Психология отклоняющегося поведения военнослужащих

Знание психологических основ отклоняющегося поведения (ОП) у подчиненных является важным условием результативности практической деятельности офицеров и прапорщиков по решению сложных задач деятельности воинских коллективов.

Сущность отклоняющегося поведения военнослужащих

Количественные и качественные показатели процессов, характеризующих состояние правопорядка, воинской дисциплины и морально-психологического состояния в воинских коллективах, направляют внимание органов военного управления, должностных лиц частей и подразделений на насущные проблемы обеспечения безопасности военной службы. Устойчивая, негативная статистика последних лет наглядно демонстрирует реальную картину армейской действительности. Ее причины общеизвестны. Существенную часть из них составляют неблагоприятные социальные факторы: неукомплектованность подразделений личным составом; неудовлетворительные социально-психологические характеристики призывников; недостаточная ресурсная обеспеченность жизнедеятельности войск и др. Вместе с тем существуют и внутренние предпосылки неблагоприятных явлений, которые являются следствием серьезных упущений в организации и содержании служебной деятельности должностных лиц частей и подразделений. Одним из актуальных направлений работы командиров и начальников Вооруженных Сил
РФ по минимизации негативных тенденций считается профилактика ОП военнослужащих. В широком смысле ОП - это такие действия военнослужащих, которые противоречат узаконенным и общепринятым нормам общества и Вооруженных Сил РФ.

Однако в отечественной психологии ОП рассматривается не как результат «прирожденных механизмов», а как следствие социально-психологических причин, в том числе характера микросреды, групповых взаимоотношений, недостатка воспитания и т.п. Именно под их воздействием возникают и развиваются такие виды ОП, как агрессия, аномия и фрустрация.

Агрессия - поведение человека, причиняющее моральный, физический и материальный ущерб другим людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние страха, подавленности, неполноценности и т.д.).

Аномия - ОП, вызванное отсутствием целей в жизни, чувством изолированности и гнетущего одиночества.

Фрустрация - поведение, возникающее как негативная реакция на непреодолимую преграду, препятствие, мешающее достижению цели и удовлетворению актуальной потребности.

Центральным звеном проблемы отклоняющегося поведения является сама личность. Именно через нее осуществляется сложное взаимодействие «причины - среда» и «ситуация - личность - деяние - меры».

Рассматривая социально-психологические особенности личности военнослужащего с ОП, необходимо уяснить сущность данного феномена. Личность есть целостная система, неразрывное единство взаимосвязанных качеств, которые природный индивид приобретает в конкретно-исторических условиях существования на основе деятельности, общения и познания. Структура личности с ОП, так же, как и личности «в норме», обусловлена влиянием жизни, характером отношений. Нет какого-то единого свойства, которое бы вызывало ОП и отличало лиц, склонных к такому поведению, от лиц, соблюдающих социальные нормы. Хотя, несомненно, имеется такая категория людей (например, преступники-рецидивисты), которая наделена определенным комплексом черт, характерных для разных типов нарушителей социальной нормы, что связанно не с генетической предопределенностью, а с их образом жизни и биографией. Этот комплекс включает: негативное отношение к основным социальным нормам; глубоко укоренившееся негативное представление о социальных ценностях; специфические негативные черты личного опыта; повышенную возбудимость и агрессивность; примитивные влечения и несдержанность в их удовлетворении и т.п. Когда подобные комплексы черт личности вступают во взаимодействие с определенной ситуацией, то они содействуют выбору противоправного (ненормативного) пути достижения цели.

Рассмотрение социально-психологических особенностей военнослужащих с ОП позволяет выделить некоторые их характерные признаки.

Во-первых, это стремление к приспособлению, которое состоит в тщательном сокрытии (маскировке) болезненного тщеславия, желания любой ценой удовлетворить свои потребности, получить личную выгоду или сохранить в тайне негативную направленность своих интересов.

Во-вторых, это страсть к моде: гипертрофированная мода на определенные прически, различные подвески, нашейные знаки и другие предметы.

В-третьих, заметное расхождение между знанием норм, ценностей и реальными поступками.

