Система военных угроз безопасности Российской Федерации и её обеспечение

Приоритеты национальной безопасности и роль национально-государственных интересов России в системе обеспечения безопасности

Проблематика международной безопасности много шире вопросов военно-политической стабильности. Это устойчивость мировой экономики, преодоление бедности, экономическая безопасность, развитие межцивилизационного диалога. Такой всеобъемлющий неделимый характер безопасности выражен и в ее базовом принципе - «безопасность каждого - безопасность всех».

Для того чтобы оценить реальное положение современной России в системе международной безопасности, прежде всего надо определить ее внешние приоритеты развития. Обычно под внешнеполитическим потенциалом понимают совокупность факторов, которые в той или иной степени способствуют достижению целей внешней политики государства. Сущность внешнеполитического потенциала определяется такими понятиями, как «сила государства» или «национальная сила», а также их составляющими - научным, технологическим, образовательным потенциалами, роль которых на современном этапе нередко выше, чем наличие тех или иных природных ресурсов.

Россия четырьмя «фасадами» выходит на внешний мир: западный обращен к евро-американскому миру; южный - к весьма разнородному исламскому миру; восточный - к Азии и всему Азиатско-Тихоокеанскому региону; северный - к евро-арктическому региону. Поэтому для России равно актуальны и Европейский регион и регион Арктики, Ближневосточный и Средневосточный, Центрально-Азиатский и Восточно-Азиатский регионы, а также ближнее зарубежье и страны Латинской Америки и Карибского бассейна.

Россия может сыграть важную роль в формировании разных конфигураций военно-политических блоков и союзов. Ее присоединение к одному из существующих или формируемых в будущем блоков может обеспечить им внушительный перевес в отношениях с другими союзами. А сохранение свободы действий позволяет ей играть роль посредника или арбитра при разрешении тех или иных важных проблем, возникающих перед отдельными регионами или государствами. Участвуя в формировании различных региональных балансов сил, отвечающих интересам ее национальной безопасности, Россия способна внести и вносит существенный вклад в структурирование и поддержание мирового баланса сил и международной безопасности.

Для определения внешнеполитической стратегии России важное значение имеют ее национально-государственные интересы. Так, принятая в 2008 г. Концепция внешней политики Российской Федерации, отражая национальные интересы России, определила цели, задачи и ответственность России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагая развитие партнерского сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе. В ней констатируется, что современная Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Такая система должна обеспечивать надежную безопасность каждого члена мирового сообщества во всех областях жизнеобеспечения.

При рассмотрении проблем международной безопасности, подчеркивается в концепции, Россия выступает за дальнейшее снижение роли силы в международном формате при одновременном укреплении стратегической региональной стабильности. Утверждается, что в этих целях Россия будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих российским национальным интересам и интересам безопасности других стран.

Среди приоритетов российской внешней политики отмечается необходимость содействовать усилению регулирующей роли международного права и ООН в вопросах обеспечения международной безопасности. Россия намерена активно продолжать участвовать в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, и исходит из того, что Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру.

Рассматривая роль России в системе обеспечения международной безопасности, надо отметить, что ее внешнеполитическая деятельность строится с учетом ряда принципов. К ним относятся следующие:

- принцип приоритетности определяет наиболее важные внешнеполитические задачи, связанные с обеспечением национально-государственной безопасности, выступает в роли своеобразного связующего звена, обеспечивающего постоянное нацеливание внешнеполитического курса на решение актуальных задач;

принцип вариантности закрепляет подвижность внешней политики в плане использования возможностей государства реагировать на изменившиеся реалии;

- принцип ситуативности применим к решению задач тактического порядка. Он активно задействовался, например, при возобновлении прямых связей России со странами Латинской Америки и странами Карибского бассейна в период мирового экономического и финансового кризиса;

- принцип преемственности характеризует процесс последовательной реализации главных национально-государственных интересов. В ряде политических документов на уровне международных договоров и соглашений, в выступлениях политических лидеров Российской Федерации в ООН, на международных встречах неоднократно подтверждалась приверженность России соблюдению основных международных соглашений, верности взятым ею на себя обязательствам;

- принцип системности предполагает строгую иерархию и взаимное согласие стратегических и тактических целей, выбор наиболее важных направлений внешнеполитической деятельности, комплексный подход в реализации национальных задач в процессах обеспечения как национальной, так и международной безопасности.

