Правила пользования бортовыми комплектами специальной обработки

Табельный комплект для проведения специальной обработки ИДК-1, порядок работы с ним. Комплект для специальной обработки автотракторной техники ИДК-1 предназначен для проведения полной дегазации и дезинфекции автотракторной техники с использованием сжатого воздуха от компрессора автомобиля или автомобильного насоса для накачивания шин.

Уложенный в сумку комплект перевозится за спинкой или под сиденьем экипажа машины. Емкостью для раствора служит 20 литровая канистра, входящая в комплект автомобиля.

Комплект для специальной обработки автотракторной техники ИДК-1:

Комплект для специальной обработки автотракторной техники ИДК-1: 1 – укладочная сумка; 2 – щетка; 3 – скребок; 4 - эжекторная насадка; 5 - брандспойт с распылителем 6 - комплект ЗИП; 7 - специальная крышка с рукавом и фильтром; 8 - хомут; 9 - -воздушный и жидкостный резиновые рукава.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКТА ИДК-1

Вес комплекта, кг

5

Полная емкость бидона (канистры), л

20

Рабочая емкость бидона (канистры), л

18

Время развертывания комплекта, мин

3-4

Время свертывания комплекта, мин

4-5

Рабочее давление, кгс/см2

 

при работе с ручным насосом

1-1,2

при работе с эжекторной насадкой

3–4

Расход раствора, л-мин:

 

при дезактивации (дезинфекции) выдавливание

0,4–0,6

при дезактивации выдавливанием

2

при дегазации (дезинфекции) эжектированием

0,5–1,5

Для подготовки ИДК-1 к специальной обработке по схеме работы под давлением, создаваемым в канистре насосом для накачивания шин (рис. а):
- откройте канистру и заполните ее рабочей жидкостью;
- установите на канистре хомут с одновременным закреплением насоса для накачивания шин;
- установите крышку специальную на горловину канистры;
- отверните колпачок с шинного вентиля крышки специальной и проверьте наличие золотника в шинном вентиле;
- присоедините к шинному вентилю шланг насоса для накачивания шип, а к трубке крышки специальной рукав с краником, предварительно отсоединив переходник;
- присоедините к рукаву с краником брандспойт;
- наверните на брандспойт щетку;
- создайте насосом для накачивания шин давление в канистре, достаточное для интенсивного распыления рабочей жидкости.

Во избежание раздутия и нарушения сварных швов канистры необходимо следить за тем, чтобы давление в канистре не превышало 0,12 МПа (1,2 кгс/см2).

При этом следует руководствоваться тем, что это давление достигается 28-30 качаниями насоса для накачивания шин при заполнении канистры восемнадцатью литрами раствора и 70-80 качаниями при заполнении наполовину (10 л).
Развертывание комплекта ИДК-1 для специальной обработки: а – от насоса; б – от пневмосистемы автомобиля
Развертывание комплекта ИДК-1 для специальной обработки: а – от насоса; б – от пневмосистемы автомобиля

При подготовке ИДК-1 к специальной обработке по схеме работы на основе эжекции (рис. б):
- откроите канистру и наполните ее рабочей жидкостью;
- установите крышку специальную на горловину канистры;
- отверните колпачок с шинного вентиля крышки специальной и выверните золотник из вентиля;
- присоедините к трубке крышки специальной рукав;
- наверните насадку на брандспойт до упора и заверните ее контргайкой;
- присоедините второй коней рукава к патрубку насадки;
- наверните на насадку щетку;
- присоедините рукав с краником к брандспойту;
- присоедините один конец шланга для накачивания шин из комплекта шоферского инструмента через переходник к рукаву с краником, а второй конец к кранику отбора воздуха пневматической системы автомобиля;
- запустите двигатель и создайте давление воздуха в системе не менее 0,3 МПа (3 кгс/см2).

Примечание: при работе комплекта на основе эжекции может быть использована любая емкость: ведро, банка, бочка и т. д.

Для проведения специальной обработки необходимо:
- откройте краник приспособления для подачи рабочей жидкости при использовании, комплекта по схеме работы под давлением, а при работе на основе эжекции откройте краник приспособления и кран отбора воздуха пневматической системы автомобиля;
- протрите интенсивно обрабатываемую поверхность щеткой сверху вниз. Обрабатывайте особенно тщательно те места и детали, с которыми приходится соприкасаться личному составу;
- обработайте струей рабочей жидкости места, недоступные для протирания щеткой.

По мере расхода рабочей жидкости подкачивайте воздух в канистру при дегазации и дезинфекции (колпачок Ø 1,5 мм с сердечником) с частотой 12-15 качков в минуту или по 35-40 качков через каждые три минуты работы и с частотой 30-40 качков в минуту при дезактивации (колпачок Ø 2 мм без сердечника).

