Российская Федерация в системе военно-политических отношений СНГ. Основные направления, проблемы и перспективы военного сотрудничества Российской Федерации со странами Содружества

Основы формирования современной системы военно-политических отношений между Российской Федерацией и государствами - участниками СНГ

Одновременно с нарастанием дефицита ресурсов планеты происходит становление нового (многополярного) мира и соответствующей ему системы управления мировыми процессами. В этих условиях не исключается использование различными субъектами мировой политики давления, военной силы и других видов деструктивного воздействия на Российскую Федерацию в интересах установления контроля над ее ресурсами, а также навязывания чуждых ценностей и моделей развития общества. В связи с этим задача укрепления национальной обороны Российской Федерации в интересах обеспечения ее военной безопасности продолжает оставаться актуальной.

В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из механизмов обеспечения ее национальной обороны в этот период должно стать международное военное сотрудничество, составной частью которого является сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).

Для справки. Содружество Независимых Государств (СНГ) представляет собой признанную международным сообществом (имеет статус наблюдателя в Организации Объединенных Наций) региональную межгосударственную организацию. СНГ образовано 8 декабря 1991 года руководителями Белоруссии, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о создании Содружества. 21 декабря 1991 года к нему присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Грузия стала членом СНГ в 1993 году. После событий в Южной Осетии в августе 2008 года она заявила о выходе из Содружества.

22 января 1993года был принят Устав Содружества. Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами - членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам - учредителям и государствам участникам Содружества. Туркменистан с 2005 года участвует в Содружестве в качестве «ассоциированного» члена. В работе некоторых структур СНГ в качестве наблюдателя участвует Монголия.

Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы (Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический суд), а также другие (всего более 80) органы отраслевого сотрудничества.

Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполнительный комитет СНГ. С октября 2007 г. пост Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ занимает представитель Российской Федерации С.Н. Лебедев.

Основным постоянно действующим координирующим органом СНГ по вопросам военного сотрудничества является Совет министров обороны (СМО). Председателем СМО в настоящее время является министр обороны Российской Федерации А.Э. Сердюков.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации развитие сотрудничества с государствами - участниками СНГ является приоритетным направлением ее внешней политики. Успешное осуществление такого сотрудничества будет способствовать устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира, обеспечению устойчивого международного положения страны, а также развитию и совершенствованию ее оборонного потенциала. В практическом плане военное сотрудничество позволит Российской Федерации значительно более эффективно противодействовать созданию и развитию военно-политических, экономических союзов и других структур, созданных на пространстве СНГ без участия России и проводящих антироссийскую политику, оперативно реагировать на возникающие кризисные ситуации, обеспечивать возможность России выполнять свои международные обязательства.

Международное военное сотрудничество Российской Федерации совместная деятельность военно-политических институтов Российской Федерации и других государств, совокупность мероприятий преимущественно невоенного характера, направленных на создание благоприятных внешнеполитических и экономических условий для решения задач обеспечения военной безопасности России. Среди этих задач главной является создание благоприятных условий для строительства и подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.
Опыт разрешения межгосударственных противоречий на современном этапе мирового развития показал, что традиционная система военно-политических отношений уже не может обеспечить эффективное противодействие всему спектру современных вызовов и угроз, являющихся преимущественно трансграничными по своему характеру. На смену блоковым подходам к решению международных проблем, основанным на системе соперничающих между собой военно-политических союзов, приходит так называемая сетевая дипломатия, опирающаяся на многосторонние структуры, различные формы и способы участия государств в деятельности межгосударственных объединений. В основе военно-политических отношений между государствами - участниками СНГ в рамках данного подхода лежат провозглашенные и реализуемые на практике принципы организации и осуществления международного военного сотрудничества: уважение принципов и норм международного права; сочетание взаимовыгодности и прагматичности; ненанесение ущерба международной стабильности, региональной (коллективной) и международной (глобальной) безопасности; доверие; равноправие; гибкость; экономическая целесообразность; многоплановость.

