Психология отклоняющегося поведения военнослужащих. Суициды и их профилактика

Современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет повышенные требования к личному составу, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигает новые задачи по воспитанию военнослужащих.
Одним из путей дальнейшего совершенствования воспитания командного и рядового состава в современных условиях является изучение сущности и природы отклоняющегося поведения военнослужащих.

Понятие отклоняющегося поведения в армейской среде и характеристика военнослужащих с девиантным поведением

Отклоняющееся (или девиантное) поведение (от лат. deviatio -отклонение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе социальным нормам (правовым, нравственным) или нормам психического здоровья. Причины формирования такого типа поведения достаточно многообразны. Среди них можно выделить 3 группы:

1. Нарушения в поведении человека, обусловленные ранним поражением центральной нервной системы, ее особых зон, отвечающих за целенаправленность, управляемость, качество психомоторных (двигательных) реакций и т.д.

Применительно к воинскому коллективу эту группу могут составлять молодые люди с признаками быстрой двигательной и психологической истощаемости, общей физической ослабленностью в сочетании с внешне немотивированной агрессией и т.д.

2. Нарушения поведения человека, причиной которых стали условия социальной среды. Эту категорию военнослужащих представляют молодые люди с низким социально-культурным и образовательным статусом, не имеющие положительного социального опыта организации и выстраивания межличностных отношений со сверстниками, отличающиеся определенной социальной и психологической незрелостью. Этой части военнослужащих свойственны неспособность и неумение удовлетворять свои социальные потребности через социально приемлемые нормы и формы поведения.

3. Нарушения в поведении человека, обусловленные сочетанием социо-биологических неблагоприятных причинно-следственных факторов.

Из данных характеристик можно определить отклоняющееся поведение как форму или совокупность форм поведения военнослужащих, противоречащих принятым в государстве, обществе и Вооруженных Силах правовым, нравственным и дисциплинарным нормам.

Научный анализ проблемы предполагает, кроме определения сущности и содержания отклоняющегося поведения военнослужащих, рассмотрение его сложной биологической и социальной природы, закономерностей отклоняющегося поведения. Данный социально-педагогический подход к анализу отклоняющегося поведения позволяет распознать сложившиеся у военнослужащих комплексы отрицательных качеств и негативные стереотипы поведения, определить причины их зарождения, проследить формирование и развитие в соответствии с возрастной периодизацией - от рождения до службы в армии. Являясь объективным отражением реальной действительности, возрастного формирования человека, отклоняющееся поведение носит негативный характер лишь тогда, когда оно противоречит сложившимся общественным отношениям, сущностной природе каждого индивида.

Офицерам и сержантам в их каждодневной практической деятельности по воспитанию подчиненных прежде всего необходимо определить: кого из воинов с негативными качествами личности следует относить к числу лице нарушениями поведения и по каким признакам.

Для того чтобы отнести того или иного военнослужащего к категории лиц с девиантным поведением, следует сначала изучить характеристики с места работы (учебы), медицинскую документацию, провести собственные наблюдения для определения психологических особенностей прибывшего личного состава. Затем следует определить первые признаки дезадаптивного поведения молодых солдат (матросов) по следующим критериям:

- воспитательная среда: неблагоприятные в социальном отношении условия (неполная семья, безнадзорность, условия детского дома, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа);

- судимости (в том числе и условные);

- приводы в милицию;

- употребление спиртного;

- употребление токсических и наркотических веществ;

- участие в различных неформальных группах и объединениях, уровень интересов и потребностей во внеучебное (внерабочее) время;

- привлечение к административной или общественной ответственности;

- вредные привычки (сквернословие, драчливость и т.д.);

- наличие искаженной мотивации поступков;

- проживание в общежитиях с нездоровым нравственным климатом;

- наличие искаженных социальных потребностей;

- частая смена без уважительных причин места работы или учебы;

- слабая общефизическая подготовка;

- неблагополучный психоневрологический фон развития.

