Создание русской регулярной армии и флота

Вопросы:

1. Военно-экономические преобразования Петра I.
2. Регулярная армия и флот как следствие военной реформы.

1

История свидетельствует, что к исходу XVII века военная организация России имела ряд серьезных недостатков, которые прямо или косвенно влияли как на положение внутри страны, так и на позиции России на международной арене. Важнейшим среди них было отсутствие единого военного управления армией. К этому следует добавить разнородность в комплектовании, обучении и вооружении войск. По мнению некоторых авторов, военная система того времени не могла обеспечить успешного решения назревших внутренних и внешнеполитических задач государства, что и предопределило военные реформы Петра I (1672-1725 гг.). На многие века он остался в общественном сознании как гениальный реформатор, превративший Россию в великую державу мира.

Петровские преобразования затронули практически все сферы жизни и деятельности русского общества, а не только его военную часть. При этом военная составляющая все же была доминантой его деятельности.

Необходимость реформирования армии была осознана Петром после неудачных Азовских походов (1695- 1696 гг.). Молодой царь понял, что решить задачу выхода к морю можно лишь военным путем, а для этого необходима коренная реформа русской армии, создание мощного регулярного военно-морского флота. С этого времени началась его деятельность по коренной реорганизации русского войска.

Историческая справка.

К началу царствования Петра I Россия представляла собой огромное феодальное государство, на территории которого жило более 13 млн человек. К концу XVIII века Россия простиралась на территории площадью около 17,5 млн кв. км. Ее население насчитывало уже 37,4 млн человек. При Петре I промышленное производство в России выросло в 7-10 раз. Кроме того, Россия заняла первое место в мире по выпуску металла, ее армия стала крупнейшей в Европе, была открыта Академия наук, заложены десятки новых городов, столица государства из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург и т.д.

Проводимые Петром реформы включали целый комплекс государственных преобразований. В том числе по реорганизации системы комплектования армии и флота, созданию стройной системы военного управления в стране, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новых подходов к обучению и воспитанию военнослужащих России. В поле зрения царя-реформатора были также вопросы совершенствования стратегии и линейной тактики, организации стратегического взаимодействия армии и флота, формирования нормативной и уставной базы, создания системы отечественного обучения и воспитания солдат и офицеров.

Основное содержание военной реформы Петра I

По каким же направлениям проводились военные преобразования Петра I в России?

Также, как и при Иване Грозном, основным направлением реформ стало совершенствование системы военного управления. Вместо приказов, созданных в ходе предыдущей военной реформы и сыгравших свою положительную роль ранее, была учреждена Военная коллегия (1718 г.). В ее ведении находились полевая армия, гарнизонные войска и практически все остальные воинские дела.

В качестве следующего направления следует выделить введение единой рекрутской системы комплектования войск (1705 г.). Суть нововведения состояла в том, что государство в принудительном порядке набирало в армию и на флот рекрутов из разных сословий. В именном указе Петра от 20.02.1705 г., например, говорилось, что «в солдаты брать со всех городов и уездов, с посадов, волостей и конюшенных слобод людей и всяких чинов помещиков и вотчинников, крестьян и деловых, учить их солдатскому строю по артикулу». Возраст набираемых на солдатскую службу детей боярских, казачьих и стрелецких определялся указом Петра с 17 до 30 лет, но не ниже чем 15. При этом требовалось, чтобы люди были добрые и к службе годные. Царем предписывалось выдавать солдатам ежемесячно жалованье и кормовые деньги, причем без отсрочки. Но кроме заботы о воинах он требовал жесточайшей дисциплины от них. Так, например, за побег со службы полагалась смерть через повешение. Однако не только карательными мерами великий реформатор пытался построить надежную и боеспособную армию. Уже в то время он понимал необходимость материального стимулирования воинского труда.

Рекрутский набор в то время был наиболее целесообразен и имел ряд преимуществ по сравнению с наемно-вербовочной системой. Новая система комплектования позволяла стране иметь регулярную профессиональную армию. Ее введение позволило обеспечить армию людским составом, в котором она испытывала острый недостаток при ведении целого ряда кровопролитных войн. К этому следует добавить то обстоятельство, что прежняя система комплектования армии стрельцами, доставшаяся Петру от его предшественника, скомпрометировала себя в глазах Петра после стрелецкого возмущения в 1698 году.

