Роль офицерского корпуса в воспитании подчинённых на лучших традициях отечественной военной культуры

Радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности современного российского общества с особой остротой проявились в культуре воинов. В этих условиях требуется настойчиво искать, сохранять и использовать позитивные составляющие культурного воздействия на духовный мир защитников Отечества.
Главным носителем и хранителем традиций отечественной военной культуры, как показывает повседневная практика, являются офицеры, составляющие костяк военных профессионалов, выступающие в роли одного из основных субъектов военной культуры.

Система традиций отечественной военной культуры, их сущность и основные социальные функции

В воспитании воинов Российской армии большая роль всегда отводилась воинским традициям. Обусловлено это их направленностью на выработку у личного состава устойчивой мотивации к образцовому выполнению своих служебных обязанностей, формирование лучших нравственных качеств, патриотизма, гордости за принадлежность к армии и флоту.

Слово «традиция» произошло от латинского traditic, что буквально переводится как «передача». В более широком плане традиции рассматривают как: 1) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; 2) обычай, установившийся порядок поведения в быту; 3) устный рассказ, передающийся от поколения к поколению, предание. Традиции иногда определяют как сгустки общественного мнения, сложившегося и существующего в прошлом.

Наиболее важными и существенными признаками традиций являются: 1) преемственность, т.е. способность традиций передаваться от поколения к поколению; 2) повторяемость. В данном случае повторяемость понимается не как бессмысленное повторение прошлого, а как необходимость обращения к прошлому опыту, чтобы найти ответы при решении проблем, возникших в новых условиях; 3) устойчивость, которая определяется живучестью наиболее важных духовных ценностей в данной культурной среде; 4) массовость их распространения (в форме, например, массовых привычек). Массовость распространения традиции определяется количеством носителей - представителей определенной социокультурной среды; 5) эмоциональность проявления. Это значит, что для поддержания традиций необходимы не только их понимание и признание, но и ответные положительные эмоции у их носителей; 6) социальная ценность, которая проявляется в том, что в любой традиции заложена определенная для общества, государства и отдельной личности социальная значимость, во многом определяющая мотив действий воина.

Традиции возникают и проявляются в различных масштабах и в различных сообществах, на различных уровнях общественной жизни. Они могут быть составной частью духовной культуры всего народа, нации, социальной группы (профессиональной, возрастной). В условиях армии и флота формируются свои традиции. Воинские традиции - это устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнение учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.

Жизнеспособность традиций определяется их постоянным обогащением, непрерывным развитием последующими поколениями, широтой проявления в обществе, соответствием историческому сознанию народа, воинов армии и флота. В этом смысле традиции можно рассматривать как прошлое, переходящее в будущее, активно развиваемое и своевременно обновляемое.

Содержание традиций включает различные компоненты, а именно: исторический, социальный, воспитательный, психологический, профессиональный и культурный. Между собой эти компоненты взаимосвязаны, однако каждый из них, взятый в отдельности, позволяет рассмотреть более детально одну интересующую нас грань. В данном случае мы акцентируем внимание на традициях как явлении отечественной военной культуры, которая в свою очередь выступает частью культуры общества.

Военная культура - продукт исторического развития, поскольку на протяжении всего периода существования общества у людей всегда была и продолжает оставаться потребность в сохранении, закреплении и распространении духовного опыта в военной сфере. Истоки военной культуры как социального явления уходят в далекое прошлое. Тогда же начали формироваться и воинские традиции. Само же понятие «военная культура» появилось сравнительно недавно - в конце XIX века. Сегодня в ее понимании можно выделить несколько точек зрения. Одни рассматривают ее в узком смысле как исключительно духовное явление; другие в более широком - как совокупность материальных и духовных ценностей, а также деятельность по созданию, распространению и усвоению этих ценностей в интересах обеспечения военной безопасности страны. Есть представители науки, которые склонны анализировать ее вне связи со всем обществом, а только как явление вооруженных сил.