Период адаптации молодых солдат (матросов), как правило, длится от трех до шести месяцев службы. Офицерам и сержантам необходимо знать и учитывать признаки трудностей поведения военнослужащих, которые могут проявляться в данный период их службы.

1. Трудности привыкания к условиям армейской (флотской) службы. Для многих военнослужащих характерны следующие особенности поведения: театральность, наигранность, желание вызвать сострадание и сочувствие, замкнутость, вспыльчивость, малоактивность, слезливость, пониженный фон настроения, инфантильность и др. Если офицеры и сержанты не предпримут необходимых профилактических воздействий к таким военнослужащим, то у них может произойти психологический срыв с социально-опасными действиями: уход из подразделения с оружием, агрессивные тенденции к окружающим сослуживцам, суицидальные попытки и др.

2. Офицерам и сержантам особое внимание следует обращать на неуставные взаимоотношения между военнослужащими. Для страдающих от неуставных взаимоотношений характерны следующие особенности: безысходность, подавленность, угнетенность, они часто плачут и не спят по ночам, не проявляют интереса ни к чему, требуют перевода в другое подразделение, с удовольствием уезжают на учения, хозработы и др. Если не предпринять необходимых мер по отношению к данным военнослужащим, то они могут совершить побеги и другие неадекватные поступки, предпринять попытки к самоубийствам, акты возмездия к обидчикам, порой с помощью оружия с трагическим исходом.

3. Офицерам и сержантам особое внимание следует обращать на подчиненных, испытывающих психологические трудности личного плана (из-за проблем в семье, любовного характера и т.д.).

Анализ природы формирования у воинов отрицательных качеств, факторов проявления различных отклонений в поведении - до службы в армии и во время нее - позволяет выявить военнослужащих с негативными качествами личности и определить степень их проявления.

Основным критерием для отнесения воина с отклонениями поведения к тому или иному типу является направленность поведения и уровень дисциплинированности, поскольку система целей, потребностей, преобладающих мотивов выражается в конкретных действиях и поступках. Показателями направленности поведения и уровня дисциплинированности являются:

- положительная направленность поведения - общественно-значимые цели, высокие духовные потребности, высокий уровень дисциплинированности, отсутствие нарушений воинской дисциплины;

- неустойчивая направленность - случайные и эпизодические цели, мотивы поступков нейтральные и противоречивые, потребности несущественные, средний уровень дисциплинированности, нарушения воинской дисциплины эпизодические;

- отрицательная направленность - цели отсутствуют или сугубо эгоистические, мотивы поступков отрицательные, потребности низменные и примитивные, низкий уровень дисциплинированности, нарушения воинской дисциплины систематические.

Важным критерием личностных особенностей военнослужащих является наличие и проявление у них различных форм отклоняющегося поведения. Для нормального и уставного поведения воинов характерно его соответствие установленным нормам жизни и предъявляемым требованиям к армейской (флотской) службе; для нормального, но часто неуставного поведения - его соответствие установленным нормам жизни и несоответствие предъявляемым требованиям к армейской (флотской) службе; для отклоняющегося и неуставного поведения - его несоответствие установленным нормам жизни и предъявляемым требованиям к армейской (флотской) службе.

Исходя из этого командиру важно прежде всего заглянуть в прошлое своего подопечного, увидеть условия формирования его личности до службы в армии; после этого определить состояние и перспективы поведения; затем на основе поставленного диагноза спрогнозировать будущее поведение воина.

Таким образом, острота и актуальность проблемы отклоняющегося поведения военнослужащих требует от всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

Особенности профилактики суицидальных происшествий в воинском коллективе

Проблема повышения эффективности профилактики суицидальных явлений среди военнослужащих в настоящее время является одной из актуальнейших в Вооруженных Силах. Самоубийство находится в ряду основных причин смертности военнослужащих в мирное время. На протяжении последних 30 лет небоевые потери по этой причине составляют 20 - 30%. Тенденция к их снижению отсутствует.

Существует множество определений понятия самоубийства. Классическим считается определение, данное Эмилем Дюркгеймом (1858 -1917). Самоубийством называется всякий случай смерти, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство - это вполне однородное действие, но не доведенное до конца. Суицид есть осознанное лишение себя жизни, и, с этой точки зрения, оно является чисто человеческим сознательным, поведенческим актом.

