Содержание и методика воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат (матросов) и сержантов (старшин)

Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с определенными требованиями, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обороны и безопасности государства.

История развития, сущность и содержание воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации

Во все времена военачальники и полководцы неустанно заботились о воспитании своих воинов. Особое внимание при этом уделялось привитию тех личностных качеств, которые должны быть свойственны каждому защитнику Отечества независимо от его воинской специальности и служебного положения. В первую очередь к ним относятся: высокая боевая выучка, патриотизм, верность воинскому долгу, честь, высокая дисциплинированность, войсковое товарищество, психологическая устойчивость, смелость, мужество и отвага. Именно эти качества, присущие солдатам и офицерам Российской армии, неоднократно помогали им одерживать победы в многочисленных войнах в защиту Отечества. Вот почему выдающийся представитель российской школы военной педагогики генерал М.И.

Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть выше образования и поэтому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей».
Становление и развитие теории и практики воспитания в Российской армии неразрывно связаны с именами прославленных русских полководцев и видных деятелей XVIII - XIX вв. К ним по праву можно отнести Петра I, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.А. Румянцева, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др.

Воспитание строилось с учетом самобытности русского солдата, национальных, религиозных, психологических особенностей и исторических традиций русского народа, приоритета идей патриотизма и воинской чести в системе моральных ценностей воина и развития их в новых условиях.

Прогрессивные военные деятели России стремились создать, а в дальнейшем развить отечественную систему воспитания, активно используя зарубежный военный опыт, преломленный через призму национальных особенностей и исторических традиций русского воинства.

Рождение в 1917 г. молодого Советского государства, его Вооруженных Сил потребовало иной системы воинского воспитания, отличной от существовавшей в Русской армии. У истоков ее создания стояли такие видные деятели советского периода, как М.В. Фрунзе, М.И. Калинин, С.С. Каменев, М.Н. Тухачевский и др.

Господствовавший в общественной и духовной жизни Советского государства классовый подход предопределил и направление воспитательной работы. Ее основу составляли общеполитические и теоретико-методологические идеи, разработанные В.И. Лениным и его революционными соратниками.

Дальнейшие изменения в воспитательной работе происходили в условиях перестройки (1985-1991 гг.). В этот период в стране и в Вооруженных Силах происходило расширение гласности и демократии, что нашло отражение в усилении критики армейских порядков, в том числе содержания, форм и методов воспитательной работы. В Вооруженных Силах начались кардинальные изменения, которые переросли в последующем в военную реформу. В эти годы количественно и качественно изменился личный состав, поменялись принципы воспитательной работы и ее содержание. Она освободилась от чрезмерной идеологизированности и однопартийной направленности. С распадом СССР завершился советский период в организации воспитательной работы в Вооруженных Силах.

Таким образом, система воспитания в армии и на флоте прошла долгий и сложный путь своего становления и развития, в ходе которого постоянно совершенствовались формы и методы работы. Они изменялись в зависимости от социально-политической обстановки в стране, задач, решаемых Вооруженными Силами, а также с учетом достижений науки и передовой практики.

В настоящее время данная многогранная деятельность осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ, прежде всего «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (2004 г.).

В этих документах нашли отражение многовековые нравственные устои, воинские традиции, патриотизм и уважительное отношение к народам Российского государства, общечеловеческие ценности. Они учитывают исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение многих задач, одной из которых является формирование у военнослужащих готовности к защите Родины, верности Военной присяге, личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил.

Содержание воспитательной работы в подразделениях и частях (на кораблях) Вооруженных
Сил РФ формируется на базе реализации основных направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического. Каждое из них предполагает достижение конкретных воспитательных целей с помощью соответствующих форм воспитательной работы.

Все направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены, но каждое из них имеет свою специфику. Воспитание предполагает комплексный подход, единство и согласованность его составных частей. Однако их конкретное содержание формируется под воздействием групповых социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих.

Свою специфику имеет и воспитательная работа с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат (матросов) и сержантов (старшин) (далее - военнослужащих-контрактников).

Их индивидуально-психологические и другие особенности придают воспитательной работе с этой категорией военнослужащих соответствующие отличительные черты. Она требует особого терпения, такта, индивидуального стиля воспитательного взаимодействия.

Ведущая роль при этом принадлежит формированию у контрактников гражданской ответственности, которая цементирует основные моральные качества, укрепляет волю, помогает выполнять воинский долг.