Очевидно, взгляд на военную культуру нельзя сводить только к духовным ценностям и ограничивать ее существование армией и флотом. Ее целесообразно рассматривать в более развернутом плане, выделяя в ее структуре военную культуру общества, военную культуру государства, военную культуру вооруженных сил и военную культуру личности военнослужащего. Военная культура призвана выполнять ряд жизненно важных для общества функций, а именно: обеспечивать социальное взаимодействие в военной сфере, национальную и военную безопасность общества, государства и личности; поддерживать в обществе социальную стабильность; накапливать опыт в военном деле, в технологиях обучения и воспитания воинов; осуществлять военную социализацию, передачу боевых навыков, умений, традиций от одного поколения к другому и т.д. Непосредственно реализация этих функций в обществе возложена на вооруженные силы государства, командиров и начальников.

В свою очередь значение воинских традиций в общей системе военной культуры определяется через функции, которые они выполняют в жизнедеятельности воинского коллектив, в воспитании воинов. Среди них: аккумулятивно-транслирующая, познавательно-информационная, нормативно-регулятивная, оценочная, побудительная, консолидирующая, нравственно-этическая, воспитательная.

Воинские традиции в армии и на флоте рождались на протяжении столетий, ковались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. На этом пути им порой противостояли косность, невежество, ложные ценности, бездуховность, идеологические штампы и т.д. Не секрет, что ряд традиций видоизменялся, некоторые подвергались деформации или размывались. В значительной степени это было обусловлено теми социальными, политическими, экономическими и духовными процессами, которые протекали и протекают сегодня в нашем обществе. Вот почему возрождение лучших традиций Российской армии и флота представляет особую актуальность.

По основным сферам воинской деятельности, к числу которых относят боевую подготовку, процесс обучения и воспитания, воинский быт, воинские традиции делят на: а) боевые традиции, отражающие опыт славных боевых побед; б) традиции обучения и воспитания; в) традиции воинского быта. Между собой эти традиции тесно связаны и не существуют изолированно друг от друга. Боевые традиции в общей системе воинских традиций занимают особое место. Они выступают в качестве их ядра. Поэтому очень часто боевые традиции отождествляют с воинскими традициями в целом.

По степени нормативного закрепления воинские традиции делят на юридически оформленные (в военной присяге, воинских уставах, наставлениях) и неформальные (не закрепленные законодательно). Закрепленные юридически воинские традиции приобретают не только моральную, но и юридическую значимость.

По степени общности воинские традиции можно классифицировать как общие, характерные для всех Вооруженных Сил России, выступающие частью духовной культуры армейской среды, и частные, отражающие специфику деятельности воинов в видах, родах, конкретных соединениях и частях.

В зависимости от роли в укреплении боеспособности различают традиции прогрессивные и реакционные. Последние тормозят развитие личности воина, воинских коллективов.

История развития воинских традиций и офицерского корпуса как социально-профессионального слоя российского общества


Анализ процесса формирования, развития и функционирования воинских традиций в Российской армии показывает, что он осуществлялся в рамках основных исторических периодов существования российской государственности, в тесной связи с совершенствованием организации вооруженных сил, их командного состава. Поэтому при рассмотрении истории становления и развития воинских традиций, места и роли офицеров в воспитании воинов на традициях военной культуры в качестве основания периодизации целесообразно брать форму государственности. Таких периодов научная литература выделяет шесть:

I период - Киевская Русь (IX в. - 1-я четверть XII в.). В княжеских дружинах и земском войске возникают первые воинские традиции в форме клятвы перед боем, защиты ближнего в бою и т.д.

II период - время раздробленности русских земель (2-я треть XII в. - XIV в.). Происходит утверждение и распространение идей объединения русских земель в борьбе с общими врагами, защиты рубежей Отечества.

III период - Московское государство ()0/ - XVII вв.). Основу армии этого периода составляло поместное войско, организационной основой которого были сотня и приказ (состоящий из пяти сотен). Единственным офицерским чином в войске в это время был сотник или сотенный голова. У городских казаков - есаул и атаман. При царе Алексее Михайловиче приказ заменяется на полк, соответственно его командира называют полковником. С привлечением на русскую службу иностранцев в Русской армии начинает формироваться современная система офицерских чинов. Заметную роль в русских вооруженных силах они начинают играть в первой половине XVI в., когда впервые стали формироваться полки «иноземного строя». Увеличение числа данных полков привело к появлению генеральских чинов. Таким образом, к концу XVII в. в России в целом сложилась социально- профессиональная группа воинских начальников, имеющая европейскую иерархию чинов. Она и послужила прообразом офицерского корпуса Русской регулярной армии.