В реформах Петра I необходимо отметить его стремление и постоянную заботу о создании системы подготовки отечественных военных кадров, их обучении и воспитании. По его требованию все молодые дворяне с 15-летнего возраста в течение десяти лет были обязаны пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках. Это положение было закреплено в указе 1714 года «О непроизводстве в офицеры дворян, не служивших в гвардии солдатом». В указе от 1719 года строго оговаривалось, чтобы никакого человека из офицерских детей и дворян, не пробывших в гвардии солдатом, не допускать ни в какой офицерский чин. После получения офицерского чина юноши направлялись в армейские части, где должны были служить пожизненно Но такая система подготовки офицеров не могла полностью удовлетворить возрастающие потребности армии и флота в командных кадрах. Поэтому были учреждены ряд специальных военных школ.

Реформы позволили создать довольно стройную и единую для всех войск отечественную систему обучения и воспитания. В ходе них были разработаны и приняты принципиально новые инструкции и уставы, которые отражали происходящие в практике военного дела изменения. Среди них следует выделить Морской устав, Устав воинский (1716 г.), Для полевой битвы правила, Воинские артикулы (1715 г.) и т.д. Материалы для составления названных уставов и других документов собирались на протяжении многих лет. В них использовался опыт передовых стран Европы. Как следствие этого принятые документы в большинстве своем являлись для военной организации России довольно прогрессивными и передовыми для того времени. Главной особенностью этих актов был новый принцип «военного служения»: ратная служба в них определялась как служба на регулярной основе, причем была службой не только царю, а и государству, Отечеству.

При этом царь был противником бездумного исполнения приказов, выступал против того, чтобы держаться устава, как слепой стены.

Петр был чрезвычайно строг к тем, кто противился укреплению России, росту ее военной и экономической мощи. В именном указе, например, он требовал брать в казну приличные деньги с московских чинов, которые за своими нуждами не хотят служить, а «которые на тое службу огурством своим не поедут: и тем будет казнь».

Еще одно направление военного реформирования Петра I на практике позволило многократно увеличить духовную и военную мощь армии. Речь идет о новых подходах к содержанию армии и постоянной заботе об ее воинах. Реализация этого реформенного направления осуществлялась несколькими путями.

Во-первых, постоянной заботой об обеспечении армии и флота всем необходимым. Так, например, в целом ряде указов царь требовал от дворян и помещиков, чтобы они обеспечивали посылаемых в войска людей одеждой, продовольствием и деньгами. Довольно строго спрашивалось с тех, кто пытался уйти от этого.

Во-вторых, забота о войске выражалась в поднятии статуса служивого человека на должный уровень. Именным указом царя запрещалось также подавать жалобы на военных людей, находящихся в походе и на службе.

В-третьих, государство брало на себя бремя забот о вдовах и сиротах воинов, павших на полях сражений во имя родного Отечества. Вдовам и сиротам предписывалось давать пенсии, поместья. Ставших инвалидами солдат и офицеров царь также не забывал, определяя их в дома престарелых, богадельни и пр. При этом тем, кто еще мог передавать свой боевой опыт, предлагалось заняться обучением рекрутов, что приносило двойную пользу: опыт солдат и офицеров не предавался забвению, а они сами не отвергались государством после потери возможности служить в армии и на флоте. Таким образом, связи государства и его бывших защитников не рвались, как это, увы, нередко происходит сегодня при увольнении из Вооруженных Сил солдат и офицеров.

В-четвертых, на службу России начали привлекаться иностранные офицеры, которые передавали свой опыт молодой русской армии.

Интересным и весьма важным для военных реформ прошлого явилось введение Петром I четких должностных окладов для военнослужащих армии и флота, что сразу же показало серьезность намерений по строительству регулярной армии. Если проанализировать оклады военных, то можно увидеть, что иноземным офицерам в русской армии платили в два и более раз больше, чем своим. Но в количественном соотношении русских и иноземных офицеров в войсках двукратное превосходство было на стороне первых. Петр не мог допустить такого положения, чтобы русская армия управлялась только выходцами из других стран, которые служили ему и России за деньги.

