Строительство Вооружённых Сил и военные реформы в истории России

Отечественные Вооруженные Силы имеют славную боевую историю, на всем протяжении которой они постоянно развивались и совершенствовались. На некоторых исторических этапах эти преобразования были настолько глубокими и радикальными, что приобрели форму военных реформ. Изучение опыта их проведения поможет воинским коллективам успешнее решать современные задачи в ходе формирования нового облика армии - армии XXI века.

Сущность строительства Вооруженных Сил

Под строительством Вооруженных Сил понимается система мероприятий, осуществляемых федеральными органами государственной власти, направленных на создание, оснащение, содержание и подготовку Вооруженных Сил к выполнению возложенных на них задач мирного и военного времени.

Строительство Вооруженных Сил осуществляется в неразрывной связи со строительством всей военной организации государства, под которой понимается совокупность органов государственного и военного управления вооруженных сил, других войск и воинских формирований, военно-промышленного комплекса, военно-научных и других учреждений, совместная деятельность которых направлена на обеспечение военной безопасности и осуществление вооруженной защиты страны.

Главной целью строительства Вооруженных Сил Российской Федерации является создание и развитие войск, способных обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности граждан и других жизненно важных интересов общества и государства.

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации (2010 г.) основной задачей строительства и развития Вооруженных Сил и других войск является приведение их структуры, состава и численности в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, текущими и перспективными задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также политическими, социально- экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации.

В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других войск Российская Федерация исходит из необходимости:

- совершенствования организационно-штатной структуры и состава видов и родов войск Вооруженных Сил и других войск и оптимизации штатной численности военнослужащих;

- обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;

- повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки;

- совершенствования взаимодействия между видами Вооруженных Сил, родами войск (сил) и другими войсками;

- обеспечения современными образцами вооружения, военной и специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного освоения;

- интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и других войск, а также систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки;

- подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы.

Выполнение основной задачи строительства и развития Вооруженных Сил и других войск достигается путем:

а) формирования и последовательной реализации военной политики;

б) эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного финансирования Вооруженных Сил и других войск;

в) повышения качественного уровня оборонно-промышленного комплекса;

г) обеспечения надежного функционирования системы управления Вооруженными Силами и другими войсками в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

д) поддержания способностей экономики страны обеспечить потребности Вооруженных Сил и других войск;

е) поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем проведение мобилизационного и стратегического развертывания Вооруженных Сил и других войск;

ж) создания сил гражданской обороны постоянной готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

з) совершенствования системы дислокации (базирования) Вооруженных Сил и других войск, в том числе за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством;

и) создания эшелонированной по стратегическим и операционным направлениям системы военной инфраструктуры;

к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;

л) оптимизации количества военных образовательных учреждений профессионального образования в сочетании с федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в которых проводится обучение граждан Российской Федерации по программе военной подготовки, а также оснащения их современной материально-технической базой;

м) повышения уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск;

н) реализации установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения качества их жизни;

о) совершенствования системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;

п) укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений;

р) совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан;

с) обеспечения государственного и гражданского контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.

Принципы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации представлены на схеме.

Конституция Российской Федерации предусматривает широкие полномочия Президента Российской Федерации в сфере строительства Вооруженных Сил и обеспечения военной безопасности России. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания, вводит военное положение, утверждает военную доктрину, концепции и планы строительства Вооруженных Сил, издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы, ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне, по вопросам коллективной безопасности и разоружения, осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него законом.

Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно назвать несколько принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые сегодня определяют новый облик Вооруженных Сил и будут актуальными в будущем:

- способность осуществить стратегическое сдерживание;

- высокая боевая и мобилизационная готовность;

- стратегическая мобильность;

- высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;

- высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований позволяет определить приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в обозримой перспективе.

История отечественных военных реформ

В различные периоды истории государства, по мере развития материально-технических, социально-экономических и политических условий жизни общества Вооруженные Силы меняли свою организационную структуру, состав, способы комплектования, вооружение, приемы вооруженной борьбы. Эти изменения, как правило, проводились в ходе военных реформ, ставших важнейшими вехами в истории строительства армии и флота России.

