Стратегия национальной безопасности, Военная доктрина Российской Федерации об основных угрозах военной безопасности страны

Общая характеристика угроз военной безопасности государства

За последние годы в мире произошли определенные позитивные геополитические изменения, достигнуты важные результаты в процессе разоружения (в их числе подписанный Россией и США очередной договор об ограничении стратегических наступательных вооружений). К сожалению, несмотря на эти успехи, мир не стал более стабильным и безопасным. На смену противоборству социально-экономических систем пришло геополитическое соперничество, противостояние новых центров силы, этносов, религий и цивилизаций. Большинство государств наращивают возможности, в том числе и военные, по оказанию давления на другие субъекты международных отношений. Глобализация процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, углубление разрыва между уровнями благосостояния стран, обострение конкуренции между ними за обладание природными и человеческими ресурсами, ухудшение экологической обстановки формируют новую систему угроз военной безопасности.

Это определяет актуальность проблемы обеспечения безопасности государства в военной сфере (обеспечения национальной обороны). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об обороне» (№ 61-ФЗ от 31.05.1996 г.) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Подготовка и реализация мер и действий государства в сфере национальной обороны осуществляются в рамках его военной политики.

Ее основы определяются Президентом Российской Федерации и отражаются в Стратегии национальной безопасности и Военной доктрине Российской Федерации.

Военная политика Российской Федерации направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

Основными понятиями, которые обеспечивают единство понимания сущности и содержания политики государства в данной области, являются «национальная безопасность», «военная безопасность», «угроза национальной безопасности», «угроза военной безопасности», «военная угроза», «военная опасность».

Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Военная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

Военная опасность - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы (иными словами - потенциальной возможности применения военной силы против государства для достижения политических и иных целей каким-либо субъектом военно-политических отношений).

Таким образом, как военная опасность, так и военная угроза являются своеобразными характеристиками реально существующей или прогнозируемой в будущем военно-политической обстановки, отношений между коалициями государств, отдельными странами, различными политическими силами внутри них. В свою очередь основными показателями военной угрозы и военной опасности являются вероятность (или степень необратимости процесса эскалации военного конфликта) и сроки возможного начала применения военной силы.

Понятие «угроза военной безопасности» в вышеперечисленных документах не приводится. Однако исходя из анализа их содержания под такой угрозой можно понимать прямую или косвенную возможность нанесения ущерба обороноспособности (обороне) государства, осуществления деструктивных действий в отношении территории и государства в целом (нарушения неприкосновенности, суверенитета и территориальной целостности).

Для справки

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в качестве сфер жизнедеятельности, в которых сосредотачивают свои усилия и ресурсы силы и средства обеспечения национальной безопасности, выделяет внутриполитическую, экономическую, социальную сферы, сферу науки и образования, международную, духовную, информационную, военную, оборонно-промышленную и экологическую сферы, а также сферу общественной безопасности.

Таким образом, угрозы военной безопасности (угрозы национальной обороне) страны представляют собой угрозы разнопланового характера, происхождения и проявления (политические, геополитические, собственно военные, экономические, информационные и т.д.). Как составная часть угроз военной безопасности государства выступают военные угрозы. Их важнейшим отличительным признаком является связь с непосредственным или опосредованным (косвенным) применением сил и средств ведения вооруженной борьбы. Эта связь проявляется в различных по своему содержанию и характеру видах и формах вооруженного противоборства.

Стратегия национальной безопасности об угрозах военной безопасности Российской Федерации

В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности основными угрозами военной безопасности России на современном этапе ее развития является прежде всего политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на:

- достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах;

- распространение ядерных, химических, биологических технологий;

- производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.

Наиболее опасным для России - одной из ведущих мировых военных держав, а также одной из двух основных (наряду с США) ядерных держав - является первое направление, которое в обозримом будущем может быть реализовано различными способами.

Во-первых, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, а также стратегических вооружений в неядерном оснащении. К высокотехнологичным средствам ведения вооруженной борьбы необходимо отнести оружие на новых физических принципах (ОНФП).

