Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации и их задачи и 2015 учебном году

Вопросы:

1. Военная политика России в условиях изменения геополитической ситуации в мире.
2. Основные направления развития Вооруженных Сил Российской Федерации в сложившейся военно-политической обстановке и их задачи в 2015 учебном году.

События нынешнего 2014 года в мире наглядно продемонстрировали усиление геополитического соперничества между Россией и США, странами Евросоюза. Причинами этого стали возрастание геополитической мощи и влияния России в мире, что наглядно проявляется в качественном изменении состояния ее Вооруженных Сил, ускоренном реформировании науки, образования, ряда передовых отраслей промышленности. На развитие событий вокруг нашей страны повлияли события на Украине, вхождение в состав России Крыма и г. Севастополя. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, события в Крыму стали «серьезным экзаменом» для государства, «продемонстрировали и качественно новые возможности наших Вооруженных Сил, и высокий моральный дух личного состава». В этих условиях Черноморский флот, а также и его воинские части, дислоцированные в Крыму, проявили выдержку, личное мужество, профессионализм, что позволило создать необходимые условия для мирного и свободного проведения референдума.
Очевидно, что Запад устраивает только Россия как слабая в геополитическом отношении страна - поставщик дешевых энергоресурсов и низкоквалифицированной рабочей силы. Именно с этим связан мощный геополитический нажим на нашу страну, проводимый США,
Европейским союзом, их ведущими союзниками в мире (Канада, Австралия и др.) непосредственно, а также по линии ООН и других международных организаций (Совет Европы и др.) в политической, военной, экономической и других областях.

1

За последний год в мире произошли кардинальные изменения. Они обусловлены прежде всего нарастанием конкуренции различных мировых «центров силы» между собой в военно-политической, экономической, информационной сферах. Среди областей, где развернулось такое соперничество между Россией и США, можно отметить околоземное космическое пространство, Арктический регион и территорию Украины.

Известно, что экстерриториальность околоземного космического пространства позволяет осуществлять полет космического аппарата над территорией различных государств в мирное время и в ходе ведения военных действий. Практически каждое космическое средство может оказаться над зоной любого конфликта и быть в нем использовано. При наличии группировки космических аппаратов они могут контролировать любую точку земного шара постоянно. Это позволяет отслеживать наличие и перемещение ресурсов противника и делает бесполезными средства маскировки, эффективные против воздушной разведки. По экспертной оценке, космические ударные системы могут быть перемещены со стационарной орбиты в точки нанесения удара по объектам, расположенным на поверхности Земли, за 8-15 минут. Это сопоставимо с подлетным временем баллистических ракет подводных лодок, наносящих удар из акватории Северной Атлантики по центральному региону России.

Так, в целях создания оперативно развертываемой системы космической связи и разведки над заданным районом земной поверхности США 2 апреля 2014 года завершили 470-суточные летно-космические испытания беспилотного воздушно-космического самолета Boing Х-37В, который может применяться для разных целей, в том числе инспектирования и нарушения функционирования других космических аппаратов.

Ускоренными темпами США наращивают свою группировку космических аппаратов, совершенствуя ее качественные параметры. В частности, запускаются новые космические аппараты глобальной навигационной системы GPS повышенной помехозащищенности, аппараты для детального исследования магнитного поля и погоды Земли, отрабатывается технология применения «созвездия» (группировки) малоразмерных космических аппаратов дистанционного зондирования для сосредоточения возможностей управления (разведки, наблюдения, обеспечения связи и др.) в заданном регионе земного шара. Завершается подготовка к первому тестовому полету перспективного космического аппарата НАСА «Орион», на котором после завершения эксплуатации Международной космической станции астронавты США будут продолжать освоение ключевых областей космического пространства за пределами «ближнего космоса»: высокоэллиптических околоземных орбит, на которых функционируют спутники систем предупреждения о ракетном нападении, глобальной навигации и связи, а также точек Лагранжа сист
емы Земля - Луна (областей, находясь в которых космический аппарат сохраняет свое положение неизменным относительно этих небесных тел). Создание США космических систем, предназначенных для вывода и длительного пребывания в данных областях космического пространства, разработка ими технологий по захвату и буксировке астероидов на заданную окололунную орбиту являются с военной точки зрения не чем иным, как оперативным оборудованием космического театра военных действий и подготовкой к освоению нового вида нетрадиционного оружия.