В сложном процессе воспитания этой категории военнослужащих важно обеспечить единство государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического, экологического и других направлений воспитания.

Необходимо прежде всего выявлять и развивать профессиональный потенциал военнослужащих-контрактников, создавать условия для их личностной самореализации в военно-профессиональной деятельности. Не менее важным является привитие и закрепление у этой категории военнослужащих профессиональных качеств личности, ответственности, умения ориентироваться в сложной обстановке, преданности делу защиты Отечества, верности Военной присяге и Боевому знамени, уверенности в своих профессиональных возможностях и др.

Обновление теоретического содержания воспитательной работы с военнослужащими- контрактниками, приведение ее в соответствие с реальностями жизни в последние годы крайне актуально.

Особенности и методика воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат (матросов) и сержантов (старшин)

В Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ определены задачи воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Так, с сержантами и старшинами, солдатами и матросами ведется воспитательная работа, направленная на:

- формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах РФ;

- формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;

- формирование уважительного отношения к командирам (начальникам); войскового товарищества и войскового братства.

В основном эффективность воспитательной работы с военнослужащими-контрактниками в части определяется многими показателями.

Например, в военно-социальной работе (ВСР):

- деятельностью командования воинской части по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих-контрактников и членов их семей, предусмотренных законодательством РФ;

- организацией изучения социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), выработкой предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участием должностных лиц в воспитательной работе.

Воспитательная работа в подразделении должна иметь научную базу, т.е. осуществляться на основе широкого использования знаний в области управления, военного дела, педагогики, психологии, социологии и других наук.

Любое воспитательное воздействие (взаимодействие) предусматривает использование в его рамках конкретных организационных форм различных педагогически целесообразных методов и средств. Формируемый таким образом комплекс раскрывается понятием «педагогическая технология», под которой понимается процесс реализации взаимосогласованных и последовательно применяемых форм, методов и средств решения педагогических задач в интересах достижения намеченных целей воспитания.

Системообразующим элементом воспитательной технологии для военнослужащих-контрактников выступает форма воспитания. Именно в ее рамках реализуются наиболее целесообразные для конкретной педагогической обстановки или ситуации методы и средства воспитания.

Под формами воспитания понимается организационная сторона воспитания, предполагающая определенный состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, а также место и продолжительность их проведения. К основным формам воспитания военнослужащих подразделения отнесены: лекции, индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания, тематические вечера, диспуты, викторины.

Важное значение также придается встречам с ветеранами боевых действий и военной службы, экскурсиям по историческим местам и местам боевой славы, проведению Дней воинской славы России и т.д. Воспитательная технология предполагает, что в рамках каждой из перечисленных форм реализуется один или несколько методов воспитания, представляющих собой совокупность педагогических средств и приемов однородного воздействия на ведущие компоненты личностной сферы военнослужащего (сознание, чувства и волю) с целью формирования у него необходимых военно-профессиональных качеств личности.

Методы воспитания можно объединить в три группы: методы изучения объектов воспитания (наблюдение, диагностическая беседа, анализ результатов деятельности и др.); методы воспитательных воздействий и взаимодействий (убеждение, поощрение, упражнение и др.); методы профилактики и перевоспитания личного состава (реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, самоисправление и др.).

Остановимся более подробно на характеристике методов воспитательного воздействия (взаимодействия) на подчиненного.

Все разнообразие этих методов можно условно объединить в своеобразную систему, включающую две группы - группу педагогических и группу психологических методов.
Педагогические (традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) военнослужащего. К ним относятся убеждение, поощрение, упражнение, пример, критика и принуждение. Кроме того, иногда используются включение военнослужащих в различные виды деятельности, организация воспитательного воздействия коллектива, побуждение к действиям силой приказа и некоторые другие.

Убеждение как метод воспитания представляет собой активное воздействие на сознание подчиненных (взаимодействие с ним) с целью оказания им помощи в осмыслении сути предъявляемых им идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. Это достигается двумя путями - убеждением словом и (или) убеждением делом.

К средствам убеждения относятся логические доводы, цифры, факты, примеры, а также поступки и действия самого военнослужащего или его сослуживцев, текущие события в воинских подразделениях.

Поощрение - применение совокупности средств и приемов морального и материального стимулирования подчиненных с целью побуждения их к повышению уровня своей боевой, вахтенной, служебной и др. деятельности. При этом эффективным считается применение в виде средств поощрения соответствующих жестов, оценочных суждений, поощрительных обращений, выделение поступка или действий подчиненного как примера для подражания, поощрение согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил.