Военные реформы включают в себя комплекс мероприятий, проводимых по решению высших органов государственного управления, направленных на коренное качественное и количественное изменение военной организации государства. Они осуществлялись в тесной связи с проводимой внешней и внутренней политикой, состоянием экономики, науки, культуры, социальной и духовной сферы государства, тенденциями развития военного дела в сопредельных странах.

Военная энциклопедия трактует понятие военной реформы как совокупность существенных количественно-качественных преобразований военной организации государства, направленных на повышение ее эффективности и приведение в соответствие с изменившимися внешними и внутренними условиями.

Так уж исторически сложилось, что в ходе военных реформ в России всегда решался примерно один и тот же круг вопросов, только каждый раз на качественно новом уровне. В обобщенном виде их можно свести к следующим условным группам:

1. Анализ прошедшей войны, определение целей и задач военной реформы, порядка ее проведения и основных исполнителей.

2. Совершенствование системы военного управления и структуры вооруженных сил.

3. Реорганизация системы комплектования вооруженных сил.

4. Принципиальные изменения в системе военного обучения, воспитания и подготовки к службе.

5. Реорганизация системы материально-технического снабжения армии и перевооружение.

6. Подготовка экономических условий и промышленной базы для проведения военной реформы.

7. Создание нормативно-правовой базы и специальных государственных институтов, закрепляющих результаты реформы.

История военных реформ России показывает, что в большинстве случаев они проводились в условиях острой нехватки финансовых средств и серьезного противодействия со стороны отдельных влиятельных сил в государстве и армии, что значительно удлиняло сроки их проведения и зачастую не позволяло в полном объеме достичь поставленных целей.

В истории России до 1917 года обычно выделяют четыре периода, связанных с проведением крупных военных реформ, и два периода серьезных военных преобразований, когда реорганизации подвергались только отдельные стороны военной структуры государства. Это военные реформы Ивана Грозного и Петра I, а также реформы 1860 - 1870-х и 1905 - 1912 годов. Военные преобразования проводились в период правления первых Романовых и Александра I.

Первую широкомасштабную военную реформу, затронувшую различные сферы государственной жизни, по праву связывают с деятельностью царя Ивана Грозного, начало которой положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы 1000 помещиками, занявшими ключевые командные должности в армии. Ее основной целью было создание военной структуры, способной обеспечить утверждение самодержавной царской власти в борьбе с князьями и боярством, возвращение исконно русских земель на западе и надежную защиту от Крымского, Казанского и Астраханского ханств, а при возможности - их нейтрализацию или завоевание.

Основным содержанием реформы явилось упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске; организация централизованного управления армией; создание постоянного стрелецкого войска; централизация системы снабжения; создание постоянной сторожевой службы на южной границе и др.

Все основные цели реформы были достигнуты: создана военная организация, способная решать сложные внутренние и внешнеполитические задачи, а рубежи государства отодвинуты за Урал и к берегам Каспия.

После окончания Смутного времени совершенствование военной системы государства продолжилось в ходе преобразований в XVII веке, проводимых первыми царями династии Романовых. Изменениям подвергались только некоторые стороны военной системы. Основным содержанием преобразований стало дальнейшее развитие системы военного управления и создание воинских частей по западноевропейскому образцу.

В 1-й четверти XVIII века царь Петр I провел в стране кардинальные реформы, в том числе и военную. Результатом ее стало создание качественно новых вооруженных сил, комплектующихся по рекрутской повинности, имеющих единую форму и способных «прорубить окно в Европу». В ходе реформы были упразднены ранее существовавшие разнородные воинские формирования и введены однотипная организация и вооружение в пехоте, коннице и артиллерии. Произошла централизация военного управления, введена единая система воинского обучения, воспитания и подготовки офицерских кадров. Воинская служба стала регламентироваться уставами.

По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули Русскую армию на одно из первых мест в Европе.

До конца XVIII века в России серьезные военные преобразования не проводились, столь большой «запас прочности» заложил в новую армию Петр I и его последователи. К сожалению, в период царствования императора Павла I в армии началась определенная деградация. В XIX век Россия вступила с армией, созданной по прусским образцам, которую готовили не столько к войне и походам, сколько к торжественным разводам и вахтпарадам.