Эти действия заставляют Россию наращивать свои возможности по освоению и использованию прежде всего околоземного космического пространства. Одним из приоритетных направлений политики России является обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах обороны и безопасности. В этих целях совершенствуется наземная космической инфраструктура, в частности, стартовые и технические площадки космодрома Плесецк, на которых будет осуществляться отработка ракет-носителей нового поколения (типа «Союз-2»), а также принципиально нового космического ракетного комплекса «Ангара». Кроме того, продолжится формирование и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических средств, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах обороны и безопасности страны. В рамках данного направления предусмотрено совершенствование отечественной навигационной системы двойного назначения ГЛОНАСС. В условиях, когда состав орбитальной группировк
и спутников доведен до штатного состава, предусмотрено увеличение точности позиционирования объектов с использованием данных от системы ГЛОНАСС. В частности, уже в 2014 году точность ГЛОНАСС на территории нашей страны может стать меньше одного метра, после того как начнет работать в полном объеме система коррекции навигационного сигнала «Луч». А к 2020 году точность определения координат с помощью данной системы должна достичь 0,6 м.

Что касается Арктики, то сегодня этот регион мира стал территорией, где сталкиваются геополитические интересы многих развитых и развивающихся стран, включая Россию, США и Китай. Противоречия между различными (в первую очередь приарктическими) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом и вероятности возникновения носящих локальный характер международных конфликтов в частности.

Причин обострения геополитической борьбы в Арктике в настоящее время несколько. Главные из них - существующий юридически неопределенный статус национальных границ в регионе, находящиеся в его недрах ресурсы, а также стратегическое значение транспортных артерий арктического региона.

Важность ресурсов Арктики для нашей страны и мировой экономики подтверждается следующими цифрами: запасы нефти и углеводородного сырья материковой части России составляют примерно 6% от общемировых, в то же время в Арктике сосредоточено 58% аналогичных запасов мировых шельфов. Россия уже активно реализует планы освоения Арктики. Ожидается, что добыча нефти на Арктическом шельфе Российской Федерации к 2030 г. достигнет 66,2 млн т, добыча газа - 230 млрд куб. м.

Кроме того, через Арктику проходят два трансокеанских морских маршрута - Северный морской путь (арктическая зона России) и Северо-Западный проход (арктическая зона Канады), соединяющие Атлантический и Тихий океаны. В настоящее время Северный морской путь можно использовать лишь в течение трех-четырех месяцев в год, хотя путь по обоим этим маршрутам на 6000-9000 км короче, чем через Панамский и Суэцкий каналы. Именно этим объясняется интерес к имеющим стратегическое значение северным морским путям (проходам) со стороны значительной группы стран - прежде всего США, исповедующих доктрину «свободы морей», а также со стороны Норвегии и Канады.

В настоящее время в отношениях приарктических государств все более остро начинают проявляться проблемы, связанные с разграничением арктических территорий. В соответствии с нормами международного права протяженность континентального шельфа государств, имеющих морские границы, составляет 200 морских миль от побережья (т.н. экономическая зона). В то же время Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность того, что в случае если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением ее континентальной платформы, данная часть арктического шельфа будет признана ее собственностью.

В настоящее время претензии на ресурсы арктического шельфа наряду с Россией предъявляют США, Канада, Норвегия и Дания и другие страны. Большая часть претендентов на арктические ресурсы входит в военный блок НАТО, поэтому и свое присутствие в Арктике они подтверждают через демонстрацию военной силы. Кроме того, НАТО регулярно демонстрирует свое присутствие в арктическом бассейне, военные самолеты и корабли блока патрулируют районы, на которые они претендуют. О формировании в Арктике военной угрозы России свидетельствуют также планы по созданию арктического НАТО, ускоренная разработка и введение в строй странами НАТО арктических вариантов военной и морской техники, проведение учений сил авиации, флота, спецназа в приарктических регионах. В декабре 2013 года стало известно, что премьер-министр Канады распорядился включить Северный полюс в направленную в ООН заявку на расширение границ арктического шельфа страны.

