Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач

Вопросы:

1. Взаимоотношения между военнослужащими как социально- психологическое явление.
2. Формирование культуры взаимоотношений между военнослужащими в воинском коллективе.

Функционирование воинского коллектива во многом зависит от характера взаимоотношений между его членами. Положительные взаимные отношения повышают эффективность служебно-боевой деятельности, отрицательные - наоборот, играют разрушительную роль - дестабилизируют коллектив, затрудняют совместную деятельность.

1


В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная(психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач.

Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональными состояниями.

Взаимоотношения (межличностные отношения) - это внутренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. Это взаимная готовность людей к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении людей в условиях общения, так и в процессе их совместной деятельности. Именно совместная деятельность людей и их общение раскрывают характер межличностных отношений.

В коллективе взаимоотношения составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и в свою очередь представляют собой результат взаимодействия.

Взаимоотношения между военнослужащими - это различные формы и виды духовных психологических связей между ними, которые формируются на основе взаимного познания, оценки и межличностных действий и проявляются в процессе ратного труда и воинского быта.

В эти связи включены мысли, чувства, оценки, представления друг о друге, симпатии, антипатии и т.д. Взаимоотношения зависят от того, как один военнослужащий воспринимает и оценивает другого. В свою очередь восприятие и оценка военнослужащим других зависят от особенностей личности, опыта, знаний. На взаимоотношения военнослужащих влияют такие индивидуальные особенности, как направленность, характер, темперамент, интересы, эрудиция, культура, привычки, возраст, национальная принадлежность и др.

По своему содержанию взаимоотношения военнослужащих в воинском коллективе очень широки и включают в себя разнообразные формы и виды психологических связей людей. В воинских коллективах отношения между военнослужащими, как правило, складываются на основе взаимного познания, межличностных действий и взаимных оценок в ходе воинской службы.

Межличностные отношения охватывают широкий диапазон явлений, но все они могут быть классифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); взаимовлияние и поведение.

Основными формами взаимоотношений являются: общение, совместная деятельность, поведенческие акты (поступки). Существует множество основных форм и видов взаимоотношений между военнослужащими, в основе которых лежат конкретные признаки взаимодействия:
- по форме построения официальные и неофициальные;
- по сфере деятельности (степени взаимного сотрудничества в совместной деятельности) - служебные, общественные и бытовые;
- по содержанию - положительной и отрицательной направленности;
- по форме интеграции - объединяющие и разъединяющие;
- по способам регуляции - субординация, координация, соревнование и сотрудничество;
- по степени устойчивости (прочности взаимосвязей) - временные и длительные;
- по степени сопричастности - индифферентные, приятельские и дружеские;
- по форме проявления истинные, демонстрируемые и приписываемые;
- по уровню взаимной близости (контактности) взаимодействующих личностей - близкие, дружеские, товарищеские.

Взаимоотношения в воинском коллективе могут протекать: сверху вниз, т.е. между начальником и подчиненным; снизу вверх, т.е. между подчиненным и начальником; по горизонтали, т.е. между военнослужащими при отсутствии между ними подчиненности.

Официальные взаимоотношения между военнослужащими возникают в результате их служебно-должностной деятельности. В рамках этих отношений выделяются деловые, правовые, моральные, эстетические и другие виды взаимоотношений.

Официальные или формальные отношения определяются организационной структурой подразделения, которая распределяет в нем функции каждого военнослужащего, объем его обязанностей, прав и ответственности. Официальные взаимоотношения являются как бы внешними по отношению к военнослужащим, поскольку они задаются извне посредством законов, уставов, инструкций, распоряжений. Структура официальных взаимоотношений предопределена объективными связями военнослужащих, образующимися в ходе их совместной жизнедеятельности. Ее основу составляют отношения руководства и подчинения, сотрудничество в процессе совместной воинской деятельности. Например, отношения между командиром взвода и рядовым военнослужащим взвода во многом предопределены общевоинскими уставами независимо от их индивидуально-психологических особенностей, военно-профессиональной подготовленности, нравственных качеств. Командир взвода имеет право отдать приказ военнослужащему своего взвода. Этот приказ военнослужащий обязан выполнить беспрекословно, точно и в ср
ок, несмотря на то что лично он может относиться к своему непосредственному начальнику крайне отрицательно.