ОНФП - это тип оружия, основанный на качественно новых или ранее не использовавшихся при его создании принципах действия и технических решениях, базирующихся на достижениях в новых областях знаний и на новых технологиях. Работы по созданию данного типа оружия в последние годы получили развитие в ряде развитых в экономическом и военном отношении стран мира, прежде всего в США, их союзниках по блоку НАТО, в Китае.

Следует отметить также активизацию усилий ряда государств, прежде всего США, по накоплению стратегических вооружений в неядерном оснащении (США уже имеют подавляющее превосходство по количеству крылатых ракет морского базирования (КРМБ) над армиями всех остальных государств мира вместе взятых). В соответствии с концепцией так называемого глобального молниеносного удара США создают вооружения, способные, после того как они запущены с американской территории, достичь практически любой точки земного шара примерно за один час. В рамках данного направления планируется переоснащение стратегических носителей ядерных боезарядов под боезаряды обычного типа, разрабатываются гиперзвуковые летательные аппараты, способные доставлять такие боезаряды с территории США на многие тысячи километров за короткое время. Одновременно происходит развертывание носителей (атомных подводных лодок, вооруженных стратегическими ракетами, кораблей - носителей КРМБ) в непосредственной близости от границ Российской Федерации.

Во-вторых, завоевание преобладающего превосходства в военной сфере достигается путем формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны. Как известно, те же США активно развивают мобильный (морской компонент) национальной ПРО, который в считанные недели может быть развернут в любом регионе и с моря способен заблокировать запуск ракет с территории любого государства, которое расположено вблизи от морских пространств.

В-третьих, способом, который может привести к коренному изменению баланса военных сил, является милитаризация околоземного космического пространства. Очевидно, что отразить удар средств нападения, размещенных на космических боевых платформах, значительно сложнее, нежели размещенных на других типах носителей ввиду ограниченности времени, необходимого на подготовку и применение средств отражения нападения. Те же средства ПРО, размещенные в космосе, своими действиями способны значительно снизить эффективность наземной группировки Ракетных войск стратегического назначения, которые составляют основу стратегических ядерных сил России. Вывод в околоземное пространство оружия и боевых ударных аппаратов делает его опасным для человечества. Тем более что это неизбежно вызовет цепную реакцию и приведет к новому витку гонки вооружений как в космосе, так и на земле.

Еще больше осложняет ситуацию то, что на пути ее развития нет никаких ограничений. Например, таких, как Договор по противоракетной обороне (ПРО), действовавший во времена «холодной войны» и запрещавший размещение на орбите элементов противоракетной обороны. И сейчас гонка вооружений в космосе все больше становится реальностью.
В документе, определяющем политику США в космической деятельности («Национальная политика США в области космоса»), обнародованном в 2006 году, закреплены положения, открывающие США возможность для милитаризации космоса и провозглашающие их право распространять национальный суверенитет на околоземное пространство. В частности, одно из них гласит, что США должны стремиться к тому, чтобы укрепить космическое лидерство нации и гарантировать, что в необходимые сроки космическая инфраструктура может быть использована для продвижения американских интересов в сфере национальной безопасности, государственной безопасности и для обеспечения целей внешней политики страны. А поэтому подчеркивается, что США будут охранять свои права, инфраструктуру и свободу действий в космосе, а в случае необходимости лишать противников возможности использовать их космический потенциал в целях, враждебных американским национальным интересам.

В этих целях предусматривается реализация нескольких специальных программ. Например, одна из них призвана обеспечить защиту американских космических аппаратов путем установки на них сенсорных систем. Другая программа предполагает установку на всей территории США сети радаров, предназначенных для отслеживания космических пусков, для наблюдения за маневрированием орбитальных спутников и появлением космических обломков и иных космических угроз, а также системы передвижных наземных установок, которая позволит обнаруживать сигналы электронного глушения, используемые спутниками противника, и применять к ним соответствующие контрмеры.

Защита американских космических аппаратов предполагает по планам Пентагона размещение в околоземном пространстве и ударных комплексов, предназначенных для уничтожения космических средств противника.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации также отмечается, что негативное воздействие на состояние военной безопасности России и ее союзников могут оказать ряд других факторов. К ним относятся: отход ряда государств от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, военной деятельности, а также действия, направленные на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов.

