Самообразование и самовоспитание личности в ходе военной службы

Вопросы:

1. Сущность и содержание самообразования военнослужащего в ходе военной службы.
2. Методика самовоспитания личности.

Современный уровень развития Вооруженных Сия Российской Федерации предъявляет высокие требования к личностным качествам военнослужащих всех категорий. Формированием личности военнослужащих на различных этапах жизненного пути занимаются образовательные учреждения, общественные и религиозные организации, семья, командиры, специалисты по работе с личным составом, сослуживцы и друзья. Процесс формирования личности многогранен и обусловлен не только внешним воздействием субъектов воспитания. В этом процессе не менее важную роль играют различные виды сознательной работы над собой самого военнослужащего в форме самообучения, саморазвития и самовоспитания, которые в совокупности составляют процесс самообразования.

Большие возможности для самосовершенствования молодых людей предоставляет военная служба, создающая непростые условия для испытания на зрелость, заставляющая сознательно преодолевать тяготы и лишения, позволяющая по-новому взглянуть на вчерашнюю беззаботную жизнь юноши, на взаимоотношения в семье, на значимость понятий дружба, верность, товарищество.

Период военной службы в сознании мужчин, отслуживших в армии, как правило, ассоциируется с серьезной школой жизни, которая позволила им превратиться из юношей в настоящих мужчин, готовых идти широким шагом по жизни, уметь преодолевать трудные жизненные ситуации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, относятся к ней по разному: одни считают дни до ее окончания и ищут любые возможности избежать трудностей, другие, напротив, активно включаются в армейскую жизнь и используют службу как средство для развития волевых, коммуникативных и лидерских качеств.

В процессе самообразования особенно большие усилия над собой нужны в начальный период работы, пока еще не закрепились соответствующие внутренние психологические установки и не сложились привычки поступать всегда и во всем в соответствии с намеченными правилами. Впоследствии выполнение многих правил становится легче, привычнее и приносит большое удовлетворение.

В интересах формирования у военнослужащих знаний сущности и содержания, форм и методов работы над собой, рассмотрим явления самообучения, саморазвития и самовоспитания более подробно.

 

1

Как было указано выше, процесс самообразования является интегративным и в самом общем виде выступает как единство саморазвития, самообучения и самовоспитания личности.

В интересах определения сущности и содержания саморазвития личности как составной части самообразования целесообразно начать с определения взгляда социальной психологии на процесс развития личности.

Отечественная социальная психология считает, что все специфически человеческое в психике формируется путем усвоения индивидом общественно выработанного опыта - в процессе социализации.

Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта (умение общаться и взаимодействовать со старшими, ровесниками, младшими, с добрыми и асоциальными людьми и т.д.).

Человек живет и взаимодействует с социальным окружением. В процессе социализации он постепенно становится" личностью. На первом этапе формирования личности зарождаются стихийные механизмы социализации, такие как идентификация (кто я среди других?..), принятие и освоение социальных ролей (я должен вести себя именно так...) и др.

На втором этапе у личности формируется и проявляется самосознание. Самосознание - это образ себя и отношение к себе как конкретной личности. Главными функциями самосознания являются: познание себя; усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

В процессе социализации происходит постепенное формирование личностной зрелости. Личностная зрелость характеризуется наличием четырех базовых составляющих, а именно: ответственности, терпимости, рефлексии и саморазвития.

Ответственность - это обязанность и готовность человека отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

Терпимость - социально-психологическая черта личности, выражающая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнениям, привычкам и поведению других людей.

Рефлексия - это осмысление человеком социальных реалий в процессе социализации, на основе жизненного опыта. Другими словами, рефлексия - это внутренняя психологическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира с позиции актуального жизненного опыта. Часто военнослужащие по призыву пишут родителям, что недостаточно внимательно относились к ним до армии, что они многое переосмыслили. Это и есть пример рефлексии.

В интересах раскрытия темы более подробно остановимся на процессе саморазвития. Саморазвитие - это тип самодвижения, для которого характерен переход на более высокую ступень организации. Выделяют физическое, психическое, социальное и духовное саморазвитие.

