Роль прапорщиков и мичманов в патриотическом воспитании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Многовековая история России для многих поколений российских граждан является неиссякаемым источником зарождения патриотических чувств, которые играют огромную роль в воспитании духовно-нравственных ценностей защитников Отечества.

История возникновения и развития патриотизма в России

На Руси упоминание о патриотизме как явлении общественной жизни встречается еще в военно-исторических документах и летописях IX - XII веков. Эта эпоха связана с зарождением государственности, поэтому патриотизм носил тогда своеобразный, ПОДЦАНИЧЕСКИЙ характер - с принятием православия выражался в верности святой православной Руси.

Яркое представление о патриотизме как источнике служения общенациональным интересам русского народа дает литературное произведение «Слово о полку Игореве». В нем все это было отражено в виде союзных отношений всех русских князей. Таким образом, уже в древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, человечества и его истории, сочетавшееся с высоким патриотическим чувством.

Благодаря православной вере и патриотизму были одержаны многие победы русского оружия. Именно православный патриотизм и национальное единство во многом обусловили победу русских воинов на Куликовом поле в 1380 году. На борьбу с Мамаем князя Дмитрия Донского благословил преподобный Сергий Радонежский. Рязанский князь Олег, который должен был идти против Дмитрия Донского, узнав о благословении Сергия Радонежского, отказался от планов воевать против московских полков.

Другой пример. Суворов учил русских воинов: «Чудо-богатыри! Покой, опора, слава Отечества! С нами Бог! Молись Богу - от Него победа... Всякое дело начать благословением Божиим. До издыхания будь верен Государю и Отечеству... Дух укрепляй в вере отеческой, Православной. Безверное войско учить -что перегорелое железо точить. Что дерево без корня, то почитание ко власти земной без почитания ко власти Божией. Воздай честь небу, а потом земле».

Другие исторические события в жизни русского народа свидетельствуют, что идея зашиты Отечества стала несокрушимой морально-нравственной силой. Национально-государственное объединение народа на патриотической основе способствовало могуществу России, укреплению православной патриотической идеи и соединению ее с государственностью.

В период деятельности Петра I и его последователей выше всех ценностей и добродетелей был патриотизм ДЕРЖАВНЫЙ (государственный). Этот этап существования Российской империи как самодержавно-монархического государства характеризовался господством триединой идеи: «Православие. Самодержавие. Народность». Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью, о них говорилось в «Табели о рангах», они являлись непременным условием получения чинов, наград, званий. В начале XVII века государственный патриотизм закрепляется законодательно в «Уставе ратных и пушечных дел», приобретая военно-профессиональное значение и став нормой поведения воинов.

С середины XVIII века начали создаваться педагогические основы патриотического воспитания воинов, разрабатывалась система патриотического просвещения. В частности, «Инструкция пехотного полка полковнику» требовала от командиров проводить патриотическое воспитание воинов посредством регулярного разъяснения и чтения им уставов, артикулов, приказов. Непреложным правилом было, что каждый офицер является носителем высоких патриотических чувств. В беседах с подчиненными офицеры всегда пропагандировали славу и могущество народов России, ее великодержавные символы.

Это, безусловно, способствовало проявлению российскими воинами чудес мужества и героизма при защите своего Отечества. Яркий пример этому- Отечественная война 1812 года, в ходе которой на защиту Родины встало не только российское воинство, но и гражданское население.

Накануне Бородинской битвы, в 1812 году, воины молились перед чудотворной иконой Смоленской Божией Матери. В честь победы в Отечественной войне в Москве сооружен храм Христа Спасителя. «Чем тяжелее русскому народу предстоял подвиг, - писал профессор Царевский А.А., - чем грозней была опасность, тем крепче обыкновенного брался он за спасительный стяг своей веры. Готовясь к бою, войско русских молилось, постилось, нередко приобщаясь Святых Тайн Христовых. Его сопровождали наиболее чтимые святые иконы... А когда Господу угодно было благословить воинство русское победою, то все, от военачальника до последнего воина, успех свой обыкновенно, приписывали милости Божьей, заступлению Пречистой Богоматери и святых угодников...Так, русский император Александр на медалях в память Отечественной войны 1812 года повелел выбить знаменательные слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Удивляющий мир весь своею физической выносливостью, воин русский силен и непобедим главным образом силою духовную... Русский солдат воистину сил
ен и грозен тем, что всегда он был и есть прежде всего христолюбивый воин».

В качестве следующей формы патриотизма следует назвать ГРАЖДАНСТВЕННЫЙ патриотизм (либерально-государственный), который стал утверждаться в конце XIX - начале XX веков в России. Ему были присущи такие черты: свободолюбие и отрицание всех форм социального угнетения;, гражданственность, сочетавшаяся с идеей «евразийства» и «геополитичности»; духовно-нравствен пая возвышенность, интеллектуализм и военно-практическая направленность; неразрывная связь патриотизма с православием, существующей государственностью и народностью (лозунг «За Веру, Царя и Отечество!»); историческая преемственность; любовь к Родине и нетерпимость к социальному эгоизму, национальной исключительности.