В-четвертых, раздвоение и противоречивость убеждений.

Психологи на основе опыта исследований направленности личности и особенностей ее поведения дают следующую типологию лиц с ОП.

Первая группа характеризуется устойчивым комплексом аморальных, примитивных потребностей, стремлением ее представителей к потребительству, деформации ценностей и отношений. Отличительные черты таких людей - эгоизм, равнодушие, неустойчивость, цинизм, озлобленность, вспыльчивость.

Вторую группу составляют лица с деформированными потребностями, Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых. Их отличает импульсивность, быстрая смена настроений, ленивость, раздражительность. У них извращены представления о товариществе, мужестве, долге, чести. Им доставляют удовольствие чужая боль, несчастье, унижение.

Третью группу лиц с ОП характеризует внутренний конфликт между деформированными и позитивными устремлениями, ценностями, отношениями. Они отличаются выраженным приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти люди, как правило, лишены потребности в социально-значимых достижениях, успехах, апатичны.

Четвертую группу составляют личности, которые отличаются незначительными деформациями потребностей, но в то же время у них отсутствуют социальные интересы, и ограничен круг общения. Такие люди безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными. Для них характерны трусливость и мстительность.

Данная типология, при всей ее условности, показывает четкое преобладание у личности с ОП примитивных и низменных потребностей, недостаточно развитую волевую регуляцию, узость интересов, эгоизм, цинизм, равнодушие, неприязнь к нормальной среде.

Обуславливая с ь многими факторами, ОП немалого числа людей связано и с различными психическими заболеваниями. Однако рассмотрение таких случаев относится к области патопсихологии и психиатрии.

Вместе с тем для некоторых подобных лиц характерны так называемые пограничные состояния (на границе нормы и отклонения), неврозы, патологические отклонения в характере, которые не являются болезнью. Психопатологические черты личность в большинстве случаев приобретает не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Знание и учет психологических закономерностей возникновения и развития ОП у военнослужащих позволяет должностным лицам более качественно организовать профилактическую и коррекционную работу с данной категорией подчиненных на основе современных положений психологической теории и практики.

Профилактика суицида в воинских коллективах

Одной из наиболее острых практических проблем, требующих повышенного внимания в системе обеспечения безопасности военной службы, являются профилактика и предупреждение самоубийств среди военнослужащих.

Явление самоубийства (суицид) чаще всего объясняется специалистами как следствие и результат глубокого психологического кризиса человека, причем такой силы, что весь предыдущий жизненный опыт личности, решившейся на данный трагический акт, не может подсказать иного выхода из ситуации, которая считается тупиковой. Такой психологический кризис может возникнуть внезапно, под влиянием сильного аффекта, как, например: глубокое публичное оскорбление; страх позора и унижения; измена любимого или утрата очень близкого человека; жестокая несправедливость со стороны должностных лиц или коллектива и т.п. Чаще внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, формируясь в сложный «букет» негативных эмоций. Они накладываются одна на другую, сплетаясь в тугой, сложно распутываемый узел жизненных проблем. Постоянная тревога переходит в гнетущую депрессию, депрессия в - безысходность и итог - потеря смысла «такой» жизни. Человек утрачивает веру в себя, в способность окружающих помочь ему.

В обыденном объяснении суицидального поведения сложились некоторые устойчивые ошибочные представления, которые вводят нас в заблуждение. Поэтому командирам (начальникам) необходимо их четко усвоить, чтобы не повторять эти ошибки на практике.

Определение риска возможного суицида - задача чрезвычайно трудная. Вопросы о том, кого следует считать потенциальным суицидентом, с какого момента и при каких условиях человек может быть включен в «группу риска», не имеют однозначного ответа, поскольку само понятие суицидального риска подразумевает несколько значений и подходов.

Во-первых, вероятность возникновения любой формы суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск.

Во-вторых, вероятность реализации имеющихся суицидальных тенденций, т.е. риск суицидальных действий - покушений на самоубийство.

В-третьих, вероятность рецидива суицидальных актов, т.е. риск повторных суицидов.