Очевидно, что нарушение и даже ограничение функционирования вышеперечисленных систем и объектов в современных условиях способно дезорганизовать жизнедеятельность страны, вооруженных сил, принести огромные материальные потери ее экономике и экологии.

Для справки

Основными международными договоренностями в области ограничения и сокращения вооружений в мире, затрагивающими интересы военной безопасности России, являются: Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступил в силу 5 марта 1970 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, подписана 12-15 января 1993 г.; Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), подписан в августе 1996 года; Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, вступил в силу 10 октября 1963 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения («Договор о морском дне»), вступил в силу 18 мая 1972 г.; Договор о принципе деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор «О космосе»), вступил в силу 10 октября 1967г.; Договор об Антарктике, вступил в силу 23 июня 1961 г. ; Конвенция о запрещении военного или иного враждебного воздействия на природу, вступила в силу 5 октября 1978 г.; Конвенция о ядерной безопасности, принята 17 июня 1994 г.; Соглашения о ликвидации, ограничении и сокращении наступательных вооружений: Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписан 8декабря 1987г., Договор между Российской Федерацией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), подписан 8 апреля 2010 года; Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, подписан 3 июля 1974 г.; Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подписан 19 декабря 1990 г. и Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписано 19 ноября 1999 г.; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Конвенция о негуманном оружии), вступила в силу 2 декабря 1983 г.; Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, принята 18 сентября 1997 г.; Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения, учреждены в 1996 г.; Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ), создан в 1987г.

Таким образом, угрозы военной безопасности Российской Федерации во все большей степени приобретают комплексный характер и являются следствием главным образом политики, проводимой военно-политическим руководством ведущих государств мира, прежде всего США и их союзниках по блоку НАТО.

Результатом проведения такой политики, создающей угрозы военной безопасности, является обострение отношений между ее субъектами, появление источников военных опасностей и угроз.

3Военная доктрина Российской Федерации о военных угрозах

Условием успешного исследования проблем военной безопасности страны, практического решения задач ее вооруженной защиты являются анализ существующих международных и внутригосударственных отношений, прогноз их развития с целью выявления военных опасностей и угроз, а также их признаков и источников.

Напряженность в отношениях между субъектами политики возникает с возникновением военных опасностей и их источников. В дальнейшем она может усиливаться и возникает состояние, которое характеризуется как военная угроза.

Военная опасность не обязательно связана с началом военных приготовлений противоположной стороны. Ее источниками могут быть самые различные явления и процессы жизни обществ, государств, например:

- пересечение интересов людей, социальных групп, классов, этносов, цивилизаций, государств или коалиций стран;

- противоречия на экономической, социальной, этнической или религиозной почве;

- производство и накопление ядерных или обычных вооружений;

- наличие и развертывание массовых армий и другое.

- характерными признаками военной опасности для страны являются:

- наличие острых противоречий, разрешение которых возможно лишь с применением военной силы;

- наличие у одной из сторон достаточного количества военных сил и средств для разрешения противоречия в свою пользу или способность государства (другого субъекта межгосударственных или внутригосударственных отношений) создать такие силы в перспективе;

- наличие у лидеров или правительств политической воли или решимости пойти на примене
ние силы, использование вооруженной силы для разрешения накопившихся противоречий;

- наличие надежных союзников среди государств, их коалиций или иных субъектов военно-политических отношений;

- благоприятные геополитические условия и реальная (либо прогнозируемая) военно-политическая обстановка для осуществления военных акций и другие.

Военная доктрина Российской Федерации выделяет внешние и внутренние военные опасности.

К основным внешним военным опасностям в настоящее время относятся:

- стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

- попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

- развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками - государств, а также в прилегающих акваториях;

- создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

- территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

- распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

- нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

- применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

- наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;

- распространение международного терроризма;

- возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

К основным внутренним военным опасностям относятся:

- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

- подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

- дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Военная угроза представляет собой более высокую степень напряженности, которая характеризуется открытым противостоянием сторон, их намерениями разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами.