Введение новой, чисто военной иерархии чинов и отмена местничества совершили тот переворот в российском обществе, без которого было бы немыслимо существование офицерства как костяка регулярной армии.

При Петре I на практике было положено начало традиции производства в офицеры независимо от происхождения, что явилось важнейшей предпосылкой для обретения русским офицерством особого статуса. Судя по документам того времени, воинские традиции в этот период были направлены на формирование у воинов беспрекословного выполнения воинского долга. Решение задач обучения и воспитания солдат почти полностью возлагалось на офицерский состав.

IV период - Российская империя (1721 - 1917 гг.). Воинские традиции получили свое дальнейшее развитие. Главную духовную основу их в это время составляли следующие идеи: решающий фактор войны - человек; органическая близость между командирами и солдатами; воинская честь - основа службы; нравственное воспитание, патриотизм - залог победы в бою; поощрение инициативы и творчества командиров; повышение образовательного уровня воинов; преемственность обучения и воспитания; обучение воинов тому, что необходимо на войне, и др. Забота о воине, его моральном духе являлась важнейшей стороной военной деятельности выдающихся русских полководцев - П.А. Румянцева, Г.А. Потемкина, А.В. Суворова, М.И. Кутузова.

К концу XVIII в. офицеры России полностью вошли в состав дворянского сословия, стали наиболее привилегированной его частью. Офицеры как профессиональная группа в социальном плане стояли выше любой другой. И вряд ли было случайным, что в это время Россия раздвинула свои границы в Европе предельно далеко и стала сильнейшей державой мира.

В последующее время в силу разных причин экономического, политического, социального и духовного порядка, с усилением в обществе власти денег положение офицеров часто менялось далеко не в лучшую сторону, становилось порой незавидным. К большому сожалению, это проявляется и в настоящее время. Тем не менее престиж профессии офицера в нашей стране всегда оставался высок, что традиционно связано с издавна бытовавшим на Руси отношением к воинской службе, представлениями о чести, достоинстве и благородстве офицеров как носителей высочайших моральных устоев и традиций.

V период - советское государство (1917 - 1993 гг.). Происходит замена монархических и религиозных идеологических основ воинского воспитания на партийно-классовые, формируется система государственного руководства военно-патриотическим воспитанием. Отвергнутые революцией духовные традиции через некоторое время вновь восстанавливаются. Так, традиция офицерских собраний, начавшая свое развитие с 1718 г., была упразднена в 1917 году и возрождена в 1943 году. В 1937 г. вновь вводятся воинские звания, которые были отменены после революции.

В боях против интервентов, белогвардейцев и других врагов советского государства многие традиции получили свое дальнейшее продолжение и развитие. Не следует забывать, что в этом процессе свою положительную роль сыграли военспецы, перешедшие на сторону новой власти. Во второй половине 1918 г. они составляли 76 % всего командно-административного состава и более одной трети комсостава Красной армии.

С началом войны с фашистской Германией и ее союзниками вся страна, как это бывало не раз в прошлом, в едином патриотическом порыве встала на защиту независимости Родины. Героизм и стойкость были поистине массовыми явлениями. Это стало возможным только благодаря единству и общим усилиям войск и населения, пониманию ими той огромной ответственности, которая легла на их плечи, тем высочайшим морально-психологическим качествам, которые были сформированы в довоенное время.

Как образец высокого патриотизма, героизма и верности традициям старших поколений в первые дни войны вошли в историю защитники Брестской крепости, Перемышля, Могилева, военно-морской базы Лиепая, Моонзундских островов.