Начавшийся в Европе период наполеоновских войн показал, что военное дело в мире перешло на качественно новую ступень. Военная же структура России того времени устарела и нуждалась в безотлагательной реконструкции, без которой она не смогла бы противостоять современной французской армии. Речь не шла о коренной военной реформе. Период правления Павла I был относительно коротким, поэтому изжить из армии суворовский дух не успели, но боевые возможности армии заметно понизились. Императору Александру I, вступившему на престол в 1801 году, пришлось начать срочные военные преобразования. В короткий срок армия получила новую структуру, было проведено частичное перевооружение, улучшена подготовка офицерских кадров. Война 1812 года показала, что преобразования были проведены своевременно.

Поражение России в Крымской войне 1853 - 1856 годов продемонстрировало военную слабость страны. В начале 60-х годов под руководством военного министра Д.А. Милютина началась широкомасштабная военная реформа. Ее главным итогом стало создание массовой всесословной армии, комплектующейся по призыву и способной в короткие сроки значительно увеличивать свой состав за счет мобилизационного развертывания. Изменилась система подготовки и обучения военнослужащих, а также система подготовки офицерских кадров (замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение военных и юнкерских училищ). В армии были приняты меры по укреплению дисциплины, введены новые воинские уставы, отменены телесные наказания, создана система военных судов. Кроме того, было проведено перевооружение на нарезные виды оружия и артиллерийские орудия, заряжающиеся с казенной части. На флоте на смену парусникам пришли броненосные металлические корабли. Была образована военно-окружная система управления (15 округов).

К сожалению, из-за сильного противодействия, как в военных кругах, так и в руководстве государства, реформа проводилась с большим трудом и изобиловала компромиссными решениями.

К началу XX века в России назрела необходимость проведения очередной реформы, что ярко продемонстрировало ее поражение в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. Основные мероприятия этой реформы были проведены в 1905- 1912 годах. В ходе ее впервые в России серьезно приступили к разработке принципов военной политики и военной доктрины. Было реорганизовано центральное военное управление вооруженных сил: учреждено самостоятельное Главное управление Генштаба (с 1908 г. в составе Военного министерства), созданы Совет Государственной обороны, Высшая аттестационная комиссия, введены должности генерал-инспекторов пехоты, кавалерии, инженерных войск и военно- учебных заведений, независимых от военного министра. Основным содержанием реформы явилось усиление централизации военного управления введением территориальной системы комплектования, сокращение сроков службы, омоложение офицерского корпуса, принятие новых уставов и программ для военных училищ.

В ходе реформы планировалось проведение комплекса из трех взаимосвязанных групп мероприятий. Во-первых, это ликвидация последствий русско-японской войны, восстановление боеспособности армии и повышение ее престижа. Во-вторых, изменение системы военного управления в стране, перевод армии на новую организационную структуру, отвечающую требованиям современной войны, значительное улучшение вооружения. В-третьих, воссоздание флотов в Тихом океане и на Балтике, понесших большие потери в кораблях, обеспечение армии современной военной и боевой техникой, реформирование системы подготовки военнослужащих запаса и офицерских кадров.

Как уже не раз бывало, в полном объеме решить все задачи военной реформы не удалось, но существенные изменения, значительно повысившие боеспособность армии и флота накануне Первой мировой войны, были проведены. Так, например, были приняты на вооружение новые образцы артиллерийских орудий (122-мм и 152-мм гаубицы), усилены инженерные войска, улучшено материальное обеспечение офицеров, осуществлены и другие меры.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 г., уже в советской стране была проведена военная реформа (1924 - 1925 гг.), направленная на укрепление Красной армии. Ее формирование началось сразу после революции с реформирования старой императорской армии, значительно демократизированной Временным правительством. В декабре 1917 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декреты, отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры - вплоть до командира полка - избирались на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня - на съездах соединений или совещаниях комитетов соединений. Параллельно осуществлялась частичная демобилизация армии.