Стремясь упрочить свое геополитическое положение в этом регионе, в 2001 году Россия подала общую заявку в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа в Арктической части на признание континентального шельфа российской территорией: она касалась как Охотского моря, так и Арктической части (позднее заявка была разделена на две, и первая из частных заявок подана в 2013 году). Так, если будет доказано, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, тянущиеся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то Российская Федерация сможет получить право на разведку и добычу углеводородных ресурсов в Арктике на дополнительных 1,2 миллиона квадратных километрах площади.

Экспедиция «Арктика-2007» в район Северного полюса, поход туда же в 2010 г. исследовательского судна «Академик Федоров» и атомного ледокола «Ямал» вызвали негативную реакцию на Западе. Одной из основных задач российских экспедиций в Арктику 2007-2014 гг. как раз и являлся сбор материалов для обоснования права России на расширение своей экономической зоны в Северном Ледовитом океане.

Очевидно, что Россия, стремясь к решению противоречий политико-дипломатическим путем, должна иметь военный потенциал, достаточный для защиты ее национальных интересов в этом регионе. В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу в Арктической зоне Российской Федерации должны быть созданы группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (в первую очередь пограничных органов), способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки. Важное значение при этом имеет укрепление военной инфраструктуры. Решения и меры по восстановлению на Севере России сплошного радиолокационного поля, аэродромной сети, сетей метеорологического и гидрографического наблюдения, создание группировок войск и сил флота арктической зоны действия и начало их активной боевой подготовки являются ответом на существующие риски и вызовы национальной
безопасности России в этом регионе. Примером роста возможностей России в Арктике явилось успешное десантирование 8 апреля 2014 года подразделения Воздушно-десантных войск с вооружением и техникой парашютным способом на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана в непосредственной близости от Северного полюса (в районе 89 градусов северной широты).

Результатом усилий России по закреплению в Арктическом регионе стало то, что 14 марта 2014 года Комиссия ООН по границам континентального шельфа удовлетворила первую заявку России о включении в состав ее континентального шельфа анклава площадью 52 тыс. кв. км, находящегося в срединной части Охотского моря. Включение анклава Охотского моря в российский шельф означает, что теперь Россия приобрела исключительные права на значительные ресурсы недр и морского дна (по оценкам геологов, общий объем обнаруженных на этом участке углеводородов превышает 1 млрд тонн). Это решение устанавливает российскую юрисдикцию над территорией анклава в части требований к промыслу, безопасности, охране окружающей среды, транспортному сообщению.

Президентом России соответствующим министерствам и ведомствам поставлена задача продолжить работу по закреплению России в Арктическом регионе на основе полученных научных данных о строении арктического шельфа.

События на Украине, присоединение Крыма к России существенно изменили геополитическую ситуацию в этом регионе. Геополитический замысел действий США в этом регионе заключается в том, чтобы, инициировав и поддерживая конфликт на Украине, разорвать связи Европы с Россией и перевести отношения между Европой и Россией в режим конфронтации в интересах не допущения выхода Евросоюза из-под своего военно-политического и экономического контроля. Разрыв таких связей, в том числе путем срыва заключения нового базового соглашения между Россией и Европейским союзом, существенно затруднит или даже нарушит планы обозначившейся евразийской интеграции, способной в перспективе свести на нет американское доминирование как в этом регионе, так и во всем мире.

США важно уничтожить передовые отрасли экономики Украины, особенно те, которые являются дополнением оборонно-промышленного комплекса России, а также сформировать у населения Украины и стран Восточной Европы враждебное отношение к России. При этом, используя настроения стран Восточной Европы и Прибалтики, создать на территориях этих стран потенциал угрозы военной безопасности России и ее союзникам - наземные компоненты систем противоракетной обороны и ведения электронной разведки, передовые операционные базы сил специальных операций, авиации и флота, ударные средства поражения. Таким образом, Россия оказалась бы практически выдавленной из региона Восточной Европы, в том числе Причерноморья. При этом существенно осложнились бы условия ведения Черноморским флотом и Средиземноморской эскадрой операций в Черном и Средиземном морях, а российский потенциал ядерного сдерживания, средства систем предупреждения о ракетном нападении, дислоцированные в западных регионах России, оказались бы под прицелом ударных тактических средств НАТО.