В интересах их реализации в условиях СНГ наряду с союзническими появился и получил развитие новый тип военно-политических отношений, который принято называть партнерскими. Стратегия национальной безопасности и Концепция внешней политики выделяют различные виды партнерских отношений Российской Федерации с другими странами мира: стратегического партнерства, равноправного партнерства, созидательного партнерства.

Можно выделить следующие виды военно-политических отношений, сложившихся у Российской Федерации с другими государствами в рамках СНГ.

Союзнические отношения. Они характеризуют отношения Российской Федерации с некоторыми государствами СНГ, являющимися одновременно членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - Арменией, Белоруссией, Таджикистаном.

Для справки. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - международная (имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН) региональная организация военно-политической направленности, созданная на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Участниками ОДКБ в настоящее время являются Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Основными рабочими органами ОДКБ являются: Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Комитет секретарей советов безопасности, Объединенный штаб, Секретариат. Генеральным секретарем ОДКБ в настоящее время является представитель Российской Федерации Н.Н. Бордюжа.

В рамках данного вида отношений четко определены взаимные обязательства, предусматривающие, как правило, согласование внешней политики, отказ от участия в военных союзах с противниками (соперниками) другой стороны и в необходимых случаях использование всей военной мощи или выделение контингентов вооруженных сил для оказания помощи. Среди государств - членов ОДКБ можно выделить Белоруссию, военно-политические отношения Российской Федерации с которой можно охарактеризовать как стратегический союз, означающий безусловную готовность двух стран к осуществлению полномасштабного военного сотрудничества в рамках Союзного государства, т.е. созданию общего оборонного пространства. Региональными военно-политическими союзниками Российской Федерации можно считать Армению и Таджикистан, которые тесно сотрудничают с Российской Федерацией в военной сфере как на двусторонней, так и на многосторонней основе в рамках институтов СНГ и ОДКБ в пределах соответствующего региона (Кавказского и Центрально-Азиатского).

Партнерские отношения. Они характеризуют отношения Российской Федерации с остальными государствами - участниками СНГ. В рамках данного вида отношений каждое государство, опираясь на собственные приоритеты, само определяет степень своего участия по тем или иным направлениям военного сотрудничества. При этом отношения Российской Федерации с Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном можно объективно охарактеризовать как стратегическое партнерство. Данный уровень отношений предполагает сотрудничество этих государств с Россией в военной сфере, как правило, на многосторонней основе в рамках институтов СНГ и ОДКБ в пределах региона Центральной Азии по большинству направлений сотрудничества.

Азербайджан, Молдавия, Украина и Туркменистан сотрудничают с Российской Федерацией на основе отношений равноправного партнерства, как правило, на многосторонней основе в рамках СНГ по тем вопросам, успешное решение которых в данный момент, по мнению руководства этих государств, в наибольшей степени отвечает их национальным интересам.
Состояние военно-политических отношений Российской Федерации с другими государствами СНГ с течением времени не остается неизменным. Можно считать, что отношения между Российской Федерацией и Узбекистаном находятся в стадии перехода от стратегического партнерства к союзническим. Так, в 2005 году между Российской Федерацией и Узбекистаном подписан Договор о союзнических отношениях. В этой связи также необходимо отметить заявление, сделанное президентом Азербайджана И.Алиевым в ходе своего визита в Россию в апреле 2009 года, о готовности развивать отношения с ней на основе стратегического партнерства. Имеет место и тенденция ухудшения военно-политических отношений между Россией и некоторыми государствами СНГ, например Грузией и Украиной.

Таким образом, в рамках международного военного сотрудничества у Российской Федерации сложилась достаточно сложная система военно-политических Отношений с другими государствами - участниками СНГ, позволяющая объединять и координировать их усилия в области обеспечения военной безопасности. Основными составляющими такого сотрудничества являются региональное сотрудничество в рамках ОДКБ на основе отношений союзничества и стратегического партнерства; многостороннее сотрудничество в рамках СНГ на основе отношений равноправного партнерства; двустороннее сотрудничество на основе отношений союзничества и партнерства.