Для всех военных реформ в России и для реформ Петра I в частности характерно стремление навести порядок с учетом расходования денежных средств в армии и на флоте, а также желание прекратить казнокрадство и злоупотребления, связанные с финансированием и оснащением войск.

В Уставе воинском (1716 г.) четко отмечалось, что «пропитание как людям, так и скоту - наиглавнейшая дела суть». Артикул 65 гласил, что «тот из офицеров, кто при выдаче жалованья, корму и провианту возьмет на излишнее число солдат, лишится чину своего, будет сослан на галеру или, как вор, живота лишен будет». В уставах, многочисленных указах, приказах и обращениях к армии Петр требовал от офицеров высоко держать честь своего воинского звания и быть примером для подчиненных. Он считал, что авторитет командира основывается на хорошем знании своего дела, заботе о солдате, храбрости в бою и строгой дисциплине.

Следующее направление, которое также необходимо выделить как весьма значимое и существенное для военных преобразований эпохи Петра I, состоит в введении единой системы воинских званий. Она была оформлена в Табели о рангах (1722 г.). В Табели устанавливались три основные линии государственной службы: воинская, статская и придворная.

Принципиально новым в новой системе было то, что в основу службы и чинопроизводства была положена неродовитость, а личные способности воина. Это решение позволило обновить армию и флот за счет выходцев из низших сословий общества, что само по себе в те далекие годы было весьма прогрессивно и даже в какой-то мере революционно, т.к. шло в разрез с устоявшимися традициями.

В Табели о рангах все офицерские, канцелярские и высшие государственные должности были распределены на 14 рангов, или чинов, по их старшинству и почету.

Каждый мог по мере способности и усердия занять высшую должность и перейти в высший ранг. Интересно, что, лишив таким образом дворянство его преимуществ, Петр заставил дворян учиться грамоте; необученных он лишал права жениться и получать офицерский чин. Более того, он ограничил землевладельческие права и льготы дворян, перестав давать им поместья из казны за поступление на службу, а начав платить денежное жалованье, как и всем остальным служащим. Лишь одну льготу он оставил дворянам, дав им возможность служить в гвардейских полках, расположенных, как правило, в столицах.

О гвардии, рожденной волей Петра I, следует сказать особо, т.к. она, по существу, представляла собой аппарат управления с широкими властными полномочиями в военной, придворной, административной, политической сферах. По замыслу Петра, гвардия должна была стать школой передовых методов обучения солдат, кузницей командных кадров. При жизни Петра I цвет русской армии - Российская императорская гвардия прошла свое становление и развитие, став для России, по мнению военного исследователя Н. Никифорова, мощным организационно-административным ресурсом, своеобразной закрытой корпорацией. В последующие годы гвардия в истории России играла весьма значительную роль не только на поле брани, но в дворцовых переворотах. Необходимо отметить, что опыт гвардейского корпуса в формировании российской государственности, ее вооруженной защиты еще недостаточно изучен как феномен социальной и политической истории. Но он учтен. Не случайно в современных Вооруженных Силах РФ имеются гвардейские воинские части.

Важнейшим направлением военной реформы рассматриваемого периода стало перевооружение армии и флота. В ходе реализации данного направления реформы пехота получила лучшие в Европе гладкоствольные ружья единого калибра. Несмотря на то что они уступали мушкетам в дальности стрельбы, их превосходство заключалось в двукратно большей скорострельности. Кроме этого, гренадерские роты снабжались гранатами, что по тем временам было весьма нестандартно. На вооружение пехотного полка выделялось по два трехфунтовых орудия и четыре легкие мортиры, что значительно усиливало мощь полка. Конница, в частности драгуны, вооружалась укороченными карабинами, пистолетами и палашами, что в свою очередь делало ее более мобильной и эффективной в бою.

