Перспективы развития Вооруженных Сил Российской Федерации

«...Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно-политического давления и потенциальной внешней агрессии. И в этой связи важнейшей задачей остается модернизация наших Вооруженных Сил...»

Президент России В. Путин

Войны и вооруженные конфликты будущего

Масштабные изменения, происходящие в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, завершены. Сегодня идет строительство Вооруженных Сил на основе созданных в процессе реформы правовых, политических, организационно-структурных предпосылок с учетом по-новому осмысленных национальных интересов и степени реальности угроз национальной безопасности России.

Исходным моментом в оценке уровня военной опасности для РФ сегодня является то, что военная сила в системе международных отношений за последнее время не утратила своего значения. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности Российской Федерации.

Существующие угрозы оказывают влияние также на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире, создание очагов напряженности, характер войн и вооруженных конфликтов.

Причем следует отметить, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо, пусть даже очень весомым, фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин.

Главной особенностью конфликтов ныне является перераспределение ролей в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будут определяться в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооруженной борьбе. Это говорит о том, что прежняя концепция войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения, так как даже локальные конфликты теперь могут вестись на относительно больших площадях. При этом основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.

Говоря о факторе ядерного сдерживания, нужно учитывать и то, что оно в современных условиях может быть осуществлено эффективно только при наличии Высоко оснащенных и боеготовых сил общего назначения. Только в этом случае угроза применения ядерного оружия в ответ на нападение с использованием обычных вооружений будет выглядеть убедительно.

На основании анализа конфликтов конца XX - начала XXI веков можно сделать следующие выводы относительно военно-политических особенностей вооруженной борьбы на современном этапе и в обозримой перспективе;

- вооруженные силы подтверждают свое центральное место в осуществлении силовых операций. Реальная боевая роль полувоенных, военизированных формирования, ополчений, подразделений сил внутренней безопасности оказывается не такой значительной, как предполагалось до начала вооруженных конфликтов. Они оказываются неспособными вести активные боевые действия против регулярной армян (Ирак);

- решающим моментом для достижения военно-политического успеха является захват стратегической инициативы в ходе вооруженного конфликта. Пассивное ведение боевых действии в расчете на «выдыхание» наступательного порыва противника приводит к утрате управляемости собственной группировки и к проигрышу в конфликте;

- особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория. Несмотря на развитие точности средств поражения, все исследованные вооруженные конфликты последнего времени были в той или иной степени гуманитарно «грязными» и повлекли за собой значительные жертвы среди мирного населения. В связи с этим возникает необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороны страны;

- критерии военной победы в вооруженных конфликтах будут различными, однако в целом очевидно, что главное значение имеет решение политических задач в вооруженном конфликте, тогда как военно-политические и оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер. Ни в одном из рассмотренных конфликтов победившая сторона не смогла нанести противнику запланированный ущерб. Но тем не менее сумела достичь политических целей конфликта;

- несмотря на повышение роли развернутых к моменту угрожаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие бое готового резерва и системы его отмобилизования и развертывания. Это даст возможность сохранять стратегический ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе вооруженного конфликта;

- боевые действия будут характеризоваться сочетанием маневренных операций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны. Это подтверждает необходимость сбалансированного состава сил и средств вооруженных сил, а также комплексной боевой подготовки;

- решающее значение для обороняющихся будет иметь совершенная система разведки с единым центром управления и хорошо защищенными центрами

(пунктами) сбора и обработки разведывательной информации всех видов вооруженных сил и спецслужб. Возможность у них доведения обработанных разведывательных данных до всех заинтересованных инстанций в кратчайшие сроки, близкие реальному масштабу времени. Наличие такой разведки способствует своевременному вскрытию подготовки противника к нападению и проведению всех неотложных мероприятий угрожаемого периода и в первую очередь переводу войск в наивысшие степени боевой готовности;

- в группировке войск кроме обычных элементов в оперативном построении (боевом порядке) должны присутствовать: разведывательно-информационный центр, действующий в рамках реального масштаба времени; автоматизированная, высокозащищенная система управления войсками и оружием; воздушно-космический эшелон (или часть его) высокоточного оружия; высокозащищенный резерв;

- характер применяемого в современных войнах вооружения определяет необходимость наличия сил и средств для нанесения ударов по военным инструментам противника (дальнобойному высокоточному оружию, дальней авиации), находящимся за границами непосредственного района конфликта. Для этого требуются как наличие собственного потенциала дальнобойного высокоточного оружия, так и иные средства, дающие возможность перенести боевые действия непосредственно на территорию противника;

- главное внимание должно быть уделено созданию устойчивой дублированной системы управления войсками (силами) во всех звеньях управления. С этой целью необходимо использовать все существующие и новые системы связи, максимально задействовать воздушные командные пункты, а также обеспечить безусловное доведение до исполнителей приказов высшего руководства страны и их выполнение;