Содержание, современное состояние и, перспективы военного сотрудничества Российской Федерации со странами Содружества

Основными составляющими военного сотрудничества государств-участников СНГ являются военно-политическое, собственно военное и военно-техническое сотрудничество, в рамках каждого из которых можно выделить ряд самостоятельных аспектов (направлений) сотрудничества. Основными направлениями военно-политического сотрудничества государств - участников СНГ являются:

- выработка и проведение согласованной внешней политики по обеспечению коллективной, региональной и международной военной безопасности, противодействию терроризму и другим проявлениям экстремизма, поддержанию стратегической стабильности, миротворческой деятельности;

- совершенствование нормативно-правовой базы коалиционного военного строительства, а также строительства и развития национальных вооруженных сил;

- стратегическое планирование применения национальных вооруженных сил, в т.ч. принятие решений по размещению военных объектов, контингентов вооруженных сил на территориях государств-участников СНГ;

- обеспечение выполнения международных соглашений о сокращении и ограничении вооружений;

- выработка и проведение I согласованной социальной политики по отношению к военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей.

В данной области сотрудничают государства СНГ, являющиеся, как правило, членами ОДКБ. В рамках военно-политического I сотрудничества представителями государств вырабатывается и доводится до мирового сообщества согласованная позиция относительно политической ситуации, складывающейся в мире в целом и в его отдельных регионах. Важнейшим результатом военно-политического сотрудничества государств - членов ОДКБ явилось принятие решений о создании и развитии региональных систем безопасности (в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах), а также системы коллективной безопасности ОДКБ в целом.

В ходе коалиционного военного строительства в рамках ОДКБ к настоящему времени созданы объединенные региональные группировки войск (сил) Вооруженных Сил России и Белоруссии, России и Армении, а также Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности. В дальнейшем в данном регионе также предусматривается создание Объединенной группировки войск(сил).

На внеочередной сессии СКБ ОДКБ, состоявшейся 4 февраля 2009 года, принято решение о реформировании КСБР Центрально-Азиатского региона и создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Предполагается, что КСОР будут в состоянии высокой степени готовности для противодействия военной агрессии, а также чрезвычайным ситуациям, терроризму, организованной преступности и наркотрафику. Для этого в их состав планируется включить соединения, части и подразделения вооруженных сил (специального назначения, аэромобильные), подразделения органов внутренних дел, органов безопасности и других спецслужб, а также уполномоченных органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций всех государств - членов ОДКБ.

Образование КСОР является одним из шагов по созданию и развитию в рамках ОДКБ военной составляющей двух систем: системы коллективной безопасности и системы кризисного реагирования. Помимо КСОР в последнюю должны войти Коллективные миротворческие силы, сформированные в соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности ОДКБ.
Во исполнение достигнутых договоренностей в рамках военно-политического сотрудничества некоторые объекты и контингенты Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие важное значение для обеспечения региональной и коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, размещены на территориях государств СНГ. К наиболее важным из них относятся: 102-я военная база (в Армении), радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении (в Белоруссии), полигон и радиолокационная станция (в Казахстане), 999-я авиационная база и пункт дальней связи Военно-Морского флота (в Киргизии), 201 -я военная база и станция оптико-электронного наблюдения Космических войск (в Таджикистане), военно-морская база Черноморского флота (в Украине).

В качестве примера успешного многостороннего военно-политического сотрудничества в рамках СНГ можно отметить разработку и подписание ряда соглашений, среди которых: Соглашение о мерах по контролю международной передачи переносных зенитных ракетных комплексов типа «Игла» и «Стрела», Соглашение о социально-правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, соглашения по увековечению памяти погибших воинов и жертв войны.

Одной из проблем военно-политического сотрудничества в рамках СНГ является недостаточная оперативность принятия решений на выделение национальных компонентов вооруженных сил некоторых государств в состав коллективных сил ОДКБ, а также на их применение за пределами национальной территории. Для ее преодоления один из пунктов принятого главами государств - членов ОДКБ решения о создании КСОР предусматривает необходимость внесения в национальные законодательства соответствующих изменений.

