Военная служба как особый вид государственной службы

Международный терроризм в последние годы превратился в одну из опаснейших по своим масштабам и последствиям общественно-политических и военных проблем. Для борьбы с ним объединяется весь мир. На ее переднем крае находятся Россия и ее Вооруженные Силы.

Военная служба - один из видов государственной службы

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Она имеет высокую значимость для всего общества. К ней применимы следующие общие принципы государственной службы в Российской Федерации:

- федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- законность;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- равный доступ граждан к государственной службе;

- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Важной особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на службу. После ее принятия военнослужащий приобретает полный объем своих служебных прав и обязанностей. Нарушение военной присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.

Например, за самовольное оставление части военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности, тогда как за сходное нарушение другие государственные служащие несут более мягкое наказание. Это свидетельствует об особой значимости военной службы.

Военная служба связана с риском для жизни военнослужащего и ответственностью за жизнь других людей. Она требует от военнослужащих не просто исполнительности, как в других видах государственной службы, а беспрекословности подчинения требованиям командиров (начальников) в любых условиях.

Для военнослужащих устанавливаются особая форма одежды и знаки различия. В соответствии с законом они имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Эти и другие особенности военной службы определяют статус военнослужащих, предъявляют к ним повышенные требования, ограничивают ряд их прав и свобод. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военных, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Прохождение военной службы заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей: участие в боевых действиях и выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов, боевая подготовка и учеба, несение боевого дежурства (боевой службы), несение гарнизонной и внутренней службы, нахождение в служебной командировке, выполнение приказов и распоряжений командиров (начальников), оказание помощи органам внутренних дел по охране правопорядка, участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и т.п.

Правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Указы Президента РФ, Постановления Правительства России, приказы министра обороны, другие нормативные акты и документы.

В соответствии с установленной организационной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также системой их штатных должностей существуют следующие формы военной службы: военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба офицеров (см. схему).

со1

Прохождение военной службы прапорщиками и мичманами

Порядок прохождения военной службы прапорщиками и мичманами в Вооруженных Силах и других воинских формированиях регламентирован Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г.

Военную службу прапорщики и мичманы проходят только по контракту. Данная категория военнослужащих может состоять на военной службе до 45-летнего возраста, после чего подлежит увольнению в запас. Если же прапорщики (мичманы) владеют одной из военно-учетных специальностей по специальному перечню, то с ними по необходимости и с их согласия может быть продлен контракт на основании существующего законодательства.

На военную службу по контракту в качестве прапорщиков и мичманов принимаются лица в возрасте от 18 до 40 лет, в добровольном порядке на срок не менее 5 лет при первом заключении контракта. Последующие контракты могут заключаться на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания лица на военной службе.

Военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта. При этом прапорщик или мичман может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии.

Ее заключение должно поступить должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы указанного военнослужащего.

В случае принятия соответствующим должностным лицом решения о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, и о сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено это право.

К гражданам, поступающим на военную службу в качестве прапорщиков и мичманов, предъявляются определенные требования. Прежде всего они должны обязательно пройти медицинское освидетельствование.

Кроме годности по медицинским показаниям поступающий на военную службу должен соответствовать требованиям по общеобразовательному цензу, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, требованиям по выполнению нормативов физической подготовки.

Лицам, принимаемым на военную службу в качестве прапорщиков или мичманов, присваиваются соответствующие первичные воинские звания прапорщика или мичмана. Очередное воинское звание старший прапорщик (старший мичман) присваивается прапорщикам и мичманам, находящимся на должностях, подлежащих комплектованию старшими прапорщиками (старшими мичманами) или офицерами и прослужившими в предыдущем воинском звании три года. Присвоение прапорщикам и мичманам очередных воинских званий досрочно, а также на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного для занимаемой штатной должности, но не выше воинского звания старший прапорщик (старший мичман), производится в соответствии со статьей 28 Дисциплинарного устава ВС РФ. При этом очередное воинское звание старший прапорщик или старший мичман может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, если оно предусмотрено штатным расписанием.

Во время отбывания военнослужащим наказания в виде ограничения по военной службе или его ареста ему не может быть присвоено очередное воинское звание.

Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы.

Гражданам, пребывающим в запасе, очередное воинское звание может быть присвоено после прохождения ими военных сборов и сдачи зачетов.

Прапорщики и мичманы могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за умышленное совершение1 ими преступления. А восстановление в звании допускается лишь после снятия с них судимости или ее погашения.

Назначение прапорщиков и мичманов на должность производится приказом командира воинской части. Прапорщики и мичманы, имеющие высшее или среднее специальное образование, могут назначаться на вакантные офицерские должности. В таких случаях их назначение производится приказами командиров и начальников, имеющих на это право. Однако по прибытии офицеров на эти должности прапорщики и мичманы вновь переводятся на свои прежние должности.

Прапорщики и мичманы освобождаются от занимаемой воинской должности в случае назначения их на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Военным законодательством установлен порядок перемещения прапорщиков и мичманов из одной воинской части в другую, а также на высшие, равные и низшие должности внутри части.

Перемещение их из одной воинской части в другую производится по следующим основаниям: по их ходатайствам по истечении срока, на который они приняты на службу, при наличии уважительных причин; по состоянию здоровья, если по заключению военно-врачебной комиссии выполнение ими обязанностей по занимаемой должности в данной местности противопоказано; по семейным обстоятельствам, когда членам семьи прапорщика или мичмана по заключению военно-врачебной комиссии проживание по месту его службы противопоказано; в связи с проведением организационных мероприятий, когда по месту службы нет вакантных должностей, соответствующих специальности, уровню подготовки или имеющемуся опыту работы прапорщика, мичмана.

