Роль и значение авторитета офицера в процессе воспитания подчинённых

Результативность воспитательной работы во многом определяется авторитетом офицера, который, безусловно, является центральной фигурой в армии и на флоте. Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев, например, считал, что «в армии полки хорошими будут от полковников, а не от уставов, как быть им должно». Если качества командира отвечают требованиям занимаемой им должности, то он является авторитетным для коллектива. Когда они превосходят ожидания личного состава в хорошем смысле, командир пользуется особым авторитетом, уважением, любовью. Несоответствие качеств личности требованиям должности занижает или подрывает авторитет командира. Очень важно, чтобы солдат (матрос) в своем армейском руководителе видел требовательного, строгого, подчас даже сурового, но всегда справедливого, чуткого и заботливого старшего товарища.

Сущность и значение авторитета командира (начальника)

Необходимо отметить, что авторитет - явление социально-психологическое, характеризующее такие отношения людей, которые предполагают воздействие чьей-либо воли и подчинение ей. В переводе с латинского языка слово auctoritas означает «достоинство, сила, власть, влияние». В большинстве изданий авторитет определяется как влияние одного человека на другого за счет общественного признания моральных достоинств личности, доверия и уважения к ней, личных симпатий. Он позволяет одному человеку оказывать влияние на другого, не применяя принуждения. Это особый, специфический вид общественных отношений, означающий уважение, доверие со стороны коллектива к личности командира, признание за ней права на принятие решений и контроль за их исполнением.

Таким образом, под авторитетом принято понимать социально- психологическое влияние одного человека (или группы лиц) на других людей - руководителя на руководимых, учителя - на учеников, командира - на подчиненных, коллектива - на личность, вышестоящего органа - на подчиненную организацию.

Должностной авторитет руководителя вообще и командира в частности обусловлен его социальной ролью, той служебной властью, которая ему предоставлена. Служебный авторитет командира опирается на силу государства и права и представляет собой одну из форм осуществления власти в части и подразделении, т.е. является синонимом власти. Получается, что авторитетным надо считать всякого командира, который легко добивается от подчиненных подчинения, его любое мнение воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению. Однако сам факт такого послушания ни о чем не говорит, т.к. в чрезвычайных ситуациях подчиненные могут в корне менять свое поведение.

Очевидно, существует еще и другая власть над людьми, власть высшего порядка - моральная. Она есть не что иное, как моральный авторитет, который приходит к руководителю с проявлением высоких личностных качеств - профессионально-деловых, моральных и др. Моральный авторитет как бы усиливает служебную власть командира, т.е. его должностной авторитет. В этом случае отношения «командир - подчиненный» начинают строиться не на приказе, не на страхе наказания, а на силе примера, основываться на уважении к командиру. Власть командира, основанная на таком авторитете, не обременительна для подчиненных и его самого, проста и надежна. Без проявления высоких моральных качеств, духовной близости и теплоты к подчиненным такую власть завоевать нельзя.

В реальной жизни должностной авторитет не может быть оторван от морального. Не сформируется у командира высокий моральный авторитет, если налицо дефицит уважения со стороны подчиненных к власти, к праву, которыми он руководствуется. И наоборот, его должностной авторитет (даже при имеющихся власти и праве) завоевывается в опоре на высокую нравственность, профессионализм.

В идеале профессиональные и моральные качества командира любого ранга должны соответствовать занимаемой им должности. Соблюдение этого принципиального положения при подборе и расстановке кадров - залог добрых отношений командира и подчиненных, опирающийся на высокий авторитет первого.

Никакая должность сама по себе не приносит авторитета и уважения. Она только предъявляет определенные требования к личным качествам руководителя. Должностной авторитет приходит вместе с моральным, и заблуждается тот, кто считает, что авторитет у него появится автоматически, одновременно с назначением на должность. Зачастую можно встретить офицеров, занимающих одинаковые должности, имеющих равное воинское звание, но пользующихся разным авторитетом. Об одном подчиненные говорят с любовью и уважением, стараются подражать этому командиру. О другом же отзываются неодобрительно, а зачастую и с неприязнью. Очевидно, секрет авторитета не в должности и звании, а в стиле деятельности командиров и личностных качествах, в первую очередь таких, как высоко развитое чувство справедливости, профессиональная компетентность, нравственная чистота, скромность, заботливое и уважительное отношение к подчиненным и др. Необходимо, чтобы личностные качества командира, стиль его деятельности были на уровне требований его должностных обязанностей.

Существуют четыре уровня авторитета:

1. Высокий уровень. Командиры такого уровня имеют высокий авторитет, который постоянно проявляются во всех видах его деятельности.

2. Средний уровень. Для этих командиров характерно умеренное проявление деятельности, но не постоянно. В то же время отклонений в отрицательную сторону не наблюдается.

3. Низкий уровень. Авторитет таких категории командиров небольшой, имеет порой отрицательную направленность.

