество, выражающее глубокое осознание воином необходимости выполнения своего воинского долга, обязанностей, стремление осуществить все это в соответствии с требованиями законов, уставов, приказов командиров и начальников.

В воспитательной практике существуют следующие основные направления формирования ответственности у военнослужащих, выполняющих задачи боевого дежурства, караульной и внутренней служб:

1. Индивидуальное воздействие на личность подчиненного.

2. Формирование и поддержание здорового морально-психологического климата в коллективе.

3. Развитие у подчиненных способностей к самоконтролю и самоуправлению.

4. Технология воспитания ответственности у подчиненных.

Каждое из этих направлений реализуется посредством определенного сочетания методов и форм воспитания подчиненных. При этом боевое дежурство, внутренняя и караульная службы имеют свои, присущие только им специфические особенности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания подчиненных.

Чтобы уметь по-настоящему формировать у подчиненных высокую ответственность за выполнение задач караульной и внутренней служб, боевого дежурства, каждый командир должен хорошо изучить методы воспитания, их сущность, структуру и особенности применения в различных условиях армейской службы.

К основным методам воспитания воинов относятся: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример, метод соревнования, критика и самокритика.

Ни один из этих методов воспитания не является универсальным и не решает всех воспитательных задач. Они используются в тесном взаимодействии друг с другом как единая система средств, приемов, способов педагогического воздействия на подчиненных.

Так, метод убеждения обеспечивает в первую очередь формирование у военнослужащих сознательности, убежденности. Метод примера оказывает огромное воздействие на поведение воинов, на формирование их морального облика. Метод упражнения способствует выработке разнообразных полезных поведенческих норм, развитию и совершенствованию волевых качеств воина и т. д. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования, способствует развитию у воинов усердия в службе. Метод принуждения направлен на преодоление недисциплинированности, вредных привычек в поведении.

Командир должен творчески подходить к применению того или иного метода, ведь воспитание -это сложный и разносторонний процесс.

Поведение воина формируется его отношением к окружающей действительности, службе, оружию, боевой технике, начальникам, товарищам, самому себе. Глубокое понимание и добросовестное отношение к выполнению воинского долга, требовательность к себе и другим, чувство уважения и взаимопомощи способствуют бдительному и качественному выполнению военнослужащими своих обязанностей в карауле, наряде на боевом дежурстве.

Как воспитать чувство ответственности? Необходимо начать с воздействия на сознание подчиненного, то есть передать значимые для формирования ответственности знания нравственного, правового, воинского порядка. Сами по себе знания не гарантируют адекватного им поведения. Командир должен пройти вместе с подчиненным путь от знаний к реальным действиям. На этом этапе ведущим воспитательным методом является убеждение.

Убеждения - это знания, слившиеся с эмоциями и насыщенные волевыми усилиями. Именно они начинают определять все поведение человека.

Следующим шагом в формировании и поддержании здорового морально-психологического климата в коллективе является включение подчиненного в подготовленную ситуацию, которая будет способствовать формированию у него ответственного поведения, действия, оценки и т. д. Данный этап самый важный, прежде всего потому, что первый опыт требует от человека большего напряжения сил, психологической мобилизации. Если первый опыт даст положительный результат, то станет значимым условием для закрепления знаний. На этом этапе ведущими методами воспитания являются пример и упражнение.

Целеустремленное и систематическое воздействие командира на личность и воинский коллектив силой личного поведения является образцом для подражания, стимулом к самосовершенствованию и основой для формирования высокого уровня овладения боевой техникой, вооружением, качественного выполнения обязанностей в карауле, наряде, на боевом дежурстве.

Упражнение в воспитании ответственности осуществляется через постановку и решение определенных задач, которые позволяют подчиненным накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с ответственным поведением.

Следующий этап воспитания ответственности заключается в том, чтобы создать условия для овладения системой действий на основе ответственного отношения к задаче, заданию, ситуации, организовать накопление личного опыта ответственного отношения к служебным поручениям, вопросам проявления данного качества в конкретной служебно-боевой ситуации, формирование и закрепление привычки, индивидуального стиля поведения, действий в наилучших его формах. Здесь основными методами воспитания являются: поощрение, принуждение, критика, соревнование.

Поощрение необходимо для того, чтобы вызвать у воинов состояние удовлетворенности своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувство гордости. Поощрить воина - значит вызвать у него желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. С помощью различных мер поощрения командир, как правило, добивается закрепления у подчиненных ответственного отношения к выполнению своих обязанностей.