В январе 1918г. СНК издал декрет, в котором говорилось об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии. Новая армия формировалась по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. Верховным органом общего руководства Вооруженными Силами являлся СНК, органом непосредственного управления - Народный комиссариат по военным и морским делам. В мае 1918 перешли от принципа добровольности к принципу всеобщей воинской обязанности, от выборов командиров - к их назначению. Все это позволило молодой РККА одержать победу в кровопролитной Гражданской войне и военной интервенции 18 государств.

Сразу после Гражданской войны начались кардинальное сокращение армии и другие структурные преобразования, которые переросли в военную реформу. Главными направлениями военной реформы стали: переход к смешанной системе устройства Вооруженных Сил, сочетавшей территориально-милиционную и кадровую системы; перестройка и укрепление аппарата военного управления; переход к единоначалию и реорганизация системы подготовки военных кадров; создание национальных воинских формирований; изменение структуры и системы работы органов военного тыла; совершенствование методов боевой и политической подготовки личного состава; разработка и внедрение в войска новых уставов и др.

Некоторые черты военной реформы носили и преобразования военной организации СССР, проведенные в 1935 - 1939 гг. в связи с переходом от смешанной кадровой и территориально-милиционной системы на полностью кадровую систему. В этот период: было увеличено число военных округов и комиссариатов; возросли сроки военной службы; снизился призывной возраст; удлинялся срок пребывания в запасе; весь личный состав Вооруженных Сил индивидуально приводился к военной присяге в связи с новым Положением о порядке ее принятия; были приняты меры по повышению ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части.
В конце 50-х - начале 60-х годов появление ракетно-ядерного оружия вызвало коренные изменения в характере и способах вооруженной борьбы, обусловило проведение новых существенных преобразований в советских Вооруженных Силах.

Распад Советского Союза заставил начать в новой России военную реформу, в ходе которой строительство и реформирование Вооруженных Сил России проводилось в течение трех периодов: 1992 - 1997 гг., 1997 - 2000 гг. и с 2000 по 2005 год. В ходе реформы была проведена реорганизация структуры и оптимизация численности Вооруженных Сил, созданы группировки войск (сил) на территории России в соответствии с их предназначением и задачами, оптимизация системы органов военного управления и военно-учебных заведений, совершенствование системы боевой и мобилизационной готовности, повышение эффективности воспитательной работы и другие мероприятия.

Масштабные изменения в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, не завершены. Строительство современных «инновационных» Вооруженных Сил, соответствующих самым современным требованиям, в соответствии с заново осмысленными национальными интересами, местом России в мире и степенью реальности угроз национальной безопасности страны продолжается.

Таким образом, практика строительства и реформирования Вооруженных Сил РФ свидетельствует, что эффективность этих преобразований всецело зависит от соответствия их действительным потребностям армии и флота.

Методические рекомендации
Во вступительном слове, подчеркивая актуальность темы, необходимо отметить, что отечественная история содержит богатый опыт строительства Вооруженных Сил и проведения военных реформ, знание которого поможет успешнее решать современные задачи по модернизации армии.

При освещении первого вопроса необходимо прежде всего раскрыть содержание таких понятий, как «строительство Вооруженных Сил», «военное строительство», «военная организация», а затем прокомментировать некоторые важнейшие положения военной доктрины.

В ходе рассмотрения второго вопроса важно раскрыть место и роль военных реформ в строительстве отечественных Вооруженных Сил, остановившись подробнее на некоторых из них, прежде всего на современных масштабных изменениях в Вооруженных Силах РФ, направленных на придание им нового облика, имеющих цель повышения их мобильности, боеспособности и боеготовности.

В заключительном слове надо сделать выводы, подвести итоги занятия, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию.

Рекомендуемая литература:
1. Военная энциклопедия. В 8 т. Т. 7. - М., 2004.
2. Жилин В. Организационное строительство Вооруженных Сил: История и современность. - М., 2002.
3. Отечественные военные реформы XVI - XX веков / Под общ. ред. В.А. Золотарева. - М., 1995.
4. Самосват Д. Развитие видов Вооруженных Сил и родов войск // Ориентир. - 2009. - №4.

Подполковник Дмитрий Самосват

«Ориентир» 01.2011

Теги: огп