США и НАТО после вхождения Крыма и Севастополя в состав России на правах отдельных субъектов предприняли активные действия по наращиванию состава группировок войск в непосредственной близости от границ России. Так, в марте 2014 года в Польшу передислоцированы 12 американских истребителей F-16 и несколько сотен десантников США. НАТО нарастило в 2 раза свою авиационную группировку в трех балтийских странах, разместило самолеты, снабженные системами АВАКС, в Польше и Румынии, усилило присутствие ВМС в регионе Черного моря. США запросили разрешения Румынии на увеличение численности американских военных с 1 тыс. до 1,5 тыс. на авиабазе, дислоцированной в Констанце на Черном море. На очереди - размещение военных баз и группировок войск альянса в Восточной Европе и Прибалтике на постоянной основе. Таким образом, на западе ударный потенциал НАТО входит в непосредственное соприкосновение с военным потенциалом России.

В этих условиях Россия вынуждена принимать необходимые меры по укреплению своей обороны на Западе и в первую очередь в Причерноморье. Территория Крыма в военно-административном делении введена в состав Южного военного округа. В интересах его интеграции в единое оборонное пространство страны разработан поэтапный план действий до 2020 года. План предусматривает развитие военной инфраструктуры Крыма, оснащение современными образцами вооружений и военной техники, повышение боевой готовности и боевой способности, а также уровня боевой подготовки всех соединений и воинских частей, дислоцированных в регионе. В ближайшие несколько лет на усиление Черноморского флота России поступит около 30 кораблей различных классов нового поколения, в том числе подводные лодки. В местах базирования флота будут созданы новые части противовоздушной обороны и соединения морской пехоты. Эти меры обеспечат надежное сдерживание военной угрозы России с Причерноморского направления, повысят боевую устойчивость группировки ВМФ России в Средиземном море.

В целях противодействия глобальным угрозам безопасности Россия будет наращивать оснащенность Вооруженных Сил современной техникой. Так, в настоящее время продолжается разработка современных образцов оружия: комплекса ПВО С-500, который представляет собой универсальный комплекс дальнего действия и высотного перехвата с повышенным потенциалом противоракетной обороны, истребителя пятого поколения Т-50, новейшей межконтинентальной баллистической ракеты (на смену «Сатане»), боевых железнодорожных ракетных комплексов и др.

Таким образом, современная военная политика России направлена на адекватное реагирование и парирование новых геополитических вызовов и угроз ее безопасности в космической зоне, арктическом регионе, акватории Черного моря и в Причерноморье.


2

Современные вызовы и угрозы безопасности страны обуславливают необходимость поддержания Вооруженных Сил России в готовности к быстрому и эффективному противодействию им в любых условиях обстановки. В соответствии с указаниями Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2015 году предстоит продолжить последовательную работу по укреплению Вооруженных Сил как ключевого инструмента, гарантирующего безопасность и суверенитет России.

В условиях усиления давления со стороны Запада на Россию в военно-политической сфере происходит пересмотр как приоритетов военной политики России, так и направлений ее военного строительства, прежде всего строительства Вооруженных Сил.

Эти направления определены государственной программой вооружения, планами строительства, развития и переоснащения Вооруженных Сил. В целях повышения боевых возможностей Вооруженных Сил в условиях нестабильной военно-политической обстановки и экономической ситуации в мире в 2015 году будет завершено формирование новой госпрограммы вооружений на 2016-2025 годы, которая направлена на интенсификацию их оснащения вооружением и техникой высокого уровня интеллектуализации.

В соответствии с планами развития Вооруженных Сил в 2015 году продолжится развитие всех основных функциональных и территориальных группировок войск (сил), а также будут созданы новые: в Крыму и в арктической зоне, где предусматривается постоянное базирование и несение боевого дежурства специально выделенными силами.