- ключевым условием победы практически во всех конфликтах стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных конфликтах конца XX - начала XXI веков играет соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон, в особенности высшего командного состава. Это означает необходимость укрепления воинской дисциплины, законности, создания подлинно эффективной системы морально-психологической подготовки вооруженных сил от солдата до генерала, а также повышения эффективности деятельности органов военной контрразведки. Большое значение для исхода вооруженных конфликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

В то же время анализ перечисленных характерных черт войн показывает, что это отнюдь не классический образ «бесконтактной» войны, а скорее промежуточный (переходный) вариант, в котором просматриваются черты как традиционных войн, так и особенности войн нового поколения, получивших название «бесконтактных». На сегодняшний день концепция «бесконтактной» войны остается лишь теоретической моделью, отражающей стремление определенных государств снизить свою вовлеченность в региональные конфликты с присутствием сухопутных войск. Безусловно, достижение полной бесконтактности боевых действий вряд ли возможно. Для этого, вероятно, придется идти на формирование коалиций, в рамках которых один из партнеров берет на себя основную тяжесть наземной войны. Однако это будет связано со значительными политическими издержками.

Выявленные особенности современных войн и вооруженных конфликтов поднимают проблему формулирования нового понимания основных задач Вооруженных Сил РФ. Эти задачи должны учитывать как уже проявившиеся особенности развития военно-политической обстановки в зонах интересов России и характер вооруженной борьбы, так и возможные направления развития принципов ведения боевых действий с учетом изменения геополитической обстановки и совершенствования средств ведения войны.

Сегодня существует несколько принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:

- способность осуществить стратегическое сдерживание;

- высокая боевая и мобилизационная готовность;

- стратегическая мобильность;

- укомплектованность хорошо обученным и подготовленным личным составом;

- техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Их реализация позволяет выбрать приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в обозримой перспективе.

К основным из них можно отнести:

- сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания;

- наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск;

- совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил);

- совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил;

- совершенствование военной науки и военного образования;

- совершенствование социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Важнейшим направлением в этой работе является выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.

Модернизация армии - задачи общенационального масштаба

На сегодняшний день Вооруженные Силы РФ обеспечены основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами на должном уровне. Однако качественный анализ показывает, что доля современных образцов вооружения и военной техники составляет 20 - 30%, в то время как в армиях мира этот показатель - более 70%.

Сегодняшнее состояние вооружений позволяет рассчитывать на некоторый промежуток времени -порядка 10-15 лет, в течение которого необходимо, с одной стороны, обеспечить поддержание существующих средств, а с другой -осуществить перевооружение армии и флота.

В 2003 году разработаны и приняты основополагающие документы в области военно-технической политики РФ, определен перечень базовых военных технологий на перспективу.

Особый упор в этих программах и планах сделан на модернизацию вооружения, военной и специальной техники. В ближайшей перспективе финансирование развития вооружения и военной техники будет осуществляться по трем направлениям:

- поддержание вооружения, военной и специальной техники частей постоянной готовности в боеготовом состоянии;

- завершение опытно-конструкторских разработок, имеющих прорывные результаты с точки зрения повышения качественных характеристик вооружения;

- модернизации устаревшего вооружения.

В основу совершенствования системы технического оснащения планируется положить сбалансированное развитие Стратегических сил сдерживания, систем боевого управления (информационного обеспечения), а также Сил общего назначения.

Особое внимание при этом будет уделено развитию образцов и систем вооружения и военной технике (ВВТ), оказывающих решающее влияние на исход будущей вооруженной борьбы: дальнобойному высокоточному оружию, комплексам разведки и целеуказания (наземным, воздушным, космическим), средствам радиоэлектронного подавления, автоматизированным системам управления войсками и оружием.

Результатом выполнения предлагаемых мер должно стать повышение уровня обеспеченности воинских формирований современным вооружением и военной техникой к 2010 году в целом до 35%, а к 2015 году - до 40 - 45%. Полная замена наличного вооружения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации может произойти к 2020 - 2025 годам.

До 2025 года за счет поэтапного уменьшения расходов на текущее содержание Вооруженных Сил суммарные затраты на разработку, закупку, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники должны составлять около 50 - 60% от расходов на национальную оборону.

Для централизации заказов и поставок В ВТ в Министерстве обороны и других органах, имеющих войсковые формирования, упорядочивания расходуемых средств и исключения параллелизма в закупках, приемке и поставках Указом Президента РФ № 311 от 11.03.2003 года был учрежден Государственный комитет по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ.

В результате реализации основных мероприятий по приоритетам строительства Вооруженных Сил РФ предполагается обеспечить рост их ключевых параметров и качественных характеристик (по сравнению с 2000 годом):

- удельной ресурсообеспеченности в 2,2 раза к 2005 году и в 4 раза к 2010 году;

- удельных расходов на боевую подготовку - в 2,3 и 3 раза соответственно;

- удельных расходов на закупку ВВТ - в 3 и 6 раз соответственно.

Важным направлением военного строительства является интеграция всего обеспечивающего процесса Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации посредством перехода к межведомственным унифицированным (сопряженным) системам технического и тылового обеспечения (МУСТиТО) Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации.