Использование психологического подхода к определению суицидального риска позволяет установить групповые и индивидуально-психологические факторы риска.

К числу факторов, определяющих повышенную вероятность возникновения суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск, относятся: тяжелая морально-психологическая обстановка в ближайшем социальном окружении - в коллективе, семье; условия семейного воспитания (отсутствие отца в раннем детстве; матриархальный стиль отношений в семье; эмоциональная депривация, отверженность в детстве; воспитание в неблагополучной семье; воспитание в семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких; возрастные особенности потенциального суицидента); хронологические принципы (время года, дни недели, время суток; частая смена места жительства, учебы, работы; активное употребление алкоголя и наркотических средств и др.).

К признакам суицидального ОП относятся: открытые высказывания о желании покончить с собой (сослуживцам, в письмах родственникам и знакомым, любимым девушкам); косвенные намеки на возможность суицидальных действий; активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой; фиксация на примерах самоубийства; чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое воинское подразделение, учебное заведение, о госпитализации, предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам; нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в воинском коллективе, стремление к уединению; изменившийся стереотип поведения (несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых); утрата интереса к окружающему; размышления на тему самоубийства могут приобретать художественное оформление (в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние).

При оценке суицидальности должностным лицам в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность личностных и ситуационных факторов. При этом для определения степени суицидального риска необходимо выявлять также и анти-суицидальные предпосылки. На индивидуальном уровне - это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное - к смерти, широта диапазона приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность действия механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Конкретными формами выражения анти-суицидальных личностных факторов могут быть, например: эмоциональная привязанность к значимым близким; родительские обязанности; выраженное чувство долга; боязнь причинить себе физическое страдание; представление о греховности и позорности суицида; представления о неиспользованных жизненных возможностях и т.д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному человеку, тем прочнее его анти-суицидальный барьер, тем мало вероятнее суицидальные действия, и наоборот.

Эффективность противодействия такому ОП зависит прежде всего от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов. Но совершенно очевидно, что профилактика суицидального поведения не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К ним следует отнести:

- правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизнедеятельности, быта и досуга в воинских коллективах;

- организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья военнослужащих;

- обеспечение социальной защищенности, соблюдение конституционных прав людей;

- предупреждение нездоровых взаимоотношений между членами воинского коллектива;

- выявление групп высокого суицидального риска;

- умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц;

- адекватную и своевременную психологическую помощь военнослужащим, находящимся в состоянии острого личностного кризиса.

Основными задачами деятельности должностных лиц, связанными с суицидологической профилактикой, являются:

- изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах, психологических характеристик различных неформальных групп, проведение психологических обследований личного состава в целях выявления людей с повышенным суицидальным риском;

- выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременная выработка предложений о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению;

- активное участие в создании в воинских коллективах благоприятной, уважительной атмосферы;

- своевременная разработка мероприятий для работы с воинами, имеющими признаки затруднений в адаптации;

- проведение психологического анализа каждого случая суицида и привлечение специалистов-экспертов для расследования дел, связанных с самоубийствами;

- организация реабилитационных мероприятий с людьми, совершившими суицидальную попытку;

- проведение занятий со всеми категориями военнослужащих, членами их семей по профилактике самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами оказания первой психологической помощи суицидентам, в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавания лиц с высокой вероятностью суицидального поступка.

Вышеописанные теоретические основы и практические задачи профилактики ОП военнослужащих нуждаются в надежном методическом арсенале их реализации. Методический комплекс приемов и средств психолого-педагогического обеспечения профилактики ОП позволяет:

во-первых, проводить диагностику по выявлению лиц «группы риска», а также социально-психологических и других негативных предпосылок, способствующих развитию суицидальных намерений военнослужащих;

во-вторых, осуществлять целенаправленную коррекционную и реабилитационную деятельность с целью изменения и вытеснения суицидальных установок у лиц с симптомами суицидального риска.

В настоящее время исследователями и практиками накоплен богатый опыт применения общенаучных и специальных методов (методик) диагностики и коррекции суицидального поведения.