Неофициальные, неформальные отношения формируются как система межличностных предпочтений, симпатий и антипатий, уважения и неприязни. Другими словами, структура неформальных взаимоотношений никакими документами не регламентирована и основана на личностных особенностях восприятия военнослужащими друг друга. Эти взаимоотношения определяющим образом зависят от индивидуально-психологических особенностей и предпочтений военнослужащих, которые обусловлены целым рядом причин объективно-субъективного порядка.

Важно подчеркнуть, что особенности неофициальной структуры взаимоотношений во многом зависят от ценностных ориентации военнослужащих, их взаимовосприятия и взаимопонимания.

На первый взгляд трудно определить, какая форма взаимоотношений играет ведущую роль в формировании межличностных отношений в целом. Однако официальные взаимоотношения в воинском коллективе всегда играли и играют определяющую роль в формировании всей системы межличностных отношений.

Структура официальных отношений в подразделении довольно стабильна. Неофициальные отношения весьма динамичны. Они изменяются в связи с постоянным прибытием в коллектив новых военнослужащих. Подвержен довольно быстрым изменениям и характер неформальных отношений между одними и теми же военнослужащими.

Содержание взаимоотношений в воинском коллективе определяется в первую очередь особенностями жизнедеятельности военнослужащих, в том числе и самого воинского коллектива.


Самой широкой формой межличностных отношений являются знакомства. При знакомствах межличностные чувства не играют существенной роли, но отсутствие знакомств ограничивает контакты человека, возможности удовлетворения различных потребностей (например, коммуникативных, когнитивных, информационных и др.) и переживается им.

На основе отношений знакомства могут возникнуть более глубокие взаимоотношения - приятельские, товарищеские и дружеские.

Приятельские отношения возникают из круга знакомых при условии межличностной привлекательности.

Товарищеские отношения основаны на деловых контактах, где цели, средства, результаты совместной деятельности определяют поддержание связей, распределение функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения военнослужащих друг к другу - «товарищ».

Дружба - одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающих из личных потребностей взаимного понимания, сопереживания, содействия. Дружба начинается с симпатии, восхищения, уважения. Причем симпатия и восхищение несут в себе эмоциональный заряд, а уважение - безусловное признание самостоятельности другой личности. Отношения дружбы характеризуются высокой избирательностью (личным предпочтением).

В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы предполагает проявления сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия военнослужащих при выполнении различных задач.

Особо почитается в Российской армии войсковое товарищество. По-другому его называют воинским (боевым) братством.

Необходимо помнить, что взаимопомощь, товарищеская выручка сплачивают воинский коллектив, делают его в сто крат сильнее, монолитнее. Без них в современных условиях немыслимо достижение победы в бою. С ними легче переносятся тяготы и лишения суровой армейской жизни. Локоть товарища, его поддержка окрыляют солдата и матроса, придают смелость, уверенность, помогают с честью выполнять свой воинский долг перед Родиной.

Таким образом, в сложной совокупности социально-психологических явлений, происходящих в воинских коллективах, взаимоотношения между военнослужащими занимают особое место. Они являются своеобразным индикатором функционирования различных сторон жизни и деятельности подразделения. В них концентрируются взаимные связи, контакты, оценочные суждения, предпочтения, характеры и влияния, проявляющиеся в процессе группового взаимодействия.

Степень зрелости взаимоотношений во многом определяет морально-психологический климат воинского коллектива и эффективность выполнения стоящих перед ним задач.


2

Работа, командиров (начальников) по формированию высокой культуры взаимоотношений в воинском коллективе с учетом его особенностей представляет собой деятельность по управлению социально-психологическим климатом в подразделении и включает семь этапов.

1 й этап - оценка состояния взаимоотношений между военнослужащими, позитивных и негативных моментов, тенденций их развития.

2 й этап - определение причин существующего состояния взаимоотношений, среди них главных и второстепенных причин.

3 й этап - прогноз возможных вариантов развития взаимоотношений в будущем.

4 й этап - определение ближайших и перспективных целей в совершенствовании взаимоотношений.

5 й этап - определение содержания и способов работы командиров и начальников по формированию культуры взаимоотношений.