Следует признать, что главные угрозы и риски национальным интересам государства, определяющие его активность в обеспечении международной безопасности, исходят сегодня не из внутреннего состояния страны, а в большей степени являются следствием процессов, происходящих за ее границами.

Среди них в первую очередь можно выделить те, которые разворачиваются по периметру России.

Во-первых, риск вовлечения приграничных государств и даже отдельных регионов страны в орбиту экономического влияния ведущих стран Запада и Востока. Это может отрицательно сказаться не только на положении России на внешних рынках, но и на политическом развитии постсоветского и, шире, евразийского пространства. На этом фоне весьма показательно стремление ряда постсоветских государств решить в обход России проблему транзита углеводородных энергоресурсов. И, конечно же, не могут не вызывать опасения в связи с расширением Европейского Союза попытки превращения Калининградской области в российский анклав на пространстве ЕС.

Во-вторых, втягивание соседних с Российской Федерацией стран в сферу военно-политического влияния крупных региональных или трансрегиональных союзов. Так, наблюдаемое продвижение и Евросоюза, и НАТО на восток, под прикрытием программы «Партнерство во имя мира» служит легитимным основанием для укрепления отношений ряда стран с альянсом вопреки национальным интересам России. В связи с развертыванием деятельности антитеррористической коалиции в Афганистане по южным границам России расположилось «ожерелье» военных баз США. В поисках адекватного ответа Россия вынуждена усиливать свое присутствие в таких организациях, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Организация Исламская Конференция (ОИК).

В-третьих, политическое и культурное давление на русскоязычное население в странах СНГ, государствах Балтии. Такое давление не только является прямым нарушением международно признанных прав человека, но и способно усугубить социальную напряженность из-за развития миграционных потоков, усилить существующую межэтническую и межконфессиональную напряженность, породить новые очаги конфликтов на постсоветском пространстве, а также на самой российской территории.

В-четвертых, отсутствие прогресса в решении глобальных проблем современности в регионах, непосредственно примыкающих к границам Российской Федерации, что в силу прозрачности границ чревато дестабилизацией внутренней обстановки. Это касается международного терроризма, преступности, торговли наркотиками и людьми. Нельзя забывать и о расширении угрозы со стороны экологических факторов. Здесь и возможность экологической катастрофы в результате неконтролируемой вырубки лесов и вывоза древесины за рубеж, и изменение климатического баланса вследствие ухудшения хозяйственной деятельности в сопредельных странах.

Необходимо рассмотреть еще один важный аспект в становлении международной системы безопасности, проявившийся в изменении роли отношений между Россией и США. В числе составляющих внешнеполитическую деятельность России взаимоотношения с США изменили свое место. Особенно четко это прозвучало в речи Президента России в июле 2002 г. на встрече с послами, в которой было высказано убеждение в том, что в укреплении глобальной стабильности и международной безопасности главная ответственность ложится на Россию и США. Однако это не означает возвращение биполярной модели, поскольку новые отношения должны строиться на принципиально ином прочтении национальных интересов двух стран и на характере современных угроз.

Говоря о развитии отношений между странами на перспективу, логика событий подсказывает, что не только краткосрочное, но и средне- и долгосрочное военное планирование Москвы и Вашингтона остается в плену формулы взаимного ядерного сдерживания. А это в свою очередь привносит конфронтационный момент в отношениях между странами и неизбежно подрывает движение к стратегическому партнерству и укреплению системы глобальной и региональной безопасности. Ведь ядерное сдерживание остается основой стратегии национальной безопасности как России, так и Америки.

Поиск путей перехода к иной модели российско-американских отношений в ядерной сфере, которая должна носить более кооперационный характер, чем жесткие конфронтационные правила игры в рамках взаимного ядерного сдерживания, пока не увенчался успехом.