Принуждение как система дисциплинарно-педагогических воздействий на воинов, халатно относящихся к выполнению служебных обязанностей, может выражаться в форме приказа, категорического требования, предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на собрании личного состава. Назначение взыскания необходимо для того, чтобы побудить воина, нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину, и вызвать у него стремление исправиться. Наложение взыскания на одного воина предупреждает проступки со стороны других военнослужащих.

Неодобрительное, критическое отношение (в виде высказываний, замечаний и т.п.) к безответственному поведению воина оказывает сильное эмоциональное воздействие на солдат, заставляя их корректировать свое поведение в соответствии с мнением окружающих.

Важным методом воспитания является соревнование. Если оно правильно организовано, то способствует формированию у воинов сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей в наряде, карауле или на боевом дежурстве. Кроме того, соревнование выступает в качестве мощного стимулятора сплочения воинского коллектива, развивая социальную активность воинов и чувство коллективной ответственности за поддержание боевой готовности.

Потребности армейской практики привели к необходимости технологизации воспитательной деятельности как научно обоснованному выбору особого вида организации, определенному сочетанию методов, приемов и средств воспитания, т.е. созданию технологии, ориентированной на достижение целей воспитания, с заданным уровнем эффективности, с учетом требований, предъявляемых сегодня к личному составу Вооруженных Сил.

Педагогическая технология воспитания ответственности

Если понятие «ответственность» представить как бы структурно, то можно выделить в нем три основных компонента - интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Поэтому технология воспитания ответственности у подчиненных за качественное несение службы в наряде, выполнение боевых задач караульной службы и боевого дежурства представлена в виде комплексного воздействия на все три компонента ответственности.

При формировании интеллектуального компонента ответственности за образцовое выполнение обязанностей в ходе несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы необходимо:

- доводить до сознания подчиненных требования законов, общевоинских уставов, приказов министра обороны, директив, инструкций и наставлений по организации и несению боевого дежурства, караульной и внутренней службы, добиваться осознания каждым из них личной ответственности за выполнение поставленных задач;

- добиваться глубокого понимания военнослужащими сложности внешнеполитической ситуации, опасности террористической угрозы, из которых вытекает необходимость формирования у всех воинов ответственности за бдительное несение боевого дежурства, караульной и внутренней службы как важнейшего условия решения задач повышения боеготовности;

- разъяснять личному составу требования воинского долга, добиваться твердого знания ими служебных обязанностей в различных видах деятельности (инструкций по эксплуатации техники и оружия, действий по сигналам боевой готовности, внештатным ситуациям и т.п.);

- раскрывать подчиненным сущность, содержание и психологическую структуру ответственности за выполнение воинского долга;

- глубоко и всесторонне, на конкретных примерах показывать положительный опыт ответственного выполнения требований воинского долга, наглядно анализировать причины ответственных и безответственных поступков в воинском коллективе;

- регулярно знакомить личный состав с приказами и информацией, в которых анализируются причины и обстоятельства преступлений, происшествий, аварий и катастроф, показывать их связь с ответственностью за выполнение требований приказов, наставлений, инструкций, общевоинских уставов у непосредственных виновников и их командиров;

- пропагандировать славные боевые традиции Вооруженных Сил, примеры безупречного выполнения воинского долга в мирное и военное время (в Великой Отечественной войне, Афганистане, Чеченской Республике и т.д.);

- знакомить личный состав с опытом службы заслуженных офицеров, прапорщиков, старшин и сержантов, рядовых - награжденных правительственными наградами, способствовать накоплению у подчиненных информации о способах возможных выходов из ситуаций морального выбора на основе ответственного подхода к их оценке;

- вооружать личный состав знаниями по проблеме воспитания и самовоспитания ответственности за выполнение воинского долга у военнослужащих.

Знания требований воинского долга, сущности и содержания ответственности представляют собой важное, но недостаточное условие формирования убеждений подчиненных в необходимости следовать этим требованиям. Превращение знаний в убеждения невозможно без эмоционального принятия личностью требований воинского долга, юридических и моральных норм и правил поведения. В связи с этим, формируя у подчиненных эмоциональный компонент ответственности, необходимо:

- создавать условия для формирования положительного отношения к требованиям общества, ответственному поведению, ответственности как качеству личности и способствовать приобретению личностного смысла для каждого солдата выполнения этих требований;

- на основе изучения наличных потребностей личного состава формировать систему общественно-ценных потребностей, убедительно показывать их эмоциональную привлекательность;

- формировать нравственный идеал, отвечающий требованиям высоко ответственного выполнения воинского долга;