Физическое саморазвитие - это изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека (самостоятельное занятие спортом, наращивание мускулатуры).

Психическое саморазвитие - это усложнение процессов отражения человеком окружающего мира: восприятия, внимания, воображения, представления, мышления, памяти и речи. А также сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов.

Социальное саморазвитие состоит в постепенном вхождении человека в общество, усвоении социальных отношений. Именно в процессе социального саморазвития формируются знания и умения взаимодействовать со старшими, ровесниками, младшими, командирами и подчиненными, хулиганами и интеллигентами.

Духовное саморазвитие - осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, стремление к нравственному совершенству. Мерой духовного развития может быть ответственность человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей.

Далее рассмотрим процесс самообучения военнослужащих.

В широком смысле под самообучением понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

Содержание самообучения составляет самостоятельное приобретение систематических знаний, умений и навыков, опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни. Самообучение предполагает непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

Содержание, организация и методика самообучения личности в ходе военной службы обуславливаются многими факторами: характером и условиями служебной деятельности, жизненными установками, умением работать с книгой, осуществлять самоконтроль и др. Наибольшая эффективность самообучения достигается в том случае, когда военнослужащий глубоко и самокритично оценивает исходный уровень своих знаний и умений, четко определяет программу их совершенствования, учитывает оценку своей деятельности со стороны начальников и товарищей по службе.

Основной метод самообучения - чтение, представляющее собой активный процесс восприятия содержания текста, его осмысления и запоминания. Оно осуществляется при определенном волевом напряжении и сопровождается эмоциональным отношением к прочитанному.

В целях самообучения используются также самостоятельные упражнения и тренировки, целенаправленное наблюдение за деятельностью своих товарищей, старших начальников, прослушивание лекций, докладов, радиопередач, просмотр телепередач и кинофильмов, посещение музеев, выставок и др.

Третьим элементом самообразования выступает самовоспитание. Остановимся на нем более подробно.

Самовоспитание - это целеустремленная, активная деятельность военнослужащего, направленная на формирование, развитие и совершенствование положительных и подавление, устранение у себя отрицательных качеств.

Внутреннюю основу самовоспитания составляют потребность в совершенствовании, способность настойчиво изучать свои личностные качества, анализировать успешность решения повседневных и перспективных задач, умение посмотреть на себя как бы со стороны, объективно оценить свои возможности, непрерывно контролировать свое поведение, оперативно вносить изменения в свою деятельность и поведение. Важными условиями успеха в работе по самовоспитанию являются максимальная самокритичность, ответственность за свои действия, последовательная настойчивость в достижении поставленной цели.

Занимаясь самовоспитанием, военнослужащий приобретает активность, волю, целеустремленность и способность регулярно воздействовать на отрицательные черты своего характера.

Военнослужащий, активно и творчески занимающийся самовоспитанием, вырабатывает у себя необходимые качества и способности, которые регулируют его поведение и отношение к военной службе.

Ученые выделяют следующие внутренние предпосылки самовоспитания:

- наличие осознанной цели;
- наличие внутренней установки;
- военно-профессиональные, этические и иные знания;
- глубокое понимание смысла воинского труда;
- определенный уровень развития воли, привычек саморегулирования в трудных и сложных ситуациях;
- выбор и принятие для подражания идеала.

Процесс самовоспитания имеет свои этапы развития:
- самопознание, осуществляемое с помощью самоосознания и самоизучения;
- планирование работы по самовоспитанию;
- работа по самовоспитанию, связанная с самоорганизацией и использованием разнообразных методов, приемов и средств;
- саморегулирование человеком процесса самовоспитания на всех этапах воинской деятельности.

Многие военнослужащие в качестве важнейших задач ставят развитие у себя таких качеств, как выдержка, воля, самообладание и смелость.