Значительную роль в формировании этих качеств сыграла проводимая воспитательная работа, основанная на национальных героических традициях нашего народа и его армии. Эти традиции находили отражение в наименованиях ряда военных операций. Орловская операция 1943 г., например, получила название «Кутузов», наступательная операция этого же года на белгородско-харьковском направлении - «Полководец Румянцев», план Смоленской операции, осуществленной осенью 1943 г., имел кодовое название «Суворов», а Белорусской операции 1944 г. было дано наименование «Багратион». В 1943 г. были узаконены погоны, что способствовало поднятию авторитета начальствующего состава.
VI период - современный (с начала работы Государственной Думы в 1994 г., принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. по настоящее время). С этого времени началась большая работа по возрождению лучших традиций Российской армии и флота в общем русле реформирования Вооруженных Сил России. В этих условиях возникла объективная необходимость проанализировать содержание имеющихся воинских традиций, определить основные направления и тенденции развития наиболее государственно значимых и жизненно необходимых духовных традиций, которые должны стать ценностными ориентирами для военнослужащих современной Российской армии. Кроме того, потребовалось уточнить подходы, пути, формы, методы воспитания военнослужащих на лучших традициях отечественной военной культуры, а также саму историю формирования и развития боевых традиций отдельных видов Вооруженных Сил, родов войск, флотов, частей, военно-учебных заведений и т.д.

Важнейшие воинские традиции отечественной военной культуры

Незримыми, но прочными узами связывают традиции воинство различных поколений, передавая как эстафету примеры для подражания, секреты мастерства воинских профессий, дух народа и армии. Рассмотрим содержание наиболее значимых из них. Первой среди воинских традиций по праву называют патриотизм, служение Отечеству. Эта традиция имеет социально-психологическую природу, свою историю возникновения и духовно-нравственную основу. В патриотизме русских воинов в наибольшей степени проявляется истинность человека и сына Отечества. Основой патриотизма как духовной традиции является осознанное чувство любви к Родине, забота о ее интересах, готовность в случае необходимости к ее защите.

Являясь сложным и многогранным явлением, патриотизм оказывает особое влияние на выполнение воинского долга. В служении Отечеству видели смысл жизни все лучшие представители Русской армии. Таким был прежде всего Петр I. Извещая митрополита Рязанского Стефана Яворского о вторжении Карла XII на территорию России и о предстоящей напряженной борьбе с ним, Петр писал: «Мы здесь не то что трудов, но и живота своего за церковь и отечество жалети не будем». Еще с большей силой патриотизм Петра прозвучал в его приказе перед Полтавской битвой.

Другой традицией воинов Российской армии выступает вера в победу. Основывается данная традиция на уверенности воина в силу и могущество Родины, в справедливость проводимой государством внутренней и внешней политики. По своей сути она выступает в качестве духовного стимула выполнения воинского долга, помогает преодолеть чувство страха смерти. С данной традицией связано формирование у воинов таких качеств, как выносливость, смелость, храбрость, терпение. Именно вера в победу помогла нашему народу, воинам армии и флота одержать победу над гитлеровской Германией и ее союзниками в ходе Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Действие данной традиции полностью проявляется не только в войнах большого масштаба, но и в локальных конфликтах.

Верность Боевому знамени - традиция, которая наиболее почитаема в военной среде. Известно, что еще в далекие времена первым прообразом знамени являлся длинный шест, на верхушке которого укреплялись пучки травы, ветви, конские хвосты. С принятием христианства на ткани стали изображать крест, образы Нерукотворного Спаса, святых Бориса и Глеба и др. Подобные знамена на Руси называли стягами. В «Сказании о Мамаевом побоище» вместо «стяг» употребляется слово «знамение», «знамье». Значение знамени особенно возрастает в Московском войске. При Павле I окончательно формируется отношение к знамени, которое переводится из категории табельного имущества в ранг полковых регалий. Петр I определил особую ответственность за сохранение Боевого знамени. Утрата знамени в бою считалась тяжелым позором и вела к немедленному расформированию полка. В данном случае солдаты и офицеры должны были кровью искупить свою вину. В истории Русской, Советской армии известно немало ярких примеров, когда солдаты и офицеры во имя спасения Боевого знамени жертвовали своей жизнью.

Войсковая дружба, товарищество, взаимная выручка в бою являются еще одной воинской традицией российских воинов. Главную суть данной традиции наиболее ярко сформулировал А.В. Суворов: «Сам погибай, а товарища выручай». Этот девиз был и остается основой боевого братства русских войск. Особенностью данной традиции, ее зарождения является отражение в ней специфики русского характера, общинного уклада жизни российского крестьянства, его стремления к единению, совместной борьбе с общими врагами, что, естественно, находило свое отражение и в армейской среде, в традициях. Н.В. Гоголь устами Тараса Бульбы особо подчеркивал значимость товарищества для русских людей: «Нет уз святей товарищества!»

