Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами

Президент Российской Федераций - высшее должностное лицо государства

Президент (от латинского - сидящий впереди) - выборный глава государства в современных странах с республиканской формой правления.

Должность президента получила распространение в целом ряде государств мира. Многие современные республики имеют в системе органов высшей государственной власти такое должностное лицо. Правда, в некоторых странах президент избирается органами законодательной власти (Федеративная республика Германия, Италия). Там он в своей деятельности во многом зависит от воли парламента и подотчетен ему. Не случайно эти государства принято называть парламентскими республиками.

В системе высших органов государственной власти президентских республик есть вполне самостоятельное, независимое от парламента должностное лицо - президент, избираемый непосредственно населением страны (Франция) либо путем косвенных выборов - через коллегию выборщиков, формируемых населением (США). Здесь глава государства играет очень важную роль в управлении делами всего общества. Так, в США президент совмещает в своем лице полномочия главы государства и главы правительства, ему подконтрольны все органы исполнительной власти страны. Президент Франции хотя и не возглавляет лично правительство республики, но вправе назначать по своему усмотрению главу (премьер-министра) и членов правительства. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, действующая наравне с ее законодательной и судебной ветвями.

В Российской Федерации должность Президента была учреждена 24 апреля 1991 года Законом «О Президенте РСФСР».
Первые президентские выборы в Российской Федерации прошли в июне 1991 года.

В 1991 году Президент Российской Федерации избирался на 5 лет. После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок.

Основным документом при организации и проведении выборов Президента Российской Федерации является Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», который устанавливает четкий порядок организации и проведения выборов.

Согласно Конституции РФ и вышеназванному закону военнослужащие имеют равные с другими гражданами избирательные права. Особенности участия военнослужащих в выборах Президента РФ, оговоренные в законе, обусловлены специфическим характером военной службы, но при этом их избирательные права не ущемляются.

Президент Российской Федерации избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в данной стране не менее 10 лет. У одного и того же лица нет возможности занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Вновь избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов. С момента принятия им присяги он исполняет свои полномочия до истечения срока пребывания в должности и до момента принятия присяги вновь избранным Президентом.

В соответствии с занимаемой должностью Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он ключевая фигура в системе органов государственной власти, гарант Конституции Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 80) Президент Российской Федерации является главой государства. В силу занимаемой должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Перед ним стоит задача сохранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, что создает условия для осуществления своих полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам государственной власти и должностным лицам.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Президент РФ формирует исполнительную власть - Правительство РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Руководствуясь жизненно важными интересами России и в соответствии с международными и национальными правовыми нормами, Президент Российской Федерации может санкционировать установленным порядком (согласно Конституции Российской Федерации) применение Вооруженных Сил и других войск в целях:

- пресечения любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, общества и государства, объектов Российской Федерации на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане и космическом пространстве;

- обеспечения свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права;

- выполнения союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;

- поддержания и восстановления мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых является Россия.

Согласно Конституции Российской Федерации Президент назначает и освобождает от должности министра обороны, а также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (командующие видами и родами войск, командующие военных округов и др.).

Он присваивает высшие воинские звания, а также производит награждение государственными наградами России.

Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Под руководством Президента Российской Федерации Советом Безопасности определяются жизненно важные интересы государства, внутренние и внешние угрозы объектам безопасности, разрабатывается стратегия обеспечения безопасности России.

Для принятия Президентом государства решений по вопросам внутренней и внешней политики, предотвращения чрезвычайных ситуаций, о введении и отмене чрезвычайного положения, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти Совет Безопасности готовит ему обоснованные предложения. Совет Безопасности рассматривает на своих заседаниях стратегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах.

В поле своего зрения Президент РФ держит вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов и преодоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка. Совет Безопасности готовит рекомендации ему по осуществлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безопасности, координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности в вопросах военно-технического сотрудничества и информационной безопасности и осуществляет контроль по реализации намеченных мероприятий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета Безопасности. Он руководит деятельностью аппарата Совета Безопасности, который является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. В состав аппарата, кроме Секретаря Совета Безопасности, входят его заместители, руководитель аппарата, семь управлений (внутренней государственной и общественной безопасности; международных отношений; экономических проблем безопасности; оборонно-промышленной безопасности; военного строительства; военной инспекции; информационных проблем безопасности) и секретариат Совета Безопасности.