К методическому инструментарию, имеющему высокую эффективность, специалисты относят: наблюдение; беседу; биографический метод изучения личности; анализ документов; анализ результатов и продуктов деятельности; анализ поведения личности в естественных и экспериментально-созданных ситуациях свободного выбора; экспертный опрос; психолого-педагогический консилиум; социометрический опрос и др.

Применение методов диагностики для выявления симптомов суицидального поведения у военнослужащих, оценки их остроты, постановки квалифицированного диагноза и достоверного прогноза возможно на основе научных знаний о сущности, содержании, причинах, факторах и особенностях ОП у различных категорий военнослужащих, а также принципах и технике применения методического инструментария диагностического обследования. Важным условием успешности диагностики ОП является целенаправленная высокомотивированная индивидуально-воспитательная и психолого-педагогическая деятельность командиров и начальников с подчиненными. Наряду с вышеперечисленными методами работы важное место в профилактике ОП занимает система практических мероприятий (организационных, воспитательных, правовых, культурнодосуговых, социально-психологических), целью которых является создание благоприятных условий службы, учебы, отдыха и взаимоотношений военнослужащих. При реализации вышеперечисленного важно усвоить и строго придерживаться принципов избирательности, практической целесообразности, координации и взаимосогласованости усилий всех участников процесса профилактики. В основе успеха данной работы лежит продуманная преемственность квалифицированных и разноплановых форм и методов работы с нуждающимися в ней военнослужащими.

Методические рекомендации

Во вводной части занятия руководителю целесообразно актуализировать внимание слушателей к рассматриваемой теме путем доведения положений руководящих документов, а также рекомендаций и требований по организации служебной деятельности с целью профилактики и преодоления наиболее острых форм отклоняющегося поведения среди военнослужащих.

При рассмотрении первого вопроса главной задачей руководителя и слушателей является логически последовательное и научно-обоснованное доведение (усвоение) сущности, содержания факторов и специфических особенностей проявления многообразных форм ОП среди различных категорий воинов.

Результатом изучения теоретических основ данной проблемы должно быть глубокое осознание и усвоение главных теоретических принципов изучения положений в части ОП. А именно каждый человек в силу различных факторов (наследственных, физиологических, социально-средовых, психологических) может быть потенциальным носителем различных форм ОП Решающее значение для формирования и проявления его острых разновидностей (алкоголизма, наркомании, преступности, суицида и др.) приобретает ситуационный фактор, т.е. негативное совпадение ряда отрицательных обстоятельств жизнедеятельности и развития человека, связанных с негативным характером микросреды, издержками воспитания и образования, внутриличностным конфликтом (кризисом) и т.д.

Во втором вопросе внимание слушателей фокусируется на самой острой, практически значимой и актуальной форме ОП - суициде. Учитывая общность факторов функционирования механизма суицидального поведения, необходимо прийти к принципиальному пониманию и принятию положения, суть которого заключается в том, что психологическая природа самоубийства носит исключительно сложный, не типичный для каждого случая, как правило, скрытый от внешнего наблюдения, противоречивый характер. Самоубийство может быть совершено людьми различных возрастных, профессиональных, этнических, имущественных и др. категорий.

В заключительной части занятия уместно организовать обсуждение-дискуссию слушателей по учебной проблеме с целью выработки и закрепления у них научных взглядов на ее решение в существующих условиях, в реальных подразделениях, с конкретными военнослужащими, чье поведение характеризуется как отклоняющееся.

Рекомендуемая литература:

1. Профилактика самоубийств: Методическое пособие. - М.: ГУВР МО РФ, 1995.

2. Сыромятников И., Чайка В. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика. - М: ВУ, 2001.

3. Буранов С. Методика работы сержантов (старшин) по профилактике отклоняющегося поведения у подчиненных // Ориентир. - 2005. - №. 5

4. Чесноков Н. Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2005. - №. 4.

доцент кафедры психологии Военного университета,
кандидат педагогических наук, Полковник
Садритдин Буранов

«Ориентир» 2005.06

Теги: огп