6 й этап - деятельность командиров и начальников по управлению взаимоотношениями в воинском коллективе, коррекция первоначально намеченного плана работы.

7 й этап - оценка результатов работы, обобщение полученного опыта.

Необходимо подчеркнуть, что не существует двух одинаковых воинских коллективов, так же как не бывает двух похожих социально- психологических ситуаций в одном коллективе. Поэтому в каждом конкретном подразделении, в каждой конкретной ситуации работа офицера обязательно будет иметь определенные особенности, учитывающие неповторимость коллектива и ситуации.

Войсковая практика показывает, что для формирования высокой культуры взаимоотношений между военнослужащими существуют некоторые общие требования, выполнение которых способствует достижению высоких результатов с минимально возможными затратами сил и времени. Основными среди них являются изучение и формирование взаимоотношений военнослужащих. Они представляют собой сложный процесс, требующий от командиров системного и творческого подхода.

В процессе изучения взаимоотношений военнослужащих рекомендуется:

- своевременно определять суть явления, отражающего состояние взаимоотношений, т.е. на основании имеющейся информации сделать правильные выводы и отреагировать на них. Характер взаимоотношений иллюстрируют самые различные детали в поведении военнослужащих;
- систематически наблюдать и анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за настроениями военнослужащих, их отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства, подавленного психологического состояния;
- изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов;
- изучать способы разрешения конфликтных ситуаций;
- анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему социальному окружению;
- изучать групповые и личностные установки, особенности отношений военнослужащих (черты характера) к окружающему (природе, военной технике и имуществу и т.п.), к другим людям (товарищам, командирам, подчиненным), самому себе, к будущему (жизненным и служебным целям, интересам, намерениям, перспективам и т.д.);
- проводить экспресс-оценку морально-психологического климата каждого коллектива;
- изучать референтные группы военнослужащих, т.е. круг значимых, наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она и в прямом контакте, и мысленно соотносит свои оценки, действия и поступки;
- анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, факты «добровольного» выполнения служебных задач, особенно в предвыходные и выходные, предпраздничные и праздничные дни;
- наблюдать за размещением военнослужащих в столовой, при просмотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием и состоянием белья и обмундирования;
- выявлять военнослужащих, занимающих главенствующее положение в неформальной иерархии подразделения, стремящихся выделиться открытым пренебрежением к уставным требованиям, нарушениями формы одежды, распорядка дня, уклонениями от выполнения служебных обязанностей, поборами и т.д., создающих психологическое давление на сослуживцев путем запугивания, словесных оскорблений, унизительных кличек и т.п.;
- предметом особого внимания должны стать случаи травм и телесных повреждений. Следует ежедневно проводить осмотр всех без исключения военнослужащих.

В формировании взаимоотношении военнослужащих, предусмотренных общевоинскими уставами и моральными нормами, важную роль играют:

- формирование воинских коллективов с учетом обеспечения психологической совместимости военнослужащих, создание оптимальных условий для доверия и взаимопонимания в процессе взаимодействия;
- совершенствование организации и условий воинской службы, преодоление «узких мест», которые вызывают повышенную напряженность и конфликтность;
- совершенствование уровня руководства воинскими коллективами, повышение психолого-педагогической компетентности военных руководителей;
- постоянное воспитательное воздействие на коллектив и личность с целью формирования установок, ориентированных на уважительность, доброжелательность, поддержание отношений дружбы и товарищества, привычек уставного поведения;
- обеспечение групповой сплоченности воинов вокруг решаемых задач, командиров и начальников, возникающих трудностей, коллективных мнений и суждений, объединение воинов в одну семью;
- развитие и коррекция делового и эмоционального общения между военнослужащими, должностными лицами, формальными и неформальными структурами, особенно в звеньях «сержанты - рядовые», «старослужащие - молодые воины», «воины различных национальностей»;
- повышение уровня этической и психологической грамотности в воинских коллективах;
- устранение противоречий и конфликтов, дестабилизирующих коллектив, предотвращение отношений неприязни, изоляции, антипатий, унижения человеческого достоинства, незаслуженного возвышения одних в глазах других, закрепления в коллективе низкостатусных ролей и т.п.;
- управление режимом ратного труда и отдыха военнослужащих.