Источники военной угрозы проявляются, как правило, в области военно-политических отношений. Их признаки обнаруживаются в конкретных военно-дипломатических и военно-экономических акциях сторон, в действиях войск (сил), активизации всех видов информационного противоборства и разведывательной деятельности государств. Эти акции и действия свидетельствуют о резком обострении противоречий и вступлении субъектов политики в завершающую стадию подготовки к использованию силы. Данная стадия характеризуется исчерпанием политических средства для разрешения конфликта.

Такими признаками являются:

- создание и развертывание противостоящей стороной группировок вооруженных сил и других воинских формирований, способных к выполнению задач в военном конфликте;

- декларация решимости политического руководства использовать военную силу;

- организация широкой поддержки населением избранного руководством курса на силовое разрешение существующих противоречий;

- увеличение масштабов и интенсивности ведения информационного противоборства;

- активизация дипломатической деятельности по поиску военных союзников;

- выход из системы двусторонних и многосторонних соглашений в области вооружений и военной деятельности, результатом чего может стать резкое изменение баланса военных потенциалов сторон;

- введение или ужесточение ранее введенных торгово-экономических санкций;

- расконсервация резервных мощностей оборонно-промышленного комплекса;

- наличие благоприятной военно-политической обстановки для развязывания военного конфликта (принятие военно-политическим руководством союзных держав решения на поддержку силового разрешения противоречий и т.п.);

- усиление активности разведывательных органов и интенсивности боевой подготовки вооруженных сил вблизи границ другого государства;
- полная или частичная блокада территории или ее части и другие.

К основным военным угрозам Российской Федерации Военная доктрина относит:

- резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

- воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

- создание и подготовку незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

- демонстрацию военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;

- активизацию деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Таким образом, за прошедшее десятилетие характер военных опасностей и угроз в отношении Российской Федерации значительно изменился. Существуют блоки внешних и внутренних военных опасностей и угроз, усилилась взаимосвязь между ними. Изменились средства, которые могут использоваться для оказания политического давления и реализации военных угроз.

В интересах обеспечения военной безопасности необходимо постоянно оценивать и прогнозировать военные опасности и угрозы, своевременно предпринимать комплекс мер в политической, экономической и других областях жизнедеятельности государства и общества. Особое внимание при этом следует уделять анализу концептуальных взглядов, документов и практических мер в области внешнеполитической и военной деятельности ведущих государств мира.

Методические рекомендации

Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия необходимо подчеркнуть, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в военной сфере возможно только с учетом оценки существующих и возможных угроз военной безопасности.

При изложении материала по первому учебному вопросу руководитель занятия должен особое внимание уделить разъяснению содержания основных определений и терминов в области военной политики, раскрывающих сущность понятия «угроза военной безопасности».

При изложении материала по второму учебному вопросу необходимо раскрыть содержание возможных способов достижения другими государствами преобладающего превосходства в военной сфере над Российской Федерацией, прежде всего в стратегических ядерных силах.

В третьем учебном вопросе важно обратить внимание на отличие друг от друга состояний военно-политической обстановки «военная опасность» и «военная угроза», а также раскрыть основные признаки, характеризующие эти состояния.

В заключительной части занятия руководителю целесообразно подчеркнуть необходимость учета результатов оценки определенных в Стратегии национальной безопасности и Военной доктрине Российской Федерации военных опасностей и угроз при выработке мер, направленных на противодействие им и нейтрализацию, дать рекомендации по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.

Рекомендуемая литература:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.

Военная доктрина Российской Федерации. // Российская газета. - 10 февраля 2010 года.

Чаевич А. Система военных угроз безопасности Российской Федерации и ее обеспечение // Ориентир. - 2008. - № 4.

Макаренков Е., Павлов С. Военная политика России в системе современной международной обстановки // Ориентир. - 2006. - № 10.

Макаренко И., Морозов В. Военная безопасность государства: сущность, структура и пути обеспечения на современном этапе: Учебное пособие. - М.: РАГС, 2004.

кандидат военных наук, доцент Александр Лебедев

«Ориентир» 10.2010