Интересно, что в ходе реформы Петр обращал самое пристальное внимание на качество вооружений. Существует его указ от 11 января 1723 года, в котором он повелевает хозяина Тульской оружейной фабрики Корнея Богоглазова бить кнутом и сослать в монастырь на работу за то, что «он, подлец, дерзнул войску государя продать плохие пищали и фузеи. Также бить кнутом старшину Флорку Минаева и сослать в Азов, чтоб он не ставил клейма на плохо сделанное оружие». При этом Петр I под угрозой лишить живота дает указание хозяину оружейного завода Демидову срубить избы оружейникам, чтобы они были не хуже, чем у хозяина. Воистину Петр действовал по методу кнута и пряника, что в ходе реформы давало свои положительные результаты.


2

Одной из главных заслуг Петра Великого явилось создание регулярного военно-морского флота. Петр, как никто другой, уже в то далекое время хорошо понимал, какие возможности обретет Россия, став великой морской державой. Не случайно Петр I отмечал, что «всякий потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». История нашей страны подтверждает справедливость сказанного. Только в двух из 33 войн, которые вела Россия за 200 лет до начала Первой мировой войны, наш флот не участвовал. Во всех последующих войнах ВМФ принимал самое активное участие. Показателен в этом отношении тот факт, что, по признанию Петра, его победа над шведами под Полтавой в 1709 году была закреплена лишь через 12 лет упорной борьбы, когда русский флот разгромил шведский. Не случайно на медали в честь этой славной победы было выбито: «Конец сей войне таким миром получен ничем иным токмо флотом».

Постройка флота России при Петре получила характер особой общенародной повинности. По требованию царя к 1698 году с определенного количества крестьянских дворов землевладельцами (светскими - с 10 тысяч дворов, а церковными - с 8 тысяч) было выстроено по одному оснащенному и вооруженному кораблю. Горожане же должны были общими силами построить еще 12 кораблей. Петр так поставил дело, что собрал в Москве представителей всех сословий для образования так называемого кумпанства, чтобы они могли сговориться, кто и что будет строить. В Воронеже были устроены корабельные верфи, собраны строительные материалы и мастеровые люди. Причем, что интересно, несмотря на бедность, корабельные мастера в Россию были выписаны из-за границы. А чтобы подготовить для русского флота своих моряков, специалистов и кораблестроителей, еще в 1697 году за границу Петром были посланы 50 человек из родовитой молодежи. Говоря об истории создания нашего флота, можно с полным правом сказать о том, что это было делом всего народа. Ведь каждый двор должен был внести в кумпанство порядка 1-1,2 рубля, что по тому времени было довольно много. Полная же стоимость корабля определялась в 10000 рублей. Для создания нового флота численностью в 50 вымпелов требовалось полмиллиона рублей. Выполнить эту задачу слабому экономически русскому государству даже при большом желании царя было просто не по силам, т.к. ежегодный доход государства тогда равнялся лишь 2 млн рублей.

Что поражает воображение наших современников в преобразованиях Петра, так это его личное стремление самому все освоить и понять. С этой целью царь в 1697 году под именем Преображенского полка урядника Петра Михайловича выехал за границу, в Голландии поступил на верфь простым плотником, потом перебрался на более крупную верфь в Амстердаме, где проработал как простой мастер более 4 месяцев. Поняв, что там нет научной школы теории кораблестроения, переехал в Англию, где освоил навигацкое и литейное дело всего лишь за 4 месяца.

Кроме флота Петр строил и развивал армию. Армия и флот - это его детище, которым он гордился, и гордился по праву. Именно они ему и стране принесли мировую славу, заставили говорить о России как о великой мировой державе.

К концу царствования Петра Великого русская армия насчитывала 210 тыс. регулярного войска и до 110 тыс. казачьих иррегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных боевых кораблей, 787 галер и других судов с 28 тысячами военных моряков. Это цифровой итог военных преобразований великого реформатора. Но к этому следует добавить также и то, что он хорошо понимал государственную выгоду введения в России войск иноземного строя, построения армии по лучшим образцам западного военного искусства, а также стремился внедрить западный механизм военного финансирования, отшлифованный до мельчайших тонкостей.