Серьезной проблемой являются и покушения на самоубийство, число которых значительно превышает количество случаев завершенных самоубийств. Они влекут за собой необратимые нарушения здоровья военнослужащих, неспособность выполнять служебные обязанности, и все это впоследствии приводит к их увольнению из рядов Вооруженных Сил.

К группе риска совершения самоубийств относят лиц, подверженных депрессии,с наличием психических заболеваний, с суицидальными попытками, страдающих алкоголизмом, лекарственной зависимостью, включая наркоманию, лиц, находящихся в социальной изоляции, престарелых и одиноких.

Исходя из условий прохождения военной службы и ее особенностей, их круг можно сузить. Условия, сопутствующие суицидальным тенденциям:

- подверженность депрессии;

- суицидальные попытки в прошлом или же наличие родственников, совершавших суициды или пытавшихся их совершить;

- алкоголизм, лекарственная или же наркотическая зависимость;

- социальная изоляция.

Но вместе с тем реальное количество факторов риска совершения суицидальных действий в условиях военной службы значительно шире, чем в гражданской жизни. Это связано с особенностями жизнедеятельности военного человека, в первую очередь, проходящего военную службу по призыву. К ним относятся существенные ограничения, накладываемые на личность в силу действующего законодательства, но оказывающие существенное влияние на психику человека.

Жизнедеятельность личности в армии протекает в непривычных, измененных условиях, которые являются экстремальными. В них на человека, как правило, воздействуют семь основных психогенных факторов: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и др.) и угроза для жизни.

Условия военной службы по призыву в силу ее особенностей содержат в себе практически все признаки перечисленных психогенных факторов и уже сами по себе требуют значительного напряжения психофизиологических возможностей человека для адаптации к данным условиям. Суицидальное поведение вызывается, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека.

К сожалению, существует целый ряд типичных ошибок и заблуждений, затрудняющих профилактику самоубийств:

1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.

Изучение обстоятельств суицида показало: большинство из лишивших себя жизни - практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации.

Отечественной и зарубежной наукой признано, что только 25 - 30% суицидов совершаются психически больными людьми. Однако они практически не встречаются на военной службе, так как подобные заболевания являются критерием их полной непригодности к ней по медицинским показаниям. В диссертационном исследовании военного психолога А.В. Боенко приводятся статистические и аналитические данные, подтверждающие, что все совершившие или же пытавшиеся совершить суицид военнослужащие были психически здоровыми людьми.

2. Самоубийство предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.

Еще В.М. Бехтерев в 1912 году отмечал, что потребность к самоуничтожению у подавляющего большинства людей является лишь временной. Большое количество суицидов носит демонстративный характер. Как правило, им предшествует фаза предсуицида, когда человек всячески пытается привлечь к себе внимание, разорвать круг одиночества, получить душевную поддержку и понимание. Но зачастую он этого не получает. Таким образом, желание суицидента быть выслушанным, понятым, готовность принять предлагаемую помощь - это условия, способствующие успешной профилактике самоубийств.

3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.

По данным исследований, три четверти людей, совершивших самоубийства или покушавшихся, сообщали о своих намерениях ближайшему окружению.

4. Если человека загрузить работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве.

Реальное осуществление такой «профилактики» выливается в нарушение элементарных условий труда и отдыха, что приводит к истощению психофизиологических ресурсов организма и еще более повышает риск суицида.

5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

В подобных высказываниях есть смысл. Но заглянуть в душу, познать внутренний мир человека действительно очень сложно. И все же такие возможности есть. Все дело в том, как их использовать и стремится ли командир (начальник) на самом деле к этому.

6. Не существует признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

Это не так: самоубийству, как правило, предшествует необычное для конкретно взятого человека поведение. Например, общительные, подвижные люди становятся молчаливыми и замкнутыми. И наоборот, молчаливые и немногословные - активными и общительными. Командиры должны знать «знаки беды», то есть действия и высказывания, которые служат своеобразным сигналом готовности к суициду.

7. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом достаточно длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.

8. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда этого не повторит.

Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность - в следующие два месяца.

Знание природы и механизма развития суицидального поведения военнослужащих позволяет организовать эффективную профилактическую работу. В ее основе должна лежать искренняя забота о подчиненных, заинтересованность в их судьбе, внимание к их состоянию, проблемам, нуждам, готовность их понять, оказать помощь и поддержку.

Условно деятельность командиров по профилактике суицидальных происшествий можно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Изучение индивидуальных психологических особенностей военнослужащих.

На основе результатов психодиагностического обследования психологом воинской части составляется краткая психологическая характеристика лиц, которые по результатам обследования имеют те или иные проблемы в адаптации к условиям службы, в динамике нервно-психической устойчивости, склонности к неадекватным поступкам, негативным психическим состояниям, суицидальным действиям. Командиру подразделения, его заместителю по воспитательной работе необходимо внимательно изучить составленные психологом характеристики и рекомендации по особенностям индивидуальной воспитательной работы с данными конкретными военнослужащими, в том числе по особенностям их служебного использования и по перспективе допуска к несению службы с оружием. Кроме того, путем анализа конкретных биографических и социальных данных уточнить вероятность риска суицидальных действий.

2-й этап. Раннее выявление суицидальных намерений осуществляется путем наблюдения внешних поведенческих реакций подчиненных в ходе плановых занятий, несения службы, хозяйственных работ, в часы досуга и отдыха. Особенно необходимо использовать данный метод в ходе индивидуальных бесед, обязательно проводимых систематически с лицами, имеющими потенциальный риск суицидальных действий.

3-й этап. Проведение профилактических индивидуальных бесед с подчиненным, чье поведение, высказывания или же психологическое состояние заставляют предположить развитие у него суицидальных тенденций. Во время беседы необходимо быть предельно внимательным, заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас ничего нет.
4-й этап. Оказание помощи и психологической поддержки.

Формирование ближайшей жизненной цели, перспективной жизненной стратегии военнослужащего, находящегося в кризисной ситуации с признаками суицидальных намерений, - задача, в основном решаемая в ходе психокоррекционной работы с ним психолога. Задача же командира - оказание постоянного позитивного внимания данному военнослужащему, поощрение его жизненной активности, изменение взглядов на сложившуюся ситуацию и повышение его позитивной самооценки. Главное при этом - постоянно держать находящегося в кризисной ситуации в поле своего зрения и дать ему почувствовать, что он никогда не будет один на один со своими проблемами, которые обязательно будут разрешены.

Психологическая поддержка должна осуществляться всем ближайшим окружением данного военнослужащего, его сослуживцами, младшими командирами. Для этого со стороны командования также необходима индивидуальная разъяснительная работа с ним, которая ведется без акцентирования внимания на его суицидальных намерениях и мыслях.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса следует обратить внимание на то, что отклонение в поведении (девиантное поведение) является естественным условием развития человека, жизни любого воинского коллектива. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет, и в этом заключается актуальность его изучения.

В ходе изложения второго учебного вопроса необходимо отметить, что суицидальное поведение - очень сложный и многоаспектный феномен, включающий в себя завершенные самоубийства, покушения на свою жизнь, суицидальные мысли, идеи, намерения. Для профилактики самоубийств важное значение имеет выяснение эмоционально-волевого состояния человека, его отношения к суициду. Поскольку самоубийство - деяние умышленное, то, прежде чем говорить о его предупреждении, необходимо рассмотреть мотивы и причины самоубийств.

Рекомендуемая литература:

1. Зюскевич А. Самоубийства среди военнослужащих: причины и пути предупреждения.// Ракурс -1992.- № 2.

2. Маклаков А. (ред.) Психология и педагогика. Военная психология. // СП-б.: Учебник для вузов, 2004. Глава 7.

3. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. // М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. Раздел 5.

Майор Борис Иванов

«Ориентир» 06.2010

Теги: огп