Непосредственно с этой традицией связана другая - забота о товарищах, о подчиненных со стороны командиров, об их нуждах, здоровье. Отсутствие этого, пренебрежение к потребностям подчиненных приводили к разрушению единства коллектива, к появлению ненависти, что никак не способствовало формированию у воинов воодушевления, уверенности, которые столь необходимы им в бою.

Важное место среди воинских традиций принадлежит личному примеру офицера. Особенно ценятся у офицеров такие качества, как точность, пунктуальность, дисциплинированность. Силой своего примера, дисциплинированностью и исполнительностью офицер воспитывает у военнослужащих чувство долга, ответственности. При этом ему следует подавать пример не только в больших, но и малых, порой самых мелочных делах. В этой связи офицеру необходимо обладать такими нравственными качествами, на которых основывается личное желание подчиненных видеть в нем своего начальника, подчиняться и верить ему. Как писал в этой связи писатель А. Платонов: «Без любви к своему офицеру солдат - сирота, а сирота - плохой солдат. Офицер должен заслужить любовь своих солдат действительным превосходством своих человеческих и воинских качеств; лишь тогда, когда солдат убежден в превосходстве офицера, убежден до сердца, убежден своею любовью, ему легко страдать вместе с офицером и умереть возле него, когда потребует долг».

Изучение опыта формирования и развития традиций Русской армии, которые дополняются, уточняются и сегодня, позволяет определить следующий порядок работы офицеров в этом направлении их деятельности:

- выявление (осознание) конкретной актуальной потребности военнослужащих в соответствующей традиции;

- оценка социальной и военно-профессиональной значимости выявленной потребности;

- организация целенаправленной воспитательной работы по приданию зарождающейся традиции военно-профессиональной значимости;

- формирование у военнослужащих устойчивых мотивов и навыков удовлетворения потребности через нормативно оформленную воинскую традицию;

- поэтапная замена, дополнение, уточнение существующей традиции.

Основными формами воспитания российских воинов на воинских традициях являются общественно-государственная подготовка, мероприятия военно-исторической, военно-социальной и культурно-досуговой работы.

Таким образом, исторический путь, пройденный нашей армией и флотом, свидетельствует о том, что их лучшие воинские традиции неразрывно связаны между собой, формировались в органической связи, являются мощным фактором воспитания у воинов высоких нравственных качеств, таких как патриотизм, верность воинскому долгу, мужество, постоянная готовность обеспечить военную безопасность своей Родины.

Методические рекомендации

Занятие целесообразно провести в музее или комнате воинской славы части с приглашением ветеранов.

Во вступительном слове необходимо отметить, что сегодня возрождение традиционных ценностей духовной культуры российского общества является одной из актуальных задач в деле воспитания молодежи, воинов армии и флота, важнейшей обязанностью офицеров.

При рассмотрении первого вопроса необходимо разъяснить сущность, содержание, структуру и социальные функции воинских традиций, их место в системе духовных ценностей военной культуры. Для более полного уяснения этого вопроса важно определить суть самой военной культуры, ее основные функции, реализация которых непосредственно возложена на офицерский корпус.

Раскрывая содержание второго вопроса, необходимо основное внимание обратить на историческую преемственность воинских традиций Российской армии, место и роль офицерских кадров в системе военной культуры, в воспитании и обучении личного состава на лучших традициях отечественной военной культуры.

Излагая третий вопрос, необходимо, опираясь на конкретные примеры, рассмотреть основные общие воинские традиции современных Вооруженных Сил РФ, их значение для воспитания личности воина.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы, дать задание для самостоятельной работы.

Рекомендуемая литература:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. - М., 2009.

Военная энциклопедия в 8 томах / т. 8 - М.: Воениздат, 2004. С. 107-108.

Волков С. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993.

Ефремов И., Хмара Н., Шевцов В. Офицер: личность и воин: Монография.- М.: ВА ГШ ВС РФ, 2008.

Морихин В. Традиции офицерского корпуса России. Научно - историческое исследование. - М.: Граница, 2003.

Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. - М.: ВУ, 1997.

Полковник в отставке
кандидат философских наук, доцент,
ведущий научный сотрудник Пограничного
научно- исследовательского центра ФСБ РФ,Александр Литвинов

«Ориентир» 07.2010

Теги: огп