Условием развития воли является необходимость все время что-то преодолевать, бороться с какими-то трудностями. С этой точки зрения военная служба предоставляет достаточные условия для формирования воли. Не только занятия и тренировки по специальности, участие в учениях, марш-броски, но и некоторые элементы распорядка дня ежедневно формируют привычку у военнослужащих терпеливо преодолевать трудности (например, утренняя физическая зарядка в форме бега на длительную дистанцию).

Именно в преодолении трудностей формируются те качества, которые характеризуют волю. Особое значение в воинской деятельности имеют следующие волевые качества:

1. Целеустремленность - качество, выражающее способность военнослужащего подчинить свои поступки определенным целям и следовать им.
2. Решительность - качество, выражающее способность военнослужащего своевременно принимать обоснованные решения и без личных задержек переходить к их исполнению.
3. Дисциплинированность - выражает способность военнослужащего строго и точно следовать требованиям уставов, нормам морали и ценностям общежития. Дисциплина и дисциплинированность - это требования и степень усвоения человеком, следования им, ставшее его качеством.
4. Самообладание - качество, выражающее способность военнослужащего сдерживать физическую и психологическую активность, мешающую достижению целей. Самообладание (выдержка) проявляется, как правило, в сложной ситуации, особенно в экстремальных условиях. Выдержке противопоставляется невыдержанность - неумение человека управлять собой в сложных условиях. Она причина всех конфликтов, предпосылка утраты авторитета.
5. Инициативность раскрывает способность и умение военнослужащего проявить творчество и самостоятельность при выполнении задач. Инициативность человека противостоит бездушию, инертности, безразличию.
6. Смелость характеризует способность военнослужащего выполнить новые и трудные дела, исход которых не всегда ясен, например, поднять подразделение в атаку (могут и убить), взять на себя ответственность за выполнение той или иной задачи (как бы чего не вышло).
7. Храбрость - качество, выражающее способность военнослужащего выполнить задачу в обстановке, непосредственно опасной для жизни.
8. Мужество раскрывает способность человека не терять присутствие духа и вести себя с достоинством и честью в любой даже смертельно опасной обстановке.
9. Стойкость выражает способность человека проявить моральную и физическую выносливость, бодрость духа. Стойкость проявляется только в борьбе с трудностями.
10. Энергичность и настойчивость - качества, раскрывающие способность человека к длительному и неослабленному направлению энергии.
11. Исполнительность выражает способность военнослужащего быть активным, старательным, систематически и своевременно исполнять распоряжения, приказы и т.д.
12. Самостоятельность раскрывает способность военнослужащего быть уверенным в своих силах, критически оценивать достигнутое, взять на себя ответственность за принятое решение.
Эти и другие качества выступают во взаимной связи, дополняя и усиливая друг друга.
Самовоспитание является непременным условием успеха в военно-профессиональной деятельности, которая требует от военнослужащего самого высокого уровня воспитанности и способности умело и мужественно защищать государственные интересы Отечества.

2

Педагогический процесс самовоспитания имеет свои методы, приемы и средства. Под методами самовоспитания понимается совокупность разнообразных приемов педагогического воздействия над собой в интересах выработки запланированных личностных качеств.

В педагогической практике используются следующие методы и приемы самовоспитания: самоубеждение, обязательство перед собой, самоорганизация, самоконтроль, самовнушение, самостоятельное упражнение, самокритика, самопоощрение, самонаказание, самопринуждение, самоизучение, самоотчет, самокорректировка.

Рассмотрим эти методы более подробно.

Самоубеждение - спор с самим собой, когда происходит разрешение противоречий между личными взглядами и требованиями воинского долга. Выработанные посредством самоубеждения взгляды делают военнослужащего уверенным и настойчивым в достижении поставленной цели.

Обязательство перед собой - требование к себе заниматься самовоспитанием для достижения намеченных целей. Военнослужащий берет на себя обязательства вырабатывать положительные качества.

Самоорганизация - программа действий. Важно при этом то, что военнослужащий управляет собой и добивается поставленной цели.

Аутотренинг - тренировка. Она заключается в развитии способностей к воздействию на психо-регулирующие процессы. Применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул, которые многократно повторяются. В результате тренировок военнослужащий автоматически, непроизвольно начинает влиять на свое поведение.