Важной составляющей военной реформы эпохи правления Петра I стало проведение военно-судебной реформы. Ее основным содержанием стало создание военных судов: «временных» - в мирное время (от полкового до генерального) и «скоро- решительных» (прообраз военно-полевых судов) - в военное время для рассмотрения конкретных дел.

К недостаткам военной реформы Петра I следует отнести то обстоятельство, что при нем потребности русской армии превысили финансовые возможности государства. По анализу ученых Военного университета Министерства обороны РФ видно, что средства государства при проведении Петровской военной реформы расходовались не совсем целесообразно. В качестве подтверждения этого можно привести несколько фактов.

Первый факт свидетельствует о том, что тогда как общая численность армии при Петре I стремительно росла, численность армии действующей, т.е. ведущей непосредственную борьбу с врагами, оставалась неизменной. Содержание же войска требовало развивать внутреннюю жизнь государства, поднимать его экономику и сельское хозяйство, чтобы иметь больше материальных и финансовых средств для поддержания армии и флота на должном уровне. Петр не успел решить эту задачу. Слабая крепостная экономика не могла обеспечить всем необходимым армию и флот.

Нерасчетливо высшее военное управление страны подошло к процессу комплектования армии. В течении 100 лет, с 1700 по 1799 год, для комплектования армии было взято почти 2,3 млн рекрут. Это составляет в среднем ежегодно почти 23 тыс. человек. Мужское же население страны в этот период увеличилось с 4 млн в 1711 году до 17 млн в 1799 году. В призывном же возрасте от 20 до 35 лет состояло в среднем не более 4 млн человек. Если считать ежегодный прирост населения в 2%, оказывается, что армия бесповоротно вырывала из самой дееспособной и трудовой части населения каждый год около одной трети потенциальных работников! Обескровливая таким образом трудовую часть населения, а следовательно, и уменьшая его производительную силу, армия с ростом ее численности требовала все больших расходов и издержек государства на свое содержание.

Понимание этого факта прижилось в нашей стране, к сожалению, не сразу. В обществе на протяжении многих веков преобладал тезис о том, что во имя надежной обороны и крепости государства можно пойти на любые ограничения в жизни народа.

В начале XX столетия были опубликованы исследования П.Н. Милюкова о населении и государственном хозяйстве при Петре Великом. По данным Петровских переписей и резолюций, автор пришел к выводам: податное население к 1710 году уменьшилось на 20%, т.е. на одну пятую; если же учесть, что часть этих людей переходила в другие категории населения, тогда получалась убыль 14,6%, т.е. одна седьмая. По некоторым же губерниям убыль дворов представлялась катастрофической (Архангелогородская и Санкт- Петербургская - 40%, Смоленская - 46%, Московская - 24%).

После смерти Петра I численность армии стремительно росла, тогда как ее качественная сторона уменьшалась, что постепенно превращало армию и флот в тяжелое бремя для своего народа, в своеобразный тормоз для экономического развития страны. Так, например, при Петре армия насчитывала порядка 200 тыс. человек, тогда как при другом императоре, Николае I, она стала двухмиллионной. Еще за одно столетие, с 1880 по 1980 год, численность вооруженных сил возросла с 800 тысяч до 5 миллионов человек.

Подводя итог Петровским реформам, следует отметить, что Петр I не смог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности в проводимых преобразованиях, т.к. они совершались под давлением военных событий. Зачастую царь, втянувшись в военное дело, не мог и думать о мирных преобразованиях. Его главной заботой было добыть людей и средства для успешного проведения войны.

Анализ проведенных реформ показывает, что лишь в последнее десятилетие жизни великого реформатора (1715-1725 гг.) они стали осознанными и целенаправленными. Хотя историки спорили на сей счет и склонны спорить сейчас. Так, в частности, профессор Б.И. Сыромятников уверен, что у Петра имелся широкий светлый взгляд на свои задачи, существовал далеко продуманный план. Значительно раньше него наш известный историк В.О. Ключевский, не отрицая, что у царя были некоторые общие идеи насчет рывка вперед, при этом вот как оценил механизм происходящих перемен: «Петр просто делал то, что подсказывала ему минута, не затрудняя себя отдельным планом, и все, что он делал, он как будто считал своим текущим, очередным делом, а не реформой».

