Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

В общей системе военного строительства Вооруженных Сил Российской Федерации совершенствование воспитательного процесса личного состава имеет большое значение. Сегодня воспитание военнослужащих является важнейшей составной частью деятельности органов военного управления и должностных лиц всех уровней.

Место и роль системы воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации

Во все времена военачальники и полководцы неустанно заботились о воспитании своих воинов. Под этим понималось организованное и целенаправленное формирование у них моральных и боевых качеств, отвечающих задачам вооруженных сил и необходимых для успешного их решения. Особое внимание при этом уделялось привитию тех личностных качеств, которые должны быть свойственны каждому защитнику Отечества независимо от его воинской специальности и служебного положения. В первую очередь к ним относятся: высокая боевая выучка, патриотизм, верность воинскому долгу, честь, высокая дисциплинированность, войсковое товарищество, психологическая устойчивость, смелость, мужество и отвага. Именно эти качества, присущие солдатам и офицерам Российской армии, неоднократно помогали ей одерживать победы в многочисленных войнах в защиту Отечества. Вот почему выдающийся представитель российской школы военной педагогики генерал М.И. Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть выше образования и поэтому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей».

Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с определенными требованиями, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обороны и безопасности государства.

Данная многогранная деятельность осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ, прежде всего «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (2004 г.).

В соответствии с руководящими документами система воспитания военнослужащих представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск. Она строится на основе многовековых воинских традиций, на патриотизме и уважительном отношении к народам и народностям многонационального российского государства, на признании общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества. В то же время система воспитания военнослужащих является компонентом строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение многих задач, одной из которых является формирование у военнослужащих готовности к защите Родины, верности Военной присяге, личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил.

Центральными элементами системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации являются субъекты и объекты. Весьма показательным является тот факт, что наряду с традиционными субъектами системы воспитания, каковыми являются: командиры и начальники всех степеней; штабы, службы, другие органы военного управления; органы воспитательной работы; воинские коллективы; военные учреждения культуры, важнейшими субъектами системы воспитания признаны: общество; государство; органы местного самоуправления; средства массовой информации; семьи и близкие родственники военнослужащих; общественные организации в воинских частях.

Исходя из этого все субъекты воспитания рассматриваются как заинтересованные и взаимодействующие стороны. Кроме того, необходимо отметить, что воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней.

Свыше 70% офицеров и прапорщиков в полковом звене непосредственно сталкиваются с проблемами воспитания подчиненных. В армейской среде на качество воспитания в конечном итоге влияет многое: образцовый внутренний порядок, организация службы ВОЙСК, личный пример отношения к службе командиров и начальников, организация досуга и отдыха и многое другое. Этот процесс рассматривается не как самоцель, а как арсенал средств по планомерному формированию нужного человеческого потенциала для службы в действительно эффективных Вооруженных Силах.

Система воспитания предусматривает дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих. Так называемыми объектами воспитания являются: генералы, адмиралы, офицеры, прапорщики, мичманы; проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины)) солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, военнослужащие-женщины; суворовцы, нахимовцы, кадеты, а также воспитанники воинских частей, военных оркестров и т.д.

Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.

Содержание воспитательной работы на всех уровнях определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества.

На социальном (социально-культурном) уровне основные аспекты жизнедеятельности общества, Вооруженных Сил, обладающие огромным воспитательным потенциалом, являются объектом общественно-государственного управления, в том числе и целенаправленного управления в интересах укрепления морального духа граждан в целом и военнослужащих в частности.

На этом уровне первым и важным субъектом воспитания выступает государство. Государство осуществляет консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, ведомственных, общественных и иных организаций по решению широкого комплекса проблем воспитания на основе программных методов и единой государственной политики.

На институциональном уровне вопросы воспитания решаются организациями, специально созданными для решения воспитательных задач или имеющими функции воспитания (воинские части, военные образовательные учреждения, культурно-досуговые учреждения и т.п.).

На социально-психологическом уровне в качестве субъекта воспитания выступают воинские коллективы, женсоветы и другие общественные организации.

На межличностном уровне воспитание рассматривается как практика межличностного взаимодействия субъекта и объекта системы воспитания. Субъектом воспитания может выступать и сам объект (самовоспитание).

На интраперсональном уровне субъектом воспитания выступает сам объект (самовоспитание). Настоящее воспитание то, которое переходит на самовоспитание.