При работе комплекта по схеме эжекции расход рабочей жидкости при постоянном давлении воздуха зависит от высоты всасывания, что позволяет регулировать расход рабочей жидкости путем перемещения емкости, например, с земли на подножку или в кузов машины.

Табельный комплект для проведения специальной обработки ДК-4, порядок работы с ним. Комплект для специальной обработки военной техники ДК-4 предназначен для дегазации, дезактивации и дезинфекции грузовых автомобилей, автопоездов, специальных автомобильных шасси и бронетранспортеров с карбюраторными двигателями.

ДК-4К предназначен для СО автомобилей с диаметром выпускной трубы глушителя 44,5мм (ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-66, ЗИЛ-150 И ЗИЛ-164), 51мм (ГАЗ-53А, ЗИЛ-157, И ЗИЛ-157К) и 63,5мм (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-137); ДК-4Б – для БТР, БРДМ; ДК-4КУ – для автомобилей УРАЛ-375.

Состав комплекта ДК-4К:

Состав комплекта ДК-4К:
1 – ящик; 2 – пакет с порошком СФ-2У (СФ-2); 3 - банка полиэтиленовая; 4 – запасные части; 5 – брандспойт;
6 - удлинитель; 7– ветошь; 8 – щетка; 9 – эжектор; 10 – пружина; 11 – крепежные детали; 12 - рукав жидкостный
13 – газоотборное устройство; 14 - рукав газожидкостный; 15 – крючок и планка

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКТА ДК-4

Показатели

ДК-4К

ДК-4Б

ДК-4КУ

Масса комплекта, кг:

 

 

 

с упаковкой

34

34

35

без упаковки

28

18

29

Время развертывания, мин

3-4

Время обработки газожидкостным методом, мин:

 

 

 

автомобилей типа ЗИЛ-131 и БТР

40-50

автомобилей типа ГАЗ-66 и БРДМ

30-40

Расход водного раствора СФ-2У или суспензии ДТС-ГК на обработку, л:

 

 

 

автомобилей типа ЗИЛ-131 и БТР

50-60

автомобилей типа ГАЗ-66 и БРДМ

30-40

Минутный расход раствора, л/мин

1,5 ± 0,5

Давление в системе выпуска газов при работе, кгс/см2

0,9 ± 0,1

Температура газожидкостной струи на выходе из брандспойта, °С

45-60

Норма расхода раствора на 1 м2, л

1,5

Время обработки 1 м2, мин

1

В качестве емкости используется 20 литровую канистра или резиновая емкость РДР-40.

Действие газожидкостного прибора основано на использовании тепла и кинетической энергии отработавших газов двигателей автомобилей (бронетранспортеров). Отработавшие газы двигателя поступают под давлением в эжектор и, приобретая в сопле эжектора необходимую скорость, создают разрежение во входной части смесительной камеры, обеспечивая тем самым при газожидкостном методе подачу раствора из емкости в брандспойт, а при методе пылеотсасывания – отсос пыли с обрабатываемой поверхности.

При обработке газожидкостным методом раствор из емкости по рукаву жидкостному засасывается в эжектор, где происходит смешивание газового и жидкостного потоков и теплообмен между ними. Из эжектора газожидкостный поток поступает в рукав газожидкостный, а затем через удлинитель и брандспойт в виде газожидкостной струи подается на обрабатываемую поверхность.

При дезактивации методом отсасывания радиоактивной пыли под действием разрежения, создаваемого эжектором, и механического воздействия щетки пыль отрывается от обрабатываемой поверхности и по рукаву газожидкостному засасывается в эжектор, откуда выбрасывается с потоком газов через диффузор эжектора.

Подготовка комплекта к газожидкостному методу обработки.

Газожидкостный метод обработки применяется для дезактивации, дегазации и дезинфекции автомобилей и бронетранспортеров с использованием водного раствора порошка СФ-2У (СФ-2) и водной суспензии порошка ДТС ГК (в летних и зимних условиях).

Для подготовки комплекта к дезактивации (дегазации, дезинфекции) газожидкостным методом подключение ДК-4К производите к предварительно разогретому двигателю. После остановки двигателя произведите сборку и подключение комплекта ДК-4К в такой последовательности:
- расконсервируйте комплект;
- для автомобилей, ранее оборудованных ниппелем, установите на ниппель переходник;
- установите крышку с клапаном и газоотборником на ниппель выпускной трубы глушителя или переходник;
- установите эжектор на газоотборник;
- присоедините к диффузору эжектора рукав газожидкостный;
- присоедините щетку к брандспойту и закрепите ее гайкой; соедините брандспойт с удлинителем;
- присоедините удлинитель к рукаву газожидкостному;
- присоедините рукав жидкостный к патрубку эжектора;
- опустите другой конец рукава в емкость;
- откройте клапан, для чего поверните рычаг вокруг его оси.

При сборке прибора во всех местах соединений поставьте паронитовые прокладки. Подтекание рабочих растворов в местах соединений не допускается.