4. Нет авторитета. Для этих командиров характерен не только слабый авторитет, но нередко и его отрицательная направленность.

Процесс становления авторитета проходит определенные стадии:

- воздействие внешних факторов;

- проявление желания подражать начальнику;

- подтверждение собственного авторитета.

Авторитет командира по ряду причин может быть утрачен. Это происходит, как правило, из-за переоценки главных черт самой личностью, на авторитет которой может повлиять и изменившаяся ситуация.

Высокий авторитет командира способствует формированию у подчиненных интереса к службе, овладению своей специальностью, выступает мощным стимулом и мотивом их героических действий, инициативы и творчества в решении учебно-боевых задач. Непреходящее значение он имеет и в деле самовоспитания военнослужащих. Авторитетный командир, как правило, становится объектом для подражания.

Однако часто складывается такая практика, когда процветает культ должности, звания, слепого преклонения перед начальником, а в сознание внедряется мысль, что командир всегда прав, он умнее и его высказывания не подлежат обсуждению. При этом появляются предпосылки перехода единоначалия в единовластие, законности, уставной требовательности к подчиненным - в произвол, злоупотребление занимаемым положением в коллективе.

Авторитет командира во многом зависит от того, как он в своей деятельности опирается на «дух» и «букву» законов, следует уставам. Там, где в отношениях между военнослужащими господствует право, власть командира функционирует в рамках законности. Если нет этого, возникает вседозволенность, подрывающая авторитет начальника. Причины проявления вседозволенности у командиров разные.

Любой приказ, распоряжение должны соответствовать законам, требованиям правовых норм. Несоблюдение этого негативно влияет на авторитет командиров, так как незаконные приказы вызывают у подчиненных чувство обиды, неприязни и даже нежелание подчиняться.

В солдатской среде авторитет офицера во многом зависит от его энтузиазма, умения работать с подчиненными. Он необходим для успешного решения задач боевой подготовки. Чем больше авторитет командиров и начальников, тем полнее используются возможности повышения уровня руководства войсками, повышения боеготовности подразделений, частей.

Старшим начальникам необходимо вовремя указывать офицеру на ошибки в его действиях и поведении, которые подрывают его авторитет. Укрепить его, безусловно, может доброжелательная и честная критика со стороны старших товарищей. Очень плохо, что некоторые старшие начальники проходят мимо недостатков того или иного офицера, не помогают преодолевать их. Авторитет офицера - это результат упорного труда, развитие им личных качеств, знаний и умений плюс помощь старших начальников.
Завоевав исходный авторитет, командиру следует совершенствовать стиль своей работы с целью его поддержания и развития.

Здесь проявляется действие одного из законов авторитета - закона подтверждения, который состоит в том, что ранее завоеванный авторитет не может сохраняться продолжительное время, если его постоянно не поддерживать, не искать пути его развития и укрепления. Однажды завоеванный авторитет требует все новых и новых подкреплений. Если над его подтверждением не работать, от него не останется и следа.

Роль личного примера в воспитательном процессе

В Российской армии и на флоте всегда остро ставился вопрос о профессиональном и нравственном примере офицера в роли воспитателя. Это характерно и для современного периода. Научить воинскому мастерству своих подчиненных очень непросто и во много раз сложнее их воспитать. Офицер - это не только военный специалист, а и руководитель воинского коллектива, учитель и воспитатель. Роль личного примера офицера в обучении и воспитании своих подчиненных, в обеспечении высокой боевой готовности и воинской дисциплины на корабле, в части, подразделении очень много значит. Личный пример - один из наиболее эффективных методов в воспитании. Но какими бы замечательными качествами ни обладал сам офицер, они не могут механически отразиться в характере подчиненных. В деле воспитания нужна продуманная методика, которая помогает избегать разного рода просчетов и педагогических ошибок. Об их серьезности писал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Помните, что каждая ваша ошибка может обернуться уродством человеческой личности, болью души, страданиями».

Личный пример командира является тем условием, которое дает ему моральное право воспитывать других. Слову начальника подчиненные верят, если оно не расходится с делом, подкрепляется практикой, способностью офицера вместе с воинами преодолевать все трудности воинского труда, высокой инициативностью.

По делам и поступкам начальника подчиненные судят о его достоинствах и недостатках. Наблюдая за его поведением, они составляют о нем свое мнение и определяют свое отношение к нему.

Наиболее часто в деле воспитания офицеры допускают следующие ошибки: неуважительное отношение к личности подчиненного, оскорбление его грубым словом, искушение быть непререкаемым авторитетом во всех вопросах, игнорирование мнения коллектива, неумение или нежелание поддерживать душевные контакты с воинами, правильно строить с ними служебные и неслужебные отношения, отсутствие педагогического такта.