Необходимым условием формирования взаимоотношений является полнота, надежность и своевременность информации об их состоянии и развитии в воинских коллективах. В этих целях анализируются потребности, интересы, оценки, суждения, действия и поведение военнослужащих в различных ситуациях, социально-психологические процессы, факты, общественное и коллективные мнения по вопросам жизнедеятельности и т.д.

Объективность и глубина такого анализа помогут выработать эффективные меры по формированию взаимоотношений, позволяющих решать коллективные задачи.

Основными методами получения информации о взаимоотношениях военнослужащих являются: наблюдение, тестирование, опросы различных категорий личного состава (с использованием опросных листов и посредством индивидуальных бесед), сбор и анализ независимых характеристик, социометрия и составление социограмм, анализ деятельности и др.

Творческое использование этих методов в сочетании с информацией, получаемой от должностных лиц, позволяет сформировать объективные представления о характере взаимоотношений в том или ином коллективе и на основе этого вырабатывать соответствующее воспитательное воздействие.

Большое значение имеет деятельность командиров (начальников) по сплочению многонационального воинского коллектива.

Руководитель должен постоянно анализировать положение дел в межнациональных отношениях, следить за тем, чтобы оно как объективная предпосылка способствовало укреплению дружеских отношений между представителями разных национальностей.

Нужно иметь четкое представление о мнениях и позициях каждого подчиненного по поводу национальных отношений, национальных проблем, возникающих в коллективе. Нужно стремиться приводить в соответствие нормы и формы общения представителей различных этнических общностей. Нужно бороться с пережитками, предрассудками и национальной ограниченностью в сознании и поведении военнослужащих, искоренять их.

Особое место в сплочении многонационального коллектива должно занимать интернациональное воспитание. Вся система действий руководителя должна способствовать эффективности его осуществления.

Командирам необходимо делать все для того, чтобы каждый воин, воин любой национальности, почувствовал в воинском коллективе тепло дружбы, товарищества и взаимопомощи, понял и осознал, что всех воинов объединяют единые цели, общегосударственные интересы, единая на всех Родина - Россия.

Важнейшим элементом работы с подчиненными является формирование культуры межнационального общения.

В борьбе за утверждение высокой культуры межнационального общения большое значение имеет изучение общественного мнения воинов, их национальных особенностей, традиций, обычаев.

Знание офицерами национальных особенностей, истории и культуры народов, представители которых служат в воинском коллективе, их языка, обычаев, привычек способствует сплочению многонационального воинского коллектива, созданию в нем здоровой морально-нравственной атмосферы.

Таким образом, комплексное применение форм и методов воспитательной работы, психологических средств воздействия для Формирования и поддержания взаимоотношений, регламентированных общевоинскими уставами и нормами морали, будет способствовать укреплению морально- психологического климата в воинских коллективах.


Методические рекомендации

Поскольку занятие по данной теме предназначено для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, во вступительной части занятия следует обратить их внимание на то, что победа в современном бою достигается не единолично, а за счет коллективных усилий и координации действий всего личного состава подразделения, и важную роль в этом играют взаимоотношения между военнослужащими в воинском коллективе.

При рассмотрении учебных вопросов целесообразно раскрыть сущность воинского коллектива как субъекта воспитания военнослужащих, значение межличностных взаимоотношений в воинском коллективе и путях их укрепления.

Занятие пройдет динамичнее, если руководитель занятия покажет место, роль и значение культуры взаимоотношений между военнослужащими в конкретном воинском коллективе с учетом его особенностей.

В заключительном слове необходимо подчеркнуть, что эффективность взаимоотношений в воинском коллективе зависит от самих военнослужащих и только дружеские и доброжелательные взаимоотношения позволят избежать множества конфликтов, что положительным образом отразится на уровне организованности и правопорядка в подразделении.


Рекомендуемая литература:

1. Колосов А. Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач // Ориентир. - 2012. - № 3.
2. Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования: Учебно-методическое пособие. - М., 1993.
3. Психология и педагогика. Военная психология. / Под ред. А.Г. Маклакова. С-Пб.: Питер, 2004.
4. Алексей КУРШЕВ, кандидат педагогических наук

Подполковник Дмитрий САМОСВАТ.

Ориентир 03 2014

 

Теги: огп