- всей системой организации деятельности и взаимоотношений в воинском коллективе стимулировать проявление чувства чести и личного достоинства воинов;

- поощрять положительные изменения в поведении подчиненных, их стремление к ответственному выполнению воинского долга, закреплять психические состояния, характерные для ответственного поведения, подчеркивая даже незначительные успехи в боевой учебе и службе, стремиться создать условия для их устойчивого проявления;

- обсуждая проступки подчиненных, избегать негативной оценки личности в целом;

- учитывать целесообразность сравнения уровня ответственности воина, характерного для данного момента, с уровнем ответственности этого же воина, проявленного в прошлом, а не разных военнослужащих;

- заботиться о создании эмоционально значимых коллективных и личностных перспектив в решении задач боевого дежурства, караульной и внутренней службы;

- глубоко разбираться в причинах проступков с учетом конечных задач воспитания ответственности у воинов, их личностных особенностей, влияния социальной среды, не допускать необъективности;

- создавать в коллективе оптимистическую, мажорную эмоциональную атмосферу, условия для социальной защищенности личности;

- формировать у подчиненных навыки владения своими эмоциональными состояниями и понимания психического состояние другого человека;

- формировать у воинов чувства негодования, возмущения при оценке безответственного поведения товарищей, наносящих ущерб интересам коллектива, чувство стыда за собственные безответственные поступки.

Разумеется, изложенные выше составляющие педагогической технологии воспитания ответственности за состояние воинской дисциплины у подчиненных не должны рассматриваться изолированно друг от друга. Они должны использоваться в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Как бы ни были полны и прочны знания подчиненных об ответственности, как бы глубоко они не осознавали сущности и значения требований общества и коллектива, какими бы убедительными и правильными не казались их суждения, оценка уровня сформированности ответственности может быть неверной, если не принять во внимание поступки, деятельность каждого. Поэтому для формирования волевого компонента ответственности за выполнение воинского долга в деятельности по накоплению опыта ответственного поведения необходимо:

1. Сочетать в деятельности подчиненных выполнение ими различных ролей исполнителя, организатора, руководителя.

Роль исполнителя - начальный этап в организации ответственной деятельности солдата и одновременно самый распространенный способ приобщения к ответственности. Ответственность за выполнение приказания, поручения, обязанностей на боевом дежурстве, в карауле, наряде способствует формированию нравственных привычек, требует исполнительности и инициативы.

Позиция организатора связана с необходимостью приобретения новых знаний, формирования навыков распределения обязанностей, контроля за ходом их выполнения, учета вклада каждого члена коллектива в общее дело, оказания товарищеской взаимопомощи. Опыт ответственного поведения обогащается за счет приобретения умений дать оценку поступкам и действиям товарищей, проявить принципиальность и требовательность.

Позиция руководителя формирует высший вид ответственности, связанный с необходимостью отвечать не только за себя, но и за работу подчиненных, за целые участки и направления коллективной деятельности. Она позволяет овладеть навыками планирования деятельности коллектива для достижения общественно значимых целей, координации работы его органов и отдельных лиц.

2. Следовать определенным педагогическим правилам:

- задание должно быть строго регламентированным по объему и времени исполнения;

- воину необходимо осознавать большую значимость поручения для коллектива и воспринимать его как личную потребность;

- задание должно учитывать индивидуальные особенности воина;

- надо строго учитывать поручения, контролировать их ход и результаты;

- качество выполнения обязанностей, заданий и поручений должно получать оценку воспитателей и коллектива.

3. Учитывать необходимость индивидуального подхода. Нельзя оставлять без внимания воинов с высоким уровнем ответственности. В работе с такими военнослужащими необходимо:

- выявлять среди них людей с недостаточно развитыми отдельными чертами характера, составляющими содержание ответственности как качества личности, основное внимание необходимо сосредоточить на их формировании;

- постоянно наращивать сложность и объем ответственных поручений;

- повышать требовательность за качество их выполнения, строить работу с ними, главным образом, на доверии;

- поощрять только за поручения, требующие значительного напряжения, серьезных усилий и усердия.

В работе с воинами, имеющими средний уровень сформированности, необходимо:

- выявлять те виды деятельности, где они чаще всего проявляют элементы безответственности;

- создавать у воинов установку на самосовершенствование в этих видах деятельности, способствовать изменению мотивов поведения;

- подбирать посильные и, как правило, продолжительные по исполнению поручения;

- стимулировать их самостоятельность;

- не оставлять без воздействия ни одного факта необязательности;

- поощрять деятельность по оказанию помощи в поддержании дисциплины, порядка, высокой организации учебы и службы, проявления готовности взять на себя ответственность за решения, последствия которых затрагивают их коренные личностные интересы;

- оказывать им помощь, способствовать созданию положительных эмоциональных состояний, способствующих закреплению опыта ответственного поведения.