Самоанализ, самоотчет, самоконтроль - наблюдение за своей деятельностью. Его сущность состоит в том, что военнослужащий анализирует мероприятия по самовоспитанию, вносит коррективы в программу работы над собой и оценивает ее.

Активно используются и такие приемы самовоспитания, как самовнушение, самоупражнение, самокритика, самопоощрение, самонаказание и др.

Самовоспитание начинается с самопознания и самоопределения. Они осуществляются с помощью самосознания, самоощущения, самообязательства и самокритики.

В процессе самопознания и самоопределения формируется идеал. Военнослужащий определяет методы, средства и приемы работы над собой, а также правила личного поведения и план самосовершенствования.

В самовоспитании главное - уметь управлять собой, добиваться цели.


Цели самовоспитания:

- развитие положительных качеств;
- устранение отрицательных, негативных качеств;
- формирование новых качеств;
- выработка правил поведения.

Для этого необходимы постоянный, систематический самоконтроль, критический подход к своему поведению, волевые усилия и напряжение всех духовных и физических сил.

Особенные усилия нужны в начале работы над собой, пока не закрепились отрицательные установки и не укрепилась, не выработалась привычка всегда и все делать правильно.

Для эффективного самовоспитания крайне важна объективная самооценка военнослужащего своей деятельности. Переоценка или недооценка ее наносит вред развитию его личности.

Военнослужащие, имеющие опыт самовоспитания, пристально изучают себя, свои мысли, чувства и отношения. В этом им помогает самоотчет, анализ своего поведения, своих чувств.

Выполнить программу планируемых мероприятий на день, неделю, месяц и даже год помогают различные правила, которые вырабатываются самим военнослужащим и определяют его общую личную деятельность.

Представляют интерес правила поведения, разработанные для своего самовоспитания русским педагогом К.Д. Ушинским: «...Спокойствие совершенное; прямота в словах и поступках; обдуманность действия; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится; каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках; ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».

Военнослужащим, готовым заняться самовоспитанием, целесообразно опробовать эти правилами на себе.

Таким образом, мы рассмотрели сущность и содержание процессов саморазвития, самообучения и самовоспитания, которые составляют единый процесс самообразования личности.

Все эти процессы неразрывно взаимосвязаны между собой и составляют основу самообразования личности военнослужащего в процессе военной службы, которая создает достаточные условия для работы над собой.


Методические рекомендации

Во вводной части занятия необходимо подчеркнуть актуальности знаний сущности и содержания, способов и возможностей самообразования. Далее целесообразно отметить, что именно процессы саморазвития, самообучения и самовоспитания являются одним из важнейших условий всестороннего развития личности, где человек делает свои качества, поступки и действия объектом своего сознания и воли. Необходимо указать на осознанное преодоление трудностей военной службы как на средство развития волевых качеств.
При изучении первого вопроса надо поэтапно раскрыть сущность и содержание процессов саморазвития, самообучения и самовоспитания. Особое внимание целесообразно уделить основным волевым качествам личности, которые военнослужащие могут самостоятельно формировать в условиях прохождения службы. Эти качества, несомненно, пригодятся не только на военной службе, но и в будущей гражданской жизни.
В рамках изучения второго вопроса следует рассмотреть основные методы самовоспитания, проанализировать основные этапы работы над собой.
В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по внедрению в повседневную деятельность изученного теоретического материала.

Рекомендуемая литература:

1. Калюжий А. Профессиональное самовоспитание военнослужащих: Учеб. пос. - Н. Новгород: НГТУ, 2004.
2. Николаев О., Николаева Г. Самообразование и самовоспитание личности в ходе военной службы. - Ориентир. - № 9. - 2009 г.
3. Теория и практика воспитания военнослужащих. Учебное пособие. Под общ. ред. Н.И. Резника. - М.: Изд-во МО РФ, 2005 г.

Капитан 2 ранга Василий МАРЮТИН.
ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия
им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»

Ориентир 09 2014

Теги: огп