Примечание. Емкость с раствором не должна находиться выше уровня эжектора и ниже 1,5 м от уровня эжектора.

Перед включением комплекта в работу проверьте, опущен ли конец рукава жидкостного в емкость с жидкостью. Подача по рукаву газожидкостному отработавших газов без жидкости категорически запрещается.

Проверьте исправность клапана, убедитесь в свободном перемещении оси под действием пружины и при необходимости произведите регулировку клапана.

После предварительного разогрева двигателя до нормального теплового режима и подключения прибора к системе выпуска газов произведите вторичный запуск двигателя. Когда двигатель вновь будет работать на устойчивых оборотах коленчатого вала при нормальном тепловом режиме, закройте клапан, для чего возвратите рычаг переведите в исходное положение и постепенно повышайте обороты коленчатого вала двигателя с помощью кнопки (ручки) ручного управления дросселем до средних оборотов.

Начало срабатывания клапана прибора рассчитано на достижение в системе выпуска отработавших газов давления 0,8 кгс/см2 при средних оборотах коленчатого вала двигателя и характеризуется небольшим пропусканием через него отработавших газов.

После включения комплекта в работу проверьте подачу газожидкостной смеси из брандспойта. Если по рукаву газожидкостному подаются только отработавшие газы без жидкости, прекратите работу и устраните неисправность.

Для подготовки прибора к дезактивации методом отсасывания радиоактивной пыли:
- установите крышку с клапаном и газоотборником на ниппель выпускной трубы глушителя или на переходник;
- установите эжектор на газоотборник;
- присоедините рукав газожидкостный к патрубку эжектора;
- соедините брандспойт со щеткой и закрепите щетку гайкой;
- соедините удлинитель одним концом с брандспойтом, а другим – с рукавом газожидкостным;
- откройте клапан, для чего поверните рычаг вокруг его оси.

При сборке прибора во всех местах соединений поставьте паронитовые прокладки.

Пуск двигателя автомобиля (бронетранспортера) произведите в том же порядке, что и при обработке газожидкостным методом.

Порядок проведения работ по дегазации (дезактивации, дезинфекции).

Категорически запрещается:
- работать с газожидкостным прибором без предварительного прогрева двигателя;
- производить пуск двигателя автомобиля (бронетранспортера) при закрытом клапане;
- использовать комплект, в целях получения горячей воды для хозяйственных нужд;
- производить подачу по рукаву газожидкостному выхлопных газов без жидкости, так как это может вывести из строя рукав (за исключением случая, указанного ниже);
- использовать комплект для повседневной мойки автомобилей (бронетранспортеров).

При температуре воздуха ниже –10° С, когда возможно снижение эластичности рукава газожидкостного, сборку прибора производите, не распрямляя рукав. После подготовки прибора к работе рукав газожидкостный (в бухте) прогрейте пропусканием через него в течение 1–2 мин газожидкостной струи, направляя ее в емкость с раствором (работа по замкнутому циклу). После этого распрямите рукав и приступайте к обработке.

После работы, а также в случаях перерывов в работе при температуре окружающего воздуха ниже 0°С во избежание замерзания в рукавах остатков раствора (суспензии) рукав жидкостный выньте из емкости и удалите из него остатки раствора (суспензии) пропусканием выхлопных газов через рукав в течение 10– 15 с до прекращения выхода газожидкостной струи из брандспойта.

После установления необходимых для работы прибора оборотов двигателя приступайте к дезактивации (дегазации, дезинфекции).

При проведении дезактивации (дегазации, дезинфекции) обрабатываемую поверхность интенсивно протирайте сверху вниз щеткой. Особенно тщательно обрабатывайте те места и детали, с которыми приходится соприкасаться личному составу. Места, недоступные для протирания щеткой, обрабатывайте газожидкостной струей, для чего щетка может сниматься с брандспойта.

При дезактивации техники методом пылеотсасывания особое внимание следует обращать на то, чтобы выбрасываемая радиоактивная пыль вторично не заражала обрабатываемый объект или рядом стоящую, технику. Во избежание этого автомобиль (бронетранспортер) с комплектом ДК-4К устанавливайте так, чтобы обрабатываемые объекты располагались с подветренной стороны.

В процессе работы прибора по дезактивации (дегазации, дезинфекции) клапан может прикипать, а в зимних условиях примерзать. В результате этого стравливание избытков газов может прекратиться и давление в системе выпуска газов может подняться выше допустимых пределов. Для предотвращения этого явления в процессе работы периодически (через 20–30 мин) приподнимайте и опускайте клапан путем поворота рычага вокруг его оси.

Для проведения работ по сборке (разборке) прибора при подготовке к работе по газожидкостному методу обработки, методу отсасывания радиоактивной пыли, при регулировке клапана и установке комплекта на объект пользуйтесь шоферским инструментом.

Теги: рхбз