Полномочия Президента России в области обеспечения обороны страны

Президент Российской Федерации как высшее должностное лицо в государстве и как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами наделен широкими полномочиями, и на него возложены важнейшие обязанности в области обеспечения обороны государства.

Среди направлений военной политики Российской Федерации, которые определяет Президент, важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Организация обороны государства представляет собой разнообразную деятельность Президента страны, различных ветвей власти, Совета Безопасности Российской Федерации, органов Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований. Она включает прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации; правовое регулирование в области обороны. Важным элементом организации обороны страны являются строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, совершенствование систем управления, отработка вопросов; перевода деятельности государства с мирного на военное время. В мирное время под контролем Президента России планируются и осуществляются мероприятия по гражданской и территориальной обороне, проводится оперативное оборудование территории государства для его обороны.

Для укрепления обороны государства развиваются отрасли науки, координируются действия органов государственной власти. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны. Конституционным правом на Президента возлагается утверждение военной доктрины как составной части концепции национальной безопасности. В военной доктрине он объявляет официально принятые в государстве оценки по отношению войны и ее предотвращения, подготовку Вооруженных Сил к отражению агрессии.

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Существует два уровня органов управления обороной страны: 1) совещательные - вырабатывают решения в области обороны страны на основе предложений, подготовленных органами государственной власти Российской Федерации. В военное время они становятся высшими органами руководства Вооруженными Силами. К ним относятся: в мирное время -Совет Безопасности Российской Федерации и межведомственные комиссии в области обороны страны и военного строительства при Президенте и Правительстве Российской Федерации. В военное время на базе совещательных органов управления обороной страны создается Ставка Верховного Главного командования;

2) оперативные - вырабатывают предложения для принятия решений руководством государства по вопросам обороны страны и организуют выполнение этих и других .решений (после их принятия) и ^осуществляют оперативное управление вооруженными формированиями страны. К ним относятся Генеральный штаб и штабы (органы оперативного управления федеральных органов исполнительной власти, имеющие в своем составе вооруженные формирования). Генеральный штаб является основным рабочим органом управления, координирующим выработку предложений в области обороны страны. В военное время Генеральный штаб становится рабочим органом Ставки ВГК. Генеральный штаб совместно с федеральными органами исполнительной власти разрабатывает предложения, которые рассматриваются совещательными органами управления обороной страны и являются основой принимаемых Президентом Российской Федерации решений.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ, как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени.

Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, он утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны. Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности, а также утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.

Планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов также утверждаются Президентом страны. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санкции Президента. Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации. Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Он же обладает правом назначения военнослужащих на должности и присвоения им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом
Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни. Дважды в год Президент издает Указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Глава страны устанавливает количество и границы военного округа как военно-административной единицы. На территории округа могут дислоцироваться объединения, соединения, воинские части.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.

В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению либо им угрожает нападение, или оно имеет особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации.

При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием сил и средств не по их предназначению.

Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Методические рекомендации

Во вступлении целесообразно подчеркнуть важность государственных функций, исполняемых Президентом Российской Федерации.
При освещении первого вопроса необходимо раскрыть общие полномочия Президента РФ как гаранта Конституции. Именно ему принадлежат основные правомочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства в области обороны и безопасности, формировании с этой целью исполнительной ветви власти - Правительства РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

В ходе рассмотрения второго вопроса важно, используя конституционно-правовые положения, законы РФ, раскрыть основные правомочия Президента РФ - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в связи с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий в мирное и военное время, в исключительных обстоятельствах угрожающего периода по применению Вооруженных Сил РФ.

В заключение необходимо сделать краткие выводы по теме, ответить на вопросы слушателей.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Федеральный закон № 19-ФЗ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

3. Хачатрян А. Законодательство Российской Федерации о порядке выборов Президента России и особенности участия в них военнослужащих // Ориентир. - 2008. - № 1.

4. Бурковский В. Президент Российской Федерации - высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами // Ориентир. - 2006. - № 12.

5. Леншин С. Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации // Ориентир. - 2004. -№ 12.

6. Политология. Под редакции М. Василика. М., 2005.

Подполковник запаса,обозреватель журнала «Ориентир»
Арам ХАЧАТРЯН

«Ориентир» 11.2009

Теги: огп