Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации

Основные признаки законности и правопорядка

Вопросы укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации всегда имели очень большое значение, потому что поддержание высокой боевой готовности войск невозможно без соблюдения законов, правовых норм.

Важным средством в решении этой проблемы является правовая работа, проводимая в частях и подразделениях Вооруженных Сил РФ.

Правовая работа - деятельность органов военного управления, должностных лиц, армейской общественности, военной юстиции, направленная на укрепление законности и правопорядка в ВС.

Законность - это строгое и точное исполнение Конституции РФ, законов и иных правовых актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Если законность - это требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок есть реализация этого требования. Таким образом, данное понятие означает состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате ее действия в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений. Очевидно, что право без законности реально не осуществимо.

Законность характеризуется следующими основными признаками: во-первых, важнейшей чертой законности является ее общность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности.

Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, то и здесь не может идти речи о законности.

Основные требования законности

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений.

2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы представляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере временного и пространственного действия.

3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).

4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Почему нельзя противопоставлять эти два понятия? Прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей.

5. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями - важное требование законности. Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений.

Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Его особенность как специфической системы общественных отношений выражается в том, что основывается он на правовых нормах и в силу этого охраняется государством. Однако правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Например, определенная часть общественной жизни находится в сфере действия норм морали, различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования. Правопорядок - необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-экономическая, и политическая, и культурная.

В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика государства, достигается согласованность в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка. В этой связи можно выделить следующие предпосылки правопорядка:

1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

2. Правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Иными словами, правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Задачи командиров в этой области решаются ими в процессе повседневной деятельности по обеспечению высокой боеспособности и боевой постоянной готовности частей и кораблей. Ведущая роль в укреплении законности и правопорядка принадлежит командиру-единоначальнику. Он организует проведение в жизнь требований законов и уставов, используя для этого предоставленную ему власть и полномочия, а также добиваясь сознательного выполнения воинского долга и высокой личной ответственности за защиту Отечества, беспрекословного выполнения требований законов, военной присяги, воинских уставов и приказов начальников каждым военнослужащим.

Способы обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ

Эффективность обеспечения законности и правопорядка в частях и подразделениях достигается соблюдением определенных требований: систематичность и непрерывность предупредительной работы; последовательность профилактической деятельности; сочетание принимаемых мер с решением текущих задач повседневной учебно-боевой деятельности; соответствие предупредительных мер причинам правонарушений; использование прогноза в работе по профилактике правонарушений; дифференцированный подход к военнослужащим; постоянный анализ результатов работы и ее корректировка.

Основными путями и средствами укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах являются:
1. Правовое воспитание.

Правовое воспитание предполагает повседневное разъяснение подчиненным статей Конституции РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства, законов РФ и других юридических актов. Разъяснительная правовая работа более действенна тогда, когда она связана с жизнью, с задачами, решаемыми воинскими коллективами. В ней должны использоваться различные формы правовой пропаганды: доклады, лекции, беседы на правовые темы, радиопередачи, вечера вопросов и ответов и т.п.

Правовому воспитанию способствуют также проведение в частях открытых судебных процессов, обсуждение на собраниях личного состава проступков военнослужащих и другие мероприятия с привлечением общественности. Большую роль в правовом воспитании играет индивидуальная работа.

Для укрепления законности и правопорядка в частях (на кораблях) и особенно для предупреждения правонарушений важное значение имеет воспитание военнослужащих в духе уважения к законам, способствующее повышению их правосознания, формированию привычек и поведения, соответствующих требованиям нашего общества.

2. Издание приказов и иных правовых актов.

В работе командиров по обеспечению законности и правопорядка важное значение имеет издание приказов и иных правовых актов. Будучи правовой формой осуществления полномочий органов военного управления и должностных лиц, они детально и всесторонне регулируют воинский правопорядок на основе законов и уставов. С помощью приказов командир решает вопросы, связанные с повседневной деятельностью части, определяет обязанности различных должностных лиц, порядок обеспечения противопожарной безопасности и т.д.

Все правовые акты, издаваемые начальниками, носят подзаконный характер, они должны строго соответствовать Конституции РФ, законам и постановлениям Правительства РФ и воинским уставам. Они не могут противоречить приказам министра обороны РФ и приказам вышестоящих начальников.

Правовые акты могут издаваться только правомочными лицами в пределах своей компетенции. Так, правом отдавать письменные приказы наделены командиры частей и соединений, начальники учреждений, военно-учебных заведений и гарнизонов, командующие войсками военных округов и флотов.

3. Постоянный контроль и проверка исполнения распоряжений.

Одним из основных средств обеспечения законности и правопорядка командирами являются контроль и проверка исполнения их поручений и распоряжений, отданных в виде приказов. Необходимость подобных действий особенно велика в Вооруженных Силах, где вся жизнь, быт, деятельность войск, взаимоотношения между различными категориями военнослужащих, общие и специальные обязанности личного состава строго регламентированы законами, воинскими уставами, приказами министра обороны РФ, наставлениями и инструкциями.

Хорошо организованные контроль и проверка исполнения приказов дают возможность начальнику всегда знать состояние законности и правопорядка, своевременно вскрывать и принимать меры к устранению имеющихся нарушений. Они оказывают также и большое предупредительное влияние.