Выполнение воспитательных функций во многом зависит от наличия у офицера знаний, навыков и умений обучения и воспитания подчиненных. Говоря о роли личного примера офицера, следует подчеркнуть, что он влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные знания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям.

На завидные высоты поднимает авторитет командира принцип «Делай, как я!». Личный пример офицера, проявленный в эпизодах будничных, «приземленных», как нельзя лучше мотивирует подчиненных на успех, на профессиональное решение задачи. И, напротив, в тех случаях, когда доминирует лишь чиновничье- административный принцип «Делай, как я сказал!», за победы нередко приходится расплачиваться неоправданными жертвами.

Личный пример старшего поучителен. Он обладает большой наглядностью и привлекательностью. «Слово - учит, а пример ведет» - гласит народная мудрость. В глазах подчиненных только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к командирам (начальникам). А.С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель».

Молодой солдат или матрос, попав в незнакомую для него обстановку воинской части или корабля, учится новому поведению прежде всего на примере сержантов, старшин, офицеров. Их поведение - пример для него и в учебе, и в службе, и в быту. В трудной обстановке пример командира поднимает дух бойцов, вселяет в них смелость, решительность, мужество, облегчает перенесение тягот и лишений, зовет на подвиги. Поэтому офицеры, сержанты и старшины призваны служить примером для подчиненных.

Личный пример приобретает большую силу воспитательного влияния, если он естественно вытекает из внутренних качеств и убеждений офицера, проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Его действенность находится в зависимости от умения начальника убеждать подчиненных в необходимости строго соблюдать законы воинской службы, подкрепляя эти разъяснения непреклонной требовательностью.

Личный пример - очень важное средство для подъема и вдохновения личного состава в трудной, напряженной обстановке, когда необходимо поднять упавший дух воинов, вселить в них мужество, уверенность в победе, способность перенести любые испытания.

Успешное обучение и воспитание воинов во многом определяются личным примером выдержки и самообладания офицера. О значении выдержки образно говорил полководец А.В. Суворов: «Быть сильным хорошо, спокойным - вдвое лучше». Известный педагог А.С. Макаренко советовал «тормозить себя» на каждом шагу, а человека без тормозов называл «испорченной машиной».

В советский период предельно выдержанным считали сослуживцы и подчиненные маршала A.M. Василевского. Сам же Александр Михайлович говорил, что не всегда легко быть таким. «Но... сожмешь, бывало, до боли кулаки и смолчишь, удержишься от ругани и окрика. Умение вести себя в отношении подчиненных с достоинством - непременное качество... военачальника», - делал вывод полководец.

Умение офицера сдерживать себя от непродуманных, импульсивных действий является важным условием недопущения педагогических ошибок, преждевременных решений и действий. Даже в экстремальной ситуации нельзя забывать о контроле над собой, своими эмоциями, необходимости проявлять выдержку и самообладание.

Личный пример приобретает большую силу воспитательного влияния, если он естественно вытекает из внутренних качеств и убеждений офицера, проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Кроме того, его действенность находится в зависимости от умения офицера убеждать подчиненных в необходимости строго соблюдать законы воинской службы, подкрепляя эти разъяснения непреклонной требовательностью.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия примера наставника увеличивается, когда его авторитет проявляется всегда и последовательно.

«Только живой пример воспитывает, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом», - отмечал А.С. Макаренко.

Следуя положительному примеру, подражая ему, воины тем самым совершенствуют свои боевые, деловые и моральные качества, приобретая уверенность в правильности своего поведения.

Личный пример офицера, всегда и во всем поступающего по совести, выполняющего требования служебного этикета, является сильным фактором в формировании высокой культуры поведения военнослужащих, в создании в коллективе здорового нравственно-психологического климата. Неумение офицера систематически работать над собой, предъявлять к себе жесткую требовательность, склонность его к формализму и догматическому мышлению могут девальвировать его нравственные качества.

Методические рекомендации

Во вступительном слове необходимо указать на актуальность данной темы и практическое ее значение.

При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание на значение авторитета командира (начальника) при обучении и воспитании подчиненных.

В ходе изучения второго вопроса надо сосредоточиться на основных методах воспитания, конкретных примерах из практики, раскрыть их содержание, использовать передовой опыт применения личного примера в воспитательной работе. Следует напомнить, что воспитательная работа в подразделении (части) результативна в тех случаях, когда четко спланирована и грамотном проводится со стороны командиров (начальников).

Рекомендуемая литература:

1. Психология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990.

2. Подоляк Я. Офицеру об этике. - М.: Воениздат, 1991.

3. Анашкин О., Грунтовский И., Цепин М. Авторитет офицера и прапорщика //Ориентир. - 2004. - № 4.

4. Фирсенков В. Правила этикета и культура поведения военнослужащего // Ориентир. - 2001. - №8.

Майор Борис Иванов

«Ориентир» 04.2011

Теги: огп