Законодательство РФ о социально-правовой защите военнослужащих контрактной службы и членов их семей

Сущность и правовые основы социального обеспечения военнослужащих

Военнослужащие контрактной службы и члены их семей пользуются установленными Конституцией и российским законодательством правами и свободами наравне с другими гражданами Российской Федерации. Их право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение.

Правовая защита военнослужащих контрактной службы и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанным лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Его элементами в настоящее время являются:

- правовое закрепление порядка и правил предоставления военнослужащим и их семьям прав и льгот, а также обязанности должностных лиц в данной сфере;

- определенный бюджетом и государственными целевыми программами объем материальных средств, направляемых на социально-экономическое обеспечение военнослужащих;

- юридическая ответственность должностных лиц и государственных органов за непредоставление военнослужащим и их семьям законных прав и льгот, а также ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, достоинство, честь и имущество;

- процедуры обжалования и контроля обеспечения должностными лицами и государственными органами социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны и приняты нормативно-правовые акты об их социальном обеспечении, правах и льготах. Основными являются федеральные законы: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Вместе с тем специфика возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других государственных военных организаций влечет за собой некоторые установленные законами ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах. Так, свобода передвижения и право на выбор места жительства реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.

Система правовых гарантий - это закрепленные в законодательстве средства (способы), специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить правомерную реализацию и защиту прав и свобод военнослужащих, удовлетворение их интересов, пользование благами.

Среди юридических гарантий прав и свобод следует четко различать условия, которые обеспечивают их правомерную реализацию (гарантии реализации прав) и условия их защиты (гарантии защиты прав).

Правовые гарантии непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и самих военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предусматривает:

- реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

- совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих;

- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Законом «О статусе военнослужащих» установлен широкий спектр социальных льгот для военнослужащих, которые должны компенсировать им моральные и физические нагрузки, обусловленные исполнением служебных обязанностей.

В Законе «О статусе военнослужащих» приводится перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким лицам закон относит:

- военнослужащих и членов их семей;

- граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников СНГ, и членов их семей;

- граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членов их семей.

В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты
Государственной Думы по обороне, безопасности; делам ветеранов и социальной политике.

Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих.

В Совете Федерации этими вопросами в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны.

В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ.

Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров и начальников.

Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Главенствующая роль в организации социально-правовой работы непосредственно в войсках принадлежит командиру (начальнику).

Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир (начальник) издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир (начальник) в изданных им актах указывает конкретных исполнителей и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и порядок действия подчиненных при их выполнении. Например, в соответствии с Уставом внутренней службы ВС РФ командир полка утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава.

Заместитель командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе в мирное и военное время отвечает за действенность работы по правовой и социальной защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

Он участвует в отборе кандидатов для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования; организует и проводит военно-социальную работу, участвует в реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, а также в решении правовых, социальных, бытовых и жилищных проблем военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала полка (корабля); осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями в целях повышения социального статуса военнослужащих и престижа военной службы.

Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих и ее совершенствование - одна из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск.

Законодательство устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Помимо общегражданских прав и свобод военнослужащие имеют права, обусловленные военной службой. К их числу относится право на государственное материальное обеспечение в период нахождения на военной службе. Оно реализуется путем получения от государства денежного довольствия и натурального обеспечения (продовольственного, вещевого, предоставления жилых помещений).

Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным с социально-правовой защитой военнослужащих контрактной службы и членов их семей, гарантирует им соблюдение основных прав и льгот, как в период военной службы, так и после увольнения с военной службы.

Основные виды социального обеспечения военнослужащих

Необходимым условием успешного решения проблем социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих и членов их семей является управление этой сложной сферой, которое предполагает:

1) систематический анализ структуры и особенностей жизни военных, ее тенденций и перспектив, а также состояния деятельности всех управленческих структур;

2) социальное прогнозирование изменений жизни и деятельности военнослужащих и членов их семей;

3) определение первоочередных проблем в данной сфере и формирование целей и задач деятельности органов социальной защиты на федеральном, региональном и местном уровнях;

4) выбор из альтернативных вариантов наиболее оптимальных средств и способов решения актуальных проблем;

5) постоянный контроль за происходящими изменениями методом сбора и анализа информации и на этой основе корректировка основных направлений деятельности, а также форм и методов работы.

Центральное место в системе социально-правовой защиты военнослужащих занимает их денежное довольствие. Необходимо, чтобы оно по размеру было сопоставимо с уровнем цен в стране, индексировалось с учетом инфляции, а также не было ниже денежного содержания федеральных государственных служащих. Не вызывает сомнений тот факт, что денежное содержание военнослужащих, при наличии моральных стимулов к службе Отечеству, должно также стимулировать военную службу.

Законодательство закрепляет дополнительные денежные выплаты и надбавки, установленные подзаконными актами (постановлениями Правительства РФ и приказами министра обороны РФ).

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Продолжительность основного отпуска устанавливается военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет:

• менее 10 лет - 30 суток;

• 10 лет и более - 35 суток;

• 15 лет и более - 40 суток;

• 20 лет и более - 45 суток.

При переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части им производятся выплаты:

• подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга (супругу) и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты, либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты. В размере твердой ставки (суточных), установленной (установленных) Правительством Российской Федерации для командированных работников, за каждый день нахождения в пути на военнослужащего и каждого члена семьи военнослужащего, переезжающего с ним.

Члены семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих, на бесплатный проезд:

• от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы;

• один раз в год - к месту проведения отпуска и обратно;

• на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно;

• при увольнении военнослужащего с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего - к избранному месту жительства.

При увольнении с военной службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:

• до 10 лет - в размере 5 окладов;

• от 10 до 15 лет - 10 окладов;

• от 15 до 20 лет - 15 окладов;

• от 20 лет и более - 20 окладов.

Военнослужащим, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно -штатными мероприятиями без права на пенсию за выслугу лет или по инвалидности, при наличии у них выслуги на военной службе от 15 до 20 календарных лет назначается и выплачивается в течение пяти лет ежемесячное социальное пособие в размере: за выслугу 15 календарных лет -40 процентов и за каждый полный год этой выслуги сверх 15 лет - 3 процента окладов денежного содержания.

Основными видами социального обеспечения военнослужащих и членов их семей являются:

- страхование жизни и здоровья военнослужащих;

- пенсии (за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Страхование жизни и здоровья военнослужащих - один из основных видов социального обеспечения военнослужащих, представляющий собой государственную систему их материального обеспечения в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны жизни и здоровья.

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих определены в Законах РФ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» и «О статусе военнослужащих».

В случае гибели (смерти) военнослужащих, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов), членам семей погибших либо самим военнослужащим выплачивается в равных долях единовременное пособие в определенных законом размерах.

Вторым основным видом социального обеспечения военнослужащих является исчисление и выплата пенсий.

Пенсия - это денежное обеспечение, получаемое военнослужащими по достижении соответствующего пенсионного возраста или выслуги лет, при наступлении инвалидности, а также нетрудоспособным членам семьи кормильца по случаю его смерти.

Она представляет собой такую государственную выплату, которая служит основным, постоянным источником средств для тех лиц, которым назначена. В соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» существуют следующие виды пенсий:

1. За выслугу лет.

2. По инвалидности.

3. По случаю потери кормильца.

Необходимо обратить внимание на то, что лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. А пенсии по инвалидности им и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Таким образом, рассмотренные виды социального обеспечения предоставляют военнослужащим и членам их семей возможность для реализации своих основных прав и использования льгот в вопросах обязательного государственного страхования жизни, здоровья и пенсионного обеспечения.
В связи с выполнением воинских обязанностей некоторые военнослужащие имеют право на льготы.

Конкретное содержание льгот определяется органами государственной власти путем издания соответствующих законодательных актов.

Льготы военнослужащим, членам их семей, другим гражданам, установленные в связи с выполнением воинских обязанностей, по своему содержанию весьма разнообразны. К ним относятся: жилищные льготы; льготы в области здравоохранения; льготы в области образования и культуры; льготы по перевозкам и т.д.

Жилищные льготы заключаются в сохранении жилплощади (жилых помещений) и праве на нее; в сохранении права на дополнительную жилплощадь; в содействии индивидуальному жилищному строительству.

Льготы в области здравоохранения состоят в бесплатном отпуске лекарств или их продаже по пониженным ценам, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение со скидкой оплаты их стоимости или бесплатно и некоторых других преимуществах.

Льготы в области образования и культуры охватывают преимущества при поступлении (восстановлении) в учебные заведения, обучении в них и т.д.

Военнослужащие наравне с другими гражданами пользуются правами и свободами в области культуры. Так, в расположении воинских частей они бесплатно пользуются услугами библиотек, читальных залов, имуществом культурно-просветительного назначения, спортивными сооружениями и инвентарем, просматривают кино и видеофильмы.

Таким образом, государством прилагаются усилия по созданию достойных условий жизни и деятельности всех категорий военнослужащих и членов их семей, чтобы поднять престиж военной службы, сделать ее почетной. Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы социальной защиты личного состава - одно из направлений этой деятельности.

Методические рекомендации

Учитывая, что тема данного занятия предполагает знакомство со значительным объемом нормативно-правовых актов, на занятии рекомендуется иметь оригиналы законов с последними изменениями и уточнениями, которые помогут лучшему усвоению темы.

При рассмотрении первого вопроса занятия целесообразно подчеркнуть роль законодательных актов по усилению системы социальной защиты военнослужащих.

При рассмотрении второго вопроса рекомендуется более подробно разъяснить слушателям, что гарантированное материальное обеспечение военнослужащих, проходящих службу по контракту, поднимает престиж военной службы.

В ходе занятия желательно тщательно разъяснять положения законов по реализации военнослужащими своих прав на отдельные виды социального и материального обеспечения и порядка предоставления различных отпусков.

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28 марта 1998 года.

2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27 мая 1998 года.

3. Лунин А., Самосват Д. Правовые основы прохождения военной службы // Ориентир. - 2006. № 2.

Подполковник запаса,обозреватель журнала «Ориентир»,Арам ХАЧАТРЯН

«Ориентир» 03.2010

Теги: огп