Главной целью перехода к МУСТиТО Вооруженных Сил является повышение эффективности технического и тылового обеспечения всех воинских формирований на основе интеграции соответствующих органов силовых министерств и ведомств РФ, а также совместного рационального использования имеющейся материально-технической базы и инфраструктуры.

Создаваемые системы обеспечат объединение по территориальному принципу складской, транспортной, медицинской и других инфраструктур с управлением из единого органа. Это позволит осуществлять техническое и тыловое обеспечение всех войск независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности, как дислоцирующихся в пределах границ военного округа, так и прибывающих на его территорию для выполнения различных задач.

Переход Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований к межведомственным (сопряженным) унифицированным системам технического и тылового обеспечения предполагается осуществлять последовательно, завершив его в 2006 году.

В основу совершенствования системы технического обеспечения положено создание унифицированной нормативной базы для реализации централизованного программно-целевого планирования заказов, поставок и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и других материальных средств, организации и проведения мероприятий по техническому обеспечению военной организации в мирное время, кризисных ситуациях и военное время.

К началу 2005 года должен быть реализован территориальный принцип капитального ремонта вооружения и военной техники, других материальных средств общего назначения, технического обеспечения группировок войск (сил) независимо от ведомственной принадлежности на условиях обеспечения снижения затратности.

В последующем планируется наращивать усилия по модернизации и приведению в исправное техническое состояние всех типов ВВСТ, которыми оснащены войска и воинские формирования, которые хранятся на складах, в арсеналах и на базах, а также по поддержанию их высокой технической готовности.

В совершенствовании системы тылового обеспечения приоритетными направлениями являются: формирование единой политики развития служб тыла и единой политики ценообразования при закупках продукции общего назначения; создание единой нормативной правовой базы тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; сопряжение ведомственных систем тылового обеспечения войск и воинских формирований по таким важнейшим направлениям, как обеспечение горюче-смазочными материалами, вещевым имуществом и продовольствием, подготовка специалистов тыла; создание запасов материально-технических средств для совместных действий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в военное время и в кризисных ситуациях.

В 2006 - 2010 годах должно быть обеспечено полномасштабное снабжение войск и воинских формирований всеми видами довольствия по службам тыла, доведение до установленных норм текущих и неприкосновенных запасов материальных средств.

Последующими этапами перехода к МУСТиТО на период до 2020 года будут ее адаптация и повышение качественных параметров за счет реализации современных рыночных механизмов закупки материальных средств на конкурсной основе, стандартизации и унификации предметов снабжения, совершенствования функционирования военного здравоохранения и подготовки кадров тыла.

Конечной целью указанных мероприятий является устранение параллелизма, ликвидация дублирующих звеньев или перенацеливание их на решение других оборонных задач и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств и ведомств РФ.

Современная российская военная политика является составной частью политики в области национальной безопасности и строится на основе положений Концепции национальной безопасности РФ, которая была утверждена в 2000 году и свои задачи в основном уже выполнила. Теперь возникла необходимость выработки новой концепции. Это вызвано тем, что в XXI веке Россия сталкивается с новыми угрозами, которые требуют соответствующего детального анализа и реагирования. Российские Вооруженные Силы после длительного периода реформирования и выхода из кризиса приобретают новые качественные характеристики как с точки зрения их боевой готовности и эффективности, так и с точки зрения их возможностей обеспечения политических и экономических интересов Российской Федерации.

Показателем зрелости Вооруженных Сил РФ и преодоления ими наиболее сложного периода своего существования является то, что их развитие и военное планирование отныне ведутся с учетом геополитических потребностей РФ и принципа оборонной достаточности, а не от фактически наличествующего потенциала.

Методические рекомендации

Во вступительной части занятия необходимо сделать акцент на том, что за прошедшие годы после обретения Россией суверенитета Российские Вооруженные Силы прошли сложный путь. Они, как и наша страна, находились в процессе активного реформирования, связанном с коренным изменением геополитических условий в мире и становлением обновленной российской государственности.

В ходе раскрытия первого вопроса занятия необходимо заострить внимание слушателей на информации о войнах и вооруженных конфликтах будущего, которые должны существенно отличаться от сегодняшних вооруженных столкновений.

Раскрывая второй вопрос, необходимо руководствоваться положениями брошюры «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации», в которой изложены основные взгляды руководства Минобороны на особенности строительства Вооруженных Сил РФ в обозримом будущем. Рекомендуется рассказать о предстоящих изменениях в Вооруженных Силах РФ и дать комплексное видение основных направлений развития армии и флота.

В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы по изучаемой теме, ответить на вопросы слушателей.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Послание Федеральному собранию Российской Федерации // Красная звезда. - 2004, 29 мая.

3. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации //

Красная звезда. - 2003, 11 октября.

4. Гордиевский А. Вооруженные Силы Российской Федерации // Ориентир. - 2004, № 2.

старший редактор журнала «Ориентир», Подполковник
Александр Гордиевский

«Ориентир» 2005.01

Теги: огп