Эти идеи получили свое теоретическое обоснование в принципе «общего блага», направленного на консолидацию людей. Сторонники идеи патриотизма говорили, что интерес нации есть высший интерес для истинного «сына Отечества», а любовь к Родине, национальная гордость - первейшая добродетель настоящего гражданина.

Русские просветители подчеркивали, что социальный эгоизм несовместим с патриотизмом. Мотивы единства, сплоченности народов на основе патриотизма находят свое выражение в трудах многих русских прогрессивных мыслителей и общественно-политических деятелей.

Русские революционеры-демократы утверждали, что патриотизм имеет социальные корни, является чувством, выражающим интересы народа. В своей патриотической деятельности человек должен опираться на идею передового общественного устройства, способствовать своей деятельностью установлению этого строя.

Идее российского досоветского патриотизма были присущи как положительные, так и отрицательные моменты. При всей силе патриотизма русских людей, их стремлении к защите Отечества официальная российская пропаганда отождествляла Родину с образом царя-самодержца, призывая народ и армию верно служить и сражаться за него.

Основными особенностями СОВЕТСКОГО патриотизма были: преданность трудящихся социалистическому Отечеству, его общественному и политическому строю; сохранение лучших патриотических традиций прошлого; неразрывная связь с интернационализмом; общенародность; сознательный характер, ясность понятий людей о гражданском долге; активность и действенность. Суть всего этого выражалась в лозунгах: «За социалистическое Отечество! За победу коммунизма! За советскую власть!».

В качестве объекта патриотизма в советский период отечественной истории выступало понятие «Отечество». Под Отечеством понимался не только родной край - «страна отцов», не только нация (народность) с ее языком, общностью территории, экономической и культурной жизни, а в основе своей - экономический и политический строй, характер взаимоотношений классов. При этом Отечество представлялось как общественная, строго историческая величина, меняющая свой облик, свое содержание не только с изменением классовой структуры общества в целом, но и в пределах одного и того же общественного строя в зависимости от ступени развития, на которой оно находится. А также в зависимости от положения данной страны по отношению к другим (угнетающая или угнетенная), а в периоды войн также и в зависимости от характера войны, которую ведет данная страна.

Советскому патриотизму был присущ классовый характер. Представители марксизма утверждали, что в антагонистическом обществе нет места патриотическим чувствам у трудящихся, ибо оно является машиной их угнетения. Патриотические чувства трудящихся проявляются лишь в момент их борьбы за свержение власти эксплуататоров, за демократизацию существующего политического строя, за национальную и политическую независимость страны.

Теоретическое обоснование классового характера патриотизма и Отечества привело к тому, что Отечеством трудящихся стало считаться только социалистическое Отечество, а настоящим патриотом тот, кто служит этому Отечеству и защищает его. Стоящие на позициях общенародного, внеклассового Отечества были отнесены к социально чуждым элементам, врагам.

Марксистско-ленинская трактовка патриотизма заключается еще и в преувеличении роли интернационального характера социалистического патриотизма, в его неразрывной связи с интернационализмом.

На практике получалось, что в послеоктябрьский период произошло переподчинение отечественных интересов задаче международной пролетарской солидарности, а русских и российских интересов - задаче интернационализации общественных отношений внутри многонациональной страны.

В современных условиях понятие патриотизма сводится к НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОМУ патриотизму и понимается как проявление чувства гордости за свою страну при активном участии ее граждан в укреплении государственности. Исходя из этого, государственный патриотизм содержит в себе идеи державности, гражданственности, целостности и суверенности территории Российского государства, ответственности перед Отечеством, неприязни к национализму, гордости за принадлежность к России.

При этом основными направлениями духовно-патриотического воспитания военнослужащих являются: формирование гражданственности, верности Конституции Российской Федерации; восстановление национальной чести и достоинства, гордости за наше Отечество; создание стройной системы историко-патриотического воспитания.

Воспитание военнослужащих на примере защиты Отечества

Исторические и географические условия нашей страны вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения к военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил своих сил, самой жизни, защищая родную землю.

Это воспитывало у русских воинов следующие качества: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручку и презрение к смерти в критические моменты боя.

А положили начало возникновению этих славных традиций славянские племена, с оружием в руках отстаивавшие свою свободу и независимость. «Племена славян и антов, - писал древнегреческий историк Маврикий Стратег, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению... Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище».

Эти качества были характерны и для воинов древнерусского войска - княжеских дружин. Дружинники отличались хорошей организованностью, дисциплиной, мужеством и храбростью, проявлением высокого патриотизма. Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество - являлось неписаным правилом для них. Обязательным считались и соблюдение присяги, верность князю, его знамени. В Древней Руси стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до конца.