Основными направлениями собственно военного сотрудничества государств - участников СНГ являются:

- непосредственное решение задач строительства, развития, поддержания боеспособности, боевой и мобилизационной готовности национальных вооруженных сил;

- создание, развитие и поддержание боевой готовности (готовности к применению) коалиционных группировок, совместных (объединенных) боевых систем, систем управления и обеспечения их действий и функционирования;

- непосредственное участие в миротворческих операциях на территориях стран - участников СНГ и за ее пределами;

- оперативное планирование применения коалиционных группировок, национальных вооруженных сил и миротворческих контингентов войск;

- использование элементов военной инфраструктуры, воздушного и водного пространства государств - участников СНГ;

- оперативное оборудование территорий государств - участников СНГ в интересах коллективной обороны;

- всестороннее обеспечение деятельности коалиционных группировок и национальных вооруженных сил;

- управление воздушным движением и контроль за порядком использования воздушного пространства;

- проведение научных исследований и военно-исторической работы;

- обмен опытом проведения военных реформ, применения вооружения и техники, организации оперативной и боевой подготовки, морально-психологического и других видов обеспечения;

- формирование духовных основ взаимодействия государств СНГ в военной сфере.

Среди мероприятий военного сотрудничества особое место занимает создание и развитие объединенных (совместных) систем военного назначения, формирующих общее оборонное пространство государств-участников СНГ. В настоящее время в рамках СНГ созданы и успешно функционируют: Объединенная система противовоздушной обороны (ОС ПВО СНГ), система государственного опознавания «Пароль», система обеспечения безопасности полетов военной авиации, система закрытой связи взаимодействия и некоторые другие, в функционировании которых участвуют от 8 до 10 стран Содружества. Важным этапом в обеспечении высокой степени боевой готовности ОС ПВО СНГ является организация боевого дежурства по охране воздушного пространства государств - участников СНГ.

В стадии создания находятся совместные (объединенные) системы: связи вооруженных сил СНГ, геоинформационная система военного назначения, объединенная система контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки. Наиболее масштабные планы интеграции военных потенциалов разработаны и осуществляются в рамках ОДКБ. К их числу можно отнести создание объединенных систем ПВО, связи, управления и разведки. В рамках ОДКБ планируется иметь три региональные системы ПВО: российско-белорусскую, российско-армянскую и систему ПВО Центрально-Азиатского региона. В ходе формирования региональных систем ПВО предусмотрен и уже осуществляется переход от координации применения сил и координации применения сил и средств ПВО к управлению ими с единого командного пункта.

В последние годы активизировалось сотрудничество между государствами - участниками СНГ и по решению задач обеспечения деятельности их национальных вооруженных сил. Усилиями аппарата Совета министров обороны государств - участников СНГ организовано взаимодействие между инженерными службами, службами радиационной, химической и биологической защиты, военными экологами, военными медиками, военными психологами и социологами, военными юристами, архивными службами, организациями по работе с допризывной молодежью, ветеранскими организациями.

В целях поддержания боевой готовности коалиционных группировок и объединенных систем государств - участников СНГ регулярно проводятся мероприятия по совместной оперативной и боевой подготовке их вооруженных сил. Регулярными стали учения сил и средств ПВО СНГ «Боевое содружество», войсковые и командно-штабные учения «Щит Содружества» и «Рубеж», проводимые в рамках ОДКБ.

Важное место в формировании духовной основы военного сотрудничества занимают ежегодно проводимые под эгидой Совета министров обороны мероприятия, среди которых: Московский международный фестиваль армейской песни «Виват, Победа!», конкурс военно-профессионального мастерства военнослужащих дружественных армий «Мировой парень», конкурс военных музеев, спартакиады, девиз которых - «За укрепление дружбы между вооруженными силами государств Содружества».