В создании режима нераспространения оружия массового поражения также четко проявилась позиция каждого государства. Россия присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия и строго придерживается принципов, заложенных в нем.

Для России сегодня актуальна и проблема трансформации НАТО. Иллюзии, имевшие место относительно роспуска НАТО, не оправдались. Необоснованными оказались и расчеты на превращение Североатлантического блока в невоенную политическую организацию. Наибольшую опасность представляет противостояние между Россией и Западом по вопросу расширения НАТО, ряд новых членов которой - Польша, страны Балтии - относятся к России недоброжелательно. Сегодня Москва не в состоянии заблокировать решение о расширении НАТО. Очередное расширение НАТО на Восток произошло в марте 2004 г. Стамбульский саммит НАТО закрепил вступление в НАТО стран Балтии и планы США по развертыванию там своих баз. На нем было также принято решение о подготовке к приему в альянс балканских стран, а также было предложено оценить такую же перспективу для стран Кавказского региона и некоторых стран Средней Азии, где планируется укреплять сотрудничество.

Тем не менее можно фиксировать ряд возникающих противоречий в этом союзе. Склонность США к односторонним действиям и стремление Франции и ряда других государств создать собственно европейскую военную структуру снижают степень поддержки НАТО. Отсутствует и консенсус в отношении новых целей и задач НАТО.

На этом фоне важно, что Россия имеет равный голос с членами НАТО в обсуждении целого ряда оговоренных вопросов. Военное сотрудничество между Россией и Североатлантическим альянсом, прерванное с момента начала военного конфликта в Южной Осетии в 2008 году, в настоящее время полностью восстановлено. Ведутся переговоры относительно дальнейшего сотрудничества в таких областях, как логистика, борьба с терроризмом и пиратством, а также о координации действий при проведении спасательных операций на море, об углублении взаимодействия в решении афганской проблемы.

Несмотря на пользу от такого сотрудничества, расширение НАТО на Восток порождает новые противоречия, не учитывающие национальные интересы России, умаляющие ее международную роль. Поэтому в отношении НАТО Россия выстраивает свои подходы в контексте стратегического партнерства, ибо прямое сотрудничество между военными с обеих сторон должно способствовать развитию взаимопонимания, которое в перспективе может стать ориентиром для создания всеобъемлющей системы международной безопасности, для политической стабильности мира.

Основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

«Состояние национальной безопасности Российской Федерации, - говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, - напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности».

Стратегические цели совершенствования национальной обороны РФ состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).

Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.

Российская Федерация обеспечивает национальную оборону исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.

Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.

Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией государства и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.

Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.

Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем разработки системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования, развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время, а также совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны.

«Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе, - подчеркивается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, - является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил».

Для этого уточняется система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.

В среднесрочной перспективе должен быть завершен переход на единую систему заказов федеральными органами исполнительной власти вооружения, военной и специальной техники для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также на унифицированную систему тылового и технического обеспечения. Должно быть обеспечено нормативное правовое регулирование поддержания запасов материальных средств в государственном и мобилизационном резерве, а также сотрудничества с другими государствами в области военной безопасности.

Реструктуризация, оптимизация и развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе согласовываются с решением задач по всестороннему и своевременному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными видами вооружения и специальной техники.

Все эти меры позволят Российской Федерации встать в один ряд с ведущими мировыми державами и создать надежную систему обеспечения национальной безопасности.

Методические рекомендации

Во вступительном слове руководителю занятия по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса важно разъяснить слушателям приоритеты национальной безопасности и роль национально-государственных интересов России в системе обеспечения безопасности.

В ходе изучения второго вопроса руководителям групп ОГП необходимо показать основные направления обеспечения национальной безопасности РФ.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

Рекомендуемая литература:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года // Российская газета. 2009, 13 мая.

2. Явчуновская Р. Глобальная и региональная безопасность: курс лекций. - М.: РАГС, 2009. - 184 с.

3. Концепция внешней политики Российской Федерации//Российская газета. 2008,12 июля.

кандидат политических наук,Юрий Михалев

«Ориентир» 05.2010

Теги: огп