Несгибаемую силу русского народа, его непреодолимое стремление к свободе и независимости продемонстрировали победы русского оружия над многочисленными кочевниками, рыцарями-крестоносцами, монголо-татарскими ордами.

Таким образом, воинские традиции Древней Руси лежат в основе военной доблести Великой России. Их стержнем был патриотизм, зиждящийся на духовно-нравственной основе любви к своей Родине.

Смутным временем назвали русские люди период конца XVI -начала XVII вв. Перед Российским государством встал вопрос - быть ли русскому народу свободным или попасть под иноземное владычество. На борьбу с захватчиками поднялись все. Во главе земского ополчения стали избранные народом и облеченные его доверием Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Преимущество ополченцев было в высоком воинском духе ратных людей. Они сражались за родную землю, за освобождение Российского государства, своей столицы.

Могущество, достигнутое Россией к концу XVIII века, не было щедрым даром провидения. Полководцы и флотоводцы, солдаты и матросы, одерживая победы над врагами Отечества, укрепляли тем самым государство, служа прогрессивному общенародному делу. Такова диалектика исторического развития.

Создатель регулярной армии и флота Петр I большое внимание уделял формированию у воинов патриотических и профессиональных качеств. Заложенные им традиции углублялись и расширялись верными учениками и соратниками царя. В эпоху Петра Великого патриотическая идея обрела правовую основу. В присяге, созданной в 1716 году, было сказано: «...Обращаюсь всемогущим Богом служить всепресветлейшему нашему царю и государю верно и послушно... Его царского величества государства и земель его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и прочих воинских случаях какого оные звания ни есть, храброе и сильное чинить сопротивление, и всяким образом оных побеждать потщусь...». Присяге были верны как воины Петра Великого, так и последующие поколения защитников нашего Отечества.

Нельзя говорить о патриотизме нашего Отечества, называя его просто «русский». С древних времен национальный состав Русской армии был разнообразным. И что же делало эту разноплеменную и разноязыкую массу сплоченной? Двух мнений быть не может - истоки силы многонациональной Русской армии следует искать в политике, которую проводило государство для ее укрепления. Выше расовых взглядов, течений и верований наши предки ставили понятие «Родина». К примеру, в России издревле жило много немцев, и они охотно шли на военную службу, считая делом своей чести участвовать в защите земли, на которой они живут.

Блестящие победы на суше и на море прочно укрепили военный и международный авторитет России. Западные армии четко уяснили: встреча в бою с русскими гренадерами не предвещает ничего хорошего. Испытала это на себе и армия Наполеона. Легендарный подвиг героев Бородина явился для последующих поколений русских людей вдохновляющим примером патриотического выполнения долга перед Родиной. В Отечественной войне 1812 года прославились имена российских немцев: генерала Карла Клодта, морского офицера, позже ставшего адмиралом, Теодора Литке, одного из организаторов и руководителей партизанского движения против французов, Александра Фигнера и других.

Яркие примеры мужества и героизма русских войск, образцы стойкости и патриотизма продемонстрировала Крымская война 1853 - 1856 гг. Подвиги, совершенные россиянами в Синопском сражении и при обороне Севастополя, - навсегда в памяти благодарных потомков. Русские немцы добровольно участвовали и в русско-персидской, русско-турецкой, Крымской войнах. Наша память хранит и легендарную эпопею обороны Порт-Артура. Русские солдаты и матросы предпочитали смерть в бою сдаче в плен.

Остаются чтимы нашим народом герои Первой мировой войны. Стойкость и героизм русских солдат были не менее достойны подражания, чем подвиги их предков. Так, 18 августа 1914 года во время отхода 13-го корпуса генерала Клюева колонна Невского пехотного полка, увлекаемая командиром полка Первушиным, ринулась в штыки на 17-й немецкий корпус Макензена, вставший у них на пути. Вся колонна погибла в штыковой атаке, повторив подвиг Ипатия Коловрата и его дружины.

Во время Первой мировой войны, учитывая неэтичность служения солдат-немцев на русско-германском фронте, командование армии направляло их на Кавказ, в район боевых действий с турками. Так, российские немцы активно участвовали в штурме мощной турецкой крепости Эрзурум. При осаде ее, по некоторым данным, сложили головы около пятидесяти тысяч немецких колонистов, которые показали образцы героизма, верности своей Отчизне и воинскому долгу. Так же поступали и другие нации и народы, населявшие огромные просторы Российской империи.

Традиции героического прошлого нашего народа стали символом несгибаемого боевого духа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Эти национальные традиции объединили все общество. Только в Москве за первые три дня войны поступило более 70 тыс. заявлений с просьбой направить на фронт.