Из сказанного выше следует вывод о том, что повышению эффективности системы воспитания военнослужащих будет всемерно способствовать: наличие государственных подходов к государственно-патриотическому воспитанию всех граждан Российской Федерации, основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких как патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность; объединение усилий средств массовой информации, ведомственных, общественных и иных организаций в интересах государственно-патриотического воспитания граждан России; осуществление целенаправленной государственной социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей; соответствующее современным требованиям кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса в войсках; совершенствование системы подготовки субъектов воспитания; оптимизация организационно-штатной структуры органов воспитательной работы, уточнение их функций и задач; повышение личной ответственности командиров (начальников) за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической деятельности.

Содержание системы воспитания военнослужащих

Поиск путей к вершинам педагогического мастерства сложен и труден. В нем нет готовых рецептов, универсальных и пригодных на все случаи жизни правил. Искусство и мастерство воспитания требуют гораздо большего.

Закономерен вопрос: по каким же направлениям должно идти формирование личности военнослужащего современной Российской армии, каково их содержание?

Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.

При всей кажущейся традиционности этих направлений, каждое из них сегодня наполняется обновленным содержанием.

Государственно-патриотическое воспитание - это оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Основными направлениями государственно-патриотического воспитания военнослужащих являются: формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий; совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.

Воинское воспитание - это процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества.

Основными направлениями воинского воспитания являются: создание условий и мотивация роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования; обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам; моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса; поддержание строгого уставного порядка при организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях); создание условий по обеспечению безопасности военной службы; обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга; использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

Нравственное воспитание - это оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.

Основными направлениями нравственного воспитания являются: информирование военнослужащих о предъявляемых требованиях к их профессиональному и нравственному облику со стороны общества; разъяснение им социальной значимости военной службы; стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих.

Также важна целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть. Необходимо изучать и использовать в воспитательных целях индивидуальные особенности военнослужащих, влияние общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллективах; использовать духовно-нравственного потенциал общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.

Правовое воспитание – это целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих в целях формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Основными направлениями правового воспитания являются: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам; мобилизация воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовоспитательном процессе; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.

Экономическое воспитание - это воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.

Основными направлениями экономического воспитания военнослужащих являются: создание условий для успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах; формирование бережного отношения к государственному имуществу, рациональное использование материально-технических и учебно-методических средств; использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов; создание в воинских частях школ экономических знаний для военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча; пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности воинской части (подразделения); обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.

Эстетическое воспитание - это воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.

Основными направлениями эстетического воспитания военнослужащих являются: формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности; привитие эстетического отношения к военной форме одежды; повышение эстетического содержания ВОИНСКИХ ритуалов; знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов; приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание - это воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых) и иных задач.

Основными направлениями физического воспитания военнослужащих являются: организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачам и видов и родов войск; проведение спортивно-массовых мероприятий; организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.

Экологическое воспитание - это воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.

Основными направлениями экологического воспитания военнослужащих являются: разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения; вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения военнослужащих.

Основные виды и направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены и имеют свою специфику. Воспитание предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей, а правильное применение позволит обеспечить качественное функционирование системы воспитания военнослужащих, достичь определенного уровня ее эффективности и результативности.

Методически е рекомендации

Во вступительной части занятия руководителю необходимо акцентировать внимание слушателей на актуальности темы для их военно-профессиональной деятельности. Ведь от того, насколько они будут качественно владеть педагогическим мастерством воспитания, зависит результативность воспитательной работы. Необходимо кратко проанализировать воспитательную деятельность каждого офицера подразделения.

Раскрывая содержание первого учебного вопроса, необходимо акцентировать внимание слушателей на том, что руководящие документы, касающиеся вопросов воспитания, требуют обеспечения единства и согласованного участия в воспитании военнослужащих командиров и начальников всех степеней, и оно является одним из приоритетных направлений их служебной деятельности. При этом каждый из них несет персональную ответственность за результаты воспитания подчиненных.

При рассмотрении второго учебного вопроса необходимо остановиться на так называемых педагогических технологиях, которые должны реализовывать офицеры-воспитатели в своей повседневной деятельности. Ведь оттого, насколько правильно и последовательно они будут использовать формы, методы и средства воспитательного воздействия, зависит эффективность воспитания.

В заключение необходимо подчеркнуть, что результативность воспитания военнослужащих во многом определяется авторитетом офицера, который, безусловно, является центральной фигурой в армии. Этому прежде всего будет способствовать его высокая профессиональная подготовка, отеческое отношение к подчиненным.

Рекомендуемая литература:

1. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Приложение №3 к приказу министра обороны РФ 2004 года №70.

2. Корин С. Система воспитания военнослужащих ВС РФ // Ориентир. -2005. - №7.

3. Калюжный А. Основы организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части // Ориентир. - 2006. - №8.

Подполковник Дмитрий САМОСВАТ

«Ориентир» 05.2009

Теги: огп