Все Петровские реформы, в т.ч. и военная, не меняли в корне государственного устройства. Они, т.е. реформы, были призваны лишь усовершенствовать старый строй, придав ему более цивилизованные европейские формы. Только в отношении церкви была проведена резкая по содержанию реформа, что позволило с упразднением патриаршества привести церковную жизнь в полное подчинение государству.

В заключение исследования военной реформы, проведенной Петром I, следует выделить несколько важных моментов.

Во-первых, заслуга царя в реформировании страны и армии очень велика. Но справедливости ради следует признать, что не ему принадлежит пальма первенства в создании в России регулярного войска. Как отмечают некоторые историки, уже при царе Михаиле в Москве стали создаваться регулярные полки иноземного строя.

Во-вторых, на что следует обратить внимание, - это ликвидация стрелецких полков не как исчерпавших себя в истории войск, а как зачинщиков беспорядков в государстве.

В-третьих, упразднение дворянского конного ополчения следует рассматривать не как прихоть молодого царя, а как его желание привлечь дворян к службе в регулярной армии.

В-четвертых, смена системы комплектования войск произошла за счет введения всеобщей воинской повинности, поголовной для дворян и рекрутской для прочих сословий.

В-пятых, при Петре регулярные войска получили совсем иное хозяйственное устройство, чем имели ранее.

В-шестых, Петр решил проблему казачьих войск, лишив их былой вольницы, сделав постоянной частью регулярной армии.

В-седьмых, если перебросить мосток из далекого Петровского времени в наше время, то из петровского реформирования страны можно извлечь полезный урок. Он заключается в смелости при принятии решения о приравнивании военнослужащих армии и флота к рангу или социальному положению государственных служащих с соответствующими изменениями в их материальном и социальном положении.

В-восьмых, Петр создал военно-морской флот России, с помощью которого вывел страну к берегам морей и океанов, ее омывающих, сделав таким образом Россию великой морской державой.

В-девятых, венчает реформы Петра Великого возвеличивание России в ходе проведенных преобразований.

Военные преобразования Петра I при всех их недостатках носили революционный характер, т.к. в условиях огромной отсталой экономически, политически и культурно страны было просто невозможно другими путями и методами создать армию нового типа - регулярную, массовую, основанную на национальных традициях. Наряду с военной составляющей реформирования России, которая была доминантой деятельности Петра, его преобразования коснулись всех сторон жизни общества и государства. Преобразования позволили вывести страну на более высокую ступень развития, ознаменовали собой начало роста ее величия на международном уровне, заставили говорить о ней с определенной долей уважения, привлекли в Россию иностранные капиталы, способствовали развитию торговли с другими государствами, повысили эффективность управления населением страны.


Методические рекомендации

Во вступительном слове надо ознакомить обучаемых с биографией Петра I. При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на политическое положение России в мире, перечислить существовавшие в то время угрозы ее безопасности, подтвердить фактами тезис о необходимости выхода страны к морю, раскрыть важность проведения военных преобразований и создания регулярной армии и флота. Во втором вопросе целесообразно рассмотреть основные направления создания регулярной армии и флота в ходе военной реформы. В заключение надо сделать выводы о вкладе Петра I в развитие страны, ее армии и флота.

Рекомендуемая литература:

1. Бегунова А. Ратная слава Российской империи. - М.: Вече, 2009.
2. Бородин Н. XVII век - век русской воинской славы. // Ориентир. - 2003. - №2.
3. Военная история. - М.: Воениздат, 2006.
4. Военное законодательство Российской империи. М., 1996.
5. Государственная оборона России. - М.: ВУ, 2002.
6. Золотарев В. Военная безопасность государства Российского. - М., 2001.
7. Капитанец И. Сильный флот - сильная Россия. - М.: Вече, 2006.
8. Керсновский А. История русской армии: В 4 т. - М., 1993. Т. 1-2.
9. Шишов А. Создание Петром Великим русской регулярной армии.//Ориентир. - 2000. - № 3.

Капитан 1 ранга запаса Виктор КИРИЛЛОВ, доктор политических наук, профессор

Ориентир 06 2014

Теги: огп