Трудно выделить кого-либо, когда вся страна в едином патриотическом порыве встала на защиту своей независимости. Героизм в годы войны был массовым. Целые воинские части, роты и батальоны покрывали себя неувядаемой славой.

Победа в Великой Отечественной войне стала возможна лишь благодаря монолитности нашего многонационального государства. Человечество не знает другого такого примера, когда бы война столь тесно сплотила все нации и народы. В борьбе с врагом представитель каждой нации считал прежде всего себя патриотом и гражданином страны, а затем уже русским, украинцем, белорусом, грузином, казахом и т. д. Величие духа многонациональной семьи защитников Родины олицетворяет славная когорта Героев Советского Союза, в числе которых воины свыше 70 национальностей. Среди прославленных полководцев ПК. Жуков - русский, И.Х. Баграмян -армянин, Н.Э. Берзарин - латыш, Л.М. Доватор - белорус, ДА. Драгунский - еврей, Р.Я. Малиновский - украинец, И.А. Плиев - осетин, К. К. Рокоссовский - поляк и т.д.

Уже после войны, размышляя о величии нашей победы, Г. К. Жуков писал: «Обо что же споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг на территории нашей страны? Что же, прежде всего, помешало им продвигаться вперед привычными темпами? Можно твердо сказать - главным образом массовый героизм наших войск, их ожесточенное сопротивление, упорство, величайший патриотизм армии и народа».

В основе воинских традиций Российской армии лежат три ключевых нравственных понятия «патриотизм», «воинская честь» и «долг». Армия жива, пока существуют в ее рядах носители этих понятий.

Олицетворяя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения России, великий русский философ Ильин писал, что «русская армия всегда была школой патриотической верности» у выступает как «наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг - «Жить для России и умереть за Россию».

Патриотизм обычно связывается с любовью человека к своей родине, его привязанностью к местам, где он родился и вырос, готовностью все это защищать.

Но патриотизм россиян уникален по своей природе. Любовь русского человека к Родине можно сравнить только с любовью к своей матери. Ни в одном языке мира мы не встретим словосочетания «родина-мать». В этих самых дорогих для человека словах выражена глубина патриотизма нашего народа.

Что же это за феномен - загадочная русская душа? Что движет миллионами российских граждан в лихие для страны лета? В чем проявляется российский патриотизм и национальный характер россиян?

1. Особая любовь русских людей к родной земле.

2. Общинность как устойчивая склонность и потребность русских людей в коллективной жизни.

3. Свободолюбие, готовность к сознательному самопожертвованию ради свободы Отечества.

4. Жизненная стойкость и мужество.

5. Особое понимание воинского героизма.

6. Державность (государственная самодостаточность) как исторически и геополитически обусловленная форма развития Российского государства.

7. Гордость и достоинство русской нации, сочетающиеся с проявлением миролюбия и добрососедских отношений с другими народами.

8. Действенность проявления патриотических чувств.

Россия отличается от других стран мира еще и тем, что, оказываясь в, казалось бы, исторически неразрешимой ситуации, каждый раз находила в себе силы «возродиться из пепла», стать еще более сильной и сплоченной державой. Примеров в нашей истории более чем достаточно. Отсюда - наша уверенность в преодолении кризиса современной жизни, в успешном проведении реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Но это потребует от каждого из нас напряжения всех духовных и физических сил во имя своего народа, своей Родины.

Методические рекомендации

1. Во вступительном слове руководителю ОГП необходимо отметить важность датой темы, определить цель занятия, назвать его основные вопросы, напомнить слушателям об их роли при работе с подчиненными по воспитанию у них патриотических чувств.

2. При рассмотрении первого вопроса целесообразно основное внимание уделить идее зарождения и развития патриотизма в России, подкрепить все это примерами из истории и настоящего времени.

3. В ходе освещения второго вопроса важно подчеркнуть, что в основе патриотического воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ лежат любовь к Родине, преданность Отечеству, которые формируются объективными условиями и целенаправленной, настойчивой воспитательной работой. При этом надо сделать акцент на том, что примеры из истории России являются наиболее убедительными аргументами при проведении этой работы.

4. В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по организации патриотического воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ, осуществляемой прапорщиками и мичманами, и еще раз напомнить о роли слушателей в этой важной и необходимой для нашего сегодняшнего общества работе.

Рекомендуемая литература:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы». - М., 2001.

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. - 2003, 5 июля.

3. Кузнецов Р. Патриотизм - источник духовной силы российского воина// Ориентир. - 2003. - №12.

4. Стрельников В. Патриотизм - источник морального духа российского воина // Ориентир. - 2002. - №7.

5. Стрельников В. Патриотизм - важнейший фактор укрепления Вооруженных Сил РФ //Ориентир. -2003. - №1.

Подполковник
Евгений Мураш,

«Ориентир» 2005.05

Теги: огп