Перемещение прапорщиков и мичманов на равные должности производится при служебной необходимости, на высшие - в порядке продвижения по службе.

Перемещение их на низшие должности производится: при сокращении штатов; по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; по служебному несоответствию; в порядке дисциплинарного взыскания; по возрасту или по семейным обстоятельствам.

В последующем лица, перемещенные на низшие должности, с учетом их морально-деловых качеств и состояния здоровья могут быть назначены на ранее занимаемые ими должности.

Прапорщики и мичманы в случае несоответствия занимаемой ими должности по состоянию здоровья или морально-деловым качествам могут быть уволены с военной службы по решению командования. Они могут быть переведены к новому месту военной службы из одной воинской части в другую в следующих случаях: по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с плановой заменой; в связи с зачислением в военно-учебное заведение; в связи с отчислением из военно-учебного заведения; если военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе с учетом характера совершенного преступления, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность.

Его перевод к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев: при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; при невозможности проживания членов его семьи в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Если при переводе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы меняется место жительства его семьи, а жена (муж) этого военнослужащего также проходит военную службу по контракту, то одновременно с принятием решения о переводе военнослужащего к новому месту военной службы решается вопрос о переводе в данную местность его жены (мужа).

При невозможности одновременного назначения супругов-военнослужащих на воинские должности в пределах одного населенного пункта (гарнизона) и в случае отказа от увольнения с военной службы одного из них перевод к новому месту военной службы не производится.

Военнослужащий в случае перевода к новому месту военной службы направляется туда после сдачи дел и освобождения от воинской должности, но не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью приказа или письменного извещения о его переводе, кроме случаев, когда он находится в отпуске, командировке или на лечении.

Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть переведен к новому месту военной службы.

Плановой замене подлежат военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Замена военнослужащих, проходящих военную службу в местностях, где установлен срок военной службы, производится не позднее истечения срока, установленного для службы в перечисленных местностях.

Им право выбора места дальнейшего прохождения военной службы не предоставляется. По решению соответствующего должностного лица военнослужащий может быть назначен на равную или высшую воинскую должность.

Военнослужащий» проходящий военную службу в местности, где установлен срок военной службы, может отказаться от плановой замены и продолжить службу в указанной местности. В этом случае дополнительный срок прохождения военной службы должен устанавливаться по согласованию с ним и составлять не менее одного года.

Военнослужащий с его согласия может быть переведен из местности, где установлен меньший срок военной службы, в местность, где установлен больший срок военной службы.

Перевод военнослужащих в порядке плановой замены в местности, где установлен иной срок военной службы, производится: на высшие воинские должности - с их согласия, на равные воинские должности - без их согласия.

Указанный перевод военнослужащих производится не менее чем за один год до истечения срока их военной службы (срока контракта), а также (без их согласия) не менее чем за три года до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе.

Без согласия военнослужащих их повторное направление в местности, где установлен срок военной службы, ранее чем через три года не допускается.

Важным элементом прохождения военной службы прапорщиками и мичманами является увольнение их с военной службы.

В соответствии с Федеральным законом оно производится по одному из следующих оснований: увольнение в запас; в отставку; увольнение с военной службы, если военнослужащему назначено наказание уголовного порядка.

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по истечении срока контракта о прохождении военной службы; по состоянию здоровья; в связи с лишением воинского звания; в связи с назначением наказания в виде лишения свободы; в связи с отчислением из военно-учебного заведения.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы: в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации; в связи с невыполнением им условий контракта; в связи с отказом в допуске к государственной тайне; в связи с назначением наказания в виде лишения свободы условно; по собственному желанию.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы: в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего; по состоянию здоровья; по семейным обстоятельствам; в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации; в связи с избранием депутатом.

Досрочное увольнение прапорщиков (мичманов) в соответствии со статьей 67 Дисциплинарного устава ВС РФ производится командующим армией, должностными лицами, ему равными и выше.

Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию.

Методические рекомендации

Во вступительной части занятия необходимо подчеркнуть важность государственной службы. При этом необходимо изложить позицию руководства страны, уделяющего в последнее время самое пристальное внимание совершенствованию государственных органов Российской Федерации.

При изучении первого вопроса важно укрепить в сознании слушателей, что военная служба есть один из видов государственной службы и к ней применимы все общие принципы государственной службы в Российской Федерации. Вместе с тем она имеет особую специфику, что значительно отличает ее от других видов государственной службы.

При изучении второго вопроса важно рассказать слушателям об особенностях прохождения ими службы на должностях прапорщиков и мичманов Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований. При этом следует уделить особое внимание рассмотрению Федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В заключение занятия следует ответить на вопросы слушателей и дать задание на подготовку к семинарскому занятию по изученной теме.

Рекомендуемая литература:

1. Воронов Д., Гришко А., Русское С. Военная служба как особый вид государственной службы и правовые основы ее прохождения в Вооруженных Силах // Ориентир. - 1996 - № 12.

2. Давыдов Д., Субботин Г. Военная служба и порядок ее прохождения солдатами (матросами), сержантами (старшинами) Вооруженных Сил Российской Федерации // Ориентир. - 2001 - № 6.

3. Мугинов Р. Особенности прохождения военной службы прапорщиками (мичманами) // Ориентир. - 2001 - № 4.

4. Хасанов Р. Прапорщики (мичманы) в истории русской армии (флота), их роль в Вооруженных Силах Российской Федерации // Ориентир. - 2003 - № 5.

Подполковник
Георгий Лигинчук
Майор юстиции
Сергей Никулочкин

«Ориентир» 2005.02

Теги: огп