В работе с воинами, имеющими низкий уровень сформированности ответственности, необходимо:

- выявлять мотивы и причины безответственности, убеждать их в социальной полезности формирования ответственности, создавать установку на самовоспитание;

- подбирать несложные, небольшие по объему, посильные поручения;

- учить их планировать свою деятельность;

- для изменения самооценки учить их правильно оценивать свои действия с учетом интересов коллектива;

- не допускать поспешного осуждения за ошибки, промахи;

- включать таких воинов в группу товарищей для совместного выполнения различных заданий, где умеют проявить чуткость, помочь, поддержать;

- особое внимание обращать на воинов, склонных к конфликтам;

- своевременно замечать у военнослужащих ростки инициативы, подчеркивать значимость сделанного ими для коллектива;

- не оставлять без внимания ни одного случая небрежного, халатного выполнения обязанностей;

- поощрять проявления самостоятельности.

4. Добиваться педагогически целесообразного сочетания всемерного расширения самостоятельности воинов в различных видах деятельности с контролем и проверкой их исполнения. При этом важно учитывать, что мера личной ответственности подчиненного пропорциональна его вкладу в принятие и осуществление решений, определяющих направление деятельности. Однако у солдат, деятельность которых контролируется слишком нас-то и скрупулезно, ответственность снижается. Поэтому необходимо избегать мелочной опеки, контролировать, как правило, не ход, а результаты деятельности.

Доверяя подчиненным, заботясь о проявлении ими самостоятельности, нельзя проходить мимо нарушений, проявлений разболтанности, неисполнительности. Чтобы воспитать у воинов исполнительность, приучить их к дисциплинированным действиям, создавать в коллективе атмосферу взаимной ответственности, необходимо руководствоваться правилом: доверяй, но проверяй. Только при соблюдении этих условий, как показывает практика, контроль и проверка исполнения воспитывают ответственность.

5. Проявлять постоянную заботу об обеспечении личной примерности командиров в выполнении воинского долга. Личный пример воспитателя оказывает непосредственное позитивное влияние на подчиненных, способствует формированию у них высокой ответственности, побуждает их добросовестно выполнять требования воинского долга.

В воспитании ответственности несомненна решающая роль воинского коллектива. Не случайно А.С. Макаренко считал «живой трудовой коллектив главным инструментом воспитания ответственности». Коллективный характер деятельности военнослужащих, выполнение ими общественных поручений, отношения ответственной зависимости, складывающиеся в воинском коллективе, - важнейшие факторы воспитания ответственности у подчиненных за выполнение воинского долга.

Кроме того, в решении задач воспитания ответственности у личного состава важно учитывать такую закономерность воспитания, как устойчивую взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

Методические рекомендации:

Во вводной части занятия необходимо подчеркнуть, что современный этап развития Вооруженных Сил проходит в непростых условиях политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, когда со стороны международного терроризма нашей стране объявлена жестокая и бескомпромиссная война. Все это предъявляет качественно новые требования к личному составу, выполняющему боевую задачу на боевом дежурстве, охраняющему важные государственные и военные объекты в ходе несения внутренней и караульной служб.

При рассмотрении первого вопроса следует подробно раскрыть основные направления формирования ответственности у военнослужащих, выполняющих задачи боевого дежурства, караульной и внутренней служб. При этом необходимо обратить внимание на основные формы и методы их реализации.

Раскрывая второй вопрос занятия, надо акцентировать внимание слушателей на реализации педагогической технологии воспитания ответственности у подчиненных с учетом специфики вида, рода Вооруженных Сил, служебно-боевых задач, стоящих перед частью, подразделением.

В заключение занятия следует сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по внедрению в служебную деятельность изученного теоретического материала.

Рекомендуемая литература:

1. Бабенко С, Тырышный А. Ответственность военнослужащих за преступления против порядка прохождения военной службы // Ориентир. - 2003. - № 5.

2. Богуславский В. Основные пути и методы воспитания у подчиненных высокой ответственности за несение боевого дежурства, караульной и внутренней служб // Ориентир. - 1996. - № 8.

3. Ответственность за неисполнения приказа // Ориентир. - 2003. - № 2.

Подполковник
Андрей Петрошенко,
адъюнкт кафедры педагогики Военного университета

«Ориентир» 2005.02

Теги: огп