Особенности дезактивации техники, материальных средств при заражении парами и аэрозолями радиоактивных веществ, образовавшихся вследствие разрушений (аварий) на предприятиях ядерной энергетики

Дезактивационные работы на промышленных предприятиях должны, как правило, проводиться своими силами, а точнее командами (группами) обеззараживания. Большей частью этого будет недостаточно. Тогда на крупные и важные объекты направляются части и соединения ГО, подразделения химических войск Министерства обороны. На время ликвидации больших аварий создаются специальные подразделения, т.к. работа им предстоит длительная и кропотливая, связанная с радиационным облучением. Поэтому их подразделяют на первоочередных и последующих.

К первоочередным относят дезактивацию основных проездов, соединяющих цеха, производственные и служебные помещения, погрузо-разгрузочные площадки, подъездные пути, транспорт. Во вторую очередь дезактивируются остальная территория объекта, прилегающая местность, стены и крыши зданий.

С асфальтовых проездов и проходов (с которых и начинается дезактивация) радиоактивную пыль смывают с помощью поливомоечных и пожарных машин, мотопомп и других средств, позволяющих производить обработку поверхностей направленной струей под давлением. Процедура сложная, требующая не только времени, а в большинстве случаев неоднократного повторения, т.к. снижение уровня загрязненности идет медленно и очень часто на очищенную поверхность вновь попадают радиоактивные элементы, занесенные ветром или человеком.

Остальная территория объекта и проезды без твердых покрытий обеззараживаются срезанием и удалением зараженного грунта (снега) на глубину 5–10 см, укатанный снег – на 6 см, рыхлый снег – до 20 см. Зараженный грунт или снег вывозят в безопасное место или специально оборудованные могильники.

Надо помнить, дезактивация дорог и проездов не устраняет полностью опасности облучения человека, но все же значительно снижает ее.

Способы дезактивации зданий и сооружений промышленных объектов могут быть различными: обмывание струей воды под давлением, обмывание с одновременным протиранием моющими веществами, удаление радиоактивных веществ при помощи промышленных пылесосов, пескоструйных аппаратов.

Наружную дезактивацию зданий начинают с крыш, затем из шлангов обмывают стены, обращая особое внимание на окна, стыки и другие места, где может задержаться радиоактивная пыль. Бетонные, кирпичные, оштукатуренные поверхности прочно удерживают радиоактивные вещества, при расходе до 3 л/м2 воды под давлением 3 кгс/см2 удаляется 30-60%. Для получения лучших результатов следует увеличить расход воды и повысить давление.

При дезактивации стен в некоторых случаях вместо обработки водой можно рекомендовать смывание радиоактивных частиц водными растворами моющих и комплексообразующих веществ. Этот метод наиболее удобен при обработке больших и гладких поверхностей. Когда все эти способы не обеспечивают значительного снижения зараженности, целесообразно прибегать к удалению верхнего слоя с помощью обдирочных устройств или пескоструйной обработки.

Дезактивация транспортных средств и техники предприятия может быть частичная или полная. Частичную выполняет водительский и обслуживающий состав. Они обрабатывают те места и узлы машин, с которыми приходится соприкасаться в процессе эксплуатации. Приступая к обеззараживанию автомобиля, надо в первую очередь обработать тент. Верх кабины, моторную часть, переднее стекло, грязевые щитки и подножки обметают или протирают ветошью. После этого дезактивируют внутренние поверхности кабины, приборы и рычаги управления. Если на машине предполагается перевозить людей, то дополнительно обрабатывается задний борт и весь кузов машины.

Полная дезактивация проводится за пределами зараженной зоны на станциях и площадках обеззараживания или на пунктах специальной обработки (ПуСО), как это было в Чернобыле. Здесь требования более жесткие. Весь процесс происходит при соблюдении строгих правил безопасности, под постоянным дозиметрическим контролем. Для обработки применяются специальные моющие растворы. Работу проводят специалисты. И в этих, кажется уже идеальных условиях, не всегда удавалось провести дезактивацию так, чтобы полностью обеззаразить технику. Вот почему и поныне в зоне заражения ЧАЭС на площадках отстоя можно видеть автомашины, бульдозеры, краны и другую технику. Пользоваться ею нельзя. Она продолжает быть радиационно зараженной.

Дезактивация одежды, обуви и средств индивидуальной защиты может быть также частичной и полной. Все зависит от конкретных условий, степени заражения и сложившейся обстановки.

Если населением проводится частичная санитарная обработка, то одновременно осуществляется и частичная дезактивация. При выполнении таких действий в зоне заражения, одежду, обувь, средства защиты не снимают. После выхода в незараженный район их снимают, но дезактивацию проводят в респираторе или противогазе.

Частичная дезактивация заключается в том, что человек сам удаляет радиоактивные вещества. Для этого одежду, обувь, средства индивидуальной защиты развешивают на щитах, веревках, веревках, сучках деревьев и тщательно в течении 20–30 минут обметают веником, чистят щетками или выколачивают палками. Этому способу дезактивации можно подвергнуть все виды одежды и обуви, за исключением изделий из резины, прорезиненных материалов, синтетических пленок и кожи, которые протирают ветошью, смоченной водой или дезактивирующим раствором.

После обработки зараженность одежды, обуви и средств защиты осталась выше допустимой. Тогда проводится дополнительное обеззараживание на площадках дезактивации, развертываемых вблизи санитарно-обмывочных пунктов или площадок санитарной обработки, где население будет проходить полную санитарную обработку.

При дезактивации, вызывающей пылеобразование, люди должны иметь резиновые перчатки или рукавицы, респиратор или противогаз. Если указанные средства отсутствуют, на лицо одевают многослойную марлевую или тканевую повязку. Поверх одежды надевают халат или комбинезон, на ноги – резиновые сапоги.

Теги: рхбз