Система предупреждений НАТО

«Система предупреждений НАТО» была разработана и введена в действие руководством блока 13 декабря 1992 года в связи с коренными изменениями военно-политической обстановки в Европе. В целом она призвана решать те же стратегические задачи, что и прежняя «Система тревог НАТО» с учетом положений Стратегической концепции альянса и новой структуры системы управления ОВС блока.

«Система предупреждений НАТО» представляет собой комплекс мероприятий в военной и гражданской областях, проведение которых обеспечивает достижение заданного уровня стратегической готовности ОВС блока к реагированию на кризисные ситуации и ведению военных действий различного масштаба.

Эта цель достигается:

- включением в эту систему необходимых мероприятий, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень боевой готовности войск и наращивание их состава в период обострения военно-политической обстановки;
- приданием «Системе предупреждений НАТО» необходимой гибкости, что позволяет соответствующим образом реагировать на весь спектр кризисных ситуаций, включая готовность к ведению крупномасштабных - военных действий и операций за пределами зоны ответственности НАТО с санкции ООН или ОБСЕ, а также осуществлять планомерный перевод ОВС НАТО с мирного на военное положение и наоборот;
- включением в нее мероприятий, обеспечивающих живучесть вооруженных сил НАТО в случае внезапного нападения.

Структурно «Система предупреждений НАТО» состоит из трех самостоятельных и в тоже время взаимодополняющих состояний:

- «Меры предосторожности»;
- «Упреждение угрозы»;
- «Отражение агрессии».

Каждое из этих состояний предполагает проведение соответствующего комплекса мероприятий по достижению заданного уровня стратегической готовности ОВС НАТО блока к ведению военных действий.

Отмена любого состояния «Системы предупреждения НАТО» требует проведения большого объема мероприятий и способна оказать серьезное воздействие на различные сферы деятельности альянса. Поэтому право отмены состояний «Меры предосторожности» и «Отражение агрессии» предоставлено только верховным главнокомандующим ОВС НАТО, а «Упреждение угрозы» – главнокомандующим ОВС блока на ТВД.

После принятия решения об отмене каких-либо мероприятий системы предупреждений высшие военно-политические и военные органы альянса готовят обращение к национальным органам власти и указания подчиненным командованиям ОВС НАТО о прекращении проведения действий, предусмотренных данными мероприятиями.

После принятия решения на прекращение боевых действий Совет НАТО или Комитет военного планирования направляют соответствующее указание верховным главнокомандующим ОВС НАТО. В этом указании учитывается время, необходимое верховным главнокомандующим и странам НАТО для проведения необходимых мероприятий. Сам факт прекращения боевых действий не является основанием для автоматического прекращения состояния «Отражение агрессии». Конкретную степень готовности, в которую необходимо вернуться, определяет Совет НАТО или Комитет военного планирования.

«Системой предупреждения» предусмотрена возможность объявления отдельных ее состояний, как в масштабе всего Североатлантического союза, так и в зоне ответственности только одного ВГК или в определенной части (районе) этой зоны.

В целом «Система предупреждений НАТО» представляет собой универсальный механизм, обеспечивающий руководству блока широкие возможности по выбору вариантов силового реагирования на кризисные ситуации различного масштаба и интенсивности.