Все командиры и начальники должны осуществлять постоянный всесторонний контроль и периодическую проверку состояния войскового (корабельного) хозяйства в целом, вооружения, коммунальных сооружений, фактического и качественного состояния имущества и других материальных ценностей.

Большую помощь командиру в контроле за соблюдением законности в финансово-хозяйственной деятельности оказывают внутренние проверочные комиссии.

Кроме того, командиры и начальники организуют контроль через подчиненные им органы и должностных лиц. Наиболее важное значение имеет контроль за соблюдением законности и правопорядка в части, осуществляемый штабом. Работники штаба проверяют исполнение приказов.

4. Рассмотрение предложений, заявлений, жалоб.

Большое значение для обеспечения законности и правопорядка имеет правильное и своевременное реагирование командиров на поступающие к ним предложения, жалобы, заявления.

Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено право военнослужащего обжаловать незаконные в отношении его действия и распоряжения начальников, нарушение установленных по службе прав и преимуществ, неудовлетворение его положенным довольствием. Жалоба является одним из средств защиты законных интересов военнослужащих, и вместе с тем ее правильное разрешение способствует укреплению законности и правопорядка.

Разрешая жалобы и заявления, анализируя их, командир получает возможность подметить отрицательные явления, тем более что нередко в письмах, жалобах и заявлениях содержится информация об имеющих место правонарушениях, фактах нарушения законов и незаконных действиях должностных лиц не только в отношении заявителя, но и вообще по службе.

Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, а также приема посетителей в воинских частях и учреждениях регламентирован главой 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ. Дисциплинарный устав ВС РФ устанавливает, что все обращения (предложения, заявления или жалобы) подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации жалобы (заявления). В исключительных случаях, а также когда для разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, срок разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) может быть продлен командиром воинской части, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего, подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу). Командиры воинских частей обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению обращений (предложений, заявлений или жалоб). Для проведения такой проверки приказом соответствующего командира (начальника) создается комиссия. По результатам работы комиссии составляется аналитическая справка, которая хранится совместно с материалами по организации работы с обращениями (предложениями, заявлениями или жалобами) в делах воинской части.

Категорически запрещается пересылать жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются.

5. Производство административных расследований и дознаний.

Административное расследование назначается и проводится в тех случаях, когда необходимо расследовать какие-либо противоречащие законам или воинским уставам действия, не содержащие состава преступления.

Цель проводимого расследования - установить, какие нарушения законов и уставов и почему были допущены, их последствия, кто в этом виновен и какие меры следует принять для устранения выявленных нарушений или восстановления нарушенных прав, а также для предупреждения подобных фактов в дальнейшем.

Для борьбы с нарушениями законности и преступностью командир в необходимых случаях использует предоставленное ему как органу дознания право возбуждения уголовного дела и производства дознания.

6. Рассмотрение протестов военных прокуроров, представлений военных следователей и прокуроров, частных (особых) определений военных судов.
Обеспечению законности и правопорядка способствует также своевременное и правильное реагирование командиров на протесты военных прокуроров, представления военных следователей и прокуроров, частные (особые) определения военных трибуналов.

Командир обязан в десятидневный срок рассмотреть протест, вносимый военным прокурором в связи с обнаружением противоречащих закону приказов, инструкций и других правовых актов, принять меры к отмене или приведению опротестованных правовых актов в соответствии с законом и сообщить ему о своем решении. Не позднее чем в месячный срок он должен рассмотреть представление военного следователя или прокурора, частное (особое) определение военного трибунала и принять меры к устранению указанных в них нарушений законности, причин и условий, способствующих их совершению.

Выявленные при осуществлении прокурорского надзора, при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел нарушения законов и воинских уставов и их причины по решению командира части могут быть подвергнуты разбору на служебных совещаниях или обсуждены на собраниях. Привлечение армейской общественности, как правило, способствует разработке и осуществлению более действенных мер по укреплению законности.

7. Привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и правопорядка.

Одним из средств обеспечения законности и правопорядка в войсках является привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений. Ни одно правонарушение не должно оставаться без соответствующего наказания. Случаи безнаказанности разлагающе влияют не только на самого нарушителя, но и на других морально неустойчивых лиц.

Таковы основные средства укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах России. Наибольшая эффективность может быть достигнута лишь при правильном их сочетании и умелом применении в повседневной деятельности по обеспечению высокой и боевой постоянной готовности войск.

Методические рекомендации

Во вступительном слове необходимо указать на актуальность данной темы.

При изучении первого вопроса важно разъяснить значение понятий «законность» и «правопорядок». Необходимо отметить, что они являются основными принципами построения правового общества.

В ходе изучения второго вопроса следует обратить внимание на то, что необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ являются своевременное выявление имеющих место правонарушений и принятие решительных мер по их устранению, восстановлению правопорядка, нарушенных прав и законных интересов военнослужащих. Работа командиров и начальников по обеспечению законности и правопорядка в частях должна проводиться в тесном взаимодействии с военными прокуратурами и судами.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Дисциплинарный устав ВС РФ.

4. Хачатрян А. Основные направления и способы обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации // Ориентир - 2007-№ 11.

5. Мугинов Р. Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации. // Ориентир. - 2002. - № 1.

6. Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. -1994. - №3.

7. Шабуров А.С. Законность и правопорядок. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М., 1997.

Майор Борис Иванов

«Ориентир» 03.2011

Теги: огп