Основными составляющими военно-технического сотрудничества (ВТС) государств - участников СНГ являются научно-техническое сотрудничество, военно-экономическое сотрудничество и подготовка военных кадров. Развитию ВТС способствует оснащенность их армий значительным количеством однотипных систем вооружения, образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), ограниченными возможностями по самостоятельному производству большинства образцов ВВСТ, а также сохранившимися кооперационными связями. Основными направлениями ВТС являются:

- разработка и реализация совместных научно-технических и исследовательских программ и проектов по созданию, производству, совершенствованию, поддержанию в готовности к применению и утилизации систем вооружения, образцов ВВСТ и военно-технического имущества (ВТИ);

- оснащение органов управления и войск коалиционных группировок и национальных вооруженных сил едиными системами вооружения, образцами ВВСТ и ВТИ;

- подготовка специалистов для вооруженных сил, оборонно-промышленного и научного комплексов;

- создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения или уничтожения (утилизации) ВВСТ;

- производство, заказ, поставки (в том числе на экспорт) и военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения;

- обмен военно-технической информацией.

При осуществлении ВТС с государствами - участниками СНГ Россия исходит не из сиюминутной экономической выгоды, а прежде всего из необходимости обеспечения ее долгосрочных военно-политических интересов. Соответствующими соглашениями предусматривается осуществление нашим государством поставок продукции военного назначения в интересах национальных воинских формирований, выделяемых в состав коалиционных группировок в регионах коллективной безопасности ОДКБ, а также подготовка специалистов для вооруженных сил государств - членов ОДКБ на льготных по отношению к другим государствам условиях, осуществление кооперации в создании, модернизации и экспорте продукции военного назначения.

Проблемой обеспечения эффективности ВТС является несоблюдение отдельными государствами - участниками СНГ в некоторых случаях взятых на себя обязательств. Такие факты имеют место при реализации планов создания и развития объединенных систем военного назначения, а также оснащения национальных вооруженных сил и формирований, входящих в объединенные группировки, однотипными образцами ВВСТ. Это обусловлено прежде всего ограниченными экономическими и финансовыми возможностями ряда государств СНГ.

Таким образом, в целом сотрудничество в военной сфере в рамках СНГ осуществляется успешно и перспективно по всем составляющим, несмотря на имеющиеся отдельные проблемы. Развитие военного сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ в перспективе предполагается наращивать исходя из ее внешнеполитических интересов: в рамках СНГ - на двусторонней основе, в рамках ОДКБ - на многосторонней основе.

Методические рекомендации

В вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия нужно подчеркнуть необходимость объединения усилий и координации действий государств - участников СНГ перед лицом новых вызовов и угроз военной безопасности, отраженных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

При изложении материала по первому учебному вопросу рекомендуется особое внимание уделить разъяснению принципов организации и осуществления международного военного сотрудничества, являющихся основой сложившейся системы военно-политических отношений Российской Федерации с другими государствами - участниками СНГ, сущности и особенностей союзнических и партнерских отношений.

При изложении материала по второму учебному вопросу целесообразно раскрыть содержание военного сотрудничества в каждой из областей (военно-политической, собственно, военной и военно-технической). Стоит привести конкретные примеры сотрудничества, показать имеющиеся проблемы и пути их преодоления.

В заключительной части занятия необходимо довести основные направления развития военного сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ, дать советы по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.

Рекомендуемая литература:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Красная звезда. - 2008. - № 88.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации. http://www. kremlin.ru/text/docs/2008/07/204108.shtml.

3. Устав Содружества Независимых Государств. // Содружество. 1993. - № 1.

4. Военная энциклопедия Т. 6. - М.: Воениздат, 2002. С.476 - 477.

5. Синайский А. В поисках противодействия новым вызовам и угрозам // Ориентир. - 2008. -№11.

6. Синайский А. Стратегия интеграции // Армейский сборник. - 2008. - №8.

7. Севастьянов М. Генератор многостороннего сотрудничества // Военные знания. - 2007. - №4.

Военная академия РВСН им. Петра Великого,
Полковник
Александр ЛЕБЕДЕВ

«Ориентир» 10.2009

Теги: огп