Гарантом национальной безопасности России являются стратегические ядерные силы. В соответствии с планами их модернизации в 2015 году продолжится переоснащение группировок войск и сил РВСН и ВМФ современными ракетными комплексами наземного и морского базирования, обладающими повышенными боевыми возможностями, - «Яре», «Булава». На вооружение соединений и частей РВСН будут поступать современные средства маскировки и борьбы с низколетящими воздушными целями. В 2015 году будут продолжены работы по созданию новых ракетных систем стратегического назначения наземного, морского и воздушного базирования, в том числе перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

В силах общего назначения первоочередное внимание планируется уделять совершенствованию системы воздушно-космической обороны страны, наращиванию потенциала высокоточных средств поражения. В 2015 году будет продолжено формирование единого информационного пространства видов и родов войск Вооруженных Сил. Важнейшей частью этого пространства станет работающая в реальном масштабе времени глобальная система разведки и целеуказания, создаваемая на основе группировок перспективных космических аппаратов военного и двойного назначения (система ГЛОНАСС).

В войсках воздушно-космической обороны в настоящее время идет подготовка к государственным испытаниям радиолокационных станций высокой заводской готовности системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде и в Иркутске. Начата работа по созданию еще четырех аналогичных станций. Эти меры позволят создать на территории России сплошное радиолокационное поле. Также проводится формирование воинских частей войск ВКО в Крыму. Продолжается перевооружение частей противовоздушной обороны на новейшие системы и комплексы. Так, в марте 2014 года в Подмосковье на боевое дежурство заступил зенитно-ракетный полк, вооруженный новейшей системой ПВО С-400. В 2015 году будет поставлен на боевое дежурство еще один полковой комплект данной системы. С 2014 года войсками ВКО обеспечивается возможность вывода ракетой- носителем «Союз-2» космических аппаратов, в том числе военного назначения, на всевозможные типы орбит. В 2015 году продолжатся летные испытания ракеты-носителя «Союз-2» модификации 1в, обеспечивающей высокую точность выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту.

В ближайшие годы на вооружение Сухопутных войск начнет поступать перспективный межвидовой артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ», не имеющий мировых аналогов по боевым и эксплуатационным характеристикам. По своей огневой мощности он превосходит уже существующие образцы такого же калибра в 1,5-2 раза. На очереди принятие на вооружение перспективных отечественных танков проекта «Армата», а также колесных бронемашин семейства «Бумеранг». Их особенность заключается в том, что экипаж находится внизу (он выживет даже при попадании снаряда), а в башне - только комплекс вооружения высокой степени автоматизации, в управлении которым используются алгоритмы системы поддержки принятия решения.

Также в течение 2015 г. в войска продолжатся поставки современных образцов ракетного вооружения: оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», самоходных гаубиц «Мста-С», реактивных систем залпового огня «Торнадо-Г», самоходных противотанковых ракетных комплексов «Хризантема».

Завершается разработка многофункциональных комплексов радиоэлектронной борьбы. Принятие их на вооружение обеспечит возможность эффективного подавления существующих и перспективных радиоэлектронных систем условного противника, а также позволит обеспечить надежную защиту вооружения и военной техники от радиоуправляемых минно-взрывных устройств и наиболее важных объектов от высокоточного оружия. Примером эффективности отечественных средств радиоэлектронной борьбы является успешный результат их применения фронтовым бомбардировщиком Су-24 в апреле 2014 года для противодействия информационно-управляющей системе «Иджис» американского эсминца «Дональд Кук» в нейтральных водах Черного моря. В результате применения комплекса радиоэлектронной борьбы была нарушена работа радара, боевых управляющих цепей и системы передачи данных корабля. По сообщениям СМИ, после завершения его облета российским самолетом «Дональд Кук» поспешно направился в румынский порт, а 27 американских моряков написали рапорты об увольнении с флота.

В ближайшем будущем планируется поставка в Сухопутные войска перспективных образцов унифицированных высокомобильных модульных платформ на колесном и гусеничном ходу («Тайфун-К», «Тайфун-У», «Платформа-О», «Арктика» и др.), а также машин инженерной разведки и разграждения нового поколения с внедрением элементов искусственного интеллекта, машин радиационной, химической и биологической защиты, авторазливочных станций, средств аэрозольно-пенной маскировки на унифицированных платформах малой и средней грузоподъемности и ряда других, приспособленных, в частности, для действий в условиях Арктики.

Для ВВС уже изготовлено 5 первых истребителей штурмовой авиации 5-го поколения Су-35С, во многом превосходящих зарубежные «Фантомы». В ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» разработан перспективный военно-транспортный самолет Ил-112В.

В 2015 году начнется серийное производство новейших комплексов ПВО средней дальности С-350Е «Витязь», которые по своим возможностям превосходят зарубежные аналоги и должны заменить находящиеся сейчас на вооружении С-300.

В 2014 году ВМФ России планирует принять в свой состав более 40 боевых кораблей, подводных лодок и судов обеспечения различного класса, а с 2015 года начнется масштабная модернизация российского флота, главной ударной силой которого станут атомные подводные крейсеры нового поколения класса «Борей» и «Ясень». В стратегической программе модернизации кораблестроения до 2050 года планируется строить новые корабли по принципу модульности. В ближайшей перспективе на вооружение ВМФ поступят корабли, оснащенные высокоточным ударным и противолодочным оружием, а также авиационными средствами и средствами самообороны (современные многоцелевые боевые надводные корабли типа корвет, фрегат, малый ракетный корабль, головной эсминец нового проекта типа «Лидер» и др.).

Масштабное перевооружение армии и флота требует организации освоения личным составом современных образцов вооружения техники, что будет являться в 2015 году одной из важнейших задач Вооруженных Сил. Для обеспечения этого совершенствуется система военно-учебных заведений и развертывается сеть учебных центров видов и родов войск Вооруженных Сил, а также межвидовых центров подготовки специалистов. В 2015 году планируется создать принципиально новый межвидовой центр - Центр арктической боевой подготовки подразделений, предназначенных для действий в условиях Крайнего Севера.

Кроме того, в 2015 году перед Вооруженными Силами актуальной будет оставаться задача увеличения числа военнослужащих, проходящих военную службу на должностях солдат и сержантов по контракту. Воздушно-десантные войска, Ракетные войска стратегического назначения и подводный флот к 2020 году должны стать полностью контрактными. К концу 2014 года численность контрактников будет доведена до 280 тыс. военнослужащих, что практически сравняется с численностью военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Вооруженные силы ведущих государств мира сейчас движутся в направлении развития беспилотной авиации. Поэтому с недавнего времени в Вооруженных Силах Российской Федерации под руководством специально созданного управления Генерального штаба реализуется широкая программа внедрения системы беспилотных летательных аппаратов (БЛА).

В современных условиях серьезное значение имеет обеспечение надежного управления Вооруженными Силами, координация их действий с деятельностью других элементов военной организации государства. В этих целях в систему органов военного управления Министерства обороны в 2014 году введен Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУ), а также региональные, территориальные центры и пункты управления в военных округах и на флотах (в марте 2014 года они заступили на опытно-боевое дежурство). НЦУ предназначен для обеспечения централизованного боевого управления Вооруженными Силами РФ; обеспечения управления повседневной деятельностью Военно-воздушных сил и Военно-морского флота; сбора, обобщения и анализа информации по военно-политической обстановке в мире, на стратегических направлениях и по общественно-политической обстановке в Российской Федерации в мирное и военное время.

Техническая оснащенность центра в перспективе позволит в режиме реального времени получать информацию из любой точки земного шара, где находятся подразделения, формирования или объекты Вооруженных Сил, и моделировать различные сценарии развития ситуации, которые лягут в основу стратегического и оперативного планирования и принятия решений военно-политическим руководством государства.

В 2015 году продолжится формирование новой системы мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил и ряда других силовых ведомств, которая была введена Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 288-ФЗ. Система предусматривает выделение в структуре запаса страны мобилизационного людского резерва. В него войдут граждане, пребывающие в запасе, изъявившие желание и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в данном качестве. В 2015 году по планам Генерального штаба Вооруженные Силы должны иметь не менее 8600 профессиональных запасников.

В интересах поддержания необходимого объема военно-обученного мобилизационного людского ресурса и улучшения качества мобилизационного резерва в настоящее время разрабатывается новая система военной подготовки студентов вузов. Ее основой является концепция совмещения профессиональной учебы студентов с их военно-мобилизационной подготовкой. Сущность концепции заключается в том, чтобы, не отказываясь от отсрочек для студентов, дать возможность всем студентам очной формы обучения пройти в ходе учебы и последующего военного сбора продолжительностью не менее трех месяцев подготовку и получить воинскую специальность как офицеров, так и рядового и сержантского состава. Предполагается обучать студентов по возможности по военно-учетным специальностям, родственным их будущим гражданским профессиям. Обучение будет организовано не только на военных кафедрах, в учебных военных центрах при вузах, а также в создаваемых межвузовских центрах военной подготовки на базе одного из вузов или, где такая возможность отсутствует, в вузах Министерства обороны или в воинских частях. Этот механизм позволит готовить нужное количество резервистов по наиболее востребованным, прежде всего техническим, воинским специальностям, при этом не призывая их в Вооруженные Силы.

В 2015 году продолжится практика внезапных комплексных проверок боевой готовности группировок войск и сил флота, проведенных в 2014 году в Западном и Центральном военных округах, а также в родах войск Вооруженных Сил. Предстоит совершенствовать навыки войск и органов управления межвидовыми группировками в действиях по приведению в полную боевую готовность, том числе с отработкой задач подъема по тревоге, передислокации и развертывания в незнакомых и удаленных районах сосредоточения (в том числе в арктическом регионе), с выполнением боевых стрельб (пусков ракет) на полигонах других военных округов в сложных условиях обстановки (массированного применения противником сил специальных операций, средств электронного подавления и разведки, высокоточного оружия, БЛА).

В 2014 году Вооруженные Силы во взаимодействии с другими войсками Российской Федерации успешно выполняли нетрадиционные задачи: боролись с паводком на Дальнем Востоке и его последствиями, занимались тушением лесных пожаров, обеспечением водоснабжения Крыма, снабжением полярных экспедиций. В 2015 году продолжится их подготовка к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций (наводнений, лесных пожаров и др.).
Таким образом, в 2015 году продолжится подготовка Вооруженных Сил к действиям по обеспечению обороны страны в условиях нестабильной военно-политической обстановки в мире, появления в непосредственной близости от границ России новых вызовов и угроз ее безопасности. Главным направлением развития ВС РФ является повышение боевой готовности и боевой способности соединений и частей за счет массового перевооружения их на новые высокоэффективные образцы вооружения и техники, повышения уровня подготовленности личного состава к действиям в сложной обстановке начала и ведения боевых действий с сильным технически оснащенным противником.


Методические рекомендации

Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия необходимо привести примеры усиления геополитического соперничества между Россией и США странами Евросоюза и НАТО.
При изложении материала по первому учебному вопросу необходимо особое внимание уделить раскрытию новых геополитических вызовов и угроз безопасности Российской Федерации, а также основных направлений ее военной политики, направленных на парирование этих вызовов и угроз.
При изложении материала по второму учебному вопросу руководителю занятия необходимо дать характеристику основных направлений развития и задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации в 2015 году.
В заключительной части занятия руководителю целесообразно подчеркнуть сложность и масштабность задач реализации военной политики и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.


Рекомендуемая литература:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12 декабря 2013 года, www.kremlin.ru.
2. Материалы заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 20 марта 2014 года, www.mil.ru.
3. Материалы заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 22 мая 2014 года, www.mil.ru.
4. Выступление Президента Российской Федерации в ходе представления офицеров, назначенных на высшие командные должности, 28 марта 2014 года. www.kremlin.ru.

Александр ЛЕБЕДЕВ, кандидат военных наук

Ориентир 10 2014

 

Теги: огп