Упражнение представляет собой такую организацию повседневной деятельности военнослужащих, которая формирует у них привычки правильного (уставного) поведения, оптимальный алгоритм действий в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относятся соблюдение внутреннего распорядка в подразделении, правильно организованная служебно-боевая деятельность и вахтенная служба, целенаправленные общественные поручения и др.

Пример как метод воспитания предполагает систематическое воздействие на сознание подчиненных показом положительных действий командира (начальника) и других лиц с целью формирования у них образа для подражания. В качестве средств воспитания в данном случае используются примеры из жизни национальных героев, боевой службы, из области литературы и искусства.

Наиболее эффективное средство, как показывает практика, - личный пример командира (начальника). Критика в военно-педагогической литературе рассматривается как анализ отрицательных личностных качеств военнослужащего или результатов его деятельности.

Принуждение с точки зрения отечественной военной педагогики выступает крайним методом воспитания и реализуется лишь тогда, когда применение других методов не позволяет достичь желаемого воспитательного эффекта. Его сущность заключается в применении системы воспитательных средств с целью побуждения подчиненного к приведению своих взглядов, суждений и действий в строгое соответствие существующим требованиям. Однако в этом случае необходимо избегать шаблона и применять все разнообразие средств: категорическое требование (побуждение силой приказа), напоминание о служебных обязанностях, предупреждение о возможном привлечении к ответственности, обсуждение на собрании коллектива, привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности.

В отличие от методов рассмотренной группы действие психологических методов воспитания военнослужащих-контрактников направлено на подсознание. Наиболее эффективными из них являются метод невербального воздействия (мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса); метод эмоционального воздействия (сопереживание, возмущение, поучение) и метод рационального воздействия (внушение). Необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая воспитательное воздействие на рациональную сферу личности военнослужащего.

Рассмотренные формы, методы и средства воспитательной работы реализуются во всех видах воспитания - фронтальном, дифференцированном, индивидуальном и самовоспитании. Однако в условиях воинского подразделения наиболее результативным видом выступает индивидуальная воспитательная работа. Она представляет собой целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю воспитуемого (педагогическое взаимодействие с ним) с максимальным учетом особенностей (психических и психологических) его личностной сферы. В ее основе лежит принцип индивидуального подхода в воспитании. Ответственность за организацию и проведение этой работы возложена на прямых командиров и начальников военнослужащих.

Искусство индивидуальной воспитательной работы, как и целостной воспитательной деятельности, во многом проявляется в том, может ли командир увидеть динамику в развитии личностной сферы подчиненных. Ее позитивная направленность обязательно должна встречать поддержку у воспитателя. Негативная же - побуждать к выяснению ее причин, к желанию заставить (помочь) преодолеть наметившуюся тенденцию. К тому же это позволяет понять, в какой степени удается добиваться положительных изменений в военно-профессиональной деятельности подчиненных.

Осмысление психолого-педагогических разработок отечественных военных ученых и практиков необходимо проводить в тесной связи с процессами и явлениями, происходящими не только в воинском социуме и российском обществе, но и в мире в целом, с учетом всей совокупности факторов: социально-экономических, политических, правовых, нравственных и других.

Методические рекомендации:

Во вступительном слове следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины в части и подразделении, и напомнить, что воспитательная работа является важным и сложным направлением деятельности командиров (начальников).

При рассмотрении первого вопроса лекции необходимо уделить внимание раскрытию основных положений руководящих документов, определяющих требования к проведению воспитательной работы с военнослужащими по контракту.

Излагая второй вопрос, необходимо привести примеры из педагогической практики офицерского состава части (подразделения). При этом особое внимание следует обратить на раскрытие содержания организации и осуществления воспитательной работы с контрактниками, а также организационных и педагогических условий эффективности ее проведения.

В рекомендациях по подготовке к семинарскому занятию основное внимание слушателей необходимо обратить на анализ собственной воспитательной практики и опыта других категорий офицерского состава с солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту.

Рекомендуемая литература:

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 2008.

Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: приложение № 3 к приказу министра обороны Российской Федерации № 70 2004 года.

Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие / Под обшей редакцией И.А. Алехина. - М.: ВУ, 2003.

Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. Российский военный сборник. - М., 2000.

Калюжный А. Основы организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части // Ориентир. - № 8. - 2006.

Подполковник запаса,обозреватель журнала «Ориентир»Арам Хачатрян

